Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Архитектура, скульптура и живопись




Архитектура.

1. Гипподамова планировк а. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. В соответствии с теорией Гипподама был застроен город Олинф, возрожден после персидского разрушения Милет и перестроен афинский порт Пирей.

2. Храмы. Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам-покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен Громовержцу.

Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами - мифическими обитателями горной Фессалии. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света.

Рождается третий архитектурный ордер - коринфский. Его отличает капитель в виде корзины с листьями аканфа («медвежья лапа»), произраставшего, согласно представлениям греков, на могилах героев. Создателем капители считается Каллимах из Коринфа. Одним из первых творцов коринфского стиля стал скульптор и архитектор Скопас с острова Парос (IV в.). В 365 году до н.э. им был сооружен храм Афины в Тегее на Пелопоннесе.

Лучшим архитектурным комплексом эпохи классики является афинский Акрополь – религиозный центр полиса, где находились городские святыни. Разрушенный во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н. э. Акрополь по инициативе Перикла стали отстраивать по единому плану. Работы велись под руководством великого Фидия.

Задуманный как памятник победы греков над персидской державой, ансамбль Акрополя наиболее полно выразил величие и торжество греческой цивилизации и ее лидера – Афин. По выражению Плутарха, в Афинах «в это время создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу».

Проход на Акрополь вел через Пропилеи – парадный вход, украшенный портиком (галерея с колоннами) дорического ордера. К Пропилеям с одной стороны примыкал изящный храм богини победы Ники, а с другой – Пинакотека (картинная галерея). Центром ансамбля был Парфенон, сооруженный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора. Храм, посвященный Афине Парфенос (т. е. Афине Деве), был окружен дорической колоннадой, но архитекторам удалось создать ощущение легкости и торжественности сооружения.

Скульптурный декор работы Фидия прославлял Афину и ее город. В храме стояла деревянная скульптура богини, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса.

Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью. Стены украшало скульптурное изображение величественного шествия на Великих Панафинеях. Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Он поражает пластичностью и динамизмом изображения более чем 500 фигур, ни одна из которых не повторяется. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Промахос (Воительницы), которая была установлена на площади перед Парфеноном.

В ансамбль Акрополя входит и Эрехтейон – небольшой храм с асимметричной планировкой и тремя различными портиками. Один из них поддерживают кариатиды - скульптурное изображение задрапированной женской фигуры, используемое вместо колонны. Храм был сооружен на том месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном, и посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. У стены храма росла священная олива, подаренная Афиной, а в скале было углубление, якобы оставленное трезубцем Посейдона.

Архитектурный ансамбль афинского Акрополя стал эталоном красоты и гармонии на века. В городе Нэшвилле (штат Теннесси) в 1897 году была построена полномасштабная копия Парфенона, воссозданная по последним научным данным того времени.

К оригинальным постройкам классической эпохи относятся крытые стои, имеющие с одной стороны стену, а с другой - ряд колонн. Самая знаменитая из них - «Пойкиле» («расписная») находилась на афинской Агоре.

Скульптура.

Выдающиеся скульпторы эпохи классики своими произведениями прославляли идеальных граждан и величие эллинского мира. Они преодолели условность архаической скульптуры и создали образ человека гармоничного, физически совершенного, с богатым духовным миром.

Первыми движение в скульптуре передали Критий и Несиот, создатели композиции «Гармодий и Аристогитон». Знаменитый афинянин Фидий (V век), друг Перикла, создал статуи Афины для Парфенона из слоновой кости и золота высотой 12 метра. Его скульптура сидящего Зевса в Олимпии высотой 14 метров из золота, слоновой кости, черного дерева. Античный путешественник Павсаний (II век) так описывает ее:

«Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости, на ней повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — это орел. Из золота же у бога его обувь и его плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов — полевые лилии».

В450-440 гг. до н. э. Фидий изваял статую «Афина Лемния» (Лемносская Афина). Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей. Античные авторы считали ее одним из лучших творений Фидия.

Кроме гениального Фидия, в Афинах в V в. до н.э. работал Мирон, уроженец деревни Элевтеры на границе Аттики и Беотии. Его самая известная статуя - «Дискобол». Скульптор мастерски передал сложную динамику движения тела атлета в момент броска.

Скульптор Поликлет из Аргоса не только изображал физически совершенные тела атлетов, но и вычислил идеальные пропорции мужского тела, ставшие каноном для греческих ваятелей. Всемирно известными стали его фигуры «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (атлет, надевающий повязку победителя).

В работах Скопаса нашли отражение сильные, страстные человеческие чувства, проявляющиеся в энергичном движении. В качестве примера можно привести его скульптурное изображение менады – спутницы Диониса.

Пракситель славился умением передать внутренний мир человека, красоту отдыхающего тела. Таковы его «Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом». Он первым показал возвышенную красоту обнаженного женского тела. Его «Афродита Книдская» уже в древности считалась «лучшим произведением из существующих во Вселенной».

Лисипп вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Он переосмыслил канон Поликлета - головы статуй делал меньше, а тела с более лёгкими, удлинёнными пропорциями представлял в сложном, пространственно-многоплановом движении. Плиний в «Естественной истории» писал, что Лисипп изображал людей не «какими они есть», но «какими они кажутся». Он был придворным скульптором Александра Македонского и создал ряд выразительных портретов великого полководца.

Скульпторы IV века. до п. э., завершив развитие классического искусства, открыли дорогу искусству нового типа, неклассического.

Живопись

Работы древнегреческих живописцев не сохранились. Но представление о достижениях художников дает вазопись, где в это время господствует краснофигурный стиль. Он позволял достаточно реалистично передавать объем тел и создавать многофигурные композиции, в центре которых стоял человек.

Из сообщений античных авторов мы знаем имена некоторых художников. Одним из известнейших был афинянин Полигнот, живший в V веке до н.э. Он создавал картины в технике энкаустики – работал жидкими восковыми красками. Используя лишь четыре краски, Полигнот первым из живописцев научился воссоздавать объем пространства и фигур, выразительность жестов. Его современник Аполлодор первым применил в живописи эффект светотени и попытался передать перспективу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных