Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню православной книги




(для средней школы, 7 кл.)

При подготовке мероприятий нужно задействовать как можно больше детей. Дети гораздо лучше воспринимают, понимают, запоминают, усваивают, если становятся участниками, а не зрителями. Кроме того, мероприятия должны приносить детям радость, а не обиды и огорчения из-за того, что роли не досталось, а ученик хотел на сцену. Не нужно забывать и о тех учениках, которые активность не проявляют, роли не просят, но относятся к категории детей, которым выход на сцену был бы очень полезен. Это дети, которые в себе не уверены, неактивны, с не очень хорошей памятью, дети, энергия которых не находит «мирного» выхода. В идеале в мероприятии должны принять участие все дети. Если не получается привлечь всех в качестве «исполнителей», то всегда можно заранее продумать подготовку, при которой будут и оформители-художники, и музыканты, и «звукорежиссеры», и фотографы. Самое главное, чтобы свою роль имели все.

Ещё один аспект, который стоит учитывать при подготовке таких мероприятий, – это то, ради чего их проводят. Глубоко убеждена, что они должны проходить не для «галочки», не для того, чтобы понравилось кому-то другому, а в первую очередь для самих детей. Важны не объективно существующие творческие таланты детей, а их разностороннее развитие, формирование позитивного настроя по отношению к знаниям, к творчеству.

При работе с учащимися, которые получили задание подготовить информационные сообщения-справки, важно уделить внимание выбору источников. Если ученик готовит небольшой доклад, он должен иметь список источников, которыми пользовался при подготовке (даже если это всего 2 источника). Учитель должен обязательно ознакомиться с этим списком. Мероприятие проходит в школе, дети должны в ходе него получить знания, поэтому недопустимо использование сомнительных источников. Пусть лучше будет меньше сведений в докладе, но они должны быть достоверными.

 

Два или три ученика читают наизусть стихотворение.

Старая дорога

Все облака над ней,

все облака...

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

и машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонамкачаются ромашки,

И зной звенит во все свои звонки,

И тень зовут росистые леса...

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

И голубые

вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин-властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова – глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые...

Здесь каждый славен –

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит...

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака...

(Н. Рубцов)

Ведущий: Многие дороги существуют веками. Подумать только, мы можем и сегодня идти тем же путем, каким ходили наши предки много веков назад. А что ещё пришло к нам сквозь века?

Ученик читает наизусть стихотворение.

 

Душа хранит

 

Вода недвижнее стекла.

И в глубине ее светло.

И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло.

О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, божий храм.

О, Русь – великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времен...

(Н. Рубцов) Ведущий: Остались дороги, осталась наша родная природа, родники, реки, озера, луга, леса, остались древние храмы и остались книги. Ученик читает наизусть стихотворение. Меня влекут дороги Подмосковья, Как будто клад я закопала там, Клад этот называется любовью, И я его тебе сейчас отдам.И в кронах лип столетняя дремота, И Пушкин, Герцен. Что за имена! Мы близки от такого поворота, Где вся окрестность на века видна.А та дорога, где Донской когда-то Вел рать свою в немыслимый поход, Где ветер помнит клики супостата И клич победы на крылах несет

(А. Ахматова)

 

Ведущий: Давайте и мы попробуем посмотреть в глубь веков и увидеть судьбу книги на Руси.

Ученик кратко рассказывает о славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием, о её приходе на Русь; о том, что в течение многих лет (целые века) книги были рукописными.

 

Ученик читает отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

 

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает —

Еще одно, последнее сказанье.

 

Ученик рассказывает о том, что просвещение было теснейшим образом связано с христианством, что книги создавались и переписывались при монастырях. Рассказывает о создании рукописных книг.

Ученик читает наизусть стихотворение.

 

Бежецк

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,

И люди, как ангелы, Божьему Празднику рады,

Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,

И Книга Благая лежит на дубовом столе…

(А. Ахматова)

 

Ведущий: Какие книги могли лежать на столе у людей тех веков?

Ученик рассказывает о том, что появилась потребность в печатных книгах, о появлении первых печатных книг в России, об Иване Федорове. Если дети хорошо подготовлены, нужно рассказать об анонимной типографии и выпущенных ею книгах. Если подготовка слабее, сконцентрировать внимание только на Иване Федорове и книге «Апостол», а также рассказать о просветительской деятельности святителя Московского Макария, по благословению которого появилось и стало развиваться книгопечатание в Москве, и царя Иоанна IV, по воле которого был построен Печатный двор. Если в классе есть учащиеся, способные справиться с заданием такого уровня, им можно заранее поручить подготовить доклады (или презентации) о митрополите Макарии и царе Иоанне IV.

Можно посмотреть всем вместе на большом экране презентацию о старинных книгах.

 

Ученик читает наизусть стихотворение.

 

Люблю вас, далекие пристани

В провинции или деревне.

Чем книга чернее и листанней,

Тем прелесть ее задушевней.

Обозы тяжелые двигая,

Раскинувши нив алфавиты,

Россия волшебною книгою

Как бы на середке открыта.

И вдруг она пишется заново

Ближайшею первой метелью,

Вся в росчерках полоза санного

И белая, как рукоделье.

Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

(Б. Пастернак)

 

Ведущий: А ведь благодаря книгам в первую очередь мы и знаем о своей родной земле, о своих предках так много. Книги сохраняют для нас бесценный опыт.

Ученик читает наизусть стихотворение.

 

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: "Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак)

Ведущий: Книги сопровождают человечество уже много веков, каждый день они с нами. И так будет всегда.

Ученик читает наизусть стихотворение.

 

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог –

Это-книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок,-

Это – книга. Да здравствует книга!

(Т. Щепкина-Куперник)

 

 

Викторина

(8 класс)

В 8 классе ко Дню православной книги можно провести для учащихся викторину. Вопросы должны быть связаны с темой праздника, т.е. они могут относиться к жизни и деятельности первопечатника и его помощников, к книжности на Руси, к распространению просвещения, к учебным книгам и т.п.

Учащиеся делятся на группы по 4–6 человек. Столы сдвигаются так, чтобы каждая группа могла сесть вокруг общего стола.

В процессе работы учащиеся могут использовать свои знания, память, опыт, ассоциации и могут также пользоваться книгами, находящимися на полках.

Ни для кого не секрет, что современные ученики привыкли пользоваться гораздо чаще поисковыми системами в Интернете, чем книгами. Для поиска в Интернете достаточно ввести запрос – и всю информацию поисковик найдет сам, а человек может больше ничего и не делать, только выбирать и копировать.

Навыки же работы с бумажными источниками в значительной мере ослабляются. Предлагаемая викторина будет способствовать развитию навыков работы с книгой и поиска в ней нужной информации.

На полках в классе, где проходит викторина, должны стоять книги, в числе которых будут и те, где можно найти ответы на вопросы викторины. Важно, чтобы там были не только такие книги, которые точно понадобятся, но и достаточное количество других изданий. Это связано с тем, что необходимо развивать не только умение находить нужные сведения в книге, но и умение выбирать книги, которые понадобятся для работы в определенном направлении, из числа имеющихся.

Учитель записывает вопросы викторины на доске или раздает каждой команде их в напечатанном виде.

Задача каждой команды – быстро, правильно и максимально полно ответить на все вопросы. Как работать – команды решают сами. Можно вспоминать все нужные сведения, можно пользоваться тетрадками по предмету (если учителя такой вариант устраивает), можно пользоваться книгами, которые стоят в кабинете на полках. Электронными средствами пользоваться запрещено. При сравнении результатов и определения команды победителей важны правильность ответа, полнота информации, скорость выполнения работы.

Члены победившей команды получают пятерки по тем учебным предметам, сведения из области которых были актуальны во время викторины (вероятно, это история, русский язык, литература, МХК – все или часть из них). Если отрыв следующей команды небольшой, её членам тоже можно поставить «отлично». Если значительный – предложить четверки, если ребята захотят. Плохих оценок за эту викторину ученикам ставить в журнал и в дневник не нужно. Если у других команд результат скромный, его лучше никак не оценивать. Даже если команда показала очень скромный результат и знаний и уже сформированных навыков пока явно недостаточно, викторина все равно прошла с явной пользой для учащихся, дала стимул, стала тренировкой для формирования навыка работы с представленной в книгах информацией. Имеет смысл поощрить отдельно самых результативных игроков в командах.

Вопросы к викторине учитель составляет с учетом имеющихся в классе или в библиотеке школы книг, в которых можно найти на них ответы. До викторины необходимо проверить, что в классе действительно есть вся необходимая для правильных ответов на вопросы литература.

Кроме того, участвуя в такой викторине, ученики учатся выстраивать стратегию и тактику такой работы, выбирать оптимальные пути, расставлять приоритеты. Например, больше стремиться к полноте ответа или к большей скорости поиска и выполнения работы? Надеяться на свои знания или перепроверять себя по источникам?

Примеры вопросов:

1.Какую книгу диакон Иван Федоров напечатал самой первой? Что вы знаете об этой книге?

2.Кто работал над этой книгой вместе с Иваном Федоровым?

3.Что вы знаете об анонимной типографии?

4.Какие ещё книги напечатал Иван Федоров?

5.Какие произведения древнерусской литературы вы знаете?

6.Почему возникла потребность в книгопечатании?

7.Кто из известных церковных и светских деятелей способствовал появлению книгоиздания в нашей стране?

 

Круглый стол «Книги: вчера, сегодня, завтра»

Класс

Ко Дню православной книги в 9 классе можно организовать круглый стол «Книги: вчера, сегодня, завтра», предложить учащимся поговорить о судьбах книг в мире, о формах существования книг в прошлом, настоящем, будущем.

Проведение такого мероприятия будет способствовать решению обучающих задач (учащиеся получат знания по истории (в т.ч. о форме существования) книг в разные периоды времени и у разных народов); воспитательных задач (воспитываем умение вести себя корректно во время дискуссии, соблюдать правила ведения спора, нормы вежливого общения); развивающих (развитие речи, мышления, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Девятиклассники уже вполне могут принять участие в таком «взрослом» мероприятии, как круглый стол. Учащиеся будут дискутировать по вопросам, на которые нет однозначно правильного ответа, т.к. никто не может сказать со стопроцентной уверенностью, что произойдет с формой существования книг в мире в будущем. Можно предполагать. Можно аргументированно отстаивать свою позицию, но полной уверенности в том, что будет именно так, как сегодня представляется, кажется наиболее вероятным кому-то, быть не может. И поэтому дискуссия должна быть настоящей.

Несколько учащихся заранее готовят небольшие сообщения по истории книги, чтобы напомнить (или рассказать впервые) одноклассникам фактический материал. Докладчики должны обратить внимание участников круглого стола на сильные и слабые стороны каждой формы существования книги в истории.

Особое внимание должно быть уделено кодексу – привычной нам книге. Также должны быть выступления, посвященные электронным книгам, аудиокнигам.

После выступлений все участники круглого стола (т.е. все девятиклассники) могут делиться своими мыслями о судьбе книг. Возможно ли исчезновение книг? Книга бумажная и книга электронная – союзницы или соперницы? Вытеснит ли одна форма книги другую или они будут сосуществовать? Каковы основные плюсы и минусы современных форм существования книг?

Учащиеся могут выражать абсолютно любое мнение, но они должны вести дискуссию корректно, вежливо, приводить аргументы. Если ученик позволяет себе грубость в адрес оппонента, если использует жаргонные слова и выражения, его мнение вообще не учитывается. Слово переходит к кому-то другому. А у ученика остается право попросить слова позже и изложить свою точку зрения без нарушения правил ведения дискуссии.

Если дискуссия продолжится и после занятия, это можно считать настоящим успехом. Такое развитие событий будет свидетельствовать о правильной организации дискуссии, о заинтересованности учащихся не только сиюминутными вопросами, но и вопросами общекультурными, практически вечными, об их неравнодушии к судьбе книги.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных