Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Когнитивное соответствие. Такой подход подразумевает, что люди стремятся к согласованности и осмысленности своих знаний




Такой подход подразумевает, что люди стремятся к согласованности и осмысленности своих знаний. Утверждается, что люди, имеющие несколько мнений или ценностей, которые не согласуются друг с другом, стараются согласовать их.

Теория баланса (Ф. Хайдер): - мы формируем суждения на основе баланса наших знаний и взглядов других людей, важных для нас. Дисбаланс заставляет пересмотреть отношения.

Теория когнитивного диссонанса ( Л. Фестингером) – люди пытаются сопоставить свою установку с суждением. Если противоречит суждениям, то человек либо меняет поведение, либо установки.

Социальные роли – функция, которую человек выполняет в организации, связана с социальным статусом (совокупность прав и привилегий), положением внутри группы.

Факторы, способствующие усвоению роли:

1. Внешние – нормы, соответствующие интересам группы и общества; группа должна поддержать человека, поощрять; должна быть общая оценка, формы поощрения и осуждения необходимые для обратной связи.

2. внутренние - убеждение в том, что эта роль нужна; стремление личности к самоактуализации; осознание собственной значимости; привычки.

Факторы препятствующие:

1. негативное отношение к созданию этой роли лидером

2. плохие отношения с субъектом в отношении, которого роль должна демонстрироваться

3. противоречия в понимания, какой должна быть соц. Норма, её размытость

4. двойная мораль: требуют одно, а делают другое.

Характеристики роли (Парсонс):

Ø эмоциональность – значимость

Ø масштабность роли – массовое проявление

Ø способ получения – завоеванная и предписанные

Ø степень формализации - жесткие рамки или вариативность

Ø виды мотивации – прибыль, безопасность.

Типы ролевых конфликтов:

  1. внутриличностный
  2. внутриролевой
  3. личностно-ролеовй
  4. инновационный

Ценностные ориентации – применительно к личности, ориентирующей в окружающей действительности, значимости для него жизненных ориентиров. Это некая внутренняя линейка с помощью которой человек оценивает окружающие явления. В сознании человека существует определенная иерархия ценностей. Сталкиваясь с явлениями жизни, он сравнивает их с системой своих ценностей. Они выступают как некие стандарты, какими человек руководствуется при выборе действий. Они не зависят от ситуаций, наиболее постоянны.

Рокич – 1. Ц. цели – то к чему мы стремимся

Ц. средства – те качества, которые для нас важны, чтобы достичь этих целей

 

У каждого человека своя иерархия ценностей. Сверхценности – они наиболее важны, больше жизни. Ради них люди могут пожертвовать собственной жизнью.

 

Вопросы 29.

УСТАНОВКИ

До введения в социальную психологию понятия социальной установки его аналоги (установка восприятия, set и т.п.) уже имели свою традицию исследования в психофизике, общей психологии. Есть два понимания того, что такое установка.

1) В Российской традиции: Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях, это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка - константная, устойчивая основа поведения человека.Различаются два вида установки - общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная - по отношению к отдельным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы. Она лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.

В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

2) В социальной психологии под установкой понимают сложившееся на основе прошлого опыта оценочное суждение человека по отношению к физическому объекту, идее, индивиду, группе лиц.

Иначе говоря, аттитюд - это предрасположенность субъекта к каким-либо явлениям окружающей жизни.

В западной психологии установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Важность изучения установок в социальной психологии обусловлена тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. Многие социальные установки (аттитюды) формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои аттитюды, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и даже боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним собственное отношение. Особой привлекательностью для подростков и молодежи обладают поведение, внешний облик и аттитюды популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания.

Аттитюды — динамичное и изменчивое явление. Каждый человек в течение жизни может иметь тысячи аттитюдов. Изменчивость и непостоянство аттитюдов, по-видимому, является одним из наиболее ярких проявлений противоречивости поведения человека. Но исследования и опыт показывают, что люди стремятся к достижению консистентности (соответствия) между различными аттитюдами, а также стараются устранять серьезные противоречия между аттитюдами и поведением. Это означает, что индивид пытается переосмыслить противоречивые отношения и согласовать их с поведением таким образом, чтобы они выглядели обоснованными и рациональными.

предложил трёхкомпонентную модель структуры установки. когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты.

- эмоциональный компонент («Какие чувства мы испытываем по отношению к объекту?»);

- поведенческий компонент («Как мы действуем по отношению к объекту?»);

- когнитивный компонент («Как реагирует наше сознание со своим опытом и знаниями на объект?»).Как отмечали авторы данной точки зрения на установку, например, Г.Оллпорт и У.МакГайр, названные компоненты установки отражают три соответствующих экзистенциальных состояния человека:

o познание,

o чувствование,

o деятельность.

Зарубежные психологи отмечают: установку формирует непосредственный опыт вербальной и невербальной коммуникации.

В соответствии с таким трехкомпонентным подходом какая-либо наша установка представляет собой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных