Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Существует несколько основных подходов в классификации памяти.




В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности но запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на

v двигательную, представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений

v эмоциональную - память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок

v образную -

v словесно-логическую-

2) по характеру целей деятельности на

v непроизвольную

v произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на

v мгновенную - связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной информации

v кратковременную - способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого

v долговременную - память, способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты

v оперативную - память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи; этот вид – промежуточный между кратковременной и долговременной памятью

v генетическую - память, в которой ин-я хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую невозможно оказать влияние через обучение и воспитание

 

Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов); 3) осмысление и группировка материала; 4) сравнение; 5) ассоциации

 

11.Воображение, его свойства и виды

Воображение –это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

1) Пассивное:

произвольное (мечтательность, грезы)

непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

 

Подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

2) Активное:

артистическое,

творческое - человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы

критическое,

воссоздающее - проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

антиципирующее

мечта - суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов.

 

Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

12.Внимание, его свойства и виды.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольноеИтак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. "Внимание к объекту, – пишет Станиславский, – вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом". Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека. К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

13. Понятие об эмоциях и чувствах. Влияние эмоций и чувств на поведение человека.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

14. Виды эмоциональных состояний и их краткая характеристика. Юридически значимые эмоциональные состояния.

В процессе развития человека на практике сложились системы поло­жительных и отрицательных эмоций*.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликова­ние, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворен­ность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодар­ность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, со­страдание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, непри­язнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

Как видно, разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия, Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные — его разрушению, ведут к различным заболеваниям*.

В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различ­ные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной дли­тельностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настрое­ние. Их складывается в основном четыре:

органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность под­нимают настроение);

внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умерен­ная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; гру­бость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);

мыслительные процессы (образные представления, в которых от­ражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; об­разы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»*. Она активизирует это деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей: страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведе­ния человека во время эффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и пред­метностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетичес­кие и интеллектуальные (познавательные)*.

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и дей­ствия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными дви­гателями человеческого поведения.

В деятельности юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое значение они приоб­ретают для коммуникативной деятельности: человек, способный от­кликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и ис­следовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуаль­ных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мыс­ли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стиму­лируют эмоции человека*.

Если профессиональная деятельность протекает успешно, в эмоци­ональной сфере работника юридического труда создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают пре­обладать положительные эмоции. И наоборот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных ра­ботников юридического труда, в совершенстве владеющих своей про­фессией, такого, как правило, не происходит.

15. Стресс, динамика его развития. Посттравматические стрессовые расстройства.

Стресс - в психологии, физиологии и медицине — состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях
Развитие стресса - возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно "выскакивает" из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки.

Диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» ставится в случае, если у человека была травмирующая ситуация или он стал свидетелем события, которое представляло реальную или возможную угрозу смерти либо травмы ему или другим людям. При этом у него в течение не менее одного месяца отмечались феномены переживания события заново, избегания стимулов, ассоциируемых с травмой, и повышенная возбудимость в виде раздражительности, нарушения сна, трудности концентрации внимания, ощущения страха и беспомощности. В психической «табели о рангах» ПТСР располагается между психозами и неврозами

16. Психологический аспект психически беспомощного состояния

Беспомощность (или беззащитность) характеризуется неспособностью потерпевшего правильно понимать характер и значение ситуации и действий окружающих людей, а также руководить своими действиями. Беспомощность может быть связана с физическим или психическим состоянием жертвы (малолетний или престарелый возраст, физические недостатки, психическое расстройство, сильная степень наркотического или алкогольного опьянения и др.).В большинстве случаев правоохранительные органы самостоятельно решают вопрос о наличии беспомощного состояния у потерпевшей.

 

17. Аффект, его виды и диагностические признаки

Аффект («душевное волнение») - внезапно возникшее в острой конфликтной ситуации, чрезмерное нервно психическое перенапряжение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных реакций.

А. - эмоциональный взрыв в условиях дефицита поведенческой информации, необходимой для адекватного ситуации поведения.

Условия для возникновения А.:

1. Острая конфликтная ситуация.

2. Комплекс индивидуально психологических особенностей.

Виды А.:

1. Патологический А. - болезненное нервно психическое возбуждение, связ. с полным помрачением сознания и полной парализацией воли.

2. Аномальный А. (псих. здоровый человек м. впасть в это сост. в легкой степени опьянения или психопатические личности).

3. Физиологический А. бывает трех видов:

а. «Классическое» протекание аффекта.

б. Коммулятивный А. отличается тем, что во времени растянута психотравмирующая ситуация.

в. Следовой А. (выделяет Еникеев) возникает в результате воспоминаний о психотравмирующей ситуации.

Причины, вызывающие аффект:

обстоятельства, угрожающие физ. сост. человека,

провоцирующее поведение потерпевшего.

Стадии аффекта:

1. Стадия нарастания характ. резкой дезорганизацией всей псих. деятельности, нарушением ориентации в действительности.

2. Стадия кульминации характ. перевозбуждением, сопровождается резкими плохо контролируемыми действиями.

3. Стадия истощения характ. резким спадом нервного напряжения, возникновением сост. усталости, расслабленности, слабости конечностей.

Диагностические признаки А.:

1. Специфические изменения сознания по типу сужения на раздражителях, вызвавших А.

2. Нарушение моторной сферы. Она характ. беспорядочностью движений, повышенной двигательной активностью.

3. Специфические изменения внешнего вида человека - резкая бледность или покраснение лиц, изменения тембра и темпа голоса, вегетативные проявления, дрожание конечностей.

4. После аффективные нарушения памяти не достигают уровня амнезии и проявляются в забывании отдельных элементов события.

5. После аффективное сост. характ. усталостью, расслабленностью, субъективным чувством облегчения.

6. После аффективный анализ ситуации, негативная оценка своего поведения, поиск выхода из конфликтной ситуации задним числом.

18. Воля. Структура волевого акта

Воля - это способность человека совершать действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Характеристики воли:

1. В. задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность чел. жизни и деятельности.

2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств.

3. В. - сознательное преодоление человеком трудностей на пути к цели.

Функции воли:

1. Побудительная, т.е. воля «заставляет» что то начать, преодолевая при этом препятствия.

2. Стабилизирующая связана с волевым усилием по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. Тормозная функция сост. в оттормаживании других сильных мотивов и желаний, др. вариантов поведения, которые не согласуются с главными целями деятельности.

Виды волевых действий:

1. Простое - сост. из двух звеньев: постановка цели и исполнение. К им отн. те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно что и каким путем он будет добиваться.

2. Сложное имеет след. структуру:

мотив или побуждение к деятельности,

цель,

программа шагов (действий) необх. для достижения цели,

совершение действий, удовлетворяющих потребности,

последствия и их оценка.

Этапы 1-3 ориентировочная фаза волевого акта, 4-5 исполнительная фаза.

19. Понятие о личности. Соотношений понятий “человек”, «индивид» “личность”, “индивидуальность”

Человек - наиболее общее понятие. Существо, воплощающее в себе высшую степень развития живых существ, субъект общественной исторической деятельности, уникальный биологический вид, возникший в результате длительного процесса антропогенеза и социогенеза.

Индивид - 1) целостность и неделимость отдельной особи данного вида; 2) особенности отд. представителя данного вида, отличающие ее от других.

Личность:

1) субъект деятельности (Леонтьев)

2) совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (Рубинштейн)

3) дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (Платонов)

Личность - устойчивая система социально значимых качеств индивида, результат его общественного развития, характеристика его социальной значимости.

Субъект - человек всегда явл. субъектом, исп., участником исторического и общ. процесса в целом, он явл. субъектом конкретной деятельности и в частности источником познания и преобразования объективной действительности (Ананьев).

Сама деятельность выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окр. мир и самого себя.

Индивидуальность - уникальная неповторимость системы псих., биологических свойств индивида, уникальность личностных качеств человека. Т.е. это сочетание биологических и соц. Свойств

20. Психологическая структура личности

Психологическая структура личности - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования (Рубинштейн).

В структуру личности входят:

1. Относительно устойчивые конфигурации главных, внутри себя иерархизованных мотивированных линий (Леонтьев).

2. Направленность, потребности, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрения, знания, приобретаемые в процессе жизни и познавательной деятельности, индивидуально типологические особенности (Рубинштейн).

3. Направленность, опыт, псих. формы отражения, темперамент и другие биологически обусловленные свойства, характер и способности, как интегративные качества личности (Платонов).

21. Направленность личности и ее психологическое содержание.

Аспекты (особенности) направленности:

1. Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, нравственность повседневного поведения, соотв. нравственности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов, проявляется в целеустремленности.

3. Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности - цельность личности.

Структурные элементы направленности:

1. Потребности- испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом.

При рассмотрении связей потребностей с деятельностью выделяют два этапа в жизни каждой потребности:

1) до встречи с предметом, удовлетворяющим потребность,

2) в период после этой встречи, когда предмет потребности обретен.

Когда происходит встреча потребности с ее предметом, говорят об опредмечивании потребности.

После опредмечивания активность человека становится направленной, происходит четкое опр. и эмоц. закрепление потребности.

Самим актом опредмечивания потребность меняется (преобразуется).

В акте опредмечивания рождается мотив.

Мотив - побуждение к деятельности, связ. с удовлетворением потребности, причина, ледащая в основе выбора действий и поступков, совокупность условий, вызывающих активность субъекта.

Функции мотивов:

1) смыслообразование, они придают деятельности личностный смысл

2) побуждение, они сопутствуют смыслообразуюшим мотивам и выполняют роли побудительных факторов положительных или отрицательных.

Слияние обеих функций придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.

2. Влечения - псих. состояние, выр. деферренцируюмую неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Представленная во влечении потребность либо угасает либо осознается превращаясь в желание.

3. Желания

- осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

4. Стремление

- возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой акт.

5. Интересы

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательности.

6. Склонности

7. Идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, то к чему стремится человек, на что ориентируется.

8. Мировоззрение - система взглядов на природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности, это отношение к различным сторонам общ. жизни, которое формируется под влиянием опр. идеологии.

9. Убеждение т- система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением

22. Понятие о темпераменте, его основных свойствах. Типы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента (сила, уравновешенность, подвижность).

Темперамент - совокупность инд. особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Темперамент обусловлен морфологическими, биохимическими и физиологическими особенностями организма и явл. предпосылкой и основой др. личностных образований, напр., характера.

Свойства Т. опр. динамическую сторону личности, они наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. псих. особенностями человека.

К свойствам Т. отн.:

1. Скорость и инертность псих. процессов, псих. активность, мышечно-моторная экспрессивность.

2. Экстраверсия (общительность) и интроверсия (замкнутость).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов или их ригидность.

Причины инд. особенностей человека обусловлены свойствами нервных процессов возбуждения и торможения в их различном сочетании:

1. Сила нервных процессов явл. показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.

2. Уравновешенность показывает опр. баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы м.б. уравновешены, а м. один из них быть более сильным, чем другой.

3. Подвижность нервных процессов показывает быстроту смены одного процесса другим, обесп. приспособление к неожиданным и резкоизменяющимся обстоятельствам.

 

ХОЛЕРИК - преобладание процессов возбуждения, быстрое реагирование, настроение цикличное, общительность, проявляется высокий уровень агрессии, склонен к аффективным вспышкам.

САНГВИНИК - сильная, уравновешенная н/с, быстрая реакция, жизнерадостность, высокая сопротивляемость трудностям жизни, изменчивость чувств, привязанностей, интересов, высокий уровень общительности, широкий круг знакомств, продуктивный деятель в случае выполнения им интересного для него дела, в противном случае он становится скучным, вялым, в стрессовой ситуации - реакция льва.

ФЛЕГМАТИК - стабильная н/с, уравновешенная, но инертная, реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется трудностям, но не способен на них быстро реагировать, настроение стабильное, ровное.

МЕЛАНХОЛИК - повышенная чувствительность к слабым раздражителям, а сильный раздражитель м. вызвать срыв, стопор, в стрессе ухудшается работоспособность, настроение изменчиво, внешне свои чувства не раскрывает, склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, тревожен, замкнут.

Чистых типов темперамент в природе не существует. У большинства людей м. наблюдать сочетание отд. черт каждого из темпераментов. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отн. к разным сферам жизни и деятельности м. обнаружить черты разных темпераментов.

В результате воспитания, самовоспитания темперамент может изменяться, т.е. происходит маскировка темперамента.

23. Понятие о характере. Структура характера

Характер - инд. сочетание устойчивых псих. особенностей человека, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в опр. жизненных условиях и обстоятельствах.

Классификация свойств Х.:

1. Направленность индивида, система его отношений в социуме: отн. обществу, к себе, к труду, к вещам.

2. Волевые свойства личности - уст. инд. типологические особенности сознательной регуляции поведения: решительность, упорство, самообладание, смелость, мужество.

3. Эмоциональные особенности характера - наиболее наглядный индикатор его псих. свойств. По эмоц. особенностям характера индивиды различаются след. параметрами: эмоц. реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью, уст. эмоц. процессов, доминирующими чувствами и т.д.

4. Интеллектуальные черты - уст. особенности интеллекта.

Структура характера - отд. свойства характера, зависящие друг от друга, связанные друг с другом и образующие целостную организацию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных