Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание: взаимодействие с семьей школьника




В воспитании органически сли­вается общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармонии человече­ского счастья... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

В. А. Сухомлииский

Есть определенная специфика семейного воспитания, отли­чающая его от воспитания общественного (в том числе и школь­ного). Прежде всего она заключается в том, что по природе сво­ей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравст­венную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимо­отношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, тер­пимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриут­робного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благо­творно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непре­ходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - автори­тетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально по­зитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как по­зитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополу­чивший родительской любви ребенок часто вырастает недобро­желательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а ино­гда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Вырос­ший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благого­вения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ре­бенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко а таких семьях развитие ребенка осложняется.

Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения- Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причем, один и тот же человек мо­жет быть и воспитуемым и воспитателем: дети, мамы и папы, ба­бушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью расту­щего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важ­ные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, тру­довую, общественную, ценностно-ориентировочную, художест­венно-творческую, игровую, свободного общения. Причем, про­ходит все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки лож­ку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до слож­нейших социально- и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапа­зон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, проис­ходит в любое время суток, в любое время года, его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом горо­де, в служебной командировке, и хороший учитель всегда пом­нит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мыслен­но невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

Каково же назначение, статус и функции работы школы, классного руководителя в работе с родителями учащихся? Как определяется содержание этого взаимодействия? Назначение -

прежде всего в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовать их взаимодо­полнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникнове­ние. Ну а функции? - Их можно выделить пять. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Первая функция - ознакомление родителей с содержанием н методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого шко­лой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом роди­тельском собрании классный руководитель, только что получив­ший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педа­гогической позицией, с целью, задачами и программой своей бу­дущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной рабо­ты. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании (создание библиотеки се­мейного чтения, походы выходного дня, посещение театров и му­зеев, неформальное общение с детьми).

Классный руководитель старшеклассников знакомит родите­лей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, кол­ледж, класс с углубленным изучением какого-либо предмета), со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации школы.

В начале учебного года классный руководитель знакомит ро­дителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года: например, в 7-8 классе - с особенностями взаимоотноше­ний девушек и юношей, в 9 классе - с проблемой начальной профориентации, в 10 классе - с научной организацией интел­лектуально-познавательной деятельности, в 11 классе - с зада­чей духовного развития личности и так далее.

Перед введением в классе новых учебных предметов, обла­дающих высоким воспитательным потенциалом, классный руко­водитель (либо учитель) также проводит ознакомительную рабо­ту с содержанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение", «Ва-леология», «Культура речи», «Психология общения», «Основы

этикета», вЭтика и психология семейной жизни", «История ре­лигии» и другие. Необходимо это для создания единой воспиты­вающей среды семьи и школы, частично - для просвещения ро­дителей в области вводимого предмета и оснащения их методи­кой его в условиях семейного воспитания.

Эти и другие проблемы классный руководитель держит а по­ле зрения родителей на протяжении всего учебною года, коррек­тируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родите­лями.

Вторая функция работы классного руководителя с родителя­ми - психолого-иедагогическое просвещение их. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что об­щий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогиче­ской позиции. И тем не менее исследования педагогов и психо­логов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педаго-гической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе,

Нашей школой накоплен богатый и интересный опыт педа­гогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Назовем здесь некоторые, оправдавшие себя на практике формы психолого-педагогического просвещения родителей:

• Народные Университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных общественных организациях по месту жительства и так далее. Эти университеты имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов: педагогов, психологов, ме­диков, юристов. Занятия, как правило, сопровождаются демонст­рацией кинофильмов, показом театральных спектаклей и т. д. В ходе занятий производится обмен родительским опытом, гото­вятся выставки детского и родительского творчества.

• Школьный лекторий для родителей проводится, как пра­вило, перед началом родительских собраний в классах по специ­ально разработанной педагогическим коллективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее подготовленные педагоги школы.

• Школьные и классные тематические конференции для ро­дителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как помочь школьнику учиться», «Духовное развитие современного школьника», «Как по­мочь школьнику выбрать будущую профессию», «Школьник в ры­ночных отношениях современного общества*, «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и другие.

• Родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школьников-юристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одарен­ных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и так далее.

• Покласснее просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, система­тически проводимого изучения учащихся и классного коллекти­ва, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеет­ся, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня психолого-педагогической, медицин­ской, юридической подготовленности классного руководителя,

• Индивидуальные консультации (психологические, педаго­гические, медицинские, юридические), осуществляемые специа­листами в консультациях: «Семья и брак», женских консультаци­ях по месту жительства, в школе во время «Дня открытых две­рей» и так далее.

• Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...

Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - все шире практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развиваю­щуюся личность школьника, повышения профессионализма, ор­ганизуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, в практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совме­стную с детьми деятельность:

• участие во всех формах внеурочной деятельности, орга­низуемой классным руководителем (походы, экскурсии,

вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройсто школы и так далее).

» участие родителей в подготовке общешкольных традици­онных форм работы (вечеров-встреч выпускников, школьного турслета, праздника Последнего звонка, вы­пускного вечера, состязаний типа чКВН», «Что? Где? Ко­гда?», «Папа, мама и я - спортивная семья»);

» участие родителей в создании и функционировании раз­личных школьных производственных кооперативов;

* подготовка и проведение школьных лагерей труда и отды­ха, дальних походов, поездок по городам России и мира;

* участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсульта-ции, оборудование кабинетов профориентации;

* ведение факультативов и кружков согласно профилю

своей профессиональной деятельности;

» ведение микрокружков (5-6 человек) для учащихся

класса;

* участие в работе Советов школы. Советов содействия се­мье и школе, школьных и классных родительских коми­тетов;

» оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи шко­лы с предприятиями, фирмами и так лалее-

Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдель­ных учащихся. Первый аспект ее - оказание психолого-педаго­гической помощи в организации семейного воспитания различ­ных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к ка­ким-либо формам внеурочной деятельности).

Другое направление заботы классного руководителя - это оказание родителям психолога-педагогической помощи в реше­нии трудных проблем семейного воспитания, разрешения проти­воречий подросткового возраста, преодоления трудностей воспи­тания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спирт­ных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных

неформальных объединений молодежи, профилактика правона­рушений.

И еще - это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными, вовле­кающим детей а пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и тому подобное.

Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и ко­миссиями по делам несовершеннолетних и отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.

И последняя, пятая функция - это взаимодействие с обще­ственными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жи­тельства и на предприятиях, женскими Советами воинских орга­низаций и так далее. Содержание общей деятельности определя­ется статусом и положением (либо уставом) соответствующей об­щественной организации. В компетенцию их может входить:

* оказание материальной помощи отдельным семьям и

учащимся (через нахождение спонсоров, материальные

отчисления предприятий);

+ коллегиальное решение отдельных вопросов жизни

школы;

* связь с административными и правоохранительными ор­ганами;

» помощь школе и классам в проведении воспитательной

работы с учащимися;

* участие в работе с родителями учащихся (проведение ро­дительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и моральной поддержки малообес­печенным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к вос­питанию детей и другие.)

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя (воспитателя), способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодей­ствия школы и семьи во многом определяется правильно из­бранной позицией педагога. Когда-то Гиппократ, приходя к боль­ному, говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишь­ся с болезнью, я ничего не смогу для тебя сделать. Если же объе­динимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Та же логика должна быть и в воспитательном процессе. Есть как бы четыре компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания ученика. Нередко в практике складывается ситуация:

у ученика возникают проблемы (опаздывает в школу, дерзит учителю, слабо разбирается в чем-то, дерется на переменах, не успевает по предмету). Учитель "борется» с учеником- Ученик вынужден «защищаться», сопротивляться, вступать в конфронта­цию, учитель призывает родителей: «Примите меры!» И родите­ли либо «принимают меры» (и тогда - единство с учителем и разлад с сыном или дочерью), либо не «принимают мер», пони­мая и принимая своего ребенка таким, каков он есть (и тогда - единодушие с ребенком и конфликт со школой). Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе - я, ученик и его родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы все заинтересованы в этом». И именно тогда возникает эмоциональ­но положительный контакт, при котором с достаточной легко­стью решаются все воспитательные проблемы.

Очень важным представляется определение каждым педаго­гом своего стиля и тона отношений с родителями, психолого-пе­дагогических и этических основ этих взаимоотношений. В осно­ву любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:

1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе де­тей или классу в целом): «что хорошего я могу сказать...» И дальше - перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, пре­одолении негативных явлений прошлого... Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего - взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнуше-

ние педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) - с одной стороны. И на­строй на педагога и внимательное восприятие его советов со сто­роны родителей, с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) также, как и я, любит моего ребен­ка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот что мне может помочь». Это очень важно, так как пред-мет озабоченности и у школьного педагога, и у роди­телей один - проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная «подстройка» чувственной родительской и общественной позиций родителей и школьного педагога в отно­шении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.

2. Следующий элемент может быть выражен в словах школь­ного педагога: «... но меня беспокоит...» И дальше - суть того негативного, ради чего встреча и задумана. Причем важно выра­жение недовольства, негодования, возмущения и т. д. в форме беспокойства: ведь мы оба любим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтересованы в решении его проблем. Такая по­становка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сторон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родителями сооб­щения о чем-то негативном в их сыне (дочери).

3. Выявление и анализ причин, породивших данное негатив­ное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно имеет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания - процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной вос­питывающей среды усиление позитивных факторов и устране­ние, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрез­вычайно важен союз педагогов и родителей, их взаимная распо­ложенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ве­дет к выбору неадекватных методов и приемов воспитательного воздействия.

4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и роди-гелей мер воспитательного воздействия на ребенка, группу или

класс в целом. Но не только сиюминутного воздействия. Класс­ный руководитель проектирует на основании этого целую систе­му воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, экскурсий и так далее - для формирования ус­тойчивого адекватного отношения учащихся к явлениям и про­блемам- При этом хорошо, если самое активное участие в делах класса примут родители.

5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков ребенка или класса, совме­стная инструментовка избранных средств, методов и приемов. Это общие договоренности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо от­ныне дать ему (ей) больше самостоятельности и в школе, и до­ма», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать, чтобы не ут­ратить так необходимого сейчас контроля», «К Вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школе», «Нужно пере­менить тактику строгости и уличении в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контроль», «Чтобы сфор­мировать культуру поведения наших детей, мы сами должны быть предельно дисциплинированны и культурны» и тому по­добное,

Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают их все более и более продуктивными, постепенно приводят к гармонии сторон в рам­ках педагогического треугольника,

Соблюдение этих методических правил позволит педагогу грамотно инструментовать организационные формы работы с ро­дителями. Назовем здесь некоторые из них: родительское собра­ние (в этой форме реализуются все пять функций), родительские конференции, «Дни открытых дверей» в школе и в классе, пере­писка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодар­ственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший пе­риод; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания «взрослые и дети» (интеллектуальные, спортив­ные, игровые).

Творчески работающим учителем могут быть сизобретены» нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, ро­дителей и детей. Например, «педагогический ринг», «педагоги-

ческий треугольник», «чаепитие по пятницам» и другие. Главное условие - соответствие воспитательной цели - формированию у учащихся запланированной системы ценностных отношений к ок­ружающему миру с позиций истины, добра и красоты', ориенти­рованность на самоактуализацию личности каждого школьника.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных