Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 21 Краткая история педагогических идей




Человеческое общество на всех этапах своего развития заинтересовано в передаче опыта подрастающим поколениям. Эта передача может происходить разными способами. В первобытном обществе она осуществлялась через повторение поведения старших. В средние века - через зазубривание текстов. Позже человечество пришло к убеждению, что наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность. Долгое время процесс передачи социального опыта не являлся предметом специального изучения и происходил как естественный. Но на определенном этапе такая передача оказалась невозможной ввиду большого объема опыта, накопленного человечеством. Старшее поколение начало заниматься этим целенаправленно. Данный процесс получил название педагогического. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Начало развитию педагогики как науки было положено древними греками. Именно в Древней Греции возник термин педагогика – греч. paidagogike, что в переводе на русский означает детовождение, детоводство. В Древней Греции первоначально педагогами назывались рабы, сопровождавшие детей в школу и следившие за их поведением. Позже педагогами стали называться наставники воспитывающие и обучающие детей.Развитие педагогики от Древней Греции до средних лет еще не было периодом развития науки.. В то время в наиболее развитых странах древнего мира – Греции, Египте, Индии, Китае шел процесс обобщения воспитательного опыта и аккумуляции его в философии.

Демокрит. В своих трудах касался вопросов пед-ки. Он уделял внимание актуальной для нашего времени проблеме - проблеме творчества. Его основой считал природные способности. В общении и совместной деятельности и проявляется творчество. Через деятельность, опыт, обучение человек развивает творч. способности. Сократ поднял вопрос о существовании в творчестве нравственного начала, рассматривал творчество как духовную деятельность человека. Большое внимание в своих трудах уделял вопросам деятельности личности и самосознанию творящего субъекта, а также необходимости общения, ибо считал творчество продуктом взаимодействия людей. Платон высоко ценил роль воспитателя в обществе. Считал, что если плохо свою работу будет выполнять башмачник, то интересы государства не будут сильно ущемлены, ибо оно всего лишь будет хуже обуто, но в случае, если воспитатель станет худо выполнять свою работу, это породит на свет целое поколение невежественных людей. Аристотель выступал за развитие трех главных сторон души человека: разумной, нравственной и волевой.

В период средневековья воспитание носило духовный характер. Его проблемами занимались философы-богословы. В связи с этим в педагогических идеях данного времени основу составляли идеи повиновения и аскетизма, принципы догматического и схоластического обучения. Применение таких методов как зазубривание, угрозы, наказания (в том числе и телесные) стали нормой в воспитании детей. Яркие представители этого времени / Августин (354 – 430), Фома Аквинский (1225 – 1274) и др.

Период Возрождения выдвинул идею гуманистического воспитания и всестороннего развития личности. Поменялась направленность методов воспитания, которые стали ориентироваться на уважение личности ребенка, обращение к нему как к высшему началу бытия, веру в его волю и разум и ориентацию на его творческое начало. Эти идеи развивали такие педагоги-гуманисты как Эразм Роттердамский (1469 – 1536), Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишель Монтень (1553 – 1592). В их трудах идеалом выступала раскрепощенная творческая личность.

Начало педагогики как науки большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Выпущенный им в Амстердаме в 1657 году труд «Великая дидактика» является одним из первых научно-педагогических трудов. Ядро современной теории обучения составляют большинство сформулированных в нем положений: предложенная классно-урочная система обучения, методы и принципы и т.д. Я.А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений – положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использов. занимательного материала.

В это же время вопросами педагогики, поставив акцент на воспитании, занимался английский философ и педагог Джон Локк (1632 – 1704). В своем главном труде «Мысли о воспитании» он предложил систему воспитания джентльмена – образованного, уверенного в себе молодого человека, умеющего вести коммерческие дела. Из всех направлений воспитания особое внимание уделял нравственному и физическому. Особое значение придавал наследственности, среде и активной позиции воспитуемого. Считал важным процесс перехода воспитанником из подросткового возраста в юношеский.

Активную борьбу со схоластикой вели французские просветители XVIII в. Д. Дидро (1713 – 1784), К. Гельвеций (1715 – 1771), Ж.-Ж. Руссо. Жан-Жак Руссо предложил модель общества, в котором гармонично сочетается природное и социальное развитие человека. Огромную роль отводил воспитанию природой, людьми и вещами. Среди дидактических принципов Ж.-Ж. Руссо выделял необходимость восприятия обучения с удовольствием, а также познание путем опыта. Под воспитанием природой им понималось внутреннее развитие способностей и органов. В природу человека Руссо включал ряд склонностей, которые подчинены стремлению к действию и должны развиваться на каждом определенном этапе воспитания. Главное – это правильная организация воспитательно-образовательной системы. Воспитание должно быть свободным, а его главная цель – подготовить воспитанника к жизни в обществе.

Идеи французских просветителей легли в основу творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, развитие нравственности. Им была выдвинута идея развивающего и воспитывающего обучения.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерве г ( 1790 – 1866) занимался противоречиями, внутренне присущими всем педагогическим явлениям, выступал против религиозного и сословного воспитания, считал, что воспитание должно способствовать гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

В CIC веке Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871), основоположник русской педагогической науки, считал необходимым переустройство всей системы образования и ее тесную связь с наукой. Его педагогические взгляды строились на принципах народности, воспитания в труде, самобытности русской педагогической науки. Рассматривал воспитание как всестороннее развитие человека. Он считал, что воспитанию необходимо уделять огромное внимание и ориентировал педагогов на учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый школьник должен найти деятельность по душе и осознать, что единственно достойная цель жизни человека – свободный, творческий труд. По мнению К.Д. Ушинского, счастье – это реализация себя в свободной, творческой деятельности.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1936) разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделял проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей".

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям».

В 1980-х –1990-х г.г. в России возникло направление педагогики сотрудничества. Ее представители Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др. в обучении и воспитании ставили акцент на развитии творческого потенциала ребенка, веру в него и сотрудничество с ним.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных