Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения.




Вопросы к контрольной работе по Психологии (ФИЯ).

1. Понятие научной психологии. Место психологии в системе других наук. Предмет и объект изучения психологии. История становления предмета психологии (этапы).

2. Сравнительный анализ житейской и научной психологии.

3. Методы психологии.

4. Понятие и проблема происхождения психики. Особенности допсихической и психической форм отражения.

5. Сравнительный анализ психики животных и человека.

6. Структура и функции сознания. Биологические и социальные предпосылки формирования сознания.

7. Неосознаваемые психические явления.

8. Понятие и виды деятельности.

9. Понятие, функции и структура общения.

10. Сравнительная характеристика вербальных и невербальных средств общения.

11. Виды и функции невербальных средств

12. Механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения.

13. Понятие и виды коммуникативных барьеров.

14. Общение как взаимодействие. Конфликт как форма взаимодействия.

15. Типы эго-состояний и виды трансакций в ТА Э. Берна

16. Классический психоанализ З. Фрейда: представление о структуре личности

17. Механизмы психологической защиты.

 

 

1. Понятие научной психологии. Место психологии в системе других наук. Предмет и объект изучения психологии. История становления предмета психологии (этапы).

 

Психология (с греч. Psyhe – душа, logos - наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

 

Место психологии в системе наук. Психология интегрирует в себе несколько научных дисциплин: естественные (физиология, анатомия), гуманитарные (философия, история, антропология, социология) и

точные (математическая статистика).

 

Предмет изучения психологии – закономерности развития и механизмы функционирования психики.

 

Объект изучения психологии – психика человека и животных.

 

Этапы становления психологии как науки.

1) Донаучный. Психология – наука о душе. До 18 века. Платон, Аристотель, Демокрит.

2) Кризис. Психология – наука о сознании. 18-19 век. Вильгельм Вундт представил сознание как совокупность ощущений. Но, у каждого отдельного человека свои ощущения => Каждый обладает своим сознанием и его невозможно изучить объективно. Поэтому, психология становится субъективной наукой. Это приводит к кризису.

3) Идет разделение:

a. Психология – наука о поведении. 20 век. Американское течение бихевиаризм. Джон Уотсон. Считал, что можно изучать только то, что видишь с помощью экспериментов. Говорил: «я могу научить ребенка бояться и отучить ребенка бояться». Тогда он научил ребенка бояться белой крысы. После этого мальчик начал бояться всего белого и пушистого. Ученый попытался отучить мальчика бояться, но этого не получилось. Тогда течение бихевиаристов, во главе с Уотсоном, научились снижать степень страха систематически через научение успокаиваться.

b. Психология – наука о бессознательном. 20 век. Зигмунд Фрейд. Предмет психоанализа – бессознательное. Ученый выделял такие составляющие психики как Эго=Я= сознательное+предсознательное, Ид=Оно=бессознательное и Супер-Эго= Сверх-Я=сознательное. Супер - Эго отвечает за моральные нормы и табу, накладываемые обществом. Эго действует по принципу реальности. Ид включает в себя животное начало=инстинкт жизни=эрос и инстинкт смерти=тонатос. Действует по принципу удовольствия.

4) Психология – наука о психике. 20 век. И. П. Павлов. Создал учение о высшей нервной деятельности.

 

2. Сравнительный анализ житейской и научной психологии.

Житейская Научная
Знания конкретны, т.е. приурочены к определенному событию или модели ситуации. Термины более расплывчаты и многозначны. (п-р: личность все определяют по-разному) Знания обобщены, т.е. используются научные понятия. Научные понятия четко определены. (п-р: есть несколько научных определений личности)
Интуитивность знаний. Знания приобретаются путем практических проб. Рациональность и осознанность знаний. Выдвижение логических гипотез и проверка вытекающих последствий.
Источник знаний: наблюдение и размышление. Источник знаний: наблюдение, размышление (субъективные методы), эксперимент, научное наблюдение (объективные методы) и тесты, беседы (психодиагностические методы)
Ограниченное количество фактического материала. Почти неограниченное количество фактического материала.
Опыт невозможно передать. Опыт можно передать (п-р: книги, научные трактаты).

 

 

4. Понятие и проблема происхождения психики. Особенности допсихической и психической форм отражения.

Психика – с-во высокоорганизованной живой материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

 

Психика: (не знаю, надо или нет:D)

1. С-во только живой материи, т.к. основная функция психики – адаптация к изменяющимся условиям.

2. Высокая организованность психики объясняется существованием Нервной Системы (НС) => физиологич.основой функционирования психики считается Д! (деятельность) Высшей НС (подкорковые и корковые структуры Головного Мозга (ГМ)).

3. Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Психическое отражение – способность психики получать информацию об окр.и внутр. мире в виде психических образов, которые с определенной точностью являются копией объекта реального мира.

4. Получаемая жив.существом информация служит основой для регуляции поведения Ч! и внутр.состояния его организма => основная функция психики – адаптация к окружающей среде. Благодаря наличию условных рефлексов, возможен опережающий характер психического отражения. (ребенок дотронулся до горячего предмета, обжегся=> в след.раз не будет трогать).

5. Психика возникла в ходе эволюции.

Проблема происхождения психики (по А. Н. Леонтьеву)

Формы отражения:

  • Допсихическая. Растения, Ж!(животные), Ч!. Раздражимость – способность жив.организма двигательно реагировать на био.значимые воздействия. Есть на уровне Ч! Д! и проявляется в форме безусловных рефлексов.
  • Психическая. Ж! и Ч!. Чувствительность – форма раздражимости, которая проявляется в реакции организма и психики на био.нейтральные св-ва среды. Чувствительность возникла в ходе эволюции при переходе из гомогенной в гетерогенную среду т.е. т.к. организм вышел на сушу, чтобы выжить, ему нужно развить органы зрения, слуха и т.д.

 

 

6. Структура и функции сознания. Биологические и социальные предпосылки формирования сознания.

Сознание – совокупность знаний о мире. Высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий.

 

Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву)

1. Чувственная ткань. Построение образа идёт на этой самой чувственной ткани в ходе отражения. Она обеспечивает реальность, достоверность картины мира.

2. Значение слова. Отражает опыт всего человечества.

Функции значения в сознании:

-Фиксация знаний о мире

-Значение означивает мир. Каждый предмет получает имя и содержание в сознании;

-Значения связывают сознание с сознанием других (через язык).

3. Личностный смысл. Ассоциации, мысли и чувства, которые данное слово вызывает у человека. Задача личностного смысла – делать наше сознание пристрастным.

 

Происхождение сознания:

  • Био предпосылки. Вертикальное положение тела=>развитые руки=>развитие ГМ.
  • Соц предпосылки. Труд=Д! + стадный образ жизни + общение между членами сообщества.

 

Механизмы восприятия людьми друг друга в процессе общения.

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место. Происходит уподобление себя другому.

Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому, «вчувствование». Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Аттракция - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера возникает в результате появления чувства привязанности и взаимной симпатии.

 

13. Понятие и виды коммуникативных барьеров.

Коммуникативный барьер - это субъективно переживаемое или реально присутствующее препятствие эффективному общению.

 

Виды:

· Психологические барьеры:

1. Заниженная самооценка

2. Интеллектуальный барьер

3. Отсутствие навыков эффективного общения

4. Информационная перегруженность человека, что отражается на внимании

5. Озабоченность человека своими проблемами

6. Человек думает быстрее, чем говорит.

· Лингвистические барьеры:

· Фонетический барьер

· Семантический барьер

· Стилистический барьер

· Логический барьер

· Барьеры социально-культурного различия партнеров – это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия субъектов, которые приводят к разной интерпретации или непониманию информации.

  • Барьеры отношений – возникновение чувства неприязни, недоверия и страха к своему собеседнику, что распространяется на передаваемую информацию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных