Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». 4 страница




Б) Творческое воображение - характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

В) Мечта - в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

2) непреднамеренное - непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении дея­тельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлю­цинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты.

Механизмы формирования образов:

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

2 этап - с этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примеры агглютинации: образ кентавра, образ крылатого человека.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы во­ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. И в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек созна­тельно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свой­ства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа.

 

 

7. Эмоции и чувства. Эмоции как психические явления. Функции эмоций. Свойства эмоций. Эмоциональные состояния. Чувства. Настроение. Аффект. Стресс и тревожность. Совладание со стрессом. Стресс у школьников и его профилактика.

 

Эмоциональное состояние. Стресс.

Эмоции –конкретная форма переживаний, возникающих в определенных ситуациях.

Функции эмоций:

· сигнальная - чувства сопровождаются движениями/сигналами;

· регулятивная - регулируют наше поведение;

· социальная – воздействие на др. людей через эмоции.

Свойства эмоций:

§ тесная связь с мотивацией,

§ качественное своеобразие эмоций,

§ полярность (контрастность, имеют антипод),

§ амбивалентны – возникают по отношению к объекту, обладающим одновременно и привлекательными и отталкивающими свойствами (минус – отражает переживания, неудовольствия, страдания, которые не соответствуют потребностям человека или препятствуют удовлетворению человека; плюс – отражают ту или иную степень соответствия объекта потребностям человека и имеют общий тон удовольствия);

§ направленность – интересы человека, его симпатии антипатии, выбор занятий досуга; динамика эмоций;

§ интенсивность (сила) – с которой мы переживаем ту или иную эмоцию;

§ по отношению к деятельности – стенические (высокая активность человека, возбуждение – радость, гнев, ненависть) и астенические (низкая активность человека – печаль, тоска, уныние).

Виды эмоций:

1) удовольствие/неудовольствие;

2) напряжение/разрешение – создание нового или ломка старого, в зависимости от того как закончится этот процесс, так и наступит разрешение;

3) возбуждение/успокоение – определяется импульсами, которые идут из подкорки.

Выделяют 7 базовых эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление, спокойствие, отвращение. Эмоции влияют на познавательные процессы; положительное – эмоции стимулируют познание, отрицательное – эмоции влияют своеобразно, суживается поле восприятия, внимание. Эмоции влияют на мышление человека. Порок в возникновении эмоции – одни возникают ленче, другие – сложнее.

Эмоциональные состояния – это фон, на котором происходят процессы. Человек в это время может испытывать несколько эмоций в раз: аффект, страсть, настроение, напряженность (стресс), фрустрация.

§ Аффект – стремительно и бурно протекающий процесс, взрывного характера неподконтрольный сознанию. Человек может его остановить волей, пока он нарастает. Если в это время он не остановил его, то он не остановится до тех пор, пока аффект не изживет себя. Его провоцируют – сильные раздражители данного человека (слова, люди, общество).

§ Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое овладевает человеком полностью, подавляя его волю.

§ Настроение – общее эмоциональное состояний личности, выражающееся в настрое всех ее проявлений. У настроения 2 основные черты, отличающие его от других – оно не предметно, а личностно; оно общее, а не специальное переживание, приуроченное к какому-то событию. Факторы: внутренние (тонус, органическое самочувствие) и внешние (удачно/неудачно складываются отношения с другими людьми).

§ Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными условиями для данной личности и проявляющееся скованностью движений, неуверенностью.

Селье (ввел Ганс Силье в 1935 г.) выделяет 3 стадии стресса: 1) стадия тревого, адаптационная – стресс играет положительную роль, жизненные силы организма мобилизуются; 2) стадия; 3) стадия истощения – возбуждение падает, м. привести к смерти, патологии.

Стресс – ситуация, когда напряжение достигает высокого значения; сильное психологическое напряжение, связанное с внеш. и внут. факторами.

Механизмы стресса: 1) стресс-лимитирующая система - вызывает процессы торможения; 2) стресс-реализующая – гормоны(адреналин и др.).

Копинг – процесс совладания со стрессом (некие модели поведения):

А) типологический: тип А – импульсивные люди, легко возбуждаются, активны; тип Б – «тормоза», нерешительны.

Б) 1) подавляющий тип – преуменьшают степень вреда; 2) Сенситивный – стараются получить max информации о диструктивных факторах.

Копинг:

1) активный – направлен на решение проблемы

2) пассивный – человек ждет, когда все разрешится само собой;

3) эмоциональный – человек не меняет ситуацию, а меняет свое отношение к этой ситуации.

Диструктивные виды копинга:

1) агрессивный – человек проявляет гнев;

2) асоциальный – чел решает проблемы за счет других.

Копинг-ресурсы – возможности человека по совладанию со стрессом: а) физические (здоровье); б) социальные (внешнее окружение); в) ресурсы личности (психол. возможности человека).

§ Фрустрация – состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное препятствиями на пути к очень желаемой цели.

Чувства – устойчивые, осознанные, глубокие, эмоционально окрашенные отношения человека к явлениям действительности и имеющих обобщенный характер. Виды чув-в: нравственные (своим содержанием имеют отношение человека к человеку и к обществу; к нравственным чувствам относятся любовь, сострадание, доброжелательность, преданность; аморальные – жадность, эгоизм, жестокость), интеллектуальные (выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. Роль чув-в состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия), эстетические (отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному/безобразному, трагическому/комическому, возвышенному/пошлому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в худ-х вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания).

 

8. Мотивация и воля. Основные потребности и мотивы. Мотивация. Виды мотивов. Борьба мотивов. Учебная мотивация и способы ее стимулирования в педагогическом процессе. Воля как процесс. Волевые качества и состояния. Развитие воли как педагогическая задача.

Основные потребности и мотивы:

Потребность – нужда в чем-то, ощущение недостатка в чем-то, которую организм стремиться компенсировать.

Мотив – опредмеченная потребность. Факультативный мотив – не связан с потребностью. Агрегатный – связан.

Потребности выделяются:

по актуальности:

- постоянные (в кислороде),

- устойчивые (в общении),

- циклические (носят строго периодический характер),

-ситуативные (возникают время от времени, связаны с действием вешнего/внутреннего фактора);

по интенсивности субъективного переживания – сильные (большие эмоции, зависит от значимости потребности и времени ее удовлетворения и простота) и слабые;

по степени врожденности и приобретенности – первичные (биологические-продолжение рода); вторичные – определяются научением.

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель ( осо­знаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено дей­ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность).

Маслоу выделил несколько уровней потребностей (пирамида Маслоу):

1. базовые (сон, жажда, размножение);

2. безопасности;

3. эмоции (в любви, эмоц. Контактах);

4. авторитета;

5. в познании;

6. эстетические (в красоте, искусстве);

7. самореализация.

Социальные потребности:

Познавательная – необходимость получать информацию, в новой информации.

Эстетическая – потребность в красивом. Они связаны с теорией эстетического гедонизма – просто получаем удовольствие от рассмотрения красивого; теория вчувствования – человек переносит свои чувства, ощущения в предметы произведения, ощущает себя в этом произведении.

Потребность в аффилиации (стремление к общению) – (по Мюрею) – быть в обществе, общаться.

3 формы: 1) потребностьв физическом контакте; 2) в принадлежности – сравниваем себя с другими, эмоц. поддержка.; 3) в близости (интимные отношения, более глубокие).

Модель формирования близости: 1) инициация – потребность в близких отношениях опредмечивается в ком-то конкретном, появляется мотив в создании союза; 2) экспериментирование – поиск точек соприкосновения; 3) усиление – усиливается привязанность, симпатия; 4) интеграция – 2 человека идентифицируют себя как пара, «мы»; 5) союз – официальное оформление, декларируют отношения.

Чтобы потребность стала определенной, она должна стать мотивом (потребность в чем-то, т. е. она опредмечена, выражена в чем-то конкретно). Мотив вла­сти - устойчивое и отчетливо выраженное стремление чело­века иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными спо­собами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденно­стью, открытостью и смелостью. Ыапротив, преобладание мотива отвержения ве­дет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

 

Система превращения потребности в мотив – потребность → рост напряжения → поисковая активность → цель → мотив → организованное поведение → удовлетворение потребности → снижение напряженности.

Мотивация побуждение делать, поступать определенным образом.

Мотивация достижения – стремление добиться высоких результатов и мастерства в деятельности. Мотивация бывает высокой степени (когда люди разбираются с посильными задачами, имеют высокую самооценку) и низкой (наоборот). Личности этого типа обычно активны, инициативны, азарт. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства.

Мотивация избегания неудач – противоположна мотивации достижения. Они радуются не столько процессу достижения цели, а результату. Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения). В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

Направленность – вектор поведения в соц. среде.

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Формы направленности:

влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

Инте­рес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Осно­вой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Ценностные ориентации – это некие ориентиры человека в окружающей действительности. Некая внутренняя линейка, с помощью которой человек оценивает все, что происходит вокруг.

К ценностям относятся: семья, работа, друзья и т.д.

Но человек ранжирует явления по степени значимости. Человек соотносит их со своей системой ценностей. Ценности транцидентны – не зависят от ситуации – существуют сами по себе, не ограничены, не измены.

Рокич выделил: 1) ценности цели – то, к чему человек стремиться (семья, работа);

2) ц-средства – качества, которые для нас важны, чтоб достичь этих целей (решительность, доброта).

У каждого ценности 1 и те же, но иерархия ценностей различна.

Воля как процесс.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и не­произвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде­ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку ста­кан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выпол­няет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Функции:

- сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы;

- активизирующая;

- тормозящая.

Важнейшей особенностью волевых действий яв­ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре­пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля заключается также в том, что человек в состоянии удержать себя от совер­шения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Исключительно важным волевым качеством человека является последователь­ность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и са­мооценкой.

Волевые качества и состояния:

1) силу воли как обобщенную способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели;

2) целеустремленность - сознательная и активная направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности;

3) инициативность -заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

4) Самостоятель­ность это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициатив­ностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели.

5) Реши­тельность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений.

6) последователь­ность действий человека.

 

 

9. Темперамент и характер. Основные представления о темпераменте. Современные теории темперамента. Проявление темперамента. Характер. Черты характера. Формирование характера. Формирование характера как педагогическая задача.

Основные представления о темпераменте.

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом на­зывается характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким обра­зом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

Выделяют 3 сферы проявления темперамента:

♦ общая психическая активность – насколько интенсивно и в каком объеме взаимодействует человек с окружающей средой. Выделяют 2 степени активности: положительный – постоянный эмоциональный подъем и отрицательный – вялость, инертность. Это выражается в ряде свойств: а) эргичность (выносливость), б) пластичность (легкость/трудность перехода с одних программ поведения на другие), в) скорость реализации поведенческих программ.

♦ двигательная (моторная) – быстрота, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.

♦ эмоциональная – обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

Основные характеристики, свойства:

1. впечатлительность (сензитивность) – выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям;

2. импульсивность (реактивность) – быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их;

3. эмоциональная лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Психологическая ветвь темперамента – границы между темпераментными и личностными свойствами.

Теории темперамента.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темпе­рамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четы­рем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представите­лями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт од­ного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в раз­личных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением че­тырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной жел­чи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмер­ность», «правильная мера».

Опираясь па учение Гиппократа, врач античности Клавдий Гален разработал типологию тем­пераментов, со­гласно которой, тип темперамента зависит от преобладания в организме одно­го из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, по затем они были сведе­ны до четырех: сангвиник (кровь), флегматик (от герч. слизь, мокро­та), холерик (желчь) и меланхолик (черная желчь).

Концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и тем­перамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мне­нию автора, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложе­ния, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

Теория связи некоторых общих свойств нервных про­цессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила даль­нейшее развитие. Но нужно заметить, что впоследствии Павлов сам отказался от своей классификации.

Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуаль­ные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, активность волевой деятельности и др.

Более современная характеристика свойств темперамента – их делят по областям: 1) эмоциональная сфера; 2) двигательная сфера.

- экстраверсия, энтроверсия;

- пластичность: социальная и предметная;

- чувствительность;

- выносливость (эргичность): социальная (сколько контактов может в течении дня и не устанет); предметность (сколько книг м. прочитать).

Характер – устойчивое сочетание свойств человека, которые складываются в течение жизни. Есть ядро характера, которое только этим не ограничивается, а еще прибавляется влияние социума. В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Отличие от темперамента: Т. может меняться, но не значительно (ядро остается). Характер закладывается на основе темперамента, влияние социума. Характер – есть и биологические основы, формируется достаточно рано (в детстве). В основу характера ложится и темперамент, и интеллект, и образование. Он достаточно стабилен. О характере можно судить по следующим факторам: отношение к другим людям, самооценка, манера одеваться, привычки, отношение к другим предметам, посмотреть на жилище, отношение к нормам и моральным правилам, отношение к труду.

Формирование характера:

Характер является прижизненным образованием и может трансформировать­ся в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связа­но с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Под чертами ха­рактера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в си­туации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д

Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен.

Акцентуации (ввел Леонгард ) –яркое выделение каких-то черт личности.

Типология акцентуации (по А.Е. Личко):

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянна стремление к лидерству. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции. Незлопамятны, не уходят от ответственности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных