Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагог воспитанник




Причем, по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (Прежде всего, родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопозна­ния и на этой основе - самовоспитания, саморазвития.

Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опы­том, что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть инструментован как процесс стимулирования са­моразвития личности школьника, главным условием которого яв­ляется постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие пе­дагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон).

Молодая учительница Е. Генерозова опросила своих воспи­танников (7-9 классы) и получила следующие ответы.

1) «Кого я считаю человеком воспитанным и невоспитан­ным?»:

«Вежливый, добрый, приятный собеседник (24 человека);

• Уважает окружающих (14);

• Умеет вести себя в обществе, приятный собеседник (10).

• Не курит, не пьет, не ругается матом (7),» Порядочный, справедливый (7);

• Не смеется над чужим горем, поможет в трудную минуту,

воспитанный - это счастливый человек (по 1), Таким образом, воспитанный человек строит свои поступки с ориентацией на других, всегда видит другого человека.

2) «Кого я считаю человеком невоспитанным?»

• Грубый, злой, нахальный (12);

• Пьет, курит, нецензурно выражается и т.п. (8);

• Не слушает взрослых, обижает младших (6),» Плохо относится к окружающим (5),

• Всегда делает так, как ему хочется; которому все безраз­лично; кроме себя никого не видит (по 1).

Таким образом, невоспитанный человек не считается с по­требностями других людей, пренебрегает поведением, принятым в обществе. Может ли человек сам себя воспитать? Что он может в себе воспитать сам?»

• Да: силу воли (30), характер (19), храбрость (8), собствен­ное достоинство (9); такие качества как чувство долга, сдержанность, терпение, трудолюбие, уважение к другим; доброту у меня соседка-инвалид, я часто ухаживаю за ней») (по I);

• Нет (5);

• Не знаю (3).

4. Одним из основополагающих направлений (забот педаго­га, коллектива детского учебно-воспитательного учреждения) яв-

ляется создание оптимальных условий воспитания, или воспиты­вающей среды. Процесс воспитания - многофакторный. Широ­кая среда: географическая (местонахождение человека в опреде­ленных географических условиях), социальная (политические, экономические, социальные, культурные) и микросреда (семья, учебно-воспитательные учреждения, ближайшее бытовое окру­жение), как известно, действует на развитие человека стихийно. Среди ее факторов есть и позитивные, и негативные. Интенсив­ность их действия неоднозначна и результативность - тоже.

Следовательно, эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в ка­кой среде он протекает. Основными направлениями заботы педа­гога в создании воспитывающей среды должны стать: усиление действия позитивных факторов среды, устранение или нейтрали­зация негативных, создание необходимых для решения конкрет­ных воспитательных задач новых, притягательных для личности воспитанников факторов среды. Творчески работающие педагоги это хорошо осознают и придают этому большое значение в своей деятельности. Учитель-новатор из школы № 536 Санкт-Петербур­га пишет: «... для меня всегда ученик - Человек с большой буквы Потенциально он неисчерпаемо богат. Ему нужно лишь внушить это и создать условия для проявления высоких человеческих ка­честв».

5, Важнейшим (можно сказать центральным признаком) вос­питательного процесса является определение на основании по­ставленной цели и стратегических задач содержания его. В нашем определении оно - двуедино. Во-первых, это организация ос­воения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов ис­кусства, жизненной практики во всех видах деятельности... Цен­тральным понятием здесь является понятие «культура» (лат- Cultuга - "возделывание, обрабатывание, почитание»), то есть «специ­фический способ организации и развития человеческой жизнедея­тельности, представленный в продуктах материального и духовно­го труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»[4].

В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеет­ся в виду (и соответственно строится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры (на этом нередко строятся программы и учебные пла­ны специализированных классов и школ, гимназий, лицеев, кол­леджей, внешкольных учреждений...). Однако, это неверно. Са­мой сущностной характеристикой воспитания является формиро­вание отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям ок­ружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности школьника.

Подразумевается овладение всеми пятью элементами культу­ры, которые называет в своих исследованиях И.Я. Лернер: 1) уже добытые обществом знания о природе, человеке, обществе, тех­нике и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний и преобразование действительности; 2) освоенные навы­ки и умения, то есть приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуаль­ного, так и практического характера, опыт воспроизведения из­вестных способов познания действительности; 3) опыт творче­ской деятельности, 4) нормы и правила, на основе которых стро­ятся взаимоотношения людей в разнообразных видах деятельно­сти; культура эмоционально-волевой сферы; 5) (близкий 4-му) законы общения людей.

Не об этой ли стороне содержания воспитания писал Н. К. Ре­рих: «Воспитать - это не только дать ряд механических сведений. Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества. Если же мы пресечем всякий поток этого радостного осветления жизни, то какие же мы будем воспитатели? Какое же образование может дать педагог, распространяющий округ себя печаль и отчаяние? Но недалека от отчаяния подделка под ра­дость, и потому всякая насильственная улыбка недаром называет­ся улыбкою черепа. Значит, и нам самим нужно убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоров­ляющее начало, как жизнедатель»[5].

Вторая сторона двуединого содержания воспитания - разви­тие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с

педагогом в воспитательном процессе по освоению культур­ных ценностей, в формировании его отношения к окружающе­му миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.

6. Воспитание - процесс творческий. Это объясняется мно­гими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанни­ка (-ков), специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность «педагога состоявшегося» обладает большим твор­ческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение пе­дагогом «состояния счастья», что делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и отвечает удовлетворенности жизнью самого педагога.

И.Я. Лернер сформировал основные умения и навыки творческого подхода в любой деятельности (в том числе и педагоги­ческой): перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации: видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование изустных способов деятельности в новые; альтернативное мышление, то есть виде­ние возможных различных решений данной проблемы.

Интересна в этом плане новая система воспитания и обуче­ния в «школе диалога культур», разработанная философом и пе­дагогом B.C. Библером (в ж. «Вопросы философии», 1989. № 6 статья «Культура. Диалог культур»).

7. Важным признаком воспитания является то, что оно осу­ществляется (может и должно осуществляться) специально подго­товленными людьми: учителями и воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и так далее. Главными требованиями к ним являются такие: педагог как но­ситель высококультурной жизненной и педагогической позиции; профессионал-мастер высокого класса, взаимодействующий со своими единомышленниками - представителями различных об­ластей культуры: человек творческий и, наконец, «сам себе вос­питатель», то есть сам занимающийся самопознанием и самораз­витием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих Учеников.

Мы абсолютно уверены, что в современной школе настало время «коллектива единомышленников» (Ш.А. Амоношвили).

Причем единомышленников высокого профессионального уров­ня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных