Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные черты украинского менталитета




Во-первых, духовная связь украинцев со средой их обитания. Привязанность к определенным территориям или местностям в их границах... – пишет Э.Смит, – носит мифический и субъективный характер. Для этнической идентификации более важны привязанность и ассоциации, чем жизнь на этой земле или обладание ею.

Во-вторых, верховенство индивидуализма над коллективизмом, что отмечают практически все исследователи данного феномена. Как писал А.Кульчицкий, наш персонализм гораздо более, чем в Западной Европе, был направлен в сторону интровертного углубления, во внутренний мир личностного переживания.

В-третьих, верховенство эмоциональности над рациональностью, чувства над интеллектом, сердца над головой – кордоцентризм, особенно в философии, о чем достаточно много говорят современные украинские историки философии.

В-четвертых, определенный социальный фатализм, то есть вера в автоматичность исторического процесса, откуда вытекает постоянный уход в малые группы, в семью воздержание от участия в решении серьезных социально-политических проблем.

В-пятых, двойственность внутреннего мира, совмещающего в себе авантюрно-казацкий (активный) психологический тип и тип потаенного существования (пассивный).

В-шестых, «всеобщая уравнительность» и лояльность украинцев, обусловленная спецификой семейных отношений, традициями политической саморегуляции и религиозной жизни.

 

11. Истоки становления культуры Украины.

 

Украинская культура в своем развитии опиралась на взаимодействие с разными типами культур, которые так или иначе оказывали на нее влияние и проявлялись в ней, среди них:

Ø Доиндоевропейская,

Ø Индоевропейская,

Ø Славянская,

Ø Балканская,

Ø Иранская,

Ø Западноевропейская.

Кроме того, на становление украинской культуры влияли: алтайская культура, античная культура, немецкая культура, византийская (христианская) культура. В украинском феномене культуры соединились культурные типы Запада и Востока. Наиболее тесно связана украинская культура с русской, белорусской, польской культурами.

Источники, по которым можно судить о возникновении и развитии украинской культуры: археологические, этнографические, лингвистические, антропологические. Люди на территории современной Украины проживали с первобытных времен. В 90-х гг. 19 ст. украинский археолог чешского происхождения В. Хвойко открыл новую культуру, датированную 4-2 тыс. до н.э. и назвал ее Трипольской, по месту первых археологических находок (село Триполье на Киевщине).

Вскоре румынские археологи около села Кукутэни раскопали древнее поселение людей с подобными признаками и границы распространения данной культуры распространились на территорию Дунайского бассейна, Балканский полуостров, острова Середиземноморья и Малой Азии и она получила еще название трипольско-кукутэнская культура.

Культуры, существовавшие на территории Украины до возникновения Киевской Руси:

· Трипольская;

· Скифо-сарматская;

· Античная;

· Восточнославянская;

 

 

12. Истоки формирования украинской культуры

Формирование национальной куль­турной традиции началось в Украине приблизительно 500 лет на­зад.

Глубинный корень украинской культуры содержится в индо­европейском мировоззрении и культуре Киевской Руси. Киевская Русь как государство исчезла в 1240 г., оставив потомкам христи­анскую религию и мировоззрение в Восточном (Византийском) варианте. Киевская Русь передала Украине письменную культу­ру, книжную традицию, язык, архитектуру и христианство с эле­ментами дохристианских верований. Это - то, что связывает Ки­евскую Русь и Украину, помимо территории и населения, которое впоследствии стало украинской нацией.

Христианская религия и мировоззрение стали одними из наиболее важных факторов, которые повлияли на формирование украинской национальной культуры. Другой фактор развития ук­раинской культуры - это Европа, которая связана с наличием средневековой фазы истории (с момента падения Рима); наличи­ем эпохи Ренессанса; западным христианством (католичеством).

Учитывая все эти моменты, можно сделать вывод о том, что украинская культура не является европейской в полной мере, но она формируется на восточной окраине Европы, где средневеко­вье задержалось значительно дольше. Так право, и письменное, и связанное с обычаем (средневековое), оказывало влияние на формирование украинской народности (украинский народ фор­мировался в пределах Польско-Литовского государства, в усло­виях феодального европейского права, в рамках автономии и Польско-Литовской унии).

Важным фактором формирования украинской национальной культуры является религия. Украинская Православная Церковь всегда поддерживалась самим народом и имела свой националь­но-культурный долг, а не находилась под светской властью. Большую роль для украинской культуры сыграло возникновение униатской (греко-католической) церкви.

Оказавшись в Польско-Литовском государстве, население бывшей Киевской Руси имело два пути для дальнейшего сущест­вования: стать крепостным людом (социальным дном средневе­кового общества) или принять католичество и Польско- Литовскую культуру. Оба эти процессы имели место и происхо­дили постепенно. Но оказался возможным еще один путь, опи­санный Л. Гумилевым, согласно которому каждый этнос, кото­рый находиться на этапе своего формирования, имеет своих пас­сионариев (от фр. passion - страсть). В Украине таким феноме­ном стало казачество. Реестровое казачество возникло на базе общественного договора как автономная единица со своим обра­зом жизни, традициями и ценностями. Именно в это время исче­зает украинская элита (окончательно ополяченная шляхта), кото­рая была уже не нужной как культурный и исторический элемент. Реестровые казаки становятся новой элитой, которая защищала весь украинский народ. Этот период и есть действительным на­чалом становления украинской национальной культуры.

Культура барокко для Украины стала средневековьем и ее иррациональность весьма органично влилась в украинскую куль­туру. Эпоха барокко имеет особое значение для культурного раз­вития Украины, поскольку она составляет одну из основ украин­ской ментальности (украинский экзистенциализм).

Относительно эпохи Возрождения следует отметить, что в Украине было очень много образованных людей, получивших образование в Европе, которые привносили ренессансные куль­турные элементы в Украину. Но феномен Ренессанса - это ис­ключительно итальянский феномен, и в Европе ренессансные идеи распространялись как повторение итальянского Ренессанса (следовательно, в Украине он также был). Это идея всеобщего равенства от природы (естественное право), которое противопос­тавлялось божественному праву, право на жизнь, право на собст­венность.

Важными этапами развития украинской культуры являются первая и вторая половины XIXв., когда формируется националь­ное сознание украинского народа, развиваются традиции класси­цизма и романтизма, отраженные в творчестве И. Котляревского, Т. Шевченко, М. Костомарова, Н.Гоголя, И.Франко.

Курс развития национальной культуры Украины в период СССР был в значительной степени нарушен политикой универ­сализации и «плавильного котла», но сегодня украинская культу­ра активно возрождается и развивается.

Таким образом, можно выделить такие периоды развития украинской национальной культуры: культура Киевской Руси, культура польско-литовского периода, культура эпохи казачест­ва, культура украинского барокко, украинская культура XIX в., культура коммунистического периода и культура независимой Украины.

 

 

13. Древнейшие культуры на территории Украины.

 

КИММЕРИЙЦЫ

Киммерийцы — первый исторически зафиксирован­ный народ на территории современной Украины. Отрывоч­ные сведения о них мы находим в поэме Гомера «Одиссея», в «Истории» Геродота, «Географии» Страбона и в ассирий­ских клинописных источниках. С X по VII вв. до н. э. ира­ноязычные кочевые племена киммерийцев занимали об­ширную степную территорию между Доном и Днестром, а также Крымский и Таманский полуострова. Коневодство обеспечивало их верховыми лошадьми и продуктами пи­тания. Благодаря своим тесным контактам с кавказскими металлургическими центрами киммерийцы первыми сре­ди племен Украины овладели технологией изготовления железа сначала тигельным, а затем и сыродутным спосо­бом — с помощью горна. Обладая сильной конницей, железными мечами и стре­лами с железными наконечниками, этот народ оказывал сильное давление на оседлое земледельческое население украинской лесостепи. Чтобы защитить себя от киммерий­цев, носители так называемой чернолесской археологичес­кой культуры, проживавшие в междуречье Днепра и Дне­стра, вынуждены были строить хорошо укрепленные го­родища. В VII в. до н. э. киммерийцы ушли с территории Украины (достоверных свидетельств о том, что стало с этим народом, не сохранилось). На смену им с востока пришли племена скифов.

 

СКИФЫ

Скифы (сколоты) — кочевые ираноязычные племена, которые жили в VII—III вв. до н. э. в степях Северного Причерноморья. О скифах сохранились известия в асси­рийских (VII—VI вв. до н. э.) и греческих (V—IV вв. до н.э. — Гиппократ, Страбон, Эсхил, Аристофан и др.) пись­менных источниках. Греческий историк Геродот посвя­тил скифам четвертую книгу своей «Истории», в кото­рой описал их территорию, занятия, быт, обычаи, рели­гию и поход против них персидского царя Дария I. Ски­фы пришли в Северное Причерноморье с востока. В V— IV вв. до н. э. под влияние скифов попали земли лесо­степной полосы Левобережной и Правобережной Украи­ны, а также земли на запад от Днестра — так называемая Большая Скифия (географическо-этнографическое назва­ние территории, на которую распространилась скифская материальная и духовная культура, а также в значитель­ной степени военное влияние). Население Большой Скифии не было однородным. Кроме нескольких собственно скифских племенных объе­динений (кочевые скифы, царские скифы), здесь жили ме­стные племена, которые попали в зависимость от скифов и впитали ряд элементов скифского этноса. Это, в первую очередь, скифы-пахари, которые жили между Днестром и Днепром, скифы-земледельцы в низовьях Днепра и др. В V—IV вв. до н. э. скифы достигли значительного военного и экономического могущества, поддерживали активные связи с античными городами Северного Причерноморья, осуществляли военные походы на соседние и отдаленные земли. Скифские военно-племенные объединения пред­ставляли собой ранний этап кочевнической государствен­ности, которая достигла вершины своего развития в сере­дине IV в. до н. э. при царе Атее. После появления сарма­тов между Доном и Днепром, а впоследствии на запад от Днепра скифская государственность, державшаяся на во­енной силе, пришла в упадок. Непосредственным продолжением Большой Скифии было Скифское царство в Крыму, которое просущество­вало до III в. н. э. Кроме того, существовала так называе­мая Малая Скифия на территории Молдовы и Румынии. Эти государственные образования находились под значи­тельным влиянием античной цивилизации Северного Причерноморья и представляли собой европейские элли­нистические государства. Скифы оставили богатую и раз­нообразную культуру. Это, в первую очередь, многочислен­ные курганы (их насчитывалось несколько сот) военно-племенной верхушки. Курганные погребения раскрывают картину глубокого имущественного расслоения скифско­го общества, связи кочевой верхушки с античной цивили­зацией, состояние военного дела у скифов, религиозные верования. Пребывание скифов в степях Северного При­черноморья содействовало распространению скифской ма­териальной и духовной культуры среди оседлых земле­дельческих племен.

ТАВРЫ

Тавры (от греч. tauros — бык) — автохтонное население Крыма. От них произошли названия Крымского полуост­рова Таврида, Таврика, Таврия. Исследователи прослежи­вают связь тавров с культурой населения Крыма и Поднепровья эпохи каменного и бронзового веков. Сведения о таврах содержатся в произведениях древнегреческих, римских, византийских писателей и ученых с V в. до н. э. до X в. н. э. Одним из первых о таврах написал древнегре­ческий историк Геродот.

 

 

14. Особенности первобытной культуры.

 

Древнейший человек современного типа появился на территории Украины около 1 млн. лет тому назад в эпоху палеолита — древнекаменного века. Стоянки этого периода найдены археологами в Закарпатье (более 20 пунктов), а также в Донбассе (в районе Амвросиевки), на Днестре в с Лука-Врубливецкая, на Житомирщине Археологами найдены тут ручные рубила и множество кремневых осколков, которые использовались как орудия труда.

После палеолита начался мезолит - средне каменный век. В эпоху мезолита произошли существенные изменения в окружающей среде. После ледникового периода климат стал мягче, а ландшафтно-географические зоны приобрели современный вид. В период мезолита происходили кардинальные изменения в сфере производства орудий труда. Были найдены лук и стрелы. В это время человек приручает диких животных - собаку, потом свинью, занимается собирательством, рыболовством

Завершающий этап каменного века - неолит (VI - Ш тыс. до н. э) характеризуется большими изменениями в экономике. Появляются скотоводство и земледелие. Воспроизводящее хозяйство заложило основы для дальнейшего развития древнейшего населения Украины, численность которого в период неолита значительно выросла. Переход к сознательному производству продуктов питания был качественно новым этапом в истории человечества. Историки называют этот этап "неолитической революцией"

На территории современной Украины выявлено около 500 неолетических поселений. В социальном аспекте неолит был период расцвета родового строя.

В III-тыс. до н.э произошел переход к энеолиту (меднокаменному веку), который характеризуется овладением техникой производства и обработки меди. Из многих археологических культур этого периода самой известной является трипольская культура, которая была распространена на правобережной части современной Украины и Поднестровье Она была открыта у села Триполье, южнее Киева Трипольцы были знакомы с обработкой меди и даже железа, занимались оседлым земледелием к скотоводством. Высокого уровня достигло гончарное производство. Жили трипольцы в больших прямоугольных наземных жилищах с деревянным каркасом и из глины Они жили многолюдными поселками. У трипольцев развивались территориальные связи на основе хозяйственной деятельности, формировались племена и межплеменные связи, создавалась иерархическая структура родов во главе с наиболее знатными и признанными старейшинами.

II тыс. до н. э вошло Б историю под названием бронзовый век. В эту эпоху произошло крупное общественное разделение труда - выделилось скотоводство как самостоятельная отрасль и появились скотоводческие племена. Земледелие становится пашенным с использованием быков как тягловой силы. Возросла роль мужчины в производстве и родство стало вестись по отцовской линии, дети оставались в роде отца и наследовали его имущество.

Появилось патриархальное рабство. Возникла частная собственность, углублялось имущественное неравенство и начали зарождаться социальные группы. Эти процессы положили начало разложению первобытнообщинного строя. На территории Украины бронзовый век был представлен катакомбной и срубной культурами, названными так по обряду погребения. Кроме того, существовали ямная культура, культура многоваликовой керамики, шнурковой керамики и другие

С конца II - начала I тыс. до н. э начался железный век. Применение железных орудий труда резко повысило производительность труда человека. Для обработки земли вместо мотыги начали применять соху с железным лемехом. Происходит второе крупное общественное разделение труда - в самостоятельную отрасль выделилось ремесло. Все глубже происходит социальное расслоение на бедных и богатых Войны также способствовали обогащению верхушки племен. Родовая община предвращается в соседскую, территориальную, а отдельные племена обьединяются в союзы племен. На этом этапе завершается эпоха первобытнообщинного строя и начинается переход к раннеклассовому обществу

Первым исторически известным народом на территории современной Украины были киммерийцы (X - VII вв. до н. э) они первыми начали применять железо в хозяйстве и военном деле, освоили искусство езды на лошадях, создали войско из конников

 

15. Верования первобытного человека

Религия существует в разных формах у всех народов Земли. Но первоначальные ее истоки кроются в такой отдаленной древности, что о них возможны только предположения. Открытия археологов, относящиеся к эпохе древнекаменного века — палеолита, и изучение религий современных самых отсталых народов позволяют ученым представить себе религию первобытного человека. В религиозных верованиях и обрядах отразилась беспомощность первобытного человека перед подавляющими его силами природы.

Основные формы первобытных религиозных представлений:

- Тотемизм

- Магия

- Анимизм

- Фетишизм

- Шаманизм

- Мифология

 

Тотемизм

комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами (животными, растениями).

 

Магия

вера в способность человека с помощью особых действий или слов воздействовать на окружающий мир и других людей.

 

Анимизм

вера в сверхъестественные существа в виде заключённых в какие-то тела душ и самостоятельно действующих духов

 

Фетишизм – вера в силу предметов и их влияние на человека.

 

Шаманизм – вера в «потусторонние» возможности человека (знахарство, предсказание и др.)

 

Мифология – знание о мифе (миф – это легенда, сказка), форма мировосприятия, верования первобытных людей.

 

Накоплением практических знаний омир и невозможность объяснить большое количество явлений обусловило появление религиозныхпредставлений. Религия вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов. Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозныеверования появились в среднем палеолите (150-35 тыс. лет назад) внеандертальцев. К первобытным формам религии относятся: тотемизм, фетишизм, магия,анимизм.

Тотемизм (От индейцев. ототем –его род) - вера в происхождение рода от общего предка - животные, растенияили и птицы. Пращура считали защитником рода, просили у него помощи вохоте. Животное-тотемнельзя было убивать. ей поклонялись, изображали на стенах пещер, вырезалииз камня и кости.

Фетишизм (От португ. feitigo -талисман) - наделение неодушевленных предметов сверхъестественными свойствами. Людиверили, что фетиш мог защитить от злых сил, подарить удачу. Фетишем моглабыть любой-Всякая вещь. ееносили с собой, держали в квартире, клали в захоронение. Поклонение предметамсохранилось и доныне.В храмах можно увидеть иконы, скульптуры богов, которых современный человек наделяетсверхъестественными свойствами.

Магия (От греч. mageia – колдовство)- Вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью гадания,заклинаний, заговоров. По мнению первобытного человека, магические действия могли вызватьдождь, помочь в охоте или нанести ущерб врагам.

Возникновение анимизма (От лат.anima - душа) было связано с попыткой понять, почему человек, недавнодвигалась, разговаривала, вдруг становилась неподвижной и холодной. Первобытный человекобъясняла это тем, что из тела ушла душа. Считалось, что, потеряв тело, душаискала нового убежища. Не найдя его, она вынуждена была скитаться вечно,пугая родственников или оказывая им обиды. С этим верованием связан обычайхоронить покойников. А поскольку первоначальная человек считал, что в загробноммире дух живет так же, как и на земле, то покойника обеспечивали едой,орудиями труда и т.д. Если умерший при жизни был вождем, то после смерти онимел особое уважение. Таким образом анимизм - Это наделение живых существ инеодушевленных предметов душой, которая живет самостоятельно.

Не каждый человек знал, как говорить сдухами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания. их звали, когда болел человек или умиралскот. От имени рода, племени они общались с душами и духамипредков. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ - Способ поклонения богам.

16. Характеристика первобытного искусства.

 

Формы искусства

- графика;

- живопись;

- скульптуры;

- архитектура (мегалиты – культовые сооружения из огромных необработанных каменных глыб).

 

Познание окружающего мира идуховное достояние отражены в уникальном, иногда непостижимомискусстве первобытного человека.

Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты - Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство - Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.

Земледельческое население неолитаоставило после себя большое количество каменных и глиняных скульптур, украшавшихжилья и места поклонения богам. Последнее свидетельствует, что статуэтки имели и магическоеназначения. Найдены многочисленные женские изображения, украшенные разнообразнымиорнаментами и росписью. Позже, в энеолите, больше выявлено фигурокмужчин. Часто встречаются скульптурные изображения быков, леопардов, коз.

В среднем палеолите человекнаучилась изготавливать краски из природных материалов: красную, желтую, коричневую -с охры, темно-бурую - из окиси марганца, черную - из древесного угля.Разводили краски водой или животным жиром в морских ракушках и костяныхящиках. Чаще рисовали одним цветом. Но рисунки пещер Ласко и Фон де Гом (Франция)выполнено двумя цветами, в Альтамире - тремя.

(15 и 16 вопросы)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных