Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современные научные школы и течения (генетическая школа Ж.Пиаже, когнитивная психология, гуманистическое и трансперсональное направления)




Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) – один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей к Сеченову). Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. ПредставителиА. Маслоу К. Роджерс В. Франкл Ш. Бюлер Ф. Бэррон Р. Мэй С. Джурард Предмет изучения. Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Осуществление самого себя. Сознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности. Этапы деградации личности. Поиск смысла жизни. Физиологические основные потребности. Непригодность исследования животных для понимания человека. Теоретические положения:человек целостен,,ценны не только общие, но и индивидуальные случаи,главной психологической реальностью являются переживания человека, человеческая жизнь - целостный процесс,человек не детерминирован только внешними ситуациями. Вклад в психологию. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Когнитивная псих. Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа. Основные теоретические положения. Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать. Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными. Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

 

5 ) История отечественной психологии. (А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский, Г.И.Россолимо, Л.С.Выготский, П.П.Блонский). Деятельностный подход к психическому развитию (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выгóтский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Основатель культурно-исторической школы в психологии. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Блонский Павел Петрович (1884 – 1941).Резко критиковал взгляды на человека как на неизменное существо. Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений…..поведение понятно лишь как история поведения. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы. Предложил генетическую теорию памяти. Он отверг трактовку психологии как науки о душе или о явлениях сознания, полагая, что ее доступным научному методу объектом является поведение. Блонский рассматривал поведение под углом зрения его развития, как особый исторический процесс, зависящий от социальных воздействий. Кроме проблемы биологического и социального, Блонский исследовал этапы формирования личности детей, причем большое внимание уделял проблемам одаренности и трудновоспитуемости. Наибольшее значение для детской психологии имели работы Блонского, посвященные памяти и мышлению. Нечаев Александр Петрович (1870-1948), русский психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной психологии; собственные психологические исследования Нечаева А.П. связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий. Ученый пытался построить педагогику на данных психологии (главным образом на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований). Инициатор проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916). Нечаев издавал известные "Книжки педагогической психологии" и "Ежегодник экспериментальной психологии". Известны его работы: "Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения"; "Очерк психологии для воспитателей и учителей": "Ассоциация сходства"; "Память человека и ее воспитание".

 

Деятельность и сознание. Психологическая структура и основные виды деятельности. Сознание: общая характеристика, структура, самосознание, самооценка. Характеристика бессознательного.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Основные характеристики деятельности:

· предметность,

· субъектность.

Предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социаль­ной обусловленности деятельности человека, в ее связи со зна­чениями, фиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях. Другая особенность деятельности — субъектность — заключается в специфике ее выполнения, обусловленности пси­хического образа прошлым опытом, своеобразием потребно­стей, установок, эмоций, целей и мотивов, определяющих на­правленность и избирательность деятельности. Структура деятельности:мотивы — внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью; способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы достичь целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов деятельности могут состоять из одной или нескольких операций;цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижений и обладание которыми являются значимыми для человека. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность; результат — это то, чего достигает человек в ходе деятель­ности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятель­ности, а через них и самого себя. Механизмами усвоения общественного опыта являются про­цессы экстериоризации и интериоризации. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Реализация умст­венного действия вовне, в виде действий с предметами называ­ется экстериоризацией. Виды деятельности и ее развитие. Возникновение различных видов деятельности связано с об­щественно-историческим развитием человека. Фундаментальны­ми видами деятельности, в которые включается человек в процес­се своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд. общение — взаимодействие двух или более людей в процес­се обмена информацией познавательного или аффектив­но-оценочного характера; игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирую­щих реальные, в которых усваивается общественный опыт; учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения тру­довой деятельности; труд — деятельность, направленная на создание общест­венно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер. Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Структура: 1) познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире; 2) различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка; 3) отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания); 4) креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции); 5) формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего); 6) формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Самосознание - процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Продуктом самосознания является «я» - концепция. Это содержательная часть представлений, переживаний и знаний человека о себе. «Я» - концепция представлена двумя аспектами: знаниями о себе и отношением к себе. Самооценка - тот компонент самосознания, который включает знание о себе, оценку себя и шкалу значимости ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Самооценка бывает адекватная, заниженная, завышенная. Адекватная самооценка - та, когда оценка человеком самого себя совпадает с оценкой человека другими, хорошо знающими его людьми (экспертами). заниженная - человек занижает свои возможности, завышенная - завышает. Бессозна́тельное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных