Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-психологический климат группы




 

Срабатываемость и совместимость членов коллектива совокупно образуют такую интегральную характеристику малой группы как социально-психологический климат. Он представляет собой своего рода психологическую атмосферу, отражающую характер взаимоотношений членов группы в процессе совместной деятельности, их удовлетворенность пребыванием в группе.

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата. Отметим также, что состояния психики группы характеризуются разной степенью осознанности.

 

Социально-психологический климат (СПК) — это:

• категория, отражающая результат определенного типа взаимоотношений в группе, т.е. состояние, отражающее духовное здоровье группы;

• преобладающий и относительно устойчивый психический настрой членов группы;

• своего рода обстановка в группе;

• суммарная характеристика совокупности и результатов взаимодействия всех психологических явлений и процессов, происходящих в группе.

 

Признаки здорового социально-психологического климата:

1) взаимные: доверие, уважение, выручка, информированность и т.д.;

2) удовлетворенность пребыванием в группе (адаптированность);

3) свободное выражение собственного мнения в группе;

4) отсутствие давления, признание права принимать участие в групповом решении;

5) эмпатичность, т.е. способность и возможность к сочувствию, соучастию, сопричастности к эмоциональному состоянию других;

6) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе;

7) развитая потребность в работе на благо всего коллектива.

8) сплоченность; слаженность; взаимоуважение

9) дисциплинированность, согласованность, действий; стабильность

10) ответственность; взаимопомощь;

 

При обращении к проблемам социально-психологического климата группы особенно важным является исследование факторов, влияющих на климат. Это имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.

 

Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в каком-либо трудовом коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно.

Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи.

Так, например, характер взаимоотношений в группе выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений его членами представляет собой элемент климата.


Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды.

 

Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Что же сюда входит?

1. Особенности общественно-экономического устройства страны, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов.

2. Степень демократизации общества,

3. особенности государственного регулирования экономики,

4. уровень безработицы в данном регионе,

5. вероятность банкротства предприятия и т.д.

6. уровень развития материального и духовного производства и

7. культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и

8. определенным общественным сознанием.

Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, определенного исторического периода развития общества.

 

9. Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в систему которых входит то или иное предприятие или учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп.

 

10. В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат той или иной организации, следует отметить и ее многообразные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями продукции данной организации. Заметим, что в условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации будет возрастать.

 

Микросреда предприятия, учреждения — это "поле" повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики.

Можно выделить целый ряд воздействий.

1. Прежде всего отметим факторы материальной среды. Это и

- характер выполняемых людьми трудовых операций, и

- состояние оборудования, и

- качество заготовок или

- исходного сырья.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных