Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В структуру характера входят две группы черт.




Черта характера - те или иные особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым м. судить о возможных поступках человека в опр. условиях.

К первой группе отн. черты, выражающие направленность личности, систему отн. к окружающей действительности и предст. инд. своеобразные способы осущ. этих отношений.

Ко второй группе отн. интеллектуальные волевые и эмоц. черты характера.

24. Акцентуации характера и их проявления в противоправном поведении.

Акцентуации Х. - чрезмерная выраженность отд. черт Х. и их сочетаний, предст. крайние варианты нормы поведения.

В зависимости от степени выраженности различают след. виды акцентуаций:

1. Явные - граница нормы, отл. постоянными чертами опр. типа характера.

2. Скрытые - обычный вариант нормы, выраженный слабо или невыраженный вовсе. М. проявляться неожиданно при наличии психотравмирующих условий.

Эти виды м. переходить один в другой под влиянием воспитания, социального окружения, проф. деятельности.

Типология акцентуаций (по Личко Е.А.):

1. Гипертимный - подвижный, общительный, склонен к озорству, позерству, неусидчив, настроение всегда хорошее, увлечения поверхностны, стремятся произвести хорошее впечатление, склонны к групповым формам деликвентного поведения.

2. Циклоидный тип - повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживает неудачи, настроение периодическое (2-3 недели), склонны к совершению деликвентных поступков в период приподнятого настроения.

3. Лабильный тип - настроение изменчиво и непредсказуемо, поводы для смены настроения ничтожны, склонны к совершению деликвентных поступков.

4. Астеноневратический тип - повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность, м. в конфликтных ситуациях проявить деликвентные формы поведения.

5. Сенситивный тип - повышенная чувствительность к тому что радует и огорчает, застенчив, робок, не любит компаний, общителен со знакомыми людьми, не склонен к деликвентным формам поведения.

6. Психастенический тип - ранее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу, оценке поведения др. лиц. Не склонен.

7. Шизоидный тип - замкнут, демонстрирует внешнее безразличие к др. людям, плохо понимает состояние др. людей. Деликвентность проявляется, когда отклонения характера достигает уровня психопатии.

8. Эпилептоидный тип - часто плачут, жестокие, себялюбивые, властные. Склонны к жестокости.

9. Истероидный тип - эгоцентричны, жаждут постоянного внимания к своей персоне, склонны к театральности, с трудом переносят когда в их присутствии хвалят других, высокий уровень вероятности деликвентного поведения.

10. Неустойчивый тип - повышенная склонность и тяга к развлечениям, к безделью, отсутствие серьезных интересов в том числе профессиональных. Склонен.

11. Конформный тип - бездумное некритическое подчинение любым авторитетам, склонен к приспособленчеству, кредо «как все». Склонен к групповым формам деликвентного поведения.

25. Способности и их классификация.

Способности - индивидуальные особенности личности, обесп. успех в деятельности и легкость овладения ею.

1. Опорные свойства. Напр., для способности к художеству - высокая прир. чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы и т.д.

2. Ведущие свойства. Напр., свойство худ. творческого воображения.

В качестве необх. фона м. выступать эмоц. настроенность и эмоц. отн. к воспринимаемому и изображаемому.

Уровни способностей:

1. Репродуктивный обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельностью.

2. Творческий обесп. создание нечто нового оригинального.

Репродукция всегда содержит элементы творчества, а творческая деятельность не возможна без деятельности репродуктивной.

Виды способностей:

1. Общие - инд. свойства личности, обеспечивающие отн. легкость и продуктивность в овладении знаниями и осущ. различных видов деятельности.

2. Специальные способности - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой либо области деятельности.

3. Теоретические способности - способность к абстрактно теоретическим размышлениям.

4. Практические С.

5. Учебные С.

6. Творческие С. - создание новых предметов.

Уровни развития способностей:

1. Задатки - первичная природная основа способностей еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. Они проявляются в склонностях к опр. виду деятельности.

2. Склонность - первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Проявляется в стремлении, тяготении человека к опр. деятельности.

3. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, ко. обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой либо деятельности.

4. Талант - высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность отл. принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

5. Гениальность - творческие достижения человека сост. целую эпоху в жизни общества в развитии культуры.

26. Психологические особенности личности преступника.

Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Психологические особенности личности преступника - это относительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения данного человека. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы

Структура личности включает следующие компоненты:

1. Свойства потребностно-мотивационной сферы - система ведущих потребностей, мотивов, интересы и т.д.

2. Свойства ценностной нормативной сферы - взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации и т.д.

3. Интеллектуальные свойства - уровень интеллектуального развития, особенности мышления и т.д.

4. Свойства представляющие опыт значимый в преступном поведении - навыки, способности, умения, знания;

5. Эмоциональные свойства личности - устойчивость к стрессу (толерантность), аффективность, вспыльчивость, эмоциональная распущенность.

27. Позиция и поведение правонарушителя в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела

 

28. Типология личности преступника

Существуют разные подходы в определении типов преступников. Возьмем за основу УК РФ:

1. По объекту посягательства - насильственные, корыстные и корыстные насильники:).

Для насильственных свойственно импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, высокий уровень агрессивности, снижение интеллектуальной сфере, нарушается волевой контроль поведения, повышается враждебность к окружению и т.д.

Корыстные преступники социально адаптированы, у них наличествует стойкость к аффектам, общительны, низкий уровень агрессивности, высокий уровень волевого контроля поведения, для них не характерно самообвинения заранее совершенных действий.

Насильственно-корыстные.

2.в зависимости от формы вины:

-умышленные

-неосторожные

Неосторожные преступники характерезуется- возложеним вины за неудачи на себя, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе в экстримальных ситуациях легко теряются и склонны к заторможенной реакции на угрозы- это приводит к дезаргонизованному сознанию, поведению в критических ситуациях.

Умышленные преступники- импульсивны, агресивные, гиперчувствительные к межличностным взаимодействиям, отчужденностью, плохой социальной преспосабленостью.

По уровню психической адаптации выделяют потенциально адаптивный тип- эмоционально волевая устойчивость, силой подвижностью нервных процессов, гибким мышлением, развитым интелектом.

2.социально дезадоптивный- эмоционально волевая не устойчивость, невратическая симптоматика, ярковыражаная экстаптуация характера, отстутсвие высоких интересов идеалов.

29. Понятие группы и коллектива. Виды групп, их структура

Группа- совакупность людей которые определенным образом взаимодействуют друг с другом осознают свою принадлежность и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Деление:

-первичные вторичные

-условные и реальные

-большие и малые(формальные и не формальные)

-эталонные и группы членства

Среди малых груп выделяют корпорацию и коллектив.

Корпарация это группа деятлеьность которой малополезна, деятельность которая строится на страхе.

Коллектив- деятельность ее общественно значивая, общественные интресы доминируют над личностнымии.

Структура группы:

Звезда- наиболее превлекательный представитель группы, его уважают.

Принятые и популярные- основа группы, они отуждествляют себя с данной групой и хорошо себя в ней чувствуют

Непринятые- подвергаются критике, насмешкам.

Отвержанные- с ними не общаются, в данной групе они себя не реализуют.

30. Психологические групповые феномены: лидерство, руководство, конформизм, сплоченность, групповые нормы и ценности.

Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.

Различают:

формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — термин, обозначающий пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как форму конформизма.

В бытовом использовании слова "конформизм", "конформный" имеют, чаще всего, отрицательную окраску, акцентирующую внимание на негативной роли конформизма. Из-за образующейся ложной дилеммы, нонконформизму часто приписывают отсутствие негативных качеств, свойственных для конформизма, и положительные качества, отсутствующие у конформизма.

Групповые нормы - нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Групповые нормы:

- выполняют функции социального контроля за деятельностью личности;

- способствуют устойчивости и стабильности существования группы;

- могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихся социальных условиях.

31. Понятие преступной группы. Психологическая типология преступных групп (формирований). Структура преступной группы, ее признаки.

Приступная группа - это не формальная группа являющиеся единым субъектом криминальной деятельности, объединяющая на основе совместной противоправной деятельности людей стремящихся к достижению обшей приступной цели

Психологическая типология приступных групп:

1. Случайная преступная группа - состиот из 2х и более исполнителей без предварительного сговара не имет группавой сплоченности. Определенные характеристики имеют для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе. Возникает стихийно в неожиданно сложившейся обстановке, нет функциональной структуры, нет распределения ролей, решения принимаются под влиянием эмоций и чувств.

2. Преступная группа типа "компания" - состоит из двух и более человек, совершает преступления по предварительному сговору на определенные обстоятельства. Есть согласованность действий, есть распределение ролей. Нет соподчиненности, нет лидера, но есть человек, который пользуется наибольшим авторитетам. Объединение в подобные группы способствует выработки антиобщественной ориентации и девиантных форм поведения.

3. Организованная преступная группа - выделяют два вида:

Простая группа (2-4 человека) длительная преступная цель, нет сложной структуры и строгой подчиненности. Способы соверешения преступления одни и те же, четко отработаны. Решения принимаются коллективно, преступление совершается сообща. Максимальная длительность существования 3 года, затем либо смена участников, либо перерождение в большее совершенную форму.

Сложная организованная преступная группа - повышенная устойчивость, иерархичность, соблюдение принципа единоначалия (5-10 человек), во главе стоит ярко выраженный лидер, роли распределяются не только на момент соверешения преступления, но и на стадии подготовки, и в последующих действиях.

4. Организованная преступная группировка - строгий порядок и планирование преступных действий, один или несколько главарей. Существует два вида:

- команда (бригада) создается по территориальному принципу, т.е занимается контролированием одной территории. Старается подчинить иные виды криминальных групп на этой территории.

- община состоит в своей основе из неместных жителей, которые проживают в данной местности.

5. Бандинсткие формирования - не превышают как правило 10 человек, самый высокий уровень организованности, строжайшая соподчиненность и конспирация, безприкословное подчинение главарю, исключительная жестокость в отношении к жертве.

Структура преступной группы. Выделяют несколько подходов при определении структуры преступной группы:

1. Социометрическая структура - позволяет определить статус каждого члена группы

2. Ролевая структура - характеризует членов группы исходя из тех неофициальных функций, которые они выполняют.

3. Организационная структура - предполагает наличие разветвленных многофункциональных и иерархически взаимосвязанных подразделений. Организационно-психологическую структуру преступной группы можно представить в виде трех слоев- слоя А, Б и В. Итак, слой "А" это лидер + ближайшее его окружение.став (стрелок и прикрытие)

Слой "Б" - это слой ценностно-ориентационного единства. Имеют общие взгляды относительно основных ценностей и интересов, способов осуществления этой деятельности. Данный слой включает в себя 2 структуры:

1. Организационно-контрольное звено. Основными задачми является обеспечение реализации решений слоя "А". Посреднические полномочия между слоем "А" и "В". Разрешение споров внутри группы (слоя В). Не принимают участкие в преступлениях, руководят группами исполнителей.

2. Звено обеспечения безопасности. Выделяются 2 категории лиц. К первой относятся члены, обеспечивающие консперацию этой деятельности и выполняющие функции подавления социального контроля. Ко второй категории относятся члены группы, которые не явялются непосредственными участниками, но оказывают полезные услуги (чиновники, юристы, журналисты и т.д.)

 

Слой "В" - самый многочисленный - это исполнители. В основе объединения лежит эмоциональная привязанность членом данного слоя к лидеру.

32. Понятие поведения, структура поведения. Импульсивное и произвольное поведение

Поведе́ние — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой.

Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь (от крика до проговаривания про себя, которое отображается на микродвижениях губ и языка); физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса, и т. д.

Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.

Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды).

импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями в конкретной ситуации

произвольное поведение которое удовлетворяет потребности своего Я

33. Понятие преступного поведения. Мотивация преступлений. “Безмотивная” преступная деятельность.

Преступное поведение - это внешнее (двигательное) и внутреннее (психическое) активность человека цель которой преступный результат.

Структура преступного поведения:

1. Мотив - предмет потребности

2. Цель - это представление субъекта о результате действия

3. Форма вины - психическое отношение к совершаемому

4. Физические (вещественные компоненты поведения) - предмет действия, способы, условия

5. Результат.

Преступное поведение включает в себя само преступление и внутренние истоки (возникновение и формирование мотивов, борьбу мотивов, постановку целей и т.д.), а также внешние компоненты (условия). Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Конкретные преступления как волевые акты могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом является преступное действие, т.е одноразовый волевой акт, которым достигается цель и эта цель не разлагается на меньшие цели и она конечная. Сложные волевые проявления называется преступной деятельностью, складывается из совокупности рядов действий, т.е эпизодов. Они охватываются общим умыслом и составляют в совокупности одно преступление.

Мотивация преступного поведения.

Мотивация - это совокупность психических процессов которые предают поведению инергетический импульс и направленость, это те психологические финомены которые побуждают направляют, поддерживают и прекрашают спецефические виды деятельности. Матевационную линию преступного поведения образуют мативы преступного поведения.

Мотив преступления- это то внутренне побуждения которое вызывает у лица решимость к совершению действий и руководит этим лицом при осуществлении действий. Появление мативов преступления ведет к раскрытию смыслового содержания преступных действий. В мотивах конкретизируются потребности которые определяют направленность мотивов. Преступное поведение направляется не одним а несколькеми мотивами находяшемеся друк с другом в сложных иерархических отношениях среди них есть ведушие мотивы- которые как правило не осознаются человеком, стемулируют его поведение, придает ему личностный смысл.

Мотивы преступного поведения:

-мотивы самоутверждения- проявляются в стремлении на социальном, социально психологическом и индивидуальном уровне. Утверждение личности на социальном уровне означает стремление завоевания социального статуса.

34. Понятие общения и его структура. Вербальные и невербальные средства общения

Обще́ние — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

- субъекты;

- средства;

- потребности, мотивация и цели;

- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

- результаты.

Важнейшими видами общения у людей является вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение присуще только человеку и предполагает обязательное усвоение языка. (доходчивость, правильное произношение слова). В структуру речевого общения входит:

1. Значение и смысл слов.

2. Речевые звуковые явления (теп речи, тембр, дикция, интонация)

Невербальное общение:

1. Визуальный состав (движение рук, головы, ног, походка, выражение лица, глаз, проксемика)

2. Акустическое средство (интонация, громкость, высота звука, речевые паузы, смех, плач, ахи, вздохи)

3. Тактильные средства общения (пожатие руки, обнимание, поцелуй, любое физическое воздействие - танец, борьба)

4. Ойфакторные - это приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Поза - может быть открытая и закрытая. Жесты руками (приветствия, одобрение, описательные)

Мимика (радости, смущения...) Она поддается нашему контролю.

Конституция, её изменить сложно (осанка) невербальное средство общения создаёт образ партнёра по общению, выражаются особенности взаимоотношений с партнером по общению. Это точный индикатор состояния. Невербальные средства выступают как уточнение.

Возбуждение обман.

1.приподнятые брови

2. Улыбка+

3. Кивок головой+

4.молчание

5.наморшенный лоб

6. Взгляд мимо слушателя

7. Бегуюший взгляд

8. Свободная раслабленая форма+

9. Прикосновение

10. Руки на затылке

35. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях

- субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимоотношения людей, входящих в данную преступную группу.

Взаимосвязи и взаимоотношения влияют на поведение человека в этой группе, определяют и определяются: групповым статусом, статусом индивида, выполняемой групповой ролью, групповыми нормами и ценностями, конфликтами.

36. Предмет юридической психологии, ее задачи

Юридическая психология это наука изучающая особенности развитя и проявления психических явлений связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

Предметом психологии является психика, механизмы, закономерности которой, проявляется в сфере действия норм права.

Задачи- обшие и частные.

Обшей задачай юр психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие псих сущности фундаментальных категорий права. Частные задачи относятся к разработки рекомендаций по эфективному осуществлению правоохранительной и правопременительной деятельности.

К частным задачам относится:

1. Иследование психологических предпосылок правовых норм.

2. Псих иследование личности преступника, раскрытие мотиваций его поведения, изучение специфики мотиваций отдельных видов преступлений

3. Разработка социально психологических основ профилактики преступления

4. Иследования псих закономерностей различных видов правоохранительных органов.

5. Иследование псих закономерностей, деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и по перевоспитанию осужденных.

6. Разработка рекомендаций по соверешенствованию профессионального мастерства работников правохранительных органов, по проф ориентации, проф отбору, проф консультаций кандидатов желающих работать в этих органах.

37. Место юридической психологии в системе научных знаний. Структура юридической психологии.

Структура юридической психологии

1.методологический раздел- изучает предмет. Систему, методологию, историю развития.

2. Правовая психология- раздел юр психологии изучающий психологические аспекты права реализации, психологические закономерности правовой социализации, псих изъяны приводящие к дефектам правовой сиоциализации.

3. Криминальная психология- приступные группы, личность преступника.

4.следственно оперативные- психологические аспекты раскрытия пеступелния.

5.судебная психология-изучающий псих аспекты судебного разберательства

6.пенетенциарная- психология исправительно трудовой деятельности- изучает псих особенности и эфективности наказания, психологию осужденных и псих основы из ресоциализации и реодоптации.

 

Место юридической психологии среди научных знаний.

Связи с психологическими науками определяется наличием одного объекта изучения- человека.

Тесная свясь - с возрастной психологией, с педогогической психологией, инженерная психология...

С юридическими науками юр психология связана по нескольким направлениям:

· с тгп,

· с отраслями права которые изучают преступное поведение и преступную деятельность на разных этапах развития,

· с уголовным правом,

· связь с отраслями права которые изучают и регламентируют деятельность по применению права,

· с уголовно исполнительном правом

38. Психологическая структура правоохранительной деятельности

Структурирование процесс правоохранительной деятельности- значит выделить исходя из цели и задачи этой деятельности такие состовляюшие которые позволяют выявить детализировать ее состовляющие.

Компонетны псих структуры:

1.позновательный

2.удостоверительный- при производстве показаний на месте.

3.комуникативный компонент

4.организиционный

5.воспитательный компонент- пропоганда

39. Психологические особенности правоохранительной деятельности

-это то что характерно, типично для данного вида деятельности изначально ей присуще систематически и постоянно находи свое проявление в деятельнотси и состовляет основне звено социально психологического содержания.

Особенности:

Властный характер правоохранительной деятельности.

Противодействие заинтересованных лиц.

Наличие служебной тайны.

Аспекты:

-дефецит времени

-действие неблагоприятных внешних условий

40. Профессионально значимые качества юриста

Профессионально значимые качества юриста:

1.высокий уровень социальной(профессиональной адаптации)

2.высокий уровень правосознания

3.честность

4.принципиальность

5.добросовестность

6.исполнительность

7.дисциплинированность

8.нервно психическая устойчивость

9.стрессо устойчивость, возможность длительной работоспособности в стрессовых ситуациях.

10.сила. Уравновешенность. Динамичность. Пластичность.

11. Высокий уровень интелектуального развития

12. Высокий уровень кагнитивной функции

13. Широкий кругозор, прогностические способности, аналитические способности

14.коммуникативная компитенция

15.организаторские способности- находчивость, распорядительность

41. Психологические особенности допроса

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также и то, что одни и те же слова могут передаваться, различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей.

Особенности отдельных стадий допроса

В начальной стадии допроса следователь решает следующие задачи:

устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливается его личность и разъясняется цель его прихода к следователю;

устанавливаются взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу фигурантами.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса не давали правдивых показаний, часто связывали этот факт с отрицательным поведением следователя, его грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь должен твердо усвоить такое правило, что среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть врагов.

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса, суть которой составляют:

восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей его высказываний и выяснение противоречий в его рассказе;

оказание психической помощи для полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

установление причин умышленного замалчивания допрашиваемого об отдельных событиях преступления;

изобличение ложных показаний;

оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что допрашиваемое лицо каким-то образом ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит в:

выяснении мотивов такого противодействия;

вторичном уточнении деталей показаний;

анализе возможных причин появившихся в показаниях противоречий;

изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо, ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

42. Психологические особенности процесса формирования свидетельских показаний

 

43. Психология осмотра места происшествия

Осмотртр места происшествия является следственным действием, хотя и проводится до возбуждения уголовного дела. Его проведение основано на чувственной области познания, на основании проведенного осмотра места происшествия следователь воссоздает мысленно картину совершенного преступления. По характеру вещественных доказательств, обнаруженных происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, по которым выделяется дальнейшая направленность и познавательная деятельность следователя:

-преступление совершено в данной обстановке, а на имеющихся предметах есть явные следы;

-преступление совершено в данной обстановке, однако она не имеет явных изменений;

преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия имеются только следы этого преступления;

-следы преступления были преступником инсценированы.

из проведенного осмотра необходимо приступить к построению версий, которые в дальнейшем следует проверить. Очень часто преступник использует предметы своей профессиональной деятельности. Заранее подготовленные орудия убийства, например, могут свидетельствовать об умышленном убийстве.

При осмотре места происшествия аналитический ум следователя должен быть направлен на выяснение тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления, обязывает следователя хорошо знать криминалистику. Поэтому основой всей познавательной деятельности следователя при осмотре им места происшествия должно быть с совокупности признаков данного преступления и степени вероятности связей между сигами расследуемого вида преступлении.

44. Психология обыска. Психология лица, производящего обыск, психология обыскиваемого.

В отличие от выемки, основанием для производства обыска является предположение следователя, что в каком-то месте или у какого-то лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Обыск производится на основании мотивированного постановления следователя и только с санкции прокурора. Как и выемка, он проводится в присутствии понятых и лица, у которого обыск производится. При обыске следователь, осуществляя поиск, должен постоянно психологически воздействовать на обыскиваемого. Для этого следователь перед началом обыска должен сообщить обыскиваемому, с какой целью он проводит данное следственное действие, и предлагает ему добровольно выдать искомые веши или документы, используя при этом такие психологические средства внушения, как убеждение и разъяснение такой необходимости. Во время производства обыска запрещено обмениваться информацией между обыскивающими. Действия, требующие специальных навыков, производят специалисты. Важнейшим психологическим процессом во время обыска считается наблюдение, при помощи которого следователь должен предполагать действия обыскиваемого лица.

Для достижения положительных результатов обыска необходимо помнить о том, что:

-нельзя приступать к нему в усталом состоянии;

-не вступать в конфликт с обыскиваемым, вести себя с ним и членами его семьи корректно и вежливо;

-устранять все отвлекающие факторы (посторонние разговоры, ненужное хождение по помещению и т.п.);

-не приступать к осмотру нового объекта, не закончив полного обследования предыдущего;

-прерываться для отдыха при необходимости, чтобы избежать непроизвольного отвлечения внимания;

-обращать особое внимание на профессию прячущего и предметы его увлечения:

-наблюдать за поведением обыскиваемого лица и его непроизвольными реакциями, чествуют и этические нормы для следователя, производящего обыск;

-нельзя прибегать к действиям, унижающим честь и достоинство обыскиваемого лица;

-проводить это следственное действие в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

-следователь должен относиться бережно к имуществу обыскиваемого лица;

-не оглашать писем и документов, не относящихся к обыску;

-не делать замечания членам семьи обыскиваемого по поводу образа жизни последнего.

45. Психологические стадии (процессы) предъявления для опознания. Виды узнавания: сукцессивное и симультанное.

В соответствии со ст. 164 УПК РФ, в случае необходимости, следователь может предъявить для опзнания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознаюшие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут произвести опознание.

Дознание как психический процесс зависит от:

прочности хранящего в памяти образа;

от психического развития опознающегося общей направленности его личности, см менее психически и интеллектуально такая личность развита, тем больше вероятность ощибочного опознания и выше вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так важен допрос перед началом этого следственного действия, который выделит индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При “возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее хх. Если у следователя возникнут обоснованные сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое ранее, то назначается судебно-психологическая экспертиза.

Узнавание (англ. recognition) - отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту

У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

46. Психологические особенности очной ставки. Цель и результативность очной ставки.

Особенностью очной ставки является допрос в первую очередь лица, дающего правдивые показания, затем лица, который такие показания отрицает. В начале очной ставки следователь должен снять противоречия в показаниях по поводу менее значимых событий преступления, а затем — более значимых. Целью очной ставки является изобличение лица, дающего неправдивые и недостоверные сведения, потому правдивая информация одного из допрашиваемых должна выступать фактом психического воздействия в отношении лица, противодействующего проведении очной ставки следователь должен всячески пресекать различного рода угрозы из допрашиваемых в адрес другого, укреплять позицию допрашиваемого, дающего (противоречивые показания и т.п.) В конце очной ставки присутствующий защитник может также задавать сторонам вопросы, которые следователь может отвести, но обязан занести в протокол.

47. Психология следственного эксперимента. Проверка показаний на месте

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Главная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

При проверке показания на месте у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.

Прежде всего нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей. Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки

48. Психология лжи и виды ложных показаний

ложь - умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине

Виды ложных показаний:

- Умолчание (сокрытие правды);

- Искажение (сообщение ложной информации)

49. Тактико-психологические приемы разоблачения ложных показаний

В любых показаниях допрашиваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание.

С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь; показания, полностью состоящие из вымысла; показания, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикрывают правду, которую допрашиваемый скрывает, либо являются дополнением к ней.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей:

изобличит лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение;

позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.

Методы изоблечения

- Метод повторного допроса или повторной постановки вопросов, но уже в несколько ином контексте, по сравнению с теми, которые уже ставились, рассчитан на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные показания, стремится придерживаться их и в дальнейшем.

- Постановка косвенных вопросов

- Предъявление изобличающих доказательств

- Допущение легенды: следователь, зная о том, что допрашиваемый дает ложные показания (излагает легенду), дает ему возможность высказаться, чтобы он сам вошел в противоречия со своими же прежними утверждениями или с собранными доказательствами.

 

50. Понятие рефлексии и рефлексивного управления

Рефлексия (обращение назад) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Рефлексивное управление – это неявное управление, путем предоставления информации. Такую информацию можно предоставить конкуренту, если он в ней нуждается и на основе нее принимает решения: то есть он исследует обстановку и это пассивное исследование (исследование ситуации так как она есть). Но есть и другая возможность исследовать систему – изменить ее по своим правилам и тем самым получить о ней информацию

51. Понятие психологического контакта и способы его установления

Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установ­ления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися

Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.

Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным челове­ком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление.

Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи.

Работник юридического труда должен показать своему объекту, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в гла­за, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта.

52. Понятие психического воздействия. Использование психического воздействия в деятельности правоохранительных органов

представляет собой информационное воздействие на сознание человека, осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого

Основными методами использования ПО психического воздействия убеждение, пример, внушение, принуждение

53. Моральные критерии допустимости и правомерности психического воздействия на личность в уголовном процессе

Преодолеть противодействие следствию помогают приемы правомерного психического воздействия, являющиеся стратегией следователя. Однако такие приемы, как было замечено ранее, должны носить только правомерный характер, закон запрещает домогаться показаний путем насилия, угроз и других запрещенных приемов.

Зачастую допросы проводятся с применением приемов психического воздействия, которые основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Ложность показаний допрашиваемого может быть изобличена следователем имеющимися в деле доказательствами, а также воздействием на психическое состояние обвиняемого путем формирования у него преувеличенного представления об информированности следователя. Для этого следователь должен использовать правила правильного и эффективного предъявления доказательств:

перед тем как предъявить доказательства, необходимо задать такие вопросы, чтобы исключить нейтрализующие уловки обвиняемого;

изобличающие вину обвиняемого доказательства, следует применять в целесообразных ситуациях, на фоне психического расслабления обвиняемого;

предъявлять доказательства по мере их значимости;

по каждому доказательству получать объяснения, которые заносятся в протокол;

в случае признания ложности ранее данных показаний незамедлительно записывать новые показания с удостоверением их подписью допрашиваемого.

Основным средством психического воздействия на допрашиваемого являются вопросы следователя, которые должны быть обоснованными. В тактике проведения допроса широко используются противодействующие вопросы, которые демонстрируют допрашиваемому информационную осведомленность следователя по делу и предупреждающие допрашиваемого о невозможности ввести следователя в заблуждение. Кроме того, следователь может использовать изобличающие вопросы, которые используются при противодействии допрашиваемого.

54. Методы психического воздействия на личность (убеждение, пример, внушение, принуждение).

Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Они направлены на достижение следующих целей: предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде

Убеждение - Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Пример –

Внушение - неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении

Принуждение – осознанное влияние на человека с целью добиться совершения данным лицом вопреки его воле какого либо действия

55. Использование информации психологического характера о личности преступника в ходе предварительного расследования

 

56. Понятие агрессивности. Агрессивность как основа преступного поведения.

Агрессия - инд. или коллективное поведение или действие, напр. на нанесения физ. или псих. вреда или даже на уничтожение человека или группы.

В качестве объекта м. выступать одушевленные и неодушевленные предметы.

Виды агрессии:

ü реактивная - сопровождается гневом, враждебностью,

ü проактивная - агрессия без провокаций, напр. запугивание, угроза,

ü инструментальная - явл. средством достижения цели, эмоц. окраски не имеет,

ü аутоагрессия,

ü физическая - прим. физ. силы,

ü вербальная - с помощью слов,

ü прямая - цель не скрывается, агрессивное поведение носит намеренный характер,

ü косвенная - направленность поведения скрывается или не осознается субъектом.

Готовность к А. поведению рассм. как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Виды агрессивности:

ü фрустрационная - напр. против тех, кто препятствует достижению значимых целей,

ü импульсивная агрессивность - возникает в состоянии сильного душевного волнения,

ü умышленная - исп. лишь как средство достижения цели.

Характеристики агрессивности:

ü явл. устойчивой чертой личности,

ü формируется в неблагоприятных условиях псих. развития личности,

ü явл. показателем несформированности у личности соц. идентификации.

Нек. ученые рассм. агрессивность как врожденную форму поведения.

Классификация агрессивности в прест.:

1. Агрессивность в прест. явл. характерной особенностью личности.

2. Агрессивность м.б. вызвана сложившейся обстановкой.

3. Агрессивность в сост. аффекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных