Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнительная характеристика ощущения и восприятия.




I. Общее.

1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы.

2. Ощущение и восприятие образуют чувственную ступень познания.

3. Общими являются условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств).

II. Отличия:

1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств.

2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.). В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться.

3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей.

В отечественной психологии восприятие рассматривается как деятельность. Перцептивные действия, составляющие перцептивную деятельность, имеют цель – построение образа, адекватного предметному миру. В процесс формирования перцептивного образа включены память (в ней хранятся перцептивные эталоны), мышление (благодаря которому осуществляется коррекция образа воспринимаемого предмета с его реальным состоянием). Благодаря мышлению обеспечивается константность восприятия, преодолеваются эффекты иллюзий, искажений. Благодаря перцептивным действиям формируется ощущение реальности объекта, даже когда он частично или полностью заполнен (закрыт) другими предметами.

Восприятие включает акт категоризации. Восприятие носит обобщенный характер – каждый воспринимаемый предмет мы относим к определенному классу и обозначаем его словом – понятием. В результате восприятия происходит узнавание предмета.

Перцептивная категоризация объекта позволяет нам выйти за пределы непосредственно воспринимаемых свойств и предсказывать другие свойства, еще не воспринятые.

Стадии категоризации:

1. Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии “значение” события может ограничиваться только тем, что это “объект”, “звук” или “движение”.

2. Поиск признаков. Существует соответствие между отличительными свойствами категории и признаками объекта, воздействующего на организм. Однако ”соответствие” может замещаться ”вероятностью связи“. Тогда мы ищем дополнительные признаки, которые помогли бы более точному отнесению объекта.

3. Подтверждающая проверка. Вслед за поиском признаков наступает предварительная категоризация, а за ней происходит изменение поиска признаков. На этой стадии вступает в действие селективный процесс “блокировки”, приводящий к ослаблению нерелевантной стимуляции.

4. Завершение проверки. Окончание поиска признаков.

Перцептивная готовность категории выражается в легкости и скорости, с которой данный стимул относится к определенной категории при различных условиях, определяемых инструкцией, прошлым опытом, мотивацией.

Иллюзии восприятия – неадекватные отражения воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Это так называемые «оптико-геометрические иллюзии», заключающиеся в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.

Из 2-х равных по длине отрезков вертикальный кажется больше (горизонтально-вертикальная иллюзия).

Два вертикальных отрезка равны, но правый кажется больше (перспективная иллюзия).

Отрезки одной линии кажутся сдвинутыми относительно друг друга.

К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста. Так, иная полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.

Ощущения и восприятие обеспечивают чувственное познание, проникновение же в суть явления, за пределы непосредственной данности осуществляется благодаря мышлению.


МЫШЛЕНИЕ

Мышление (по А.В. Брушлинскому) – форма творческого отражения действительности, порождающая такой результат, которого в самой действительности или у самого субъекта на данный момент не существует.

Мышление (по С.Л. Рубинштейну) – процесс обобщенного и опосредствованного речью отражения действительности. Формы мышления:

· понятие – форма мышления, которая содержит существенные признаки какой-либо группы предметов. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем – количество предметов, которые входят в данное понятие. Содержание – совокупность существенных признаков группы предметов, входящих в данное понятие;

· суждение – форма мышления, которая отражает связи между понятиями;

· умозаключение – форма мышления, которая связывает суждения между собой; это вывод на основе правил логических заключений или следствия из нескольких суждений.

Детерминация мышления как процесса творческого отражения действительности связана с понятием проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это ситуация, которая:

· предполагает такие цели субъекта, которые невозможно достичь, используя старые приемы и способы;

· содержит противоречия и не имеет однозначного решения;

· содержит некоторое несоответствие элементов в целостности или отсутствие каких-то элементов.

Выделяют следующие виды проблемных ситуаций:

· познавательная проблемная ситуация – ситуация, для решения которой не хватает нужных знаний или невозможно их использовать;

· инструментальная проблемная ситуация – ситуация с нехваткой знаний о способе решения;

· вероятностная – содержит несколько равнозначных альтернатив.

Задача – результат осознания проблемной ситуации, когда субъект четко осознает все элементы проблемной ситуации, есть представления о причинах, условиях, способах решения проблемной ситуации, а также зарождается первоначальное смутное представление о способе решения. Гипотеза – возможный способ или вариант решения задачи. Проблемная ситуация, которую субъект не в состоянии перевести в проблемную ситуацию, преобразуется в проблему (при этом неясно, что дано, и не возникает гипотез о возможном разрешении проблемной ситуации).

 

А.Р. Лурия предложил схему решения задачи, выделив 4 этапа:

1) изучение условий задачи;

2) разработка стратегии, создание общего плана предполагаемых действий;

3) тактика решения, выбор конкретного метода решения задачи;

4) найденное решение сопоставляется с исходными данными.

 

Схема этапов мыслительного процесса:

проблемная ситуация (осознание)

 

проблема задача

 

знания из долговременной памяти

осознание вопроса

появление ассоциаций

отсев ассоциаций

выдвижение гипотез

проверка гипотезы

(не подтвердилась)

выдвижение новой гипотезы

проверка (подтвердилась)

решение задачи

Стратегии мышления (классификация Дж. Брунера и К. Левина):

· случайный перебор, метод проб и ошибок: гипотеза формулируется случайно, если она не приводит к решению, выдвигается новая, и так до тех пор, пока не будет найдено решение. Эта стратегия непродуктивна, поиск гипотез случаен;

· рациональный перебор – круг поиска постепенно суживается, отсекая неверные направления поиска;

· систематический перебор: субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически оценивает одну за другой. Эта стратегия сложная, длительная, но позволяет решить сложные проблемные ситуации.

В психологии выделяют следующие операции мышления:

· анализ – процесс мыслительного расчленения целого на части;

· синтез – процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое;

· абстракция – одна из основных операций мышления, выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных;

· сравнение – та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация явлений, посредством сравнения производится сопоставление объектов с целью нахождения сходства и различий;

· обобщение – отражение общих признаков и качеств явлений действительности, объединение сходных явлений в группы.

Индукция – движение значения от единичных утверждений к общим положениям.

Дедукция – движение значения от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

ПАМЯТЬ

Память – это совокупность процессов организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным ее повторное использование путем возвращения в сферу сознания.

Память – это процессы запоминания, запечатления, сохранения и последующего воспроизведения информации.

Запоминание – процесс кодирования информации. Предполагает не только прохождение информации по всем уровням, но и обработку информации с точки зрения определения тех объектов, которые будут храниться в памяти.

Процесс воспроизведения - это процесс извлечения информации из памяти, который зависит от того, как хорошо материал организован в памяти, то есть схемы долговременной памяти определяют эффективность воспроизведения.

Формы воспроизведения:

Узнавание – самая простая форма; для узнавания необходимо повторное восприятие предмета.

Воспоминание. Особенности:

1. Отсутствие воспроизводимого предмета, который нам вспоминается.

2. Наличие намерения вспомнить.

3. Отсутствие напряжения.

Припоминание – активное преднамеренное воспроизведение, особенность которого – наличие трудностей, более или менее выраженных.

Реминисценция – воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Процесс забывания – это процесс освобождения от следов памяти; процесс обратный сохранению.

Законы запоминания Эббингауза:

· простые события жизни, которые производят сильное впечатление, запоминаются сразу и надолго;

· пристальное внимание к событию обеспечивает прочное запоминание;

· если впечатления логически связаны, то они также хорошо запоминаются;

· лучше запоминаются странные необычные впечатления;

· лучше запоминается то, что входит в круг интересов.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть только то, что когда-то было в кратковременной памяти.

Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие из органов чувств, они-то и проникают в долговременную память в первую очередь. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое повышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко бывает затруднен, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает.

Способы организации информации в долговременной памяти.

1. Пространственный принцип, с помощью которого мы строим когнитивные карты, фиксируем, что где находится в пространстве, во времени.

2. Ассоциативная организация. В долговременной памяти находится различная информация по понятиям, которые образуют различные типы ассоциаций.

3. Иерархическая организация. В долговременной памяти информация хранится в виде соподчинения от общего к частному.

ВООБРАЖЕНИЕ.

Воображение – это психический процесс создания новых образов путем переработки прошлого опыта.

Функции воображения:

· представление результатов еще не выполненной деятельности;

· саморегуляция психической деятельности;

· инструмент общения и понимания между людьми;

· управление психофизическими процессами и состояниями;

· воздействие на психомоторику.

 

Виды воображения:

· По степени произвольности.

непроизвольное воображение (мечты, фантазии, сновидения, грезы) – непреднамеренное (спонтанное) возникновение в сознании человека каких-либо образов без участия воли;

произвольное – создание новых образов в результате целенаправленного усилия.

· По уникальности создаваемого продукта:

репродуктивное (воссоздающее) – реальность воспроизводится в почти непеработанном виде;

продуктивное (творческое) – предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов.

· По содержанию мотивов, побуждающих к созданию новых образов:

прагматическое – имеет практическую ориентацию, выступает для субъекта как инструмент решения практических задач;

гедонистическое – человек получает удовольствие от самого процесса творчества, не заботясь о его практической стороне.

· По модальности:

зрительное;

слуховое;

вкусовое;

осязательное;

обонятельное.

В процессе воображения происходит выход за пределы непосредственной данности, происходит предвосхищение будущего, то есть воображение не отражает того, что сейчас есть. Воображение участвует в мышлении. Анализ проблемной ситуации требует воображения, выдвижение гипотез также требует воображения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных