Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолингвистические исследования языка. Метод нейро-лингвистического программирования.




ПЛ – междисц когнитивн наука, кот исследует лексикон, и то как люди понимают, запоминают и продуцируют дискурс.

Особенности подхода ПЛ к изучению яз:

Реч организация предст-т собой переработку реч опыта посредством специфич психофизиологич способностей чел-а.-> выводится 7 осн аксиом:

- психич отражение не бывает пассивным, оно формир-ся в процессах деят-ти актив субъекта ч/з непрерывное взаимод-е чел-а с окр миром

- в ходе формир-я и взаимопереходов разл стадий психич деят-ть хар-ся предельн процессуальностью, динамич-тью и непрерывностью

- все виды психич деят-ти (мышление, восприятие, речь т.д.) f-нир-т друг в друге

- формы и уровни психич отражения м выступать в роли ведущего, в завис-ти от деят-ти

- люб психич процесс всегда формир-ся одновременно на разн ур-нях осознаваемости, и всякое осознанное содержание вкл-т в себя не до конца и неполностью осознанное

- м/у осознанным и вербализованным, также как и м/у неосознанным и невербализованным, не имеется однознач соотв-ий; подразумеваемое осознанное м выходить за рамки вербализованного; а то, что подразумевается как осознанноле не поддается всегда экспликации

- первонач восприятие содержания знания предметно и пристрастно, далее подкл-ся взаимод-е перцептив, когнетив, и аффектив процессов при динамике актуально значимого и потенциально значимого.

Задачи, актуальные для ПЛ:

- ассим-ть процессов распознавания порождения звуч речи

- выявление отличия механизма овладения Я1 от Я2

- изучение механизмов обеспечения процесса чтения

процессы извлечения инфы о личности говорящего из его реч поведения

- дефекты речи при поражениях мозга

НЛП:

Отцы-основатели НЛП - Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Кэмерон-Бэндлер, Дэвида Гордона и Майкла Спаркса. «Им (Бэндлеру и Гриндеру. — А. Б.).

Теоретич новшество НЛП закл-ся в смене фокуса внимания исслед-ля: осн внимание обращ-ся на норму, на образцы успешного поведения человека в кризисных ситуациях. По мысли основателей НЛП, только изучив, как человек умудряется не сходить с ума, м разраб-ть методики улучшения состояния людей с теми/иными психич отклонениями.

Сущности НЛП как совокуп-ть м-дов возд-я на психич состояние чел-а. НЛП исходит из того, что f-нир-е мышления чел-а в опр степени напоми­нает работу компа, в смысле, что мышление чел-а программируемо. Весь вопрос в том, чтобы прав-но сформулир-ть программу и сделать ее доступной сознанию и подсознанию чел-а. Отсюда понятие моделир-я: коммуникатор пытается выявить наилуч сп-б, с пом кот чел вып-т опр задачу, и пытается сделать его доступным — для этого чел-а или совершенно др лица.

Процесс моделир-я проходит неск этапов. 1 этап - сбор инфы о текущем состоянии клиента и желаемом состоянии — фактически о самой сущности возд-я. На после­д этапах суть желаемого состояния последовательно уточняется. 2 этап – устанавл-е раппорта - состояние м/у коммуникатором и клиентом, при кот м/у ними сущ-т max взаимное доверие. Достижение раппорта - важнейшая задача НЛП. Раппорт достигается на со­знат или бессознат ур-не, когда коммуникатор присоеди­няется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вер­бальном и невербальном поведении. Под репрезентативной системой (PC) понимается сп-б представ-я и осмысления своего опыта вза­имод-я с окр миром. Это м б визуальная PC, аудиальная PC, кинестетическая PC и обонятельно-вкусовая PC. Отражая реакции клиента в каждой из этих сис-м, подстраиваясь под них, коммуникатор м достигнуть с ним раппорта. Отраж-е м б вербальным (комму­никатор повторяет те или иные черты вербального поведения клиента) и невербальным. Достижение раппорта м б довольно длит процедурой, но в нек случаях достигается оч быстро - все за­висит от мастерства коммуникатора и сложности дан случая. После достижения раппорта коммуникатор д установить, что в действит-ти желает клиент - каким д б сформулированный рез-т моделир-я, кот не д противоречить тем\иным сторонам личности клиента и не м вредить его ближайшему окружению (отсюда понятие экологичности мо­делирования).

Исследуя РС чел-а для послед достижения раппорта, коммуникатор, кроме неверб аспектов по­ведения клиента (в частности движения глаз, жестов, дыхания), д особое внимание обращать на яз поведение. Для этого в НЛП разработана мета-модель языка. В основе мета-модели лежит предположе­ние, что яз выступает как фильтр, кот искажает опыт или по крайней мере структур-т его. Мета-модель обращает внимание коммуникатора на те св-ва яз сис-мы, кот чаще всего искажают восприятие. Экспли­цитное выяснение, выявление этих искажений сост-т значит часть психотерапевтич процедуры. Мета-модель яз - это вовсе не модель яз и не модель отд его подсис-м, а это модель поведения коммуникатора по отн-ю к ЕЯ, исп-му в процессе общения с клиентом. Еще точнее, это набор инструкций по проверке реч актов клиента для того, что­бы выявить его действит психич состояние, те конфликты, кот его беспокоят, и разработать стратегию изменения.

После того, как «хорошо сформулированный рез-т» установлен, осущ-ся выбор м-в терапевтич вмешательства и пере­вод клиента в желаемое состояние с пом комплекса выбранных техник. Одна из таких техник — якорение. Якорь — это любой стимул, кот позв-т чел-у перенести свой прежний опыт в наст и пережить то же психологич состояние (как положительно, так и отрицательно окрашенное). Напр, какая-то мелодия может вызвать у человека ассоциации, связанные с прошлым опытом, или слу­чайно найденная вещь напомнит о каком-нибудь событии детства и пр. Стимул-якорь может устанав-ся во время терапевтич процедуры вербально (напр, произнесением нек слов, словесных последоват-тей, изм-ем тона голоса), невербально (пожатием руки, плеча, колена; изм-ем положения тела коммуникатора), а также сочет-ем верб и неверб эл-тов. Установка якоря возм-на только при поддер­жании устойчивого раппорта, в противном случае связь между якорем и переживанием не возникнет.

Якорение должно основываться на выявлении ресурсов данного ин­дивидуума для решения проблемной ситуации. Осознание ресурса, пони­мание того, что проблема м б решена, достиг-ся через расшире­ние модели мира чел-а. Роль коммуникатора на дан этапе сводится к тому, чтобы выявить в опыте клиента то, что м рассм-ть как ресурс. В НЛП для поиска ресурса исп-ся как техники, предпо­лагающие сознательное участие клиента, так и его погружение в транс и работу с подсознанием. Далее, положит и отриц опыт чел-а якорится. Последовательное исп-е якорей и, тем самым, психич состояний позволяет коммуникатору элиминировать нежелательные связи, формир-ть нов и в рез-те программировать чел-а на желаемое им самим пове­дение. Якорение, сами якоря, послед-ть их применения фактически аналогичны алгоритмам комп программы, за тем исключением, что в отличие от комп-х яз-в программир-я, в НЛП при терапевтической процедуре операторы (якоря) опр-ся для каждого клиента индивидуально.

Среди методов НЛП имеются техники, кот дают возм-ть коммуникатору работать не над одной проблемой клиента, а над комплексом похожих проблем. Одной из таких техник является рефрейминг. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы видоизменить поведение клиента, вызванное нек стимулом или комплексом сходных стимулов, ограничив это поведение только теми ситуациями, когда это поведение действит-о необх-о. НЛП исходит из пред­положения, что в личности чел-а есть какая-то составляющая (X), которая отвечает за данный шаблон поведения. Коммуникатор устана­вливает контакт с этой частью X, исследуя реакции РС клиента. Далее, в процессе общения с составляющей личности X он разводит, разделяет те ее намерения, кот часто оказываются весьма полезны клиенту (например, чувство опасения в действительно опасных ситуациях), и конкретное нежелательное поведение (например, страх, не мотивированный реальной ситуацией). После этого коммуника­тор предлагает составляющей личности X найти самой более адекватный, эффективный сп-б достижения имеющегося у нее намерения.

НЛП и яз

Осн лингв постулат НЛП м сформулир-ть как гипотезу о неадекватности языка как ср-ва отраж-я действи­т-ти и опыта чел-а. Слова - искусств ярлыки для опыта, а сам яз предст-т собой фильтр, кот позв-т когни­тивн сис-ме отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы сис-а не перегружалась и адекватно функционировала. Однако эта полезная функция приводит к тому, что сознание чел-ка игнорирует важн ча­сти его опыта, что приводит к формир-ю существенно обедненного списка альтернатив при решении проблемных ситуаций. Мета-модель яз позв-т выявить наиб типич случаи искажения и исправить их, обогатив позитивный опыт чел-а.

2 постулат опр-т хар-р связи м\у яз и психикой. Это постулат об иконичности или изоморфности яз, с од стороны, и пси­хич и/или мыслитпроцессов — с др. Яз формы регулярно отраж-т особенности мышления и психич состояния чел-а. Обращая внимание на особенности речи клиента, коммуникатор в состоянии выявить его ведущую РС, а также установить обл-ти опущения важн опыта. Язык и речь рассм-ся как важнейшие источники инфы о психич состоянии чел-а.

Важным следствием постулата об иконичности явл-ся принцип психологич разграничения поверхностной и глубинной стр-р вы­сказ-я. НЛП приписывает по­верхностной структуре ф-цию отраж-я сознания, а глубинной -подсознания. Глубинная структура содержит актанты тех переменных, кот след-т эксплицитно заполнить, чтобы выявить действит, реальн проблему клиента и создать представ-е о «хорошо сформулированном рез-те» моделир-я.

3 теоретич постулат касается специфики исп-я яз механизмов вариативной интерпретации действит-ти в практике НЛП. Специфичность механизмов вариативной интерпретации в том, что говорящий м ис­п-ть заложенный в них потенциал смыслоразличения, сознательно выбирая между вариантами защищать свою позицию в споре и отстаивать свою позицию в споре и тем самым воздействуя на адресата, а м осу­щ-ть выбор случайно, непреднамеренно. В этом заложен потенциал имплицитного возд-я на адресата, поскольку последний остается в неведении относит-о истинных намерений говорящего. НЛП утвер­ждает, что «случайный» выбор того или иного варианта яз формы совершенно не случаен и продиктован психикой чел-а, его РС, причем именно «случайный» выбор формы и предст-т интерес для коммуникатора, поскольку только он позв-т выявить скрытые механизмы психики че­л-а. Этому постулату можно дать несколько парадоксальное название, определив его как принцип значимости незначимого варьирования.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных