Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1 ВОСПИТАНИЕ КАК ТАКОВОЕ




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ПРЕДИСЛОВИЕ. Воспитание и современная школа:

грани взаимодействия................................................

Глава 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ТАКОВОЕ......................... 15

1.1. Что такое а воспитание»................................................... 15

1.2. Суть воспитания: формирование отношений

к окружающему миру. Методы воспитания.................. 25

1.3. Деятельность - основа воспитательного процесса....... 45

1.4. Воспитание как средство, процесс и результат.

•эПять точек опоры»......................................................... 57

1.5. Закономерности и принципы воспитания................,.,., 74

1.6. «сопротивление воспитанию»: его суть, проявления,

способы преодоления...................................................... 92

Глава 2. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ.......... 109

2.1. Воспитание и система воспитательной работы в современной школе. Классный руководитель:

его назначение и функции............................................ 109

2.2. Школьный педагог как субъект воспитания................ 116

2.3. Цель и задачи воспитания. Стратегия

и тактика отбора его содержания................................ 133

2.4. Изучение воспитательного процесса как

основа его организации................................................. 141

2.5. Планирование воспитательной работы........................ 148

Глава 3- ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.............................. 156

3.1. Воспитание: создание воспитывающей среды............. 156

3.2. Воспитание: стимулирование здорового

образа жизни педагогов и воспитанников...-......... 171

3.3. Воспитание: организация коллективной

творческой деятельности школьников......................... 203

3.4. Воспитание: использование многопрофильных

воспитательных объединений....................................... 214

3.5. Воспитание: корректировка индивидуального

пути развития................................................................. 225

3.6. Воспитание: взаимодействие с семьей школьника...... 236

3.7- Воспитание: придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим функциям» школьного педагога-.................--...........-••...-• 246

3,8. Традиционные и творческие формы

организации воспитательного процесса......................- 257

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Инструментовка воспитания как стимулирования саморазвития личности школьника.... 274

 

ВВЕДЕНИЕ

Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как воспи­тывать людей.

Н.М. Амосов

 

Растить детей не легче, чем управлять государством. Дети, что цветы - уход любят.

Народная мудрость

 

О воспитании написано немало. Начиная с древних тракта­тов и до сегодняшних научных монографий. Книг самых разных жанров: учебников, пособий, художественных произведений, публицистических и научно-популярных статей, сказок, эссе, стихотворений и поэм, кандидатских и докторских диссертаций, методических рекомендаций и инструктивных министерских пи­сем... К этому следует еще добавить идеи и сентенции, изложен­ные в дневниках, письмах, записных книжках, научных и худо­жественных книгах... ученых, писателей, философов, художни­ков, композиторов, историков, политических деятелей, режиссе­ров, актеров, путешественников... Везде мысли о Воспитании, об Учителе, определенные педагогические концепции и взгляды, оценка и суждения по поводу роли его в развитии Личности... Выходит множество журналов и газет психолого-педагогического содержания... Проходят ежегодно симпозиумы, конференции, семинары, слеты, педагогические чтения...

Вторая книга серии - «Человековедение» (методическое по­собие для учителя, классного руководителя, воспитателя) - по­зволит педагогу организовать воспитательный процесс как сти­мулирование саморазвития школьника, используя один из двух возможных путей: введя специальный курс человековедения для старшеклассников, либо используя его в качестве содержатель­ного материала организуемой воспитательной работы с детьми.

Третья книга «Я - Человек» адресована старшеклассникам. В ней даны, материалы для САМОуроков взрослеющего человека - различные методики самопознания и самовоспитания.

Четвертая книга - «Педагоги, родители, дети» - логически вытекает из двух предыдущих: если суть воспитания - создание условий для саморазвития личности школьника, то и с родите­лями его школа, классный руководитель должны взаимодейство­вать иначе, чем принято в традиционной педагогике.

Пятая книга - для родителей саморазвивающихся школьни­ков, ибо и воспитательная позиция родителей таких детей долж­на быть принципиально иной-

Шестая книга посвящена взгляду на воспитание и воспита­телей (школьных педагогов) глазами детей и на основе этого - проблемам становления педагогического мастерства. Она - для школьного учителя.

И, наконец, седьмая (заключительная) книга серии «Вос­питать человека» будет представлять собой словарь-практикум для педагогов и родителей, то есть в ней будут не только рас­крыты основные категории, важные для каждого воспитателя, но и дана методика и техника их реализации в педагогическом про­цессе, таким образом все семь книг серии «Воспитать человека» в совокупности призваны раскрыть многосложный процесс вос­питания с разных сторон. Что же касается настоящей книги, то следует оговориться, что она никому ничего не предписывает. Ее не следует воспринимать как инструктивно-методическое посо­бие или рецептурный справочник (хотя на некоторые вопросы читатель, возможно, и найдет для себя ответы). Пусть каждый найдет в ней свое. И автор будет считать свою задачу выполнен' ной, если книга даст импульс собственной мысли каждого, взяв­шего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического са­мосовершенствования, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня их педагогиче­ского мастерства. И... сделает его хотя бы чуточку счастливее.

ПРЕДИСЛОВИЕ. Воспитание и современная школа: грани взаимодействия

Воспитание - дело совести, образование - дело науки. Позд­нее, уже в сложившемся челове­ке, оба эти вида познания допол­няют друг друга,

Виктор Гюго

 

Вместе с ходом времени меня­ется значение вещей.

Лукреций Тит Кар

 

Итак, книга называется «Воспитание в современной школе». Почему «воспитание»? А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеурочная деятельность»? Не «дополнительное об­разование»? И в чем специфика этого феномена, который у всех на устах, «современная школа»? Ответим здесь на эти вопросы в первом приближении, в общем виде, ибо подробнее и глубже о них - в самой книге.

Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», аТа семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-нибудь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...

Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека». Д,И. Менделеев: «Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего».

Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало мальски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что вос­питание появилось одновременно с возникновением человече­ского общества, все перипетии развития человеческого общест­ва так или иначе коснулись воспитания, внесли свои корректи­вы в эту функцию общества.

Современная педагогика рассматривает основное назначе­ние воспитания как создание оптимальных условий для всесто­роннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуа­лизации.

Это основополагающие идеи, на которых зиждится любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмотрения - воспи­тание в современной школе.

«Современная школа» - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная по тому, как там, в школе, им живет­ся, работается или учится- А это зависит от многого: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в осно­ву ее концепции воспитания, и от природных условий, и от по­добравшегося (или подобранного) коллектива учителей и уча­щихся, и от мастерства педагогов...

И еще мы говорим «СОВРЕМЕННАЯ школа». Это какая - «современная»? Так ведь всегда говорили - во все времена, во всех странах, у всех народов. Современная -это значит, видимо, «Соответствующая ВРЕМЕНИ»: Сопричастная с тем, что проис­ходит в обществе в настоящее время, сегодня. Видимо, это так. И поэтому, прежде, чем рассматривать особенность воспитания, его содержание и методику, необходимо четко осознать, каковы осо­бенности нашей современной, меняющейся школы в нашем ко­ренным образом изменившемся обществе- Что же нового в жлзнь современной школы внесли общественные перемены? Что нового произошло и происходит в самой школе в ответ на происходящие вне ее перемены?

Попытаемся охарактеризовать некоторые основные особенно­сти современной школы, которые необходимо учитывать совре­менному школьному педагогу, организующему процесс воспита­ния.

1. В условиях перестройки (политической, экономической, социальной, культурной...) претерпевает существенные измене­ния и школа. Эти изменения, прежде всего, касаются переос­мысления цели, содержания и структуры образования'.

• Конечной целью образования считается развитие обшей и профессиональной культуры личности, ее творческого потенциа­ла, потребности систематического и перманентного пополнения знаний в течение всей жизни (в системе непрерывного образова-

ния[1]). Это обусловлено динамичностью социально-экономиче­ского и духовного развития общества, а также включением на­шей страны в систему мировой цивилизации.

• Все содержание образования подразделяется на два раздела:

1 - базовое образование (а его основе - разрабатываю­щиеся стандарты по всем учебным предметам) на ос­нове уровневой дифференциации согласно возможно­стям учащихся и конкретным условиям педагогиче­ского процесса;

2 - дифференцированное образование (специальное, про­фессиональное, дополнительное... по выбору департа­ментов образования, региональных, городских, район­ных; педагогических коллективов школ и самих уча­щихся и их родителей); в учебном плане школы име­ется региональный и школьный компоненты, на осно­вании которых вводятся предметы дополнительного цикла в зависимости от типа школ, их учебных планов и программ.

• Современная общеобразовательная школа имеет структу­ру: начальные классы (3-4 года обучения), средние классы (6-5 лет), старшие классы (2 года); обязательным является 9-летнее образование. Причем, каждое звено имеет свое назначение: на­чальное - формирование у учащихся обшеучебных навыков и умений (чтения, письма, счета, устной и письменной речи, эле­ментарное знакомство с окружающим миром, природой, с неко­торыми событиями истории страны); среднее звено - базовое об­разование (обязательное для всех); старшее звено - дифферен­циация образования между старшими классами, имеющими раз­личные учебные планы, профессионально-техническими учили­щами, техникумами, колледжами, училищами и так далее (по выбору учащихся, нередко на конкурсной основе).

2. Наряду с государственными появились частные школы и другие детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады, приюты для обездоленных детей, различные школы дополнитель­ного образования - художественные, интеллектуально-развиваю­щие. спортивные, религиозные и так далее). Эти учреждения чаще

 

всего имеют авторскую учебно-воспитательную программа (напри­мер, школы при Вальдорф-центре, школа М. Монтессори, школа диалога культур B.C. Библера, Пилотная школа или школа зав­трашнего дня, домашние школы, различного типа религиозные школы, целый ряд национальных учебных заведений...). В этих школах собственный пакет документов (программа, устав, сведе­ния о материальной базе, состав педагогического коллектива, концепция обучения и воспитания, лицензия на право выдачи аттестата установленного образца).

3. Рыночные отношения в обществе отражаются на школе в разных аспектах, имеют своеобразные проблемы: материальная база и финансирование школ (государственное, спонсорское, хозрасчетное и др.); контрактная система найма педагогических кадров; подготовка школьников к участию в рыночной экономи­ке (специальные предметы, школы, курсы); оплата детского тру­да в школьных кооперативах и индивидуальной трудовой дея­тельности: проблемы эксплуатации детского труда, нарушений законодательства о труде в отношении детей и подростков; до­полнительные образовательные услуги в школах; доля и мера оп­латы детского труда в соотношении с воспитательными возмож­ностями "бесплатного», общественно полезного труда, благотво­рительной деятельности, работы в спортивно-трудовых лагерях, на субботниках-воскресниках и т.п.; хозрасчет и самоокупае­мость в условиях школьных мастерских; проблема налогов: шко­ла как хозяин и распорядитель своего бюджета; платные частные школы и другие проблемы.

4. Появились также альтернативные школы (концепция аль­тернативы заключается в том, что разные люди учатся разными путями и способами на основе различных образовательных по­требностей; такие школы возникают повсеместно по образцу за­падноевропейских и американских[2]).

5. Идет процесс демократизации управления образованием в целом (в стране, регионах, городах и местностях, муниципальных округах) и в системе руководства и управления школой. Это про­является в замене контролирующих функций руководства на функции методические, в выборности руководящих кадров, в от-

четности и гласности, в привлечении широкой общественности к управлению образованием в планировании, организации деятель­ности, в определении концепции и программы, в анализе и подве­дении итогов, в оценке деятельности школы и педагогов; в появ­лении школьных Советов, Советов старшеклассников и так далее. Существенные преобразования происходят в системе соуправления-самоуправления школьников.

6. Идеи гуманизации образования и воспитания, как и во всем мире, в современной школе России имеют тенденцию ко все большему и большему вхождению в практику. Проявляются они по-разному; опора в воспитании на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование личности; обращение к ценности «Я» школьника; максимальная индивидуализация обучения и обеспе­чения активной позиции учащегося; гуманизация отношений «учитель <=> ученик»; создание в школе и классе благоприятного психологического климата, появление в школе психологической службы, ориентированной на учителя и ученика, воспитание уча­щихся на основе общечеловеческих ценностей, интерес к «педаго­гике ненасилия» и свободного воспитания и так далее.

Этим обусловлена тенденция все более широкого введения в учебные планы школы различных гуманитарных курсов, обла­дающих большим воспитательным потенциалом: «Человековеде­ние», «Психология», «Основы педагогики», «Психология само­воспитания». «Этико-психологический аутотренинге, «Культура поведения», «Этикет в школе», «Этика и психология семейной жизни», «Основы этики», «Эстетика», «Философия жизни в шко­ле», «Мировая художественная культура», «Культура моего наро­да», «История религии» и другие.

7. Широкое развитие в образовании получает система допол­нительного образования в рамках учебного процесса, а также во внеурочной (внешкольной и внеклассной) воспитательной рабо­те. Платное и бесплатное. Это различные факультативы, кружки, секции, школы разного профиля, клубные объединения, станции технического творчества, Дома творчества детей и юношества, различные курсы и так далее. Они существенно дополняют воз­можности развития личности школьников, но ни в коей мере не могут заменить полностью единый и цельный воспитательный процесс в школе (а такая точка зрения, к сожалению, имеет ме­сто у некоторых руководителей образования и школ, и в практи­ке тоже).

8. В современной школе используются разнообразные формы руководства внеклассной воспитательной работой. Назовем здесь некоторые из них: классный руководитель (функции его оговоре­ны Уставом школы); классный воспитатель (классный руководи­тель. берущий на себя функции развития и воспитания учащихся); освобожденный классный руководитель-воспитатель1; воспита­тель-куратор (или наставник) параллели из двух-четырех классов; воспитатель-куратор двух-трех разных классов (для малокомплект­ных школ сельской местности, для некоторых частных альтерна­тивных школ); классная дама (в женских гимназиях); работа орга­низаторов-специалистов по разным направлениям (краеведческое, экологическое, профориентационное, трудовое, театральное, ис­кусствоведческое и т.д.), возможный вариант - и коллективное руководство группы учителей воспитательной работой школы (че­рез систему школьных штабов, например; либо через деление де­тей по возрастным группам). Возможны и другие варианты.

В практику современной школы все шире и шире входят та­кие должности, как практический психолог и социальный педагог.

9. Реальностью в наше время стали социально-производственно-педагогические комплексы (СППК), имеющие статус эксперимен­тальной педагогической площадки и объединяющие все учебно-воспитательные учреждения микрорайона: детские сады, школы (общеобразовательные и специализированные), вузы, клубы, кружки и секции, технические станции, дома молодежи, детские парки, различные общественные и спонсорские организации, институт социальных психологов и педагогов и так далее, СППК функционирует как комплексное учебно-воспитательное учреж­дение по воспитанию детей, живущих в данном микрорайоне. Примером такого комплекса может служить возникший в Е972 г. как форпост культуры им. С.Т. Шацкого ныне развившийся в СППК «Лужники» г. Москвы (бессменный руководитель его пе­дагог-энтузиаст Ю.К. Березкин).

10. Воспитательная работа школы становится творчеством не только педагогов-одиночек, но плодом труда коллектива единомышленников. Причем на нескольких уровнях: класс -> шко­ла -> микрорайон -> город - > регион.

Опыт работы освобожденных классных руководителей получил отражение ii книге: Газмач О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992.

Для примера приведем обобщенный материал из анализа воспитательной работы в г. Севастополе, проведенный заведую­щей кабинетом воспитательной работы городского Института усовершенствования учителей С.М. Тищенко[3].

... Фактический анализ содержания воспитательной работы а различных типах учебных заведений г. Севастополя позволяет выделить три подхода к организации воспитательных систем:

1. Посредством организации системы ключевых дел в году (методика В.А. Караковского);

2. Привлечение к участию в работе со школьниками специа­листов внешкольных педагогических заведений, расположенных территориально в непосредственной близости к школе (научных работников, руководителей кружков, секций, клубов...);

3. Использование самой школы как непосредственной базы для создания под одной крышей воспитательного центра, совме­щающего в себе работу школы как общеобразовательного учреж­дения и центра дополнительного образования (художественного, музыкального, хореографического и так далее.

У каждой школы г. Севастополя своя «визитная карточка», свое что-то уникальное, отличающее ее от других. В городе не­мало школ со сложившимися системами, которые заслуженно называют именами руководителей: «Школа Мельник», «Хитровой», «Гузановой», «Юрьевой», «Бородиной», «Андреевской». В основе системы одно или несколько направлений воспитатель­ной работы: «развитие детского творчества», «краеведческое воспитание», «героико-патриотическое воспитание на материа­ле истории г. Севастополя", «спортивно-оздоровительное вос­питание», «национальная культура (русская, украинская, анг­лийская, татарская), отражение ее в различных видах искусст­ва», «мир человека и процесс самопознания», «воспитание и театр» и другие. В школах, где сложилась система воспитатель­ной работы, возникают оригинальные формы: вокальные ан­самбли (национальные), клубы «Хозяюшка», «Хороших манер», молодежная театральная студия, «Школа искусств» и другие.

... В школе № 22 г. Севастополя интересно работает воспита­тельный центр, в основе которого лежат идеи интеграции воспи­тательных воздействий (в разных формах), творчества и научного поиска детей. Ведущий вид деятельности - интеллектуально-познавательная, которая предполагает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей детей и сво­боду выбора в сфере кружковой деятельности. Многообразие объединений клубного типа создает ту воспитательную микро­среду, в которой развивается индивидуальность каждого школь­ника.

... В школе № 21 г. Севастополя широко используются не­стандартные формы работы с родителями: открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (напри­мер, на тему «Любовь к детям, какая она?» «Что значит семей­ный уют?", «Хорошая семья, какой ей быть?), семейные празд­ники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей.,.

Таким образом, на примере беглого анализа системы воспи­тательной работы в школах г. Севастополя видно, как описанные выше характерные особенности современной школы, интегриру­ются в неординарной творческой деятельности современных пе­дагогов, озабоченных воспитанием подрастающего поколения.

В итоге необходимо отметить: в условиях современной шко­лы ее воспитательные функции возрастают: школа - островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи все­стороннего, гармоничного развития личности, где можно успеш­но решить главную цель воспитания - самоактуализацию лич­ности взрослеющего человека.

Глава 1 ВОСПИТАНИЕ КАК ТАКОВОЕ

1.1. Что такое «воспитание»

Прежде всего, научайся каж­дую вещь назвать ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Пифагор

 

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

 

Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача на­копленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколе­нию- Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого не­мыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий веч­ных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в за­висимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принад­лежит к области разумной и сознательной деятельности челове­ка, самое понятие воспитания есть создание истории, в приро­де его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключи­тельно на развитие сознания в человеке: каким же образам мо­жет она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуман­ности плана?»

Как известно, человечество (в филогенезе) и, каждый роди­тель воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы; когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную

песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других лю­дей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, пре­красного и безобразного... - это значит воспитывают.

Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармли­вание". Но люди очень рано. еще на заре человеческого общест­ва, поняли, что лиги человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание, иметь смысл более духовный, нежели матери­альный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление на­чинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты-

Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию при­дается большое значение. Даже отдается приоритет перед обра­зованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает чело­века воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчи­вое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сей­час больше, чем хлеб».

О важности воспитания, о том, что дитя человеческое стано­вится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духов­ному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» - детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Конном описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек- Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9-10 лет, вырос­ший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет - ходить. К 17-!8 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких де-

тей ограничивается несколькими десятками слов; писать и вы­полнять простейшие арифметические действия они вообще не могут.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надле­жащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушите­лей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...

Что же такое воспитание? Как его понимают учителя - прак­тики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям города Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-Вашему, что самое глазное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирова­ние личности школьника: «понять суть ученика - отсюда возни­кают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и без­образным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравст­венного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».

Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматривается гуманистические на­чала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями; и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Однако, среди общего позитивного стиля и тона высказыва­ний есть и такое' «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие маги­ческим действием на коллектив.» Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход к воспитанию и обучению. Он ос­нован на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие гру­стные мысли порождает это слово; Мораль! При этом слове ре-

бенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; мо­лодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипя­щим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве ин­триганов и преступников, которым мораль служила во все вре­мена».

Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? - получите однозначный ответ: «Нет!" И у А.С. Ма­каренко поэтому: «Не следует въедаться детям в печенки педаго­гикой.» Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Мак­симилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим».

Почему так? Видимо, насилие над личностью, уничтожение ее смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и че­ловека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в су­матохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирую­щуюся личность школьника воздействиями типа: «Только по­смей...", «Прекрати сейчас же..!», «Кто.... тот будет весь год..." Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирова­ние, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа" (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный кри­тицизм, непослушание, «смысловой барьер»), появляется «сопротивление воспитанию».

Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в истинном, научном по­нимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправ­ленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие пе­дагогические явления: формирование личности (придание «фор­мы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспи­танников), управление развитием (опять без учета индивидуаль­ности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений

начальства и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и вос­питанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо извест­ные по современной практике.

Итак, основные признаки воспитания как педагогического яв­ления:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и ка­ждого его элемента. Имеется в виду постановка воспитателем це­ли (как конечного результата педагогической деятельности), оп­ределение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освое­ние социально-культурных ценностей общества, 2) развитие (всестороннее, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

И в более узком смысле этого слова - предполагается целе­направленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоян­но, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности - интуитивно) ставит и решает определенные за­дачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход - зачем? 1-ое, 2-ое, 3-е....!»; «Организую «Огонек» - зачем?», «В школу обязательно приносить сменную обувь - зачем?», «Классные ча­сы должны быть в расписании - зачем?», «Вместе с детьми пла­нируем воспитательную работу - зачем планируем? И почему - вместе с детьми?».,. И так - в каждом педагогическом акте. По­степенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока-воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «пово­дыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика».

2. Воспитание - процесс. Мы исповедуем диалектический подход к характеристике воспитания как педагогического явле­ния, ибо система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый из компонентов ее в наивысшей степени динамичен: пе­дагог как субъект педагогического процесса - развивающаяся

личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно ме­няющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительно­стью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция актив­на, многочисленные внешние факторы - также динамичны.

Изменчивостью и динамичностью отличается и сам педаго­гический процесс: уроки в начальной, средней и старшей шко­ле - это разные уроки, уроки в четырех классах одной паралле­ли - это разные уроки; уроки одного учителя в одном и том же классе - неоднородны; первый и последний урок дня, изучае­мой темы, учебного года и так далее резко отличаются друг от друга. Это касается любого педагогического действия и явления. В учебно-воспитательном процессе следует выделить два типа динамики, развития: спонтанный (совершаемый вроде бы сам по себе, стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогиче­ский, то есть целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.

3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сто­рон. Схематично суть его можно изобразить так:

S <->






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных