Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы социализации




В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:

1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;

2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.

Социализация происходит в определенных условиях, наиболее значимые из которых могут быть названы "факторами". Такими факторами социализации выступают:

• целенаправленное воспитание;

• обучение;

• случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) -• это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т. е. когда взаимодействуют два или более индивида.

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Факторами социализации могут стать: взаимоотношения в семье; детском саду; школе; трудовом коллективе; вузе; дружеских компаниях; знакомые и малознакомые люди; книги; СМИ.

Основные институты социализации:

• семья;

• дошкольные учреждения;

• школа;

• неформальные объединения;

• вуз;

• производственные коллективы и т. п.

Агенты соц-ции: опекуны, авторитеты, дисциплинаторы, воспитатели, компаньоны, сожители

Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

На дотрудовой стадии социализации в качестве институтов действуют:

• семья (в период раннего детства);

• дошкольные детские учреждения (играющие все большую роль в современных обществах).

 

Процесс социализации не прекращается никогда. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Кроме того существует понятие АСОЦИАЛИЗАЦИЯ. Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком.

Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Существует так же понятие РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ, которое характеризует процесс и результат восстановления социализации, а как частный случай – перевоспитание. Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. «десоциализация» означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды

Я концепция – система представлений человека о себе и своем месте в мире.

Человек делится на 2 составляющих человек как познающий и человек как объект познания. Я – познающий и я – познаваемый. Сознание – инструмент работы с собой, изучение себя – выделение себя из окружающей действительности. Я-концепция начинает формироваться, когда ребенок наблюдает себя со стороны.

3 компонента ЯК:

1. Когнитивный я-образ. Как я себя для себя характеризую. Я-реальное, я-идеальное, я-социальное. В связи друг с другом.

2. Эмоционально-оценочный. Самооценка – как чек относится к себе. Заниженная и завышенная самооценка плохи. Адекватная(учит мнение других о себе) и неадекватная(пессимизм, напряжение. Враждебны к критике).

3. Поведенческий. Желание изменить я-реальное и я-социальное. Чек действует в соц среде, чтобы его лучше поняли, старается вызвать симпатию.

Формирование ЯК. Основу составляет зеркальное я – отражение того, что происходит вокруг меня. Наиболее ярко у подростков. Вторая составляющая – обратная связь как результат взаимодействия. Взгляд на себя глазами других людей. 3я – идентификация – принадлежность к опред классу. Эго-иденстичность – ощущение собств уникальности. Соц идентичность – формир образа МЫ. 4 фактор – самовоспитание. Пытаемся объяснить поступки, даем оценку. 5 – ситуативный подход. Связывает самооценку с конкретной ситуацией, внешней обстановкой. 6 – сравнение себя с другими. Мое мнение может базироваться на том, что я вижу в других.

 


Концепции социализации, связанные с исследованиями Культуры и Личности
Большая масса этнографических открытий, сделанных антропологами в результате полевых исследований, демонстрируют решающую важность культурных факторов в их влиянии на человеческое поведение. Социобиологический подход – соц поведение объясняется с тз инстинктов, упор на биологич составляющую. Социализация – как процесс созревания (Дарвин). Инстинкты-научение-рассудочное.Лоренц – осн в поведении приобретается с пом научения. Эволюционный подход. Лидер есть во всех соц группах и есть изгой. И у жив, и у чека. Но – нельзя преувелич роль биол факторов. Психоанализ. (зигмунд фрейд). Оно – бессознат, инстинкты. Я – проводник в окруж мире, какими себя презентуем. Задача – контроль оно. сверхЯ – образы родителей, кот наказывают. Ориентровка что хорошо, что плохо. Альфред Адлер – инд психология. Каждый стремится к успеху, агрессия не негативна. У подростков – соц превосходство., когда реб нах-ся в знач соц группах. Карен Хорни – роль знания о себе. Внутр процессов. Я реальное = я соц и я идеальное. Импульс соц развития создают отношения. Эрик Эриксон. Развитие – серия качеств перестроек психики. Формир идентичности – ключ фактор становл-я психики. Соц идентичн – представл о себе как о представителе соц типа. Человеку важно ощущать себя частью чегото общего. Бихевиоризм – осн поведения – рефлексы. Как действовать на чека – так он и реагирует. Все опред научением. Теория Альберта Бандуры – теор соц научения, в осн поведения – подражание. Основа социализации – дети всегда подражают родителям, успешным людям. Когнитивизм – основа поведения – оценка ситуации, принятие соотв решения.

13. Асоциализация. Отклонения в социальном развитии. Девиантное поведение. Причины и факторы девиантного поведения школьников. Предупреждение и профилактика девиаций. Деформации личности. Агрессия и ее формы. Теории агрессии. Агрессия в школе как педагогическая проблема.

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком.

Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества. «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте. Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов. На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т. п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации - и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы. Существует так же понятие РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ, которое характеризует процесс и результат восстановления социализации, а как частный случай – перевоспитание. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В отношении личности общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т. е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Агрессию определяют как «любую форму поведения, целью которой является причинение ущерба другому живому существу против его воли».Агрессивное действие сознательно. несколько видов агрессии. Важно, например, отличать враждебную агрессию от инструментальной. Цель враждебной агрессии - причинить вред другому. Цель инструментальной агрессии лежит вне ее самой, это некий желаемый результат (например получить понравившуюся игрушку), который достигается с помощью агрессивных действий

Бонта проанализировал особенности двадцати пяти самых миролюбивых сообществ. Он приводит в качестве примера племя чьюонг, которое обитает в горах Малайского полуострова. В их языке просто нет слов для таких понятий, как «борьба», «агрессия» или «воинское ремесло».

Почему одни общества агрессивны, а другие нет? По данным Бонта, в ценностях двадцати трех из двадцати пяти изученных им миролюбивых обществ была заложена вера в преимущество сотрудничества перед соперничеством. дело в социальных нормах общества.

Биологические теории 2. Социобиологический подход: агрессия как продукт эволюции. Согласно биологическому подходу, степень агрессивности человека определяется его генетической наследственностью. агрессивное поведение, направленное на сопротивление нападающим, а также соперникам в выборе партнера, рассматривается как адаптивное в плане увеличения репродуктивной успешности существа, проявившего агрессию.

В целом представители социобилогического подхода рассматривают агрессию как форму поведения, развившуюся у животных и людей вследствие ее потенциальной способности увеличить репродуктивную успешность особи и поэтому способствующую передаче ее генов в процессе естественного отбора будущим поколениям. До какой степени этот эволюционный процесс формируется культурой, вследствие чего возникают межкультурные различия в агрессии, — по этим вопросам биологи и социальные психологи до сих пор не пришли к согласию.

Этология занимается сравнительным исследованием поведения животных и людей. Один из создателей этой науки — Лоренц предложил модель агрессии, в которой конкретно рассматривалось, как формируется и высвобождается агрессивная энергия у животных и людей. Основное его предположение заключается в том, что организм беспрерывно накапливает агрессивную энергию. Приведет ли эта энергия к проявлению агрессивного поведения или нет, зависит от двух факторов:

а) количества накопленной в организме в определенный момент агрессивной энергии и

б) силы внешнего воздействия (например, вид или запах хищника), способного вызвать агрессивную реакцию.

Два этих фактора обратно пропорциональны: чем ниже уровень энергии, тем более сильный стимул требуется, чтобы вызвать агрессивную реакцию, и наоборот. Если уровень энергии становится слишком высоким и не высвобождается с помощью внешнего стимула, происходит переполнение, что приводит к спонтанной агрессии. Лоренц сравнивает данный процесс с работой парового котла, в котором непрерывно повышается давление до тех пор, пока он либо не выпустит пар контролируемым образом, либо не взорвется самопроизвольно.

Согласно теории Лоренца, агрессию следует рассматривать как глубоко проникающее и неизбежное свойство человеческой натуры. Однако он видит возможности высвобождения агрессивной энергии контролируемым и социально приемлемым образом, например в спортивных соревнованиях. В этом случае уровни агрессивной энергии можно удерживать ниже критического порога, за которым становятся вероятны вспышки насилия и другие крайне разрушительные формы агрессии.

Во-первых, критикуется отсутствие работающего определения агрессивной энергии: невозможно измерить количество агрессивной энергии, которой обладает индивид в определенный момент времени. Во-вторых, критикуется допущение о том, что, когда внутренний запас агрессивной энергии был израсходован в агрессивном поступке, возможности вызвать новую агрессивную реакцию не будет до тех пор, пока не установится достаточный уровень энергии. Имеется множество свидетельств того, что люди способны к выполнению нескольких агрессивных действий непосредственно друг за другом и что один агрессивный поступок зачастую скорее стимулирует, а не подавляет последующие агрессивные действия.

 

Психогенетические исследования

Раштон и его соавторы сравнивали уровень агрессии у однояйцевых и двуяйцевых близнецов. Генетический набор однояйцевых близнецов идентичен, тогда как у двуяйцевых совпадает лишь половина генов. Если в наследственности заложена и будущая агрессивность, то поведение однояйцевых близнецов в данном отношении должно быть более схожим, чем двуяйцевых, что и было подтверждено результатами исследования.межполовые исследования. Перейдем к вопросу о половых различиях. Верно ли, что мужчины агрессивнее женщин? В физическом отношении — да. Брем и его коллеги пишут о том, что в 1996 году, по данным министерства юстиции США, 90% всех убийств совершили мужчины. Большая склонность мужчин к физической агрессии объясняется некоторыми исследователями более высоким у мужчин уровнем тестостерона. Недавние исследования показывают, что у человека более высокий уровень тестостерона приводит к более сильной агрессивности. между уровнем тестостерона и агрессивностью имеется связь.в физическом отношении мужчины ведут себя более жестоко, чем женщины. Однако картина меняется, когда мы рассматриваем агрессию в широком смысле слова (включая вербальную). обобщили данные сравнительных исследований агрессивности у мужчин и женщин и обнаружили значимые различия только в физическом аспекте агрессии. Например, было показано, что девочки-подростки более склонны к непрямым проявлениям агрессии (например, сплетни, клевета, злоязычие), чем мальчики того же возраста






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных