Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика исследования типов темперамента







 


       
   
 
 


ства данного типа темперамента выражены достаточно ярко, если 20 -29%, то свойства выражены средне, если 10 - 19%, то свойства данного типа темперамента выражены незначительно.

Шаг 3. Интерпретация результатов

Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладая высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может дол­го работать, не утомляясь. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, ко­гда деятельность представляет для него интерес. Речь сангвиника, как пра­вило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. Эмоции сангвиника, преимущественно, положительные, быстро возникают и быстро сменяют­ся. Высокая пластичность у него проявляется в изменчивости чувств, на­строений, интересов и стремлений. Он сравнительно легко и быстро пере­живает неудачи. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро при­выкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий он не толь­ко переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладе­вая новыми навыками. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события.

Холерик. Человек, нервная система которого характеризуется преоб­ладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение, вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопреде­ляет цикличность в плане активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает нена­долго, и, после недолгого "всплеска", наступает упадок сил. Чередование положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада обуславливают неровность поведения и самочувствия холерика, его повышенную подверженность невротическим срывам и склонность к кон­фликтам.

Флегматик. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нерв­ной системой, вследствие чего все его психические процессы протекают замедленно. Настроение стабильное, ровное. Речь равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Флегматик обладает боль-


шой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжи­тельным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать на неожиданности в новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающей по­вышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Характери­зуется низким уровнем психической активности, замедленностью движе­ний, сдержанностью моторики и речи. Настроение его очень изменчиво, но чаще он бывает грустен, подавлен, тревожен. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Обладая высокой чувствительностью нерв­ной системы, меланхолик обнаруживает такие ценнейшие качества лично­сти, как мягкость, тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость.

Шаг 4. Отчет по результатам исследования типа темперамен­та

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования типа темперамента. Ориентируйтесь на макет (табл. 19).


         
   
   
 
 
 


Вопросы

1. Что такое "темперамент" и как он связан со свойствами центральной нервной системы и характером?

2. Как проявляется тип темперамента в поведении и дея­тельности человека?

3. Каким образом можно измерить тип темперамента?

4. Можно ли влиять на формирование типа темперамента? Если да, то каким образом?

Рекомендуемая литература

Белоус В.В. Проблема типов темперамента в современной диффе­ренциальной психологии // Психол. журнал. 1981. №1.

Мерлин В.С Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф.Ломова. М, 1990.

Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психол. журнал. 1992. №2.

Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре инди­видуальных свойств человека// Вопр. психологии. 1985. №1. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.


Понятие об акцентуациях характера

Любая черта характера человека, являя собой некоторый устойчи­вый стереотип поведения, имеет разную количественную степень выра­женности. "Когда количественная выраженность той или иной черты ха­рактера оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера"*. Как считает один из ведущих исследователей данной проблемы А.Е. Личко, акцентуация характера (акцентуированные черты характера) - "это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избиратель­ная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздейст­вий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим"2. Поэтому акцентуация всегда предполагает усиление степени выраженности опреде­ленной черты характера субъекта на фоне других особенностей, свойств его характера; эта черта и становится акцентуированной3.

В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, она не проявляется в поведении и не препятствует социальной адаптации. Это так называемая скрытая (латентная) акцен­туация, которая представляет собой обычный вариант нормы, выражена слабо или не выражена совсем. Такая акцентуация может появиться не­ожиданно под воздействием определенных стрессогенных (психогенных) факторов и лишь в определенных условиях, усиливающих степень выра­женности определенной черты. Из этого следует, что "каждый тип акцен-

1 Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М, 1986. С. 425. ' Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л., 1983. С. 9. 1 Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. С. 15.


туации характера имеет свое слабое место, свою "ахиллесову пяту". Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы - от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной дезадапта­ции"4. Все другие воздействия на сознание человека, не направленные на наиболее уязвимые точки характера, обычно переносятся им без осложне­ний, не доставляя никаких неприятностей ни ему самому, ни окружающим. Определив вид акцентуации, можно уяснить, какие трудности соци­альной адаптации испытывает человек, какие побуждения в мотивацион-ной сфере являются у него ведущими, а также прогнозировать его поведе­ние, особенно в социально неблагополучных, осложненных ситуациях. Че­ловек, знающий "заостренные черты" своего характера, может при жела­нии контролировать свое поведение, вовремя подавляя те или иные неже­лательные для себя и окружающих формы реагирования.

Методика исследования акцентуаций характера

Определить тип акцентуации характера или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических методик, в частности опросника Шмишека, который содержит 97 вопросов и позволяет выявить 10 типов акцентуированных характеров.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с вопросом, рядом с соответствующим номером следует поставить знак "+" ("да"), если нет - знак "-" ("нет"). Не следует долго думать над вопросами, поскольку правильных или неправильных ответов не существует.

Текст опросника

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к проверке - правильно ли все сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

4 Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков // Психол. журн. 1987. № 2. С. ИЗ.

I68


 

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражитель-* ны, и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11.Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из пер­вых?

17. Боялись ли Вы в детские года грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?


39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пус­тую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажи­рам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что по­сле этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не про­изошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родствен­никами должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, кото­рые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах вы­ступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о проблемах будущего дня?


 

66. Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать или давать списы­вать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы не раздумывая вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении, следующим утром встать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так при­ветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном к нему отношении?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыты ли краны, пога­шен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимаете участие is кружках художественной самодеятель­ности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

 

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность кото­рых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные года переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91.Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92.Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли иногда, когда Вы стоите на перро­не, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд (или можете ки­нуться из окна верхнего этажа большого дома)?

93.Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94.Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?




 




 


4. Возможно ли влияние на акцентуированные черты ха­рактера, если да, то каким образом?

Задача

Определите тип акцентуаций характера по трем предлагаемым "портре­там":

1. По характеру я оптимист. Настроение у меня веселое.
Возникают жизненные трудности - я не падаю духом, сохраняю
жизнерадостность и уверенность в успехе.

Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня редко. Обычно они воз­никают из-за моей предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репутация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро сообра­жаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискус­сиях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дру­жат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охот­но всем помогаю, легко даю в долг деньги и так же легко залезаю сам в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний - боль­ше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотли­вую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тя­нет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. В целом, я мало кого могу поставить выше себя.

2. Основной особенностью моего характера является бес­
причинная смена настроения. В одни периоды я длительное время
чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппети­
том ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вече­
ринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. Если в
этом состоянии случаются какие-либо неприятности, то пере­
ношу их легко.

Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причи­нам) настроение у меня подчас портится на долгое время - неде-


ли и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасе­ния, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятно­стей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят ча­ще всего весной или осенью.

3. Люблю компании, коллективные мероприятия, люблю, ко­гда с меня берут пример, мне подражают, люблю вызывать удив­ление у других, люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного отноше­ния к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем от­носятся равнодушно или не замечают.

Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с боль­шим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазиро­вать. В моих фантазиях исполняются все мои мечты, я дости­гаю успеха и такого высокого положения, что мне все завидуют. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти на­стоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимате­лен ко мне. Работу люблю увлекательную, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой прекрасный вкус, чтобы мною любовались окружающие.

Рекомендуемая литература

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 1997. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л., 1983. Личко А.Е., Лавкай И.Ю. Акцентуации характера у подростков // Психол. журнал. 1987. № 2.


Литератора

Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию: Курс лекций. М., 1998.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М, 1993.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М, 1994.

Джеймс У. Психология. М, 1991.

Климов Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов. М., 1999.

Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М, 1998.

Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 3 кн. М., 1994.

Общая психология: Курс лекций / Под ред. Е.И. Рогова. М, 1998.

Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М, 1996.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.

Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1990.

Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1999.


Практикум по психологии: Учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов / В.М. Шевелев, Э.Ф. Зеер, JLH. Сычугова и др. Свердловск, 1988.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряко­ва. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.

Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхано-вой и др. М., 1998.

Психология: Слов. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М., 1990.

Психология: Учеб. / Под ред. А.А. Крылова. М., 1999.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова­нии: Учеб. пособие. М., 1996.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997.

Турусов О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т. Самара, 1994.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных