Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнегреческая драматургия




Трагедия. Расцвет древнегреческого театра связан с созданием важнейшего драматического жанра – трагедии. Сюжеты основывались, как правило, на мифах. В них рассказывалось о борьбе героической личности с темными силами зла за торжество добра и справедливости. Эта борьба часто заканчивается гибелью героя. Зритель в ходе представления, следя за полными трагизма событиями, переживает катарсис – глубокое внутреннее очищение, которое возвышает человеческую душу, освобождая ее от всего мелочного, ничтожного и случайного.

Греческая трагедия утверждает веру человека в свои силы, величие человеческого духа. Именно в трагедии с наибольшей силой и полнотой были выражены две основные темы древнегреческой культуры: тема трагичности бытия и тема героического противостояния человека враждебным силам мирового хаоса.

Считается, что первым афинским драматургом был Феспид (VI в. до н.э.), который включил в трагедию, где поначалу действовал только хор, актера. В 534 году до н. э. он стал и первым победителем состязания драматургов. Дальнейшее развитие трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил (ок. 525–456 до н. э.). Прозван «отцом трагедии». Написал около 90 пьес, из которых в полном виде до нас дошло лишь семь. 13 раз одерживал победы в состязаниях авторов пьес. Эсхил ввел в действие второго актера, благодаря чему усиливается драматизм трагедии, а ее действие становится более динамичным.

Драматург жил и творил в эпоху войн с персидской державой. Он сам в составе афинского войска участвовал в крупнейших сражениях. Отражением этой героической эпохи стали произведения Эсхила. В трагедии «Персы», рассказывающей о разгроме греками персидского флота у острова Саламин, прославляется победу Афин над врагами. Поражение царя Ксеркса, попытавшегося подчинить Элладу, является закономерной карой богов за попытку нарушить установленный ими порядок.

Главный мотив творчества Эсхила – прославление мужества, патриотизма и героического самопожертвования граждан Греции. Наиболее ярко эта тема воплощена в «Прикованном Прометее». Титан бесстрашно вступил в борьбу с богами. Ради счастья людей он похитил огонь с небесного алтаря и передал его землянам. Прометей стал символом несгибаемого борца против тирании, воплощенной в образе Зевса, олицетворением разума, побеждающего власть тьмы и несущего человечеству прогресс. Воспевая свободную творческую личность, Эсхил прославлял гражданина афинского полиса. Мифологические образы, утверждающие веру в справедливость божественного порядка, Эсхил переосмысливает и наполняет гражданским звучанием.

В трилогии «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды») повествуется о событиях микенского времени. На примере судьбы царского рода Атридов Эсхил показывает, что каждое преступление неминуемо влечет за собой возмездие и порой расплачиваться приходится потомкам. Мифологический сюжет воспроизводил острую борьбу идей, знакомую зрителям. Прославление ареопага, носителя аристократических традиций, указывало на неприятие драматургом радикальных демократических преобразований, которые происходили в это время в афинском полисе.

Софокл (ок. 496–406 до н. э.). Введя в пьесу третьего актера, он усложнил фабулу трагедии, усилил драматическое напряжение действия, что помогло лучше раскрыть внутренний мир героя. Произведения великого драматурга (из 123 произведений до нас дошло только восемь) пронизаны сознанием величия и силы человеческого духа. В своих знаменитых трагедиях «Царь Эдип», «Антигона» и «Электра» Софокл разрабатывает тему судьбы, которая неотвратимо управляет жизнью человека.

Но герои его трагедий не были безвольной игрушкой в руках богов. Они наделены волей и осознают свою ответственность за совершаемые поступки. Софокл стремился показать людей такими «какими они должны быть»: высоконравственными, достойно переносящими невзгоды, осознающими свое место в обществе и свой долг перед ним и перед самим собой.

В творчестве драматурга нашли отражение духовная атмосфера и художественные идеалы, царившие в Афинах эпохи расцвета демократии. Идеи гуманизма находили горячий отклик у сограждан, которые в состязаниях 24 раза присуждали победу Софоклу.

Еврипид (ок. 480–406 до н. э.). Аристотель назвал его «наиболее трагичным поэтом». Из 92 драматических произведений Еврипида до нас дошло 17 трагедий и одна сатирова драма. Современники сдержанно относились к его творчеству. Победу в состязаниях ему присудили только пять раз, причем в последний – посмертно.

Во многом это было связано с тем, что он писал в эпоху кризиса полисной идеологии. Творчеству Еврипида чужды идеальные образы. Он изображал людей такими, «какими они были на самом деле», с их страстями, страданиями, радостями и печалями. Его герои предстают реальными людьми, переживающими глубокие человеческие драмы.

В трактовке Еврипида судьба людей определяется не божественной волей, а чувственными порывами и борьбой страстей человека. В своей самой прославленной трагедии «Медея» драматург мастерски показал душевные муки покинутой мужем женщины. В любящей матери и жене, оскорбленной в своих чувствах, вспыхивает безумная жажда мести. И она убивает не только возлюбленную своего бывшего мужа Ясона и ее отца, но и своих детей.

Судьбы героев трагедий Еврипида («Электра», «Гекуба», «Ипполит», «Орест», «Ифигения в Авлиде» и др.) заставляли зрителей размышлять над своим отношением к жизни и людям. Творчество Еврипида оказало влияние на развитие мировой драматургии.

 

Комедия. Огромной популярностью в Греции пользовалась комедия (букв. – «песнь во время комоса»). Происхождение этого жанра неясно. Полагают, что он зародился из шуточных и порой фривольных песен, исполнявшихся поселянами во время комоса («шествия») на Сельских Дионисиях. В Афинах с ее свободой высказывания мнений комедия становится политическим жанром.

Богатейший материал для сюжетов давала сама жизнь с ее открытой политической и идейной борьбой. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Им было написано не менее 40 комедий, из которых до нас дошло только 11. Одна из вершин мировой драматургии, комедии Аристофана стали образцом для подражания в последующие эпохи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных