Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Методические рекомендации и указания по дисциплине




А.Г. Герцен, В.П. Власов

Методические рекомендации и указания по дисциплине

«Основы этнологии»

 

 

для студентов 1 курса дневной и заочной

форм обучения специальности 6.020302 «история»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0303 История

 

 

Симферополь 2008


Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ

от 26.09.2008 г.

протокол № 2


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курс «Основы этнологии» (54 ч.) является составной частью блока социально-гуманитарных дисциплин и входит в программу учебно-образовательной, а также профессиональной подготовки студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения Таврического национального университета им. В.И. Вернадского по специальности 6.030300 «история» образовательно-квалификационного уровня «бакалавр».

Современное человечество представляет собой множество различных исторически сложившихся общностей. Особое место среди них занимают образования, которые принято называть этническими – племена, народности, нации. Общностей такого рода сегодня насчитывается несколько тысяч. Неоднородность протекания социально-экономических, политических, этнических и демографических процессов привела к довольно сильным различиям между этими общностями в уровне развития, условиях жизни и численности, что служит почвой для возникновения межэтнической напряженности, нередко переходящей в конфликты и войны. Чтобы предотвратить или сгладить эту напряженность, в современных условиях резко возрастает актуальность овладения научно-практическими знаниями основ этнологии. Данный курс и призван дать студентам необходимые этнологические знания, которые будут полезны им как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Изучение материала начинается с рассмотрения вопросов становления этнологии как самостоятельной науки и ее специфики по сравнению с другими историческими дисциплинами. Далее, дается характеристика объекта и предмета исследования науки, ее целей и задач, выяснения источниковой базы и применяемых методов, а также краткий обзор основных школ и направлений. Последующие темы посвящены теоретическим основам этнологии, а также ознакомлению с фактическим материалом по этногенезу, этнической истории, особенностям хозяйства, культуры, социальной организации и семейно-брачных отношений народов мира.

Объективные знания об этих сторонах жизни народов мира помогут избежать ошибок и просчетов, которые ведут к деструктивным явлениям в экономике, политике, культуре, социальной сфере, а также в этноконфессиональных, межнациональных и международных отношениях. Данное положение актуально и для Украины, переживающей сложный и болезненный период слома старых и становления новых социально-экономических и политических отношений, которые приводят к напряженности в межнациональной сфере.

Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и др. сферах. Поскольку многие из этих аспектов изучаются самостоятельными, как общими, так и специальными науками, то этнология непосредственно взаимодействует с ними, вступая в тесные междисциплинарные связи. Наиболее близкими, по предмету своих исследований, являются история первобытного общества и антропология, социология, культурология, психология и этнография.

Главной целью, которую преследует курс «Основы этнологии», является формирование у будущих специалистов современного представления о процессах антропогенеза, расогенеза и этногенеза, об историческом многообразии народов мира и их культур, об особенностях этнического самосознания и сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнического взаимодействия, а также о современном этническом составе населения и основных этапах этнической истории Украины и Крыма. Изучение всех этих вопросов обусловлено практическими требованиями к подготовке специалистов гуманитарного профиля с высшим образованием.

Основные задачи, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, заключаются формирование у студентов определенных умений и навыков. В результате изучения курса студенты должны знать:

· основные идеи школ и направлений в этнологии, которые давали разное объяснение одним и тем же явлениям из жизни народов мира;

· основные термины понятийного аппарата этнологии;

· существующие системы классификации этносов;

· проблемы и основные этапы процессов антропогенеза, расогенеза и этногенеза;

· общие закономерности и отличительные особенности, а также определяющие факторы развития этносов, которые привели к формированию современного облика человечества и его культуры в их многообразии и самобытности;

· основные точки зрения о происхождении и последующем развитии тех народов, этническая история которых имеет тенденциозную или заведомо искаженную трактовку;

· достижения традиционно-бытовой культуры народов мира.

Уметь:

· ориентироваться в сложном калейдоскопе современных событий этнической истории человечества;

· связывать прошлое и настоящее этносов, давая объективную оценку происходящим в их нынешней жизни событиям и явлениям;

· толерантно формировать свои отношения с людьми, учитывая их этническую и религиозно-конфессиональную принадлежность, особенности языка, культуры и психики, а также традиций, обычаев и мировоззрения для сохранения гражданского мира и стабильности в обществе;

· самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой по темам курса;

· оперировать усвоенными в процессе изучения дисциплины терминами и понятиями.

Преподавание курса будет способствовать выработке у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и справочными изданиями. Изложение материала дисциплины осуществляется посредством чтения лекций в интерактивной форме, опираясь на знания студентов, полученные в общеобразовательной школе и при изучении других дисциплин. Отдельные вопросы и темы вынесены на рассмотрение семинарских занятий, а также самостоятельного изучения в ходе работы с рекомендованной литературой. Для успешного усвоения студентами полученной информации предусмотрены текущие консультации. Заканчивается изучение курса «Основы этнологии» сдачей экзамена в конце I семестра.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел I. Введение

Происхождение науки о народах мира и ее различные названия. Этнография и этнология – соотношение понятий. Этнология как историческая дисциплина. Объект, предмет, цели и задачи этнологии. Этнологические субдисциплины: этнолингвистика, этническая история, этническая экология, историческая этнография, фольклористика, расоведение, этнопсихология. Смежные дисциплины: демография, социология, география, антропология. Этнологическая терминология. Многозначность терминов.

Раздел II. История накопления этнологических знаний

Древний Восток: знания о соседних народах. Библия как источник эт­нографических сведений. Античный мир: накопление и первые попытки обобщения этнографических фактов (Фукидид, Аристотель, Геродот, Страбон, Цезарь, Тацит, Аммиан Марцелин).

Средневековый Восток: Сыма Цянь. Арабские географы Ибн-Фадлан, Аль-Бируни, Ибн-Батутта. Средневековая Европа: Византия (Прокопий, Иордан, Маврикий, Константин Багрянородный). Путешествия в Центральную Азию Плано Карпини и Виллема Рубрука. Иоганн Шильтбергер. Значение «Великих географических открытий» в накоплении этнографических материалов. Откры­тие Америки (Колумб, Кабот, Писсаро, Ж.-Ф. Лафито).

Новое время: формирование этнологии как самостоятельной науки в середине XIX в. Истоки эволюционизма в этнографии и его основные принципы. А. Бастиан, Э. Тайлор, Дж. Леббок, И. Бахофен, Мак-Леннан, О. Конт, Л. Морган, К.Д. Кавелин, Л.Н. Штернберг. Культурно-историческое, биологическое, социологическое и географическое направления в эволю­ционизме. Кризис эволюционизма. Марксистская теория в этнографии. Теоретические предпосылки диффузионизма. Антропогеографическая школа (Ф. Ратцель). Теория культурных кругов (Ф. Гребнер, В. Шмидт). Фрейдизм. Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм). Функционализм (Б. Малиновский). Американская историческая школа (Ф. Боас). Американская этнопсихологическая школа (Р. Бенедикт, А. Кардинер). Культурный релятивизм. Неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюард). Структурализм (А.Р. Радклифф-Браун). Советская этнографическая школа (С. Толстов, А. Золотарев, Н. Чебоксаров, Ю. Бромлей, С. Арутюнов).

Раздел III. Методика этнографических исследований

Полевая этнография: метод непосредственного наблюдения, метод этнографического эксперимента, опрос и анкетирование, метод стационарного исследования. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Метод картографирования. Комплексный метод. Организация этнологической науки. Научные общества, музеи, периодические издания.

Понятие о материальной культуре как предмете этнографического исследования. Методы типологизации. Основные тенденции в историческом развитии материальной культуры. Земледелие и его основные типы. Земледельческие орудия. Животноводство и его специфика в различных районах мира. Жилище и его типологизация. Охота: основные направления и орудия. Собирательство.

Этнос – объект изучения этнологии. Проблема исторических форм этноса. Виды этнических процессов. Этнические факторы в истории и в современной жизни. Соотношение этносов и археологических культур. Традиции и инновации.

Классификация народов мира. Этнический состав населения Земли и принципы его классификации. Географическая классификация народов по крупным регионам. Лингвистическая классификация народов мира по языковым семьям. Схема родственных отношений языков: языковая семья – языковая ветвь – языковая группа – язык. Антропологическая классификация народов мира. Большие человеческие расы. Малые, контактные и смешанные расы. Классификация по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям. Хозяйственно-культурные типы охотников, рыбо­ловов, собирателей, мотыжных земледельцев, кочевых скотоводов, плужных земледельцев. Прочие хозяйственно-культурные типы. Понятие «историко-этнографическая область».

Раздел IV. Народы Австралии и Океании

Народы Австралии и Тасмании. Расселение коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху и их судьба в колониальное время. Проблема этногенеза. Языковая и антропологическая принадлежность. Хозяйственно-культурные группы и историко-этнографические области. Хозяйство и материальная культура различных групп коренного населения. Образ жизни и годовой хозяйственный цикл. Орудия производства и оружие. Поселения и жилища, одежда, предметы быта. Семейно-брачные отношения, традиции, обряды и ритуалы. Парный брак и парная семья. Геронтократия и ее сущность. Социальная структура. Проблема локальной группы, рода. Фратрии и фратриальное деление. Экзогамия и брачные классы. Мужской и женский счет локальности. Возрастные классы и инициации. Институты власти. Межплеменные отношения и обмен. Духовная культура австралийских аборигенов. Религиозные представления и обряды. Устное народное творчество, музыка, изобразительное искусство. Европейская колонизация и современный состав населения.

Народы Микронезии. Проблемы этногенеза и заселения Микронезии человеком. Хозяйственно-культурные группы. Занятия. Производящее и присваивающее хозяйство. Орудия труда и оружие. Материальная культура: жилища и поселения, костюм, водные тран­спортные средства. Проблемы социальных отношений. Сочетание первобытных и раннеклассовых отношений. Имущественное и социальное расслоение. Община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религиозные верования. Фольклор.

Народы Меланезии и Новой Гвинеи. Расселение этнических групп. Языковая и расовая принадлежность. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Проблемы этногенеза и миграций. Хозяйство и материальная культура. Формы тропического земледелия и его типы. Скотоводство. Значение охоты, рыболовства и собирательства. Поселения и жилища. Костюм и украшения. Средства передвижения. Пища. Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Парный брак. Родовая община. Материнская и отцовская локальность рода. Мужские союзы. Мужские дома. Тайные союзы. Процесс разложения первобытнообщинных и складывание классовых отношений. Роль вождей. Духовная культура. Религиозные верования. Представления о силе «ману». Табуация. Обряды. Народное искусство. Европейская колонизация и современные этнокультурные процессы.

Народы Полинезии. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения Полинезии. Языки и расовая принадлежность. Основные занятия. Значение рыболовства и мореходства. Материальная культура. Домашние производства и ремесла. Обмен. Социальная структура. Общинные и родовые связи. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия и средства производства. Процессы имущественного и социального расслоения. Зачатки кастовой системы. Процессы складывания ранней государственности. Роль старейшин и вождей. Духовная культура. Культ богов природы, представления о табуации. Культ предков и вождей. Зачатки письменности. Положительные знания. Фольклор. Легенды и исторические предания. Народное искусство. Колонизация и возникновение новых групп населения. Современные этнокультурные процессы и этническая консолидация.

Раздел V. Народы Зарубежной Азии

Этнический, лингвистический и антропологический состав народов Зарубежной Азии. Историко-этнографические области. Палеоантропологические находки. Древние центры возникновения производящего хозяйства и сложения цивилизаций. Особенности этнических процессов.

Народы Западной Азии. Этногенез и этнический состав на разных этапах истории. Древние цивилизации. Хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика социальных отношений у оседло-земледельческого и кочевого населения. Материальная культура. Ремесло, обмен. Средства передвижения. Духовная культура. Роль ислама. Современные этнокультурные процессы.

Народы Южной Азии. Этнический состав. Языковые семьи. Антропологические группы. Особенности исторического развития. Историко-этнографические группы и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающее хозяйство. Специфика социально-экономических отношений. Кастовая система. Положение «племенного населения». Особенности социальных отношений у разных групп населения. Брак, семья и семейные отношения. Материальная культура. Ремесло. Торговля. Духовная культура. Ислам и индуизм. Джайнизм и другие религии. Первобытные верования. Фольклор. Народное искусство.

Народы Юго-Восточной Азии. Проблемы формирования этнического состава населения Юго-Восточной Азии. Этнические общности. Языковые семьи и антропологические группы. Историко-этнографические области. Особенности развития и связи с другими областями мира. Хозяйство. Тропическое и орошаемое земледелие. Животноводство. Хозяйственно-культурные типы и специфика отсталых этнографических групп. Передовые по социально-экономическому развитию народы. Специфика социальных отношений. Пережитки первобытных отношений. Патриархальные и феодальные отношения. Духовная культура. Ислам. Своеобразие местного буддизма. Пережитки индуизма в Индонезии. Народное творчество. Театр, музыка, танцы. Первобытные религиозные представления.

Народы Центральной и Восточной Азии. Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающие отрасли хозяйства. Рыболовство в прибрежных областях. Проблемы этногенеза китайцев. Китайские языки. Антропологические группы. Специфика хозяйства, материальной и духовной культуры, социаль­ного строя. Народы Монголии. Хозяйство и материальная культура. Народы Тибета. Этнический состав. Древние и современные формы хозяйства. Социальный строй. Проблемы этногенеза японцев и айнская проблема. Характеристика традиционного хозяйства, культуры, быта. Религиозные верования. Народы Кореи. Проблемы этногенеза.

Раздел VI. Народы Африки

Историко-этнографические области, языковые семьи и группы. Антропологический состав. Хозяйственно-культурные типы. Антропогенез и африканские находки. Древняя и средневековая культура народов Африки. Европейская цивилизация, разрушение государств и культур тропической Африки.

Северная Африка и древняя культура плужного земледелия. Египет и Магриб. Кочевое и полукочевое скотоводство. Специфика хозяйства и общественного строя. Духовная культура. Ислам.

Восточный Судан и народы банту. Земледелие и животноводство. Материальная культура. Особенности социального развития. Имущественное и классовое расслоение. Сочетание первобытнообщинных традиций и классовых отношений. Государство Конго. Сельская община. Семейно-брачные отношения. Духовная культура. Религия. Народное искусство. Народы Судана. Этнические группы и политические образования. Тропическое земледелие с выжигом леса. Животноводство. Металлургия и ремесла. Разложение первобытнообщинных и складывание классовых отношений. Государства Ашанти и Дагомея. Духовная культура.

Народы Восточной Африки. Эфиопия и Сомали. Комплексное хозяйство. Роль земледелия и скотоводства. Роль кочевого скотоводства. Ремесло и торговля. Материальная культура и особенности социально-экономического развития.

Остальные народы Южной Африки. Койсанские языковые группы. Готтентоты-животноводы. Охотники-собиратели бушмены. Пигмеи – проблема происхождения и социально-экономических отношений.

Население Мадагаскара – малагасийцы (мальгаши). Хозяйство и материальная культура. Социальный строй. Духовная культура.

Современные этнокультурные процессы в Африке. Сложение новых этнических общностей. Развитие культуры. Изменения в быту.

Раздел VII. Народы Америки

Заселение Америки человеком и гипотезы о путях миграций. Языковые семьи и антропологические типы коренного населения. Европейская колонизация и ее этнокультурные последствия.

Народы Северной Америки. Расселение и хозяйственно-культурные типы этнических групп. Арктические охотники и рыболовы. Оседлые рыболовы северо-западного побережья. Лесные охотники. Конные охотники на бизонов прерий. Земледельцы востока и юго-востока континента. Собиратели и охотники Калифорнии. Земледельцы пуэбло. Хозяйство и материальная культура у разных групп населения. Общественный строй и духовная культура.

Народы Центральной и Южной Америки. Этнические и хозяйственно-культурные типы. Древние земледельческие цивилизации Мексики и Перу. Майя, ацтеки, инки и др. Современные плужные и мотыжные земледельцы. Охотники и собиратели тропиков и южной оконечности континента (огнеземельцы). Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Собственность на орудия и средства производства. Особенности раннеклассовых обществ Центральной и Южной Америки. Община. Локальные группы. Роль предводителей.

Духовная культура. Религии классовых и первобытных обществ. Фольклор. Народное искусство. Формирование этнического состава современного населения Америки. Индейские народы и народы европейского происхождения в Северной Америке. Проблема американской нации. Формирование населения Канады. Формирование этнического состава Центральной и Южной Америки. Роль индейских, африканских и европейских элементов.

Раздел VIII. Народы Зарубежной Европы

Историко-этнографическое районирование. Этни­ческий состав, языковые семьи. Проблемы этногенеза и этнической истории. Значение «Великого переселения народов». Средневековые миграции и формирование современных этнических групп. Традиционные занятия в разных областях Европы. Материальная культура. Семья и семейные отношения. Социальные отношения. Роль средневековой общины. Духовная культура. Народные дохристианские верования. Фольклор. Народное искусство. Современные этнические процессы.

Раздел IX. Народы СНГ

Восточнославянские народы. Численность и расселение. Диалектные особенности. Антропологические группы. Этногенез и этническая история восточнославянских народов. Формирование русского, украинского и белорусского этносов. Этнографические группы русских, украинцев и белорусов. Историко-этнографические области и их специфика в сфере хозяйства, материальной и духовной культуры. Особенности поселений и жилищ, костюма, транспортных средств, пищи, орудий труда и утвари. Сельская община и патриархальные семейные отношения. Календарные обряды и обычаи. Фольклор и изобразительное искусство. Роль дохристианских верований.

Неславянские народы Восточной Европы. Нации и народности. Языковая и антропологическая классификации. Историко-этнографические области. Народы Прибалтики, юга Восточной Европы, Поволжья и Южного Приуралья. Хозяйственно-культурные типы. Традиционные виды хозяйства, ма­териальной и духовной культуры. Промысловая и земледельческая зона Севера.

Народы Кавказа. Лингвистический и антропологический состав народов Кавказа. Проблема этногенеза. Хозяйственные типы. Общие черты и региональные особенности в хозяйстве, материальной и духовной культуре народов Кавказа. Родовые и общинные отношения. Особенности феодального развития. Религиозные верования. Ислам. Христианство. Пережитки древних верований. Народное творчество.

Народы Средней Азии и Казахстана. Историко-этнографические области и этнические группы. Проблемы этногенеза и этнической истории. Иранцы и тюрки. Хозяйственно-культурные типы. Орошаемое, плужное и мотыжное земледелие, животноводство. Огородничество. Роль тех­нических культур. Кочевое и полукочевое скотоводство. Общее и особенное в материальной культуре, семейных отношениях, духовной культуре. Специфика феодальных отношений у земледельческих, патриархаль­но-кочевых и скотоводческих народов.

Народы Сибири. Этнический состав населения Сибири. Языки и антропологические группы коренного населения. Проблемы этногенеза и этнической истории.

Раздел X. Народы Украины и Крыма

Современный этнический состав населения Украины. Историко-этнографическое районирование и этнографические группы украинцев. Формирование украинской народности и нации. Хозяйство, материальная и духовная культура украи­нского народа. Современные этнические процессы в Украине.

Сложность этногенетических процессов в Крыму и влияние на них природно-географических условий. Киммерийцы. Таврская проблема. Скифы и сарматы. Греки-эллины. Этнические процессы в эпоху «Великого переселения народов». Конфессиональный фактор в формировании этнических общностей Крыма. Проблемы этногенеза крымских народов и современные этнические процессы в Крыму. Материальная и духовная культура крымских татар, греков, болгар, армян, караимов и крымчаков.


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие.– Л., 1974; 1991.

Культура і побут населення України: Навч. посібник.– Київ, 1993.

Народы и религии мира: Энциклопедия.– М., 2000.

Садохин А.П. Этнология: Учебник.– М., 2000.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник.– М., 2000.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.– М., 1971; 1985.

Этнография: Учебник.– М., 1982.

Дополнительная:

Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки.– М., 1974.

Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма.– Симферополь, 1999.

Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // МАИЭТ.– 1993.– Вып. III.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез.– М., 1989.

Араджиони М.А. Греки Крыма и Приазовья: история изучения и историография этнической истории и культуры (80-е гг. XVIII в. – 90-е гг. XX в.).– Симферополь, 1999.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.– М., 1989.

Арутюнян И.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этнопсихология.– М., 1998.

Атлас народов мира.– М., 1964.

Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк.– Симферополь, 2000.

Бороноев А.О. Основы этнической психологии.– СПб., 1991.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.– М., 1973.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.– М., 1981.

Брук С.И. Население мира.– М., 1981.

Бутинов Н.А. Папуасы Новой Гвинеи (хозяйство, общественный строй).– М., 1968.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос.– М., 1995.

Громов Г.Г. Методика полевых этнографических исследований.– М., 1967.

Етнографія України.– Львів, 1994.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии.– СПб., 1994.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография.– М., 1991.

Иванов В.С. Культурная антропология и история культуры.– М., 1989.

Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии.– М., 1969.

Краткий этнологический словарь.– М., 1995.

Культура и быт народов Зарубежной Европы. Этнографические исследования.– М., 1967.

Культура и бытнародов Северного Кавказа.– М., 1968.

Культура индейцев. Вклад коренного населения Америки в мировую культуру.– М., 1963.

Лебон Г. Психология народов и масс.– СПб., 1995.

Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие.– М., 1998.

Малые народы Южной Азии.– М., 1978.

Марков Г.Е. Народы Индонезии.– М., 1963.

Марков Г.Е. Кочевники Азии.– М., 1976.

Минасян М.Г. Армяне Причерноморья.– Ереван, 1990.

Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты.– М., 1998.

Народы мира: Историко-этнографический справочник.– М., 1988.

От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.).– Симферополь, 2004; 2006; 2007.

Очерки общей этнографии. Австралия и Океания, Америка, Африка.– М., 1957.

Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана.– М., 1980.

Пучков П.И. Население Океании. Этногеографический обзор.– М., 1967.

Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.– М., 1990.

Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура.– М., 1986.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы.– М., 1988.

Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура.– М., 1989.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян.– М., 1979.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.– М., 1997.

Социальная организация и культура народов Сибири.– М., 1974.

Степаненко Т.Г. Этнопсихология.– М., 1999.

Стингл М. Индейцы без томогавков.– М., 1984.

Татары Среднего Поволжья и Приуралья.– М., 1967.

Финогеев Б.Л. Крымские татары, немцы, греки, армяне, болгары.– Симферополь, 1997.

Хозяйство и материальная культура народов Кавказа.– М., 1968.

Храпунов И.Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке // БИ.– Симферополь-Керчь, 2004.– Вып. VI.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии.– М., 1998.

Этнические процессы в современном мире.– М., 1987.

Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии.– М., 1974.

Этническиепроцессы в странах Южной Азии.– М., 1976.

Этнические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе.– М., 1988.

Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии.– М., 1980.

Этнические стереотипы поведения.– Л., 1985.

Этногенез и этническая история народов Севера.– М., 1975.

Этнография детства.– М., 1992.

Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы.– М., 1988.

Этносы и этнические процессы.– М., 1993.

www.countries.ru

www.ethnonet.ru


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных