ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Закономерности и принципы воспитания. Закономерности - это то, без чего нельзяЗакономерности - это то, без чего нельзя. Им подчиняются все. и собаки, и кошки, и птицы, и жуки, и пауки, и растения, и вода, и гроза, и камни. И люди - тоже. От них у людей бывает радость, а бывает печаль. И слезы, и смех. Закономерностям надо подчиняться. А то все сломается и перепутается. (Из ответа третьеклассника- вундеркинда) При разных принципах не найти общего языка. Конфуций Сущность воспитания как общественного явления, имеющего своим назначением формирование у подрастающего поколения отношений к окружающему миру, и его специфика, состоящая а том, что он представляет собой процесс развития этих отношений, неизменно приводят к ясному видению того, что есть определенные закономерности, определяющие характерные признаки воспитания и предписывающие воспитателю их учитывать, организуя процесс педагогического воздействия на учащихся. Эти закономерности четко определяют основные принципы, совокупность которых и делает воспитание тем, что оно есть на самом деле - процессом целенаправленным, специально организованным во имя поставленной цели и избранных обществом, воспитательным учреждением либо отдельно взятым педагогом стратегических и тактических задач, способствующих развитию Человека. Единых точек зрения и сколько-нибудь приближенного к завершению вопроса о трактовке закономерностей воспитания в современной педагогике пока нет. Достаточно обратиться к ана- лизу существующих учебников педагогики[31], чтобы а этом убедиться. Однако для организации воспитательного процесса в школе необходимо иметь о них хотя бы общее представление, На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и другие. Вот почему затруднено выделение закономерностей чисто педагогических, а они существуют и себя проявляют, коль скоро существует специфика воспитательного процесса. Знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Несоблюдение их ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания... И для учителя, и для учащихся, Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах»[32]. Каковы же педагогические закономерности воспитательного процесса? 1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение содержания его, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность заключается в том, что процесс воспитания - многофакторный. Причем, организуя его, следует помнить об одновременном воздействии многих факторов разного уровня: глобальных, мировых (проблемы войны и мира, экологические, медицинские, издержки научно-технического прогресса и другие), социальных региональных (условия конкретной местности - социальные, политические, экономические, культурные), факторы микросреды (улица, двор, семья, ближайшее бытовое окружение...), природные, условия конкретной школы и класса, особенности педагогического коллектива (их мастерство, личностные качества), внутреннее состояние самого ребенка... Характер взаимодействия этих факторов, влияющий на развитие личности ребенка, неоднозначен в каждом конкретном случае. Может быть различная интенсивность действия разных факторов. Может быть разное их сочетание. Возможно различное их ассимилирование личностью, В каждом конкретном случае могут быть те или иные превалирующие факторы. 2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности - двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания, культура общения с окружающими людьми, направленность личности, способность, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы, включенность в процесс самопознания и самовоспитания - определяют легкость или трудность включения его в учебно-воспитательный процесс, эффективность и результативность его. С другой - воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон и личности в целом. Эта двухсторонняя зависимость определяет выбор цели, постановку стратегических и тактических задач воспитания, отбор содержания, средств, методов и педагогических приемов воспитания. Учет этой закономерности вызывает необходимость составления общей программы воспитания на основе программ влияния на индивидуальность каждого школьника, с учетом темпа его продвижения в развитии. 3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью. Не учитывать это, «переломить», «перестроить»! (как это, увы, бывает в практике воспитания» нельзя, ибо происходит нарушение целостности и гармоничности воспитательного процесса, развития личности ребенка. Вчитаемся в справедливые размышления ливанского педагога X. Гибрала: «Твои дети - не твои дети, Они порождены зовом, который жизнь обращает к самой себе. Они приходят в мир благодаря тебе, но не ты их приводишь. И хотя они с тобой, они тебе не принадлежат,
Ты можешь предложить им свою любовь, но не их душам, потому что души их обитают в доме завтрашнего дня. Ты можешь попытаться быть, как они, но не пытайся сделать их такими, как ты, потому что жизнь не возвращается назад и не останавливается на дне вчерашнем».
Вот почему в условиях современного общества и современной школы воспитание определяется как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, способствующая освоению им культуры и самореализации. Предостережением заучат слова В. Леви: "Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка. И тем больше риск впасть в непроходимые взаимные заблуждения». 4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности). Это внутреннее состояние ребенка создается обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и детей, который предполагает общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, тела и души. На практике это выливается в общий благоприятный стиль и тон организации жизнедеятельности детей. Вот своеобразная исповедь счастливой одиннадцатиклассницы Марины Мельцевой: «Я очень любила и люблю свое детство. Детство - это праздник- Я считаю, что во мне еще осталось что-то из мира детства. И я не хочу это терять. Я считаю, что каждый взрослый человек в чем-то должен оставаться ребенком. Так будет интересней жить. Ребенком я была очень общительным и любознательным, как впрочем и сейчас. У меня было очень много смешных событий, различных приключений. Каждый день со мной происходили разные, забавные и очень смешные истории. Меня все любили. И я тоже любила всех, Я вообще любвеобильный человек. Я с детства люблю природу, люблю животных, люблю музыку и танцы. У меня было много различных игр и увлечений. Я не могла играть долго в одно и то же. Это мне быстро надоедало. Я общалась со всеми; с мальчиками и с девочками, и со сверстниками и со взрослыми. Играла я практически во все игры. Начи- нзя с «дочки-матери» и заканчивая казаками-разбойниками» и ев войну». Даже не могу сказать, чего я не любила. По-моему, я любила все». 5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру. Эта закономерность влечет за собой необходимость целостности воспитательных влияний, их разумной инструментовки. Единство и целостность практически проявляется в трехканальном воздействии на все три сферы отношения (рациональную, эмоциональную, поведенческо-деятельностную). во взаимодействии школы, семьи и внешкольных учреждений, в едином стиле и тоне отношений к ребенку: в гармоничном сочетании употребляемых в процессе воспитания методов, средств, педагогических приемов. 6. Воспитание - процесс парадоксальный. Жизнь вообще полна парадоксов:
«Жизнь как дыхание - вдох, выдох и снова вдох... Жизнь как дорога - подъем, спуск и снова подъем... Жизнь как море - штиль, шторм и снова штиль...”
(А. Маркуша «Азбука мужества)
Противоречия, как известно, - источник всякого движения, всякого развития. Сложность воспитания, в частности, и объясняется прежде всего сложностью переплетений различных групп противоречий: внешних (между различными факторами среды, между средой и воспитанием, средой и личностью воспитанника, средой и личностью педагога) и внутренних (в личности и педагога, и воспитанника: борьба мотивов, между целями, задачами - и возможностью их достижения, между сознанием и поведением, между внешними воздействиями и стремлениями самой личности, между знанием, как надо делать - и умением, либо неумением делать...). Противоречия, объективные и субъективные, самого воспитательного процесса (противоречия воспитывающей деятельности, противоречия педагогического общения и межличностных отношений в нем...). Противоречия, осознаваемые как воспитан- ником, так и воспитателем, - и неосознанные. Противоречия, безболезненно разрешаемые в жизни и педагогической деятельности, и противоречия, доходящие до степени конфликтности, когда наносится ущерб как развитию личности воспитанника так и состоянию личности педагога... Обратимся к примерам и фактам из педагогической практики- Видение детьми парадоксальности мира и желанием в нем разобраться: - «В три года я хотела умереть, в пять лет у меня была истерика: я очень боялась умереть» (Лиза Б.). - «Я очень любила ходить в детский сад, но ненавидела спать там ночью, потому что спать я вообще не любила, считая сон пустой тратой времени» (Вера В.). - «Маленьким я мечтал стать большим, сейчас (в 10 классе) я очень хочу стать маленьким» (Стае К.). - «Я часто грублю маме, учителям, даже уважаемым, сама не знаю почему: как будто какой-то "дурак» в меня вселяется, у знаю, что так нельзя, а делаю наоборот» (Катя А.). Недоумение педагогов вызывают взгляды, действия, поступки их воспитанников, иногда ставящие их в тупик: - Хорошая, милая девочка-десятиклассница вдруг "ни с того ни с сего» в самый ответственный момент урока любимого старого учителя пускает бумажного голубя, который паря в воздухе, попадает в затылок учителя, пишущего на доске. Учитель вздрогнул от испуга - класс хохочет- - Третьеклассник Павлуша М. опоздал на урок строгой своей учительницы. Боялся, что накажет. И вдруг - неожиданное решение: стук в дверь, строгий голос учительницы: «Войдите». Дверь открывается: Павлуша под хохот и аплодисменты детей входит в класс - на руках, портфель - в зубах, смешно выделывая пируэты ногами. - Трудные дети, так здорово досаждающие учителями на уроках, в походе или в спортивно-трудовом лагере «вдруг» перестают быть трудными, оказываясь, наоборот, в числе помощников учителя; легко справляются с бытовыми делами и поручениями, с чувством юмора переносят лишения и неустроенность быта, неприхотливы в еде, находчивы и умны к экстремальных ситуациях... В ответах на вопросы анкет вообще много парадоксального. Например, один и тот же ученик может ответить: на вопрос «Твой любимый театр Москвы» пишет - «Большой театр», а на вопрос «Любишь ли ты оперу и балет" пишет - «Терпеть не могу». Или другой пример: на вопрос "Какое образование должен получить современный молодой человек?» пишет «Высшее или, в крайнем случае, среднее специальное», а на вопрос «Что тебе нравится больше всего в школе?».- пишет: "Переменки, каникулы, общение с друзьями». И т.п. Парадоксальность, противоречивость воспитания подметили многие известные педагоги, писатели, мыслители- Обратимся к их высказываниям. «Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемых видят собственно не детей и юношей, а будущих взрослых людей, деятелей в различных сферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, то есть детей, отроков, юношей, а как подготовка к тому, что будет, то есть подготовка взрослых людей. По-видимому, то и другое понимание воспитания почти одинаковы, близко сходны, но на самом деле они существенно различны, и второе понимание неизбежно влечет за собою искусственную постановку воспитания». (П.Ф. Каптере в). "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» (К.Д. Ушинский). «Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании. Оно развязка всего. Это самый длинный, но верный путь» (Л.Н. Толстой). «Самое тонкое, самое трудное воспитание - это воспитание в условиях предоставленной ребенку полной свободы: бегать, играть, гоняться за бабочкой и за солнечным лучом, аукать а лесу... - весь секрет такого свободного в лучшем смысле слова воспитания заключается в том, чтобы ребенок делал то, что вам нужно» (В.А. Сухо мл и некий). «Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании» (Ф. Искандер). И последнее - высказывание Б. Шоу: «Парадоксы - вот единственная правда. И это так, ибо любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, имеет, как магнит два полюса - положительный и отрицательный, как бы две грани, две стороны медали", два взаимосвязанных и взаимообусловленных ракурса. Любое педагогическое явление' И педагог должен, хочет он того или нет, признать эту истину, принять ее как должное, уметь распознавать обе грани и... использовать в позитивном разрешении любого противоречия. Приведем примеры такого видения противоречий в любом явлении или предмете: * послушание позволяет воспитать и человека дисциплинированного и бездумного исполнителя - конформиста, которого легко включить в безнравственную и даже противоправную деятельность (есть известная теория П.Л. Капицы о непослушании как о положительном качестве личности ученого-первооткрывателя); * лень - «мать всех пороков», но и «двигатель прогресса»; * дисциплина – «это свобода», но и «дисциплина - это неволя»; * хорошая память ученика - благодатный фактор обучения, но и качество мышления, которое не позволяет развивать другие: ощущения, воображение, фантазию, умение проводить анализ-синтез, сравнение-сопоставление,., способность ученика удивляться..; «трудные ученики в классе - «горе и беда» учителя, но для думающего и "растущего» педагога - это критерий, «лакмусовая бумажка» его воспитательных усилий, это его возможность дальнейшего самосовершенствования;… С этих позиций можно и должно рассматривать любое явление воспитательного процесса: ученик упрям (но и упорен!), девочка излишне застенчива (но и скромна!), ребенок чрезмерно подвижен, не посидит ни минуты спокойно (но ведь движение есть жизнь, а в его возрасте мощное средство развития); со звонком дети «сломя голову» бегут из школы, ни минуты в ней не задерживаясь (что-то не в порядке в этой школе, значит надо усовершенствовать воспитательный процесс)... И так далее. Видя обе стороны, педагог строит свое воспитательное воздействие (весь воспитательный процесс) с опорой на позитивную сторону, тем самым и разрешая противоречие, «снимая» его негативные проявления, и в итоге - продвигая в развитии воспитанника, классный коллектив, собственное педагогическое мастерство. Итак, мы кратко охарактеризовали основные, на наш взгляд, шесть закономерностей воспитания. Их можно было бы назвать и больше, можно - и меньше. Суть не в том. Главное, что они существуют и их надо учитывать, В реальной практике воспитания они реализуются через систему принципов воспитания, которые представляют собой исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания- Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. Если суть воспитания - формирование отношений к окружающему миру, то, стало быть, в процессе воспитания главная задача представить перед развивающимся человеком всю палитру красок окружающего мира, представить так и в таком ракурсе, чтобы очаровать, пленить явлениями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ и сформировать негативное отношение к ЛОЖНОМУ, ЗЛОМУ, БЕЗОБРАЗНОМУ. В организованной жизнедеятельности детей в школьном воспитательном процессе обязательно должно быть общение с высоким искусством (музыкой, поэзией, художественной прозой, живописью, дизайном в быту, архитектурой...), с прекрасной природой (причем, не только любование ею, но и активная помощь ей), с красивыми и добрыми людьми (разными: историческими личностями, литературными героями, современниками разного ранга, окружающими людьми - взрослыми и сверстниками), с результатами прекрасных и добрых деяний человека, с богатым и оригинальным содержанием собственного «Я» воспитанника. При этом вся деятельность должна быть инструментована как ценностно-ориентированная: в педагогической деятельности важны акценты и оценки, обращение внимания детей, «высвечивание» позитивного и негативного, помощь в оценках явлений с позиций взрослого опыта и большего запаса знаний. Приведем примеры. Все многократно видели березу, но вот Есенин описал ее так "Белая береза под моим окном...». Никто лучше Пушкина не сказал утешительную в горе фразу: "Печаль моя светла», путешествуя по стране, постоянно восторгаемся деяниями Петра I, мужеством участников Великой Отечественной войны, красотами русской природы, чудодейственной силой музыки, живописи, поэзии, архитектуры... Возмущаемся фактами противоправного и безнравственного. С возмущением девятиклассники обсуждают факт, опубликованный в газете: «Дважды за последние две недели в одном из детских садов Пензы раздавалась ружейная стрельба - на глазах ребятишек отстреливали бродячих собак, нашедших пристанище на территории садика. Одна из раненых собак приползла на порог кухни, где ее добили (поварам потом пришлось смывать кровь с порога). Некоторые дети теперь отказываются ходить в детсад: вдруг там опять будут убивать собак». Разными педагогическими приемами корректируем собственное поведение воспитанников: замечанием, выражением восторга, одобрения, восхищения, сожаления, возмущения, негодования, улыбки, жеста и т.д. Оцениваем и собственное отношение к происходящему: выражением и оценкой собственной позиции, извинением - если причинили неудобство или обиду другому человеку, объяснением взглядов и поступков... Все это помогает взрослеющему человеку оценивать окружающий мир и его соприкосновение с ним самим, анализировать все происходящее, вырабатывать критерии оценок и с их меркой подниматься в собственном саморазвитии. В ранней юности каждый встречается с опытом первой любви. Но вот как он отразится на будущем - у всех бывает по-разному. Главное, чтобы юный человек вышел из этого опыта достойно. Приведем в качестве примера стихотворение одиннадца-тиклассницы о печальном опыте неразделенной любви, обратив внимание на выводы, к которым приходит в итоге девушка: Моя любовь, мои страданья; Нужны ли вы кому сейчас? Остались лишь воспоминанья Счастливой жизни и о нас.
В туманном мраке ты явился, Зажег огонь внутри меня, Потом исчез и не простился; А я осталась без тебя...
Была ли то любовь? Возможно, Привязанность - ее сестра. Она коснулась осторожно Меня своим крылом слегка.
Все! Хватит, прекрати, опомнись! К чему все эти слезы, стон? То, что случилось, ты запомни И не забудь, как страшный сон.
Жить прошлым - это несерьезно Насущное - вот цель моя. А впредь я буду осторожна, Но только вот, смогу ли я?! (Волкова Вера, 11 класс) Школьники с «высоты» своего жизненного опыта уже многое любят или ненавидят, боятся, уважают и не уважают, одобряют и не одобряют. С позиций принципа целенаправленной ориентированности на ценностные отношения эти оценки оттачиваются, углубляются, утверждаются, корректируются... И это очень важно для взрослеющего человека. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношений с окружающей действительностью: природной и социальной средой, деятельностью людей, различными культурными ценностями... В конечном счете - формирование и развитие собственной жизненной позиции растущего человека. В педагогической практике принцип связи воспитания с жизнью реализуется в трех аспектах. Первый - когда педагог, замечай проявленное отношение ребенка к предмету или явлению, мысленно анализируя сложившуюся для ребенка социально-педагогическую ситуацию, поддерживая его в трудностях и невзгодах жизни, помогая ему обрести «точки опоры» в сложных жизненных ситуациях, сопереживая с ним в радостных и печальных оценках жизненных явлений... влияет (утверждая или корректируя) на формирование определенного, позитивного или негативного отношения ребенка к объектам окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. ... Метким выстрелом из рогатки мальчишка подстрелил птичку. Четвероклассники в скорбном молчании столпились вокруг, осуждая товарища. А он, может быть, защищаясь, бравировал своим «мастерством»; «А ну, кому не слабо попасть из рогатки в летящую птицу?!» В ситуацию вмешивается директор, он подвел детей к кустам, раздвинул их рукой, все увидели галдящих в гнезде, раскрывших клювики птенчиков «Теперь они погибнут, ведь у них нет заботливой мамы», - сказал директор и оставил детей для размышления. Спесь с «героя» была сбита, и он вместе с одноклассниками стал обсуждать, как теперь выкормить оставшихся сиротами птенчиков... Второй аспект принципа - когда педагог (разумеется, уважаемый и значимый), передавая собственный опыт столкновений с окружающей действительностью, раскрывая свой опыт становления личности с учетом жизненных фактов и событий, высказывает определенное, чаще нестандартное и оригинальное мнение к проявлениям характера ребенка, поступкам, эмоциональному состоянию... Из опыта московской учительницы Ильиной А.: в пятом классе кража - у одного из мальчиков пропала фирменная авторучка. Классный руководитель Нина Ивановна самостоятельно вычислила воришку и вернула пропажу владельцу. Но ни ребятам, ни родителям, ни даже своим коллегам не сказала, кто это сделал. Как-то в разговоре Нина Ивановна попыталась объяснить свое решение: - Однажды, когда мне было лет десять, я ухитрилась стащить в магазине красивую заколку- Родители поверили, когда я сказала, что это подарок подруги. Но я так и не смогла ее носить и потихоньку выбросила. Стыд перед собой был так велик, что если бы кто-нибудь узнал, меня бы это просто раздавило. - А вы уверены, что ваш «похититель» так же раскаивается, что этот случай вылечит его от воровства? - Нет, не уверена. Но я думаю, для учителя, как для врача, на первом месте должно быть «Не навреди!». И, наконец, третий аспект принципа связи обучения с жизнью заключается в непосредственном конструировании жизненного опыта воспитанника через создание в педагогическом процессе воспитывающих ситуаций, в которых ребенок действует в логике отношения к окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. А вся система воспитательной работы превращается в данной логике в систему жизнедеятельности растущего человека, связанную тысячами нитей с окружающей действительностью ...Десятиклассники социально-педагогического класса 45 школы г. Москвы систематически вовлекались в благотворительную деятельность социальных работников микрорайона Получены инвалидные коляски для детей-инвалидов - их задача изучить инструкцию, освоить все манипуляции с коляской и научить этому детей-инвалидов И неизвестно, кому больше пользы приносит такая совместно-разделенная деятельность - детям-инвалидам или школьникам. Привлечение же их к уходу за беспомощными и одинокими стариками и инвалидами-взрослыми позволило школьникам переосмыслить свое отношение к людям не только этих категорий, но и к ценности человека как такового, к самой жизни (по отзывам самих десятиклассников).. Таковы грани принципа связи воспитания с жизнью, столь значимого для развития личности школьника, для его социализации Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании предполагает наличие этого триединства в воспитательных воздействиях: * школы, семьи, внешкольных общественных и учебно-воспитательных учреждений; * всех педагогов, работающих с классом, * разнообразных факторов воспитывающей Среды; * разнообразных учебных и воспитательных программ, в которых участвуют школьники; * между различными этапами обучения и воспитания (начальной, средней и старшей школой); * единство системы средств, методов, организационных форм обучения и воспитания; * стиля и тона общения воспитателей и воспитанников. Однако, единство, целостность и преемственность не означает единообразия. В системе воспитания могут быть самые разнообразные влияния и воздействия. Система предполагает еще и взаимодополняемость, и взаимозаменяемость. То есть в основу должны быть положены единые цели, стратегические и тактические задачи, единые принципы, содержание, средства, методы... Кроме того важно соблюдение чувства меры, педагогического такта, есть осетинская пословица: «Горек мед», - сказал медведь, когда наелся- Об этом же у Я. Корчака в рассуждениях о лечебных процедурах и воспитательных воздействиях, которые могут быть и лечебными процедурами, и ядом - если переборщить; «Перекормленный моралью испытывает тошноту». В доверительной беседе десятиклассники на наш вопрос об их неприязненных взаимоотношениях с классным руководителем, которую раньше они очень любили, наперебой говорили: "Она долго и нудно объясняет нам то, что всем давно уже и без того понятно»; «Она без конца нас поучает и поучает, говоря, что хочет нас оградить от ошибок, но ведь мы-то должны учиться на своих, а не на ее ошибках»; «Надоели все ее заорганизованные мероприятия».- Нарушение чувства меры в воспитательном процессе чаще всего приводит к прямо противоположному результату. Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития - один из главных принципов гуманистической педагогики. Он прекрасно соотнесен с идеей самоактуализации личности в процессе воспитания и самовоспитания. Изначально в любой момент своей жизни каждый человек (и наш воспитанник тоже!) имеет определенную систему отношений к окружающему миру. В процессе воспитания нам надо формировать ценностное отношение к событиям, предметам, явлениям окружающего мира - отношение, которое поначалу «не вписывается» в систему ценностей воспитанника. Инструментовка здесь должна быть тонкая. Поясним на примере. Ученик систематически опаздывает на урок. Можно ругать его, читать нотации, высмеивать, делать замечания... Но, увы', безрезультатно. А можно так, как в этом случае поступила учительница 45 школы г. Москвы Гаврилина А.И.: «Он был светловолосым худеньким мальчиком. Мне всегда казалось, что ветер когда-нибудь унесет его, как девочку Элли. А уж то, что он напрочь выветривает из его головы все, связанное с уроками, было наверняка. Начинался первый урок, проходили первые минуты, раздавался робкий стук в дверь. Конечно, это был он. На мой порой сердитый вопрос «Почему?» он неизменно отвечал: «•Проспал». А мама? - продолжала я. - «Тоже». Растормошить его было делом нелегким. Но однажды за 5 минут до конца урока, согрешив, я спросила у детей, какой картридж мне лучше купить, чтобы подарить внуку. И тут началось! Всплеск эмоций, шквал названий. И я... как Незнайка в стране знатоков. Я глянула на Диму- Глаза его светились, он оживился, выдавая одно название за другим, комментируя названное другими и явно чувствуя свое преимущество. Прозвенел звонок с урока- Дима не уходил, продолжая информировать меня о достоинствах и недостатках игр. На следующее утро он пришел задолго до первого урока и принес мне журнал «Денди». «А еще вы смотрите программу «Денди» по пятницам по 1-му каналу,» - рекомендовал он. С тех пор я тоже живу среди Марио, Бэтменоа, Принцев Персии, Арлекино и других героев. А на уроке непременно кто-то из них является участником наших упражнений, и Дима всегда - лучший переводчик выражений из этих игр. А на уроки теперь никогда не опаздывает, ибо поговорить об игре можно только до урока. «А еще, - сказал он, - советую драки не покупать, жестокость воспитывают». Нетрудно заметить: отношение сформировано. Человечек поднялся на ступеньку выше». Аксиомой в гуманистической педагогике является положение о том, что нельзя давать оценки, «навешивать ярлыки» на личность в целом, оценивая ее конкретные поступки. Надо давать оценку поступку, а не личности. С этим принципом тесно связаны два следующих принципа: «сочетание уважения и требовательности к воспитаннику» и «оптимизм и мажор, опора на положительное в воспитательном процессе». Характер диалектического сочетания уважения и требовательности А.С. Макаренко выразил в краткой, но емкой формуле: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему». Именно уважение и требование к личности воспитанника позволяют выявлению в высшей мере человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. И наоборот: наивысшая мера требовательности возвышает меру уважения, а значит и меру достоинства человека. У принципа уважительного отношения к ребенку есть как бы две грани. Первая - это уважая, беречь. У Я. Корчака: «Уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста, его слезы». И вторая грань уважения - возрастающая мера требовательности к человеку, которого я считаю добрым, умным, справедливым, порядочным, умелым и т.д. Вот почему в гуманистической педагогике требование выражается в самых различных приемах воздействия на учащихся: просьба, совет, уверенность, авансированное доверие, право выбора и т.п. Дети, воспитанные в диалектическом сочетании уважения и требования, очень хорошо это понимают, вырастая людьми с высоким чувством собственного достоинства: «Главное мое кредо в воспитании детей - это сочетание мягкосги и жесткости- нахождение золотой середины. Мне трудно говорить об этом, так как это для меня предстоящий этап» (А. Вилков, выпускник шкоды, готовящийся стать папой). И еще пример ич народной педагогики: «Ребенка спросили: «Почему плачешь?» Ответил: «Потому что мне потакают» (армянская пословица). К сожалению, печальным фактом школьной практики является бытующее у некоторых педагогов упование лишь на требовательность, выражающуюся в самых разных формах: угрозы, наказания, насилие над личностью, недопускание права выбора, голое и нудное морализирование, упование на дисциплинарные меры... И чем сложнее и самобытнее личность воспитанника - тем больше. Вот грустный пример рассуждении молодой учительницы: «Надо быть строгой, выполнять педагогические угрозы- Детям нельзя позволять издеваться над тобой. Они это хорошо чувствуют. И если раз им позволить допустить слабинку, они тут же воспользуются и начнут на этом играть... Еще я считаю, что учитель должен быть требовательным- Ведь многие ученики не понимают, что им нужно, а что нет. Часто можно услышать также разговоры: «Зачем нас так мучают и кому это надо. Надо относиться к своему предмету так, как будто он самый важный и главный, и показывать это ученикам». Последствия очевидны - нарушение взаимодействия в отношении «педагог <=> воспитанник», а следовательно, - неэффективность воспитательного процесса. Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко) позволяет маленькому человеку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми. В г. Севастополе есть подростковый клуб «Данко», в котором много лет работает Е.В. Сидоренко (Мухлади). Она так описывает несколько случаев со своим воспитанником Сашей Ч., который по школе характеризовался весьма нелестно, будучи в мнениях школьных педагогов в категории «трудных». Доверие, обращение к нему в экстремальных ситуациях, уверенность, что не подведет в клубе сотворили буквально чудеса... С температурой 38° играл перед малышами Деда Мороза, неоднократно выручал школу на фестивалях (занимается музыкой в клубе); однажды во время концерта, когда испортилась аппаратура, 40 минут подряд развлекал зрителей пародиями - все смеялись; в походе во время военной игры тяжело повредил ногу, но поручение выполнил до конца, превозмогая боль... Думается, серия подобных жизненно-педагогических ситуаций способна коренным образом изменить не только тональность жизни полростка, но и его общую тенденцию самовоспитания и саморазвития. И еще один ракурс принципа оптимизма, мажорного стиля и тона в воспитании - опора на положительное в личности воспитанника: «Каждый из нас рассчитан на большее» (И.С. Козловский). В осмыслении качеств личности: «Каждый раз, когда вы замечаете в ребенке дурную черту характера, поспешите отметить и хорошую, дать ему знать о том, что вы ее видите». В подходе к организации воспитания: «Надо учить детей во всех бедах уповать на поворот к лучшему, ожидать его, предпринимать шаги к решению проблем, помогать им в этом. Самое страшное - воспитать детей, не умеющих надеяться на лучшее и на себя» (из писем учителей в «Учительскую газету»). Принцип воспитания в коллективе предполагает заботу воспитателя о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное, удовлетворяющее его место и классном коллективе, ибо известно, что в подростковом возрасте влияние коллектива сверстников является одним из главных факторов развития человека. Здесь он получает дополнительные знания о мире, здесь вступает в отношения товарищества и дружбы, здесь получает различные навыки и умения. Здесь происходит его самореализация и самоутверждение в многообразных видах деятельности - признание сверстников становится мощным фактором стимулирования развития способностей и интересов. Учет этого принципа воспитания предполагает изучение воспитателем места каждого воспитанника в системе межличностных отношений, учет этого в организации коллективной жизнедеятельности: распределение поручении и обязанностей, удовлетворяющих каждого, комплектование групп согласно психологической совместимости и по интересам, создание ситуации успеха для каждого, забота о самочувствии и настроении каждого, индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности, личностная ориентированность всех проводимых с детьми форм воспитательной работы. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса достаточно хорошо описан практически во всех учебных пособиях по педагогике и педагогической психологии. Поэтому здесь мы остановимся лишь на некоторых его аспектах. Дети разного возраста (да еще с учетом 5-7-летнего диапазона индивидуальных различий в возрастных проявлениях), девочки и мальчики, по-разному проявляющие себя индивидуально- сти воспитанников - все это определяет специфику, нестандартность воспитательных воздействий в каждой психолого-педагогической ситуации, делает процесс воспитания творческим, требует от воспитателя освоения педагогического мастерства. Этот принцип предполагает также предостеречь воспитателей от ошибок такого рода: воспитатели порой, желая добра своим воспитанникам, пытаются априори прививать «взрослые» взгляды и формы поведения, осуждая «детские» выходки, шалости, ошибки и болезни роста. От этого предостерегал еще Ж.-Ж. Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости. ни вкуса и не замедлят испортиться, у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей свои собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее вашей.» Вспоминает учительница Н.Л. Надеждина: «У меня однажды было педагогическое прозрение... После 7 урока я сидела в своем кабинете и проверяла тетради. Вдруг услышала а коридоре дикий топот и вопли. Первым побуждением было вскочить и в жестких выражениях попросить ребят (а это мальчики-девятиклассники после компьютерного класса уходили домой) успокоиться и вести себя в школе как подобает ученикам, а не «стаду мамонтов», «воспитанным молодым людям, а не дикарям» и т.д. и т.п. Но был солнечный весенний день, хорошее творческое настроение. И вдруг я представила себя на их месте: 50 с лишним лет, 90 с лишним килограммов, солидная прическа и строгий костюм... я скакала по пустынному солнечному коридору и вопила. Смешно, не правда ли? Вот так же смешно и нелепо было бы молодых, сильных, стремительных юношей, просидевших 7 часов сиднем за партами в конце уроков, когда никто тебя не видит и не контролирует, представить чинно шагающими по коридору, наподобие 50-летней классной дамы и ведущими светскую беседу. «Каждому возрасту свое», - подумала я, села поуютнее и открыла очередное сочинение.» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|