ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика 1. Исследование рефлексивности мышленияГруппа разделяется на пары, по принципу: испытуемый и экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый материал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования. Шаг 1. Инструкция Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слона, полученные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется. Тестовый материал 1.ЛБКО 6. ЕРАВШН 11.0КАМДНРИ 2. РАЯИ 7. РКДЕТИ 12. ЛГИНЗОМЕ З.УПКС 8. АШНРРИ 13. РБКАДОЛЕ 4. ГИАР 9. ЛФЖАКО 14. ЛКБУИНАК 5.ТИГО 10. РГПУАП 15.ТОРКТЫАК 108.. После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе. Шаг 2. Обработка и анализ результатов В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы. Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29. Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм. При анализе результатов, в первую очередь, важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс.
Стратегия решения может быть: • хаотической, при которой поиск решения отличается бессистем- -ностью и сопровождается выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке; • формально-алгоритмической, для которой характерен последовательный перебор возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспекте - явно недостаточно; • содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно - личностном и рефлексивном; • свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение. Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие. Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12 - 13. по Методика 2. Исследование аналитичности мышления Группа разделяется на пары, в каждой из которых распределяются роли испытуемого и экспериментатора; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым. Шаг 1. Инструкция В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой чакопомерпости составлен каждый in I5 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой чакономерностыо требуется продолжить каждый ряд. дописав в нем еще два числа. На рабоп отводился 7 мин. Не следует чадерживаться долго па одном ряду: сели не можете правильно определить чакопомерноегь. переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо or последнего числа, имеющеюся в данном рилу. Шаг 2. Обработка и анализ результатов В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывает-ся количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается. Щ
Уровень выраженное™ аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел. Если испытуемый решил 14 - 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный: если II 13 -высокий, или хороший: если 8 - 10 -- средний, или удовлетворительный: если б - 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее очень низкий. Аналитичность является важной характеристикой мышления, проявляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объектами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности. Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|