Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика 1. Исследование рефлексивности мышления




Группа разделяется на пары, по принципу: испытуемый и экспери­ментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испы­туемому предлагается тестовый материал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследова­ния.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слона, полученные путем пере­становки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется.

Тестовый материал

1.ЛБКО 6. ЕРАВШН 11.0КАМДНРИ

2. РАЯИ 7. РКДЕТИ 12. ЛГИНЗОМЕ

З.УПКС 8. АШНРРИ 13. РБКАДОЛЕ

4. ГИАР 9. ЛФЖАКО 14. ЛКБУИНАК

5.ТИГО 10. РГПУАП 15.ТОРКТЫАК

108..


После окончания исследования экспериментатор просит испытуемо­го объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он по­следовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.

Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнару­женной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности реф­лексивности мышления определяется путем деления набранных испытуе­мым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно рав­но 29.

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм.

Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решен­ных анаграмм.

При анализе результатов, в первую очередь, важно определить стра­тегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс.


 


Стратегия решения может быть:

хаотической, при которой поиск решения отличается бессистем- -ностью и сопровождается выдвижением значительного количества замы­слов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипоте­зы не подвергаются окончательной проверке;

формально-алгоритмической, для которой характерен последова­тельный перебор возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движе­ние в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспекте - явно недостаточно;

содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладаю­щим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно - личностном и рефлексивном;

свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач вырабо­тать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятель­ность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в измене­нии стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаружива­ется при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последую­щие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает лег­кость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для ре­шения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обна­руживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков но­вых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне вы­раженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12 - 13.

по


Методика 2. Исследование аналитичности мышления

Группа разделяется на пары, в каждой из которых распределяются роли испытуемого и экспериментатора; впоследствии участники исследо­вания меняются ролями. Испытуемому выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым.

Шаг 1. Инструкция

В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь опреде­лить, по какой чакопомерпости составлен каждый in I5 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой чакономерностыо требуется продолжить каждый ряд. дописав в нем еще два числа. На рабоп отводился 7 мин. Не следует чадерживаться долго па од­ном ряду: сели не можете правильно определить чакопомерноегь. переходите к следую­щему ряду. Продолжать ряд необходимо or последнего числа, имеющеюся в данном ри­лу.

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывает-ся количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испы­туемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.

Щ


 


Уровень выраженное™ аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14 - 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный: если II 13 -высокий, или хороший: если 8 - 10 -- средний, или удовлетворительный: если б - 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее очень низкий.

Аналитичность является важной характеристикой мышления, прояв­ляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объек­тами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причин­но-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности.

Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее фор­мированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тести­рования с успеваемостью по соответствующим предметам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных