Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса




Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержа­ния.

Р. Роллан

Дети должны жить в мире кра­соты, игры, сказки, музыки, ри­сунка, фантазии, творчества.

В.A. CyxoMiuHCKuu

Каждому школьному педагогу понятно: «клеточкой» учебно­го процесса является урок. Многообразие традиционных и твор­ческих уроков составляет ткань процесса обучения. А в воспита­нии? Есть ли такая.клеточка»? Ведь она, эта «клеточка», нужна для своеобразной материализации процесса воспитания, для его конкретизации, четкости и определенности, ибо если воспита­ние абстрактно, то оно, - как это, увы!, нередко бывает а школь­ной практике, - превращается в пустое словоблудие, нудное мо­рализирование, «педагогику мероприятий», неопределенный на­бор случайных дел, а то и в бесперспективную борьбу с негатив­ными проявлениями в детской среде...

Соответственно этому - непредсказуемый результат и нега­тивное отношение к воспитательной работе как учащихся, так и самих педагогов. Недаром подчас должность классного руково­дителя воспринимается как нежелательная, как «довесок» к учеб­ной нагрузке, как тяжкое бремя, которое придется нести...

(Анекдот: На улице к женщине подскакивает вооруженный гра-битель: «Кошелек, драгоценности, часы...». Она в ужасе: «Часы не отдам, возьмите классное руководство!»).

Мы же утверждаем, что воспитание может быть, как и обу­чение, процессом строго определенным, конкретным, целостным и управляемым. Если выстроить четкую систему форм организа­ции воспитательного процесса - психологически и педагогиче­ски обоснованную, методически грамотно инструментованную. Тогда каждая форма и станет той «клеточкой» воспитательного процесса, из которых выстроится «ткань» воспитания-

В современной педагогической практике бытует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное меро­приятие», «дело» и другие. Видимо, имеет право на существова­ние каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого педагогического явления.

В энциклопедическом словаре понятие «форма* имеет не­сколько значений: «I) внешнее очертание, наружный вид, конту­ры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для прида­ния чему-либо определенных очертаний; 5) одинаковая по цвету и крою одежда; 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения».1 Очевидно, что каждое значение так или иначе отражает и смысл понятия -форма вос­питательной работы» и «форма организации воспитательного процесса».

«Воспитательное мероприятие» (в трактовке Н.Е. Щурковой как «принятие мер по...») - рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованной как групповая (коллек­тивная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланиро­ванные педагогом отношения.

Понятие «дело» в методике коллективной творческой дея­тельности (И.П, Иванов и его единомышленники и последовате­ли) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности - взрослого (педагога, старшего друга, простого участника....) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов - «форма» и «мероприятие».

Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - разви­тие определенного отношения к чему-либо; музыке, живописи,

Советский энциклопедический словарь, М.. 19S3. С. 1417.

природе, книге, другому человеку, учебе и так далее. Причем, это отношение выражено в результате предметном (для воспи­танника) и воспитательном (для педагога). В зависимости от это­го выбирается форма: классный час. лекторий, экскурсия, разго­вор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конкретное название - с учетом возраста, специ­фики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется: диспут «Зачем человеку музыка?», классный час "Кто определяет мои успехи в учебе», круглый стол «Что проис­ходит в обществе и моя позиция», спортивный праздник «Силь­ные, смелые, ловкие». Чем многообразнее и ярче палитра орга­низационных форм воспитательной работы, тем легче достигает­ся цель и решаются задачи воспитания.

Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений-., а з-начит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процес­сом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:

«простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

• кратковременные (например, «5 минут с одним стихотво­рением») и длительные («Неделя юного героя-антифаши­ста», «Месячник по благоустройству микрорайона шко­лы»);

• групповым!; (от двух у частников и более), коллективными (класс, секция, кружок), общешкольными и даже меж­школьными, микрорайонными, межрегиональными, рес­публиканскими, государственными (к примеру, в г. 06-нинске Калужской области ежегодно проводится Всерос­сийская научная конференция школьников «Юность. Нау­ка. Культура»);

• традиционные (вошедшие в практику школ, апробиро­ванные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестан­дартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, созда­ваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности):

» спонтанно возникающие в ходе воспитательного процес­са (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия.-) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогиче­ским коллективом;

• регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, ежечетвертные родительские собрания; серии класс­ных часов под рубрикой, например, «Интересный чело­век рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и тому подобное), и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитате­лем. исходя из задач воспитания).

В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть несколько аспектов использования организационных форм воспитательной работы, ориентиров школьного педагога (начинающего и опыт­ного) на творческий рост от субъекта педагогической деятельно­сти, осваивающего традиционно сложившиеся формы, до твор­ческого педагога-новатора, самостоятельно конструирующего не­традиционные (творческие) формы воспитательного процесса. То есть мы предполагаем рассмотреть:

а) методику подготовки и проведения любой из форм воспи­тательной работы (некий алгоритм, общую схему);

б) картотеку форм воспитательной работы и методику ее создания творческим педагогом-воспитателем;

в) некий технологический и технико-педагогический «инст­рументарий» (перечень возможных приемов), который позволяет воспитателю не только быстро освоить "работу по образцу», но и помогает конструировать собственные творческие формы воспи­тательного процесса;

г) описание некоторых (для примера) новых форм воспита­тельной работы, возникших в последние годы.

Прежде чем раскрывать методику подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, следует оговориться о том, что мы имеем в виду, употребляя в нашем контексте понятие «классный час». В нашем понимании это не какая-то определен­ная форма работы (в практике отдельных школ и теоретиков пе­дагогики именуемая нередко «застойной формой», относящейся

к ушедшему периоду авторитарной организации воспитательной работы), а час классного руководителя, та самая «клеточка» вос­питательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным цен­ностям, позволяет сделать воспитательное воздействие система­тическим и регулярным, а сам процесс воспитания - не хаотич­ным и случайным, а управляемым и целенаправленным,

Для классного часа характерно все многообразие видов и форм, перечисленных выше. Классный час предполагает также проявление специфики личности педагога, работающего по ав­торской, творческой программе. Исповедуемый им гуманистиче­ский подход к организации воспитательного процесса может привести к формулированию своеобразных правил: «Никогда ни­кого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время). "Оптимизм и мажор - основной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта. для всех участников» (красиво и функционально оформленное помещение, удобные и свободно избираемые места, использова­ние цветов, подарков, сюрпризов...). Классный час должен быть нерсгламентирован временем (он может продолжать от 2-5 ми­нут до нескольких часов), не должен быть «привязан» к месту - классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне природы, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения не обязательно должен быть класс­ный руководитель: это может быть любой работник школы, лю­бой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творче­ская группа и так далее). Могут быть введены и другие правила.

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определенный алгоритм, некая схе­ма, позволяющая наиболее рационально и грамотно организо­вать воспитательный процесс. Элементы ее таковы.

I. Определение цели и задач. Цель - то запланированное от­ношение, которому посвящено организуемое педагогом дело-Цель конкретизируется в серии (!) форм воспитательной работы, ибо одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать, то есть для достижения цели воспитатель форму­лирует несколько (2-3) задач, которые представляются реальны-

ми в данном воспитательном мероприятии. При этом имеются в виду цели и задачи, как предметные (для воспитанников), так и воспитательные (для воспитателя).

Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных цели - формированию музыкальной культуры уча­щихся, проводится классный час «Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна?" Его задачи: 1) Выявление музыкальных вку­сов и интересов учащихся (предварительная анкета, наличие лю­бимых кассет и пластинок); 2) Формирование понятий и пред­ставлений, выработка определенного отношения к различным му­зыкальным жанрам... (слово педагога, выступление учащихся. фронтальная беседа, дискуссия...); 3) Развитие эмоционально по­ложительного отношения к «Маленьким шедеврам большой музы­ки» (прослушивание музыкальных произведений в сопровождении рассказа педагога или учащихся)... И другие задачи.

2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра ч названия мероприятия: например, пресс-конференция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что происходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал», организационный класс­ный час 1 сентября «Арбузник».

3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

4. Предварительная подготовка: подбор содержательного ма­териала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, подготовка и отбор средств, изготовление костюмов, атрибутики, оформления и так далее.

5. В проведении самого воспитательного мероприятия важны такие его элементы, как:

• начало (музыкальный, поэтический, театрализованный зачин, пролог; литературно-поэтический, философский, публицистический эпиграф) - для создания психологи­ческого настроя;

» содержательная часть (как предметная деятельность вос­питанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной цели);

• аккордно-финальная часть: принятие решения, обраще­ние. определенные ритуалы завершения (песня, речевка,

голосование, награждение победителей, взаимные благо­дарности, музыка и так далее) - создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребности дальнейшей совместной деятельности; принятие реше­ний по внедрению достигнутого отношения в повседнев­ную жизнедеятельность.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнять: 1 - обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной дея­тельности в будущем. 2 - собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитатель­ного результата, который может включать такие элементы:

* мера достижения цели и решение стратегических и так­тических задач;

• характеристика эффективности избранных средств, мето­дов и приемов;

• степень активности участников и их удовлетворенность от участия в деле; особенности индивидуальных проявле­ний (исполнение своей роли, вопросы, эмоциональное состояние и реакции и так далее);

» логика и структура воспитательного мероприятия, их эф­фективность;

* характер педагогического мастерства воспитателя, прояв­ление его жизненной и педагогической позиции; манера поведения, характер отношений с учащимися и так да­лее;

» место проведенного мероприятия в системе воспитатель­ной работы с классом, в общешкольной системе и логике воспитания.

Мы привели здесь примерный алгоритм подготовки и прове­дения любой организационной формы воспитания- Они много­образны. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее - виды воспитывающей деятельности, назначение - избежать однообразия во внеурочной деятельно­сти, найти новые оригинальные формы ее, облегчить планирова­ние педагогической деятельности школы и классных руководите­лей. Приведем примеры из различных разделов такой картотеки.

Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгадан­ных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов < Замечательные люди науки», «За страницами учебника»...

Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литера­турной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвя­щения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы инте­ресных встреч. Классные часы пол различными рубриками.

Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятни­ков старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к. празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и другие.

Общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор ле­карственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для ма­лышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» га­зета.,.

Художественно-творческая деятельность: новогодний (осен­ний. весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея* и другие-

Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, тури­стический слет, турпоход, «День бегуна». «Веселые старты», «Ве­чер комических эстафет», «Малые олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», «Турнир рыцарей», «Спор­тивный Огонек», «Школа здорового образа жизни*...

Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник», поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинга, школьный бал...

Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: это разного рода фестивали, со­стязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и орга-низационно-деятельнстные игры. Такие формы внеурочной дея-

тельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанно­го сценария.

Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятель­ность школьников увлекательной, непринужденной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.

В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые мо­гут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников: пять минут с одним (сти­хотворением, музыкальным произведением, с одной картиной.,.)-Публичная лекция (лекция для широкого круга школьной «пуб­лики»: 15-20 минут насыщенной яркой информации, с необыч­ными примерами и фактами, красочной эстетической обставлен-ностью - позволяет "высветить" отношение к рассматриваемому предмету или событию). «Сократовская беседа» (развернутое рас­смотрение множества вариантов решения поставленной пробле­мы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к ис­тине). «Открытый микрофон» (для обсуждения проблем школь­ной или общественной жизни). «Философский стол» (для фило­софского осмысления жизни старшеклассниками). «Дискуссион­ные качели» (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений, по предложенной теме). Интеллектуальный аукцион (игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности:

чтобы «купить» предлагаемый «товар* - книга, репродукция, фо­тография. пластинка, предмет декоративно-прикладного искусст­ва - надо предъявить «плату» в виде определенной порции зна­ний о предмете). Конкурс «смехаизмов» (смешных афоризмов и анекдотов), «Разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизнен­ных ценностей). «День гения» (серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой). «Круглый стол с острыми углами» (выявление и обсужде­ние мнения учащихся по поводу острых проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов). «Сюрпризы дружбы» (цель - укрепление дружеских межличност-

ных отношении через «преподнесение сюрпризов: исполнение по­священной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угоще­ний, приготовленных самими детьми)-1 «Арбузник» как нефор­мальное общение учащихся после двухмесячной разлуки летом:

чтобы отведать арбуз, каждый должен принять участие в одном из пяти конкурсов:

1. Самая смешная история моего лета.

2. Исполнение любимых стихов и песен о лете и летней при­роде.

3. Собственного сочинения сказка, песня, притча, легенды об... арбузе.

4. Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую ре­комендую всем.

5. Увлекательный рассказ о будущей жизни нашего класса.

«Фотокамера смотрит в мир» - форма для развития интере­са к чтению периодики, для формирования политической куль­туры учащихся. Содержание: под руководством ведущего все уча­щиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в со­ответствующий раздел на доску (стенд), таким образом смонти­рованный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения. Различные варианты «концерта-ромашки».2

Очень часто в практике современной школы «набор» органи­зационных форм воспитания определяется общей научно-мето­дической проблемой, над которой работает педагогический кол­лектив. Например, в школе-гимназии № 22 г. Севастополя педа­гоги, работающие над проблемой «воспитания личности, способ­ной строить жизнь, достойную человека, по законам Добра, Ис­тины, Красоты», используют различные творческие методы обу­чения и воспитания, Приведем здесь две формы работы из опыта учители Паршиковой Г.В.

Так, с первоклассниками сочиняют сказки. В самом начале дети должны в текст, заданный взрослыми, вставить какие-то слова и нарисовать сказочных героев (в специально пропущен­ных местах). Рита М. досочиннет сказку о девочке Настеньке, за-

1 Эти и многое другие творческие формы, возникшие в практике школ описаны в сборниках Н.Е. Шурковой "Собрание пестрых дел*.

2 Подробно описаны различные конкурсы в книге 'Что делать с детьми в заго­родном лагере» / Под ред. С.А. Афанасьева. Кострома, 1993.

блудившейся в дремучем лесу и попавшей в избушку к злому и страшному поначалу медведю и «перевоспитавшемуся» к концу сказки в доброго, приносящего пользу и добро людям и зверям. Вот у девочки в начале сказки: лес густой, словно «собрание лес­ных чудищ», избушка как «дом для чудищ», темно словно «в пе­щере», лес дрожит будто «планета с астероидом столкнулась», мед­ведь сопит, «как Соловей-разбойник», потому что живет «как оди­нокий колдун». И рисунки - один страшнее другого. А к кошсу сказки, когда Мышка сказала Медведю, чтобы он не жил как оди­нокий колдун: «Ты пойди, отнеси корзиночку Настеньке. Людям помогай, в обиду не давай». Так и сделал Медведь - девочка ри­сует этого же медведя в облике «доброго красивого колдуна», рас­красив его нежными пастельными тонами,

А в среднем звене школы - целая серия уроков, классных часов, объединенных единым стержнем - «Встречи с Сократом» (человеком, философом, бойцом, семьянином, гражданином...). В разных формах: рассказ учителя, сократовские беседы, дискус­сии, размышления детей и учителя, просто урок молчания и ос­мысления смерти Сократа. И все это - вариации метода убежде­ния. При этом мысли и рассуждения самого Сократа в «желез­ной», убедительной форме и логике, с позиций Истины, Добра и Красоты постепенно, исподволь, ненавязчиво внедряются в соз­нание учащихся. Приведем здесь некоторые фрагменты. '

... Из речи Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю-Я владею только наукой противоречий. А другие люди тоже ма­ло, что знают, но думают или делают вид, что знают все и не стремятся узнать больше». А после этого - дети перевоплощают­ся в учеников Сократа и ведут с учителем беседы на темы, кото­рые обсуждал со своими учениками Сократ: проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества...

... Размышления над эпиграфом к одной из бесед по этике и психологии семейной жизни: «Сварливая жена для меня все рав­но, что для тебя норовистый конь: ведь одолев одного коня, ты легко справляешься с остальными. Так же и я на вздорном нраве Ксантиппы учусь обхождению с норовистыми людьми».

I В данном контексте «пользованы фрагменты книги. Кузьмичев Н. Во имя исти­ны и добродетели, М., 1984.

... Ролевая игра «Диалоги с женой Сократа Ксантиппои» (о

щедрости, жадности, скупости, продажности и так далее). Из биографии Сократа известно, что жили они бедно, и Ксантиппа стыдилась скудного стола для гостей.

Сократ: Не тревожься- Если они люди порядочные, то нас не осудят, а если пустые, то нам до них дела нет.

Ксантиппа: Сократ, ты можешь хорошо зарабатывать, беря за свои беседы какую-нибудь плату, но ты этого не делаешь и не хочешь делать! Почему?

Сократ: Какой из божественных даров мы более всего ценим в женщине?

Ксантиппа: Ее красоту, наверное (вспомнив о своей приго­жести).

Сократ: А в мужчине?

Ксантиппа-. Думаю, что разум...

Сократ: А теперь скажи, как мы называем женщину, которая главный дар богов, свою красу, продает за деньги?

Ксантиппа: Продажной девкой, как же еще?

Сократ: Так не вправе ли мы и мужчину, торгующего своим умом, уподобить продажной девке?

- Фрагмент «сократовской беседы» о любви. Что такое лю­бовь? - Любовь есть красота и благо. Когда мы любим: когда обладаем предметом любви или когда не обладаем? - Ведь то, в чем нет недостатка, не может вызвать желания, следовательно, любят то, в чем нуждаются или не имеют. Как развивалось поня­тие любви в разные времена и у разных народов? - Платон го­ворил, что от любви к прекрасным телам мы придем к любви к прекрасным нравам, от прекрасных нравов к прекрасным учени­ям. пока не дойдем до любви к самой красоте, совпадающей с Добром и Истиной.

... Прощальный вечер со свечами (из опыта 45 школы г. Мо­сквы) может быть проведен как финально-аккордная часть вы­пускного вечера в 11 классе. В затемненном помещении класс­ный руководитель торжественно зажигает магический огонь све­чи и таинственно-торжественным голосом говорит проникновен­ные слова прощания (может быть воспоминания, откровения, напутствия, стихи, художественная проза - например, А. Моруа «Молодому человеку об искусстве жить», Д.С- Лихачев «Разду­мья» и др.). А дальше - от пламени своей свечи зажигает ма­ленькие свечи в руках своих учеников, как бы передавая им эс-

тафету Истины, Добра и Красоты. И предлагает пообщаться один на один друг с другом, объединяя пламя своей свечи с дру­гим, говоря при этом слова прощания, пожелания, напутствия, объяснения в недосказанном и не сделанном за 10 лет, раскры­тия тайных добрых слов и мыслей, слова благодарности и при­знательности... и свечи затухают... На этой возвышенно-торжест­венной ноте заканчивается выпускной вечер!

Разумеется, мы описали далеко не все формы воспитатель­ной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, ибо практика рождает все новые и новые. Творчески работаю­щий школьный педагог в поисках решения воспитательных за­дач конструирует их сам, максимально приближая их содержа­ние и тональность к своим собственным, неповторимым услови­ям. Однако, есть некий алгоритм, позволяющий расширить диа­пазон творчества школьного педагога в воспитательном про­цессе. В основе его - три идеи.

Первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности:

познавательная - в области различных наук и их истории; цен­ностно-ориентировочная -- в этике, эстетике, культурологи, по-литологии, разных отраслях искусства,.; художественная - в эс­тетике, музыке, живописи, поэзии, дизайне... культуре, изучении персоналий..; физкультурная - в изучении теорий и практики здорового образа жизни; трудовая - а изучении и использова­нии обычаев и традиций, ремесел, народных промыслов, про­фессиональной ориентации..; свободное общение - в углублен­ном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организа­ции досуга, различных хобби и так далее.

Это позволяет поднять все формы воспитания на высокий профессиональный уровень силами не только школьного педаго­га, но и широкой социокультурной среды - самих учащихся, их родителей, работников клубных учреждений и школ, деятелей общественных организаций... Это позволит уйти от бытующего в практике воспитания дилетантизма, словесного «воспитания» или вообще от «пусканий на самотек» всего дела воспитания, при этом скрываясь под, якобы, за благородно-гуманистическим тезисом «Школа - образовательное учреждение, она должна лишь давать знания, а воспитание - удел семьиь-

Идея вторая: сделать воспитание творчеством педагогу помо­жет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и органи­зационные формы. Приведем здесь некоторые из них.

Анализ афоризма (в самых разных вариантах), ибо «Афо­ризм - брат анекдота, друг парадокса и сын мудрости» (А. Бел­кин):

- Афоризм записан на доске - все размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются). Например, размышление над мыслью Диогена: «Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он ест для того, чтобы жить».

- На доске записано два афоризма: 1) «Человек - это великолепно- Это звучит... гордо!» (А.М. Горький); «Аз есмь чървь, а не человек» (*Я есть червь, а не человек») - из древне­русской молитвы. Классу дается задание: выбрать наиболее под­ходящий для вас и обосновать.

- Возможна «перекличка» афоризмов, например, на уроке «Женственность и мужественность» поочередно читаются афо­ризмы о достоинствах мужчин и женщин.

Использование биографии, истории жизни, жизненного опыта великих людей. Приведем здесь примеры.

- Для подчеркивания отношения к определенным качествам личности:...К юноше, который с гордым видом позировал вая­телю. Антисфен обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, она стала хвастаться?» - «Красо­тою» - сказал тот, «И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя?»... Мальчишке-болтуну Зенон сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и мень­ше говорили».

- Для воспитания у учащихся сознательной дисциплины можно использовать такую историю: Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал вере­щать по-птичьему; собрались люди он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошеве­лятся.

Использование сказок, легенд, преданий, притч, художествен­ной прозы и поэзии... в качестве содержательного материала ме­тода «параллельного действия» (А.С, Макаренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево» - для откровенного

разговора об отношении к маме. Множество примеров такого использования материала в книге вЯ - Человек».

«Конверт откровений* («Конверт дружеских вопросов», «кон­верт знакомства» и так далее): в конверт закладываются записан­ные на карточках вопросы по теме обсуждения; конверт переда­ется из рук в руки - каждый берет по одной карточке, отвечает на «свой» вопрос, все остальные высказывают свои суждения. Так легко можно организовать дискуссию.

Упражнения-откровения типа «Мои пять самые...»: учащимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну (не глядя), громко читает и сразу отвечает- Примеры карточек «Мои 5 самые...»: 5 самых презираемых качеств личности человека, 5 самых близких людей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых веселых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых любимых произведений прекрасного, 5 самых главных дел, кото­рые мечтаешь совершить в жизни, 5 самых ценных вещей, 5 луч­ших книг-

Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быст­рого ответа или «голосования». Педагог делает необходимые выво­ды. Например, перечень таких вопросов для классного часа по са­мовоспитанию «Что происходит с человеком в отрочестве» может быть таким:

Кто в детстве любил засыпать под колыбельную песенку ма­мы, папы, бабушки? Под какую? - А сейчас?

Кто любил вставать рано? - А сейчас?

Кто терпеть не мог спать днем?

Кто ни на шаг не отставал от мамы, любил, чтобы тебя опе­кали?

Кто плачем выражал свои чувства, желания?

Кто в детстве чаще, чем сейчас, ссорился с родителями, вступал в конфликты?

Кто играл с мальчиками (девочками), не различая пола?

Кто предпочитал играть: в куклы? в плюшевых зверей? в ма­шины? в конструкторы? в подвижные игры? в «дочки-матери»?

Кто любил рисовать?

Кто боялся темноты? «плохих» сказочных персонажей?

Кто хотел скорее пойти в школу?

Кто донимал взрослых вопросами «почему»?

Кто очень хотел скорее стать взрослым?

«Трудное чтение» - это один из приемов комментированно­го чтения и размышления над прочитанным, чаще всего исполь­зуется для работы с учащимися 10-13 классов по проблемам фи­лософского размышления о жизни. Например, чтение книги Б.М- Кедрова «Беседы о диалектике», Д.С. Лихачева «Раздумья» и другие.

Инсценировка пословиц (по группам 1-5 человек). Группам дается задание (лучше заранее) инсценировать известную посло­вицу. Если заранее -• то с элементами костюмов, необходимыми предметами, например: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Жизнь прожить - не поле пе­рейти», «Семь раз отмерь, один отрежь». Класс наблюдает и от­гадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.

«Интервью» с интересным (значимым) человеком: с живыми людьми-современниками, авторами периодической печати, с ге­роями художественных произведений, с авторами дневников, ис­торическими деятелями и деятелями культуры...

... Так для классного часа (или урока человековедения) о му­жестве и женственности берем интервью у современников и «ин­тервью» у великих людей из книг.

... В «Записной книжке вожатого Артека» (Под ред. В.И. Фут-левой, 1996) есть такие интервью:

- Что Вас больше всего огорчило и обрадовало в уходящем году? - А.П. Чехов: «Боже, какое горе, я уже разучился пла­кать».

- Верите ли Вы а скорый конец света? - О- Уайльд: «О, счастье, счастье. Я еще могу быть наивным- О времени конца света не знает никто».

- Что Вас больше всего удивляет и чем Вы хотите удивить белый свет? - Император Юлиан Отступник (III век н. э.):

«Удивительно, кругом ужасы и войны, а солнце еще восходит и птицы поют, и цветы цветут».

Есть множество приемов, с помощью которых педагог регу­лирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, де­лает отношения воспитываюшими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации; побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, кос­венное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистической гипотезой... И многое другое. Подобные прие-

мы хорошо описаны в педагогической литературе (в частности, в работах Э.Ш. Натанзон и Н-П. Аникеевой).

Есть множество педагогических приемов дисциплинированив учащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил типа:

«Живи для улыбки другого», «Не обижай никого вокруг», «Помо­гай!», «Правило - стоп» (прием для остановок игры, увлекатель­ного занятия), «Один говорит - все молчат: уважай «Золотое сло­во». Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное за­вершение песней, «слушание тишины», игровое оформление раз­личных дел и так далее, И все это - элементы творчества школь­ного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результативным и радостным воспита­тельный процесс.

И еще об одном явлении необходимо упомянуть, В послед­нее время в разных городах России возникло немало методиче­ских центров, которые выпускают специальные методические пособия по организации различных форм воспитательной рабо­ты со школьниками- Так, в Костроме МП «Вариант» в 1991-1994 годах издал: «ЮО творческих конкурсов», Серии из 5-10 выпус­ков - «Педагогическая азбука», «КВН», «Новогодняя сказка*, «Новогодняя тусовка», «Клуб эрудитов»; в 1995 году - пособия по проблеме воспитания и развития детей: «Последний звонок» (как организовать праздник для выпускников.). «Новогодние встречи», «Клуб ролевого моделирования», «Программы кружков детского творчества», мастерская досуга» (10 выпусков), многое-многое другое.

Этот частный пример говорит о том, что творчество педаго­гов в воспитательном процессе перестало быть уделом талантли­вых одиночек, оно становится массовым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных