Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГРУППА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ




Глава 7. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ

 

Каждый ребенок включается в отношения со многими окружающими людьми и испытывает много различных влияний - полезных, вредных или нейтральных, с точки зрения воспитания. Среди этих влияний личное воздействие воспитателя лишь одно из многих. Оно может быть довольно заметным, но все-таки недостаточным для гарантии положительного развития личности. Педагогу необходимо найти такое средство, которое резко усилило бы его воспитательное воздействие на каждого ребенка.

Школьник всегда включен в некоторую группу (класс, кружок, секцию, спортивную команду и т. д.). Сила влияния на него воспитателя во многом зависит от отношения группы к педагогу. Если она настроена против воспитателя, то его влияние на школьника слабеет. Если же группа уважает, любит и поддерживает воспитателя, то степень его влияния на школьника многократно возрастает, и тогда детская группа превращается в педагогический инструмент и усилитель.

Но такой может стать только группа высокого уровня развития, т. е. коллектив. Слово «коллектив» часто употребляется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать любую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то бесполезно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Поэтому педагоги должны четко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.

Коллектив является одним из видов реальных контактных групп. Коллектив – это организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

Для четкого уяснения особенностей коллектива психолог Л.И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяженность) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, скорее, разъединяют своих членов, и кончая коллективом. Типология эта в несколько доработанном и сокращенном виде выглядит так.

1. Антиколлектив. Это группа, для которой характерна внутригрупповая агрессивность. Каждый хочет добиться своей цели за счет других членов группы («пауки в банке»). В группе царствуют внутригрупповая антипатия, жестокость и групповая травля слабого. Естественно, что длительное пребывание ребенка в такой группе наносит тяжелую травму его психике.

2. Диффузная группа (конгломерат). Это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного автобуса). Она разнородна и нестабильна. Говорить о серьезном влиянии ее на развитие личности не приходится.

3. Номинальная группа. Малая группа, имеющая некоторое общее название и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы (например, школьный класс, только что созданный из учеников, пришедших из разных школ). Наличие формального объединения уже начинает влиять на членов группы, но это влияние мизерно, поскольку взаимоотношения
еще не сложились.

4. Ассоциация. Группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой начинается совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое сплачивающее влияние на своих членов.

5. Кооперация. Группа, для которой характерны успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определенное воспитательное влияние на своих членов.

6. Автономия. Группа, для которой характерны признаки кооперации, но сверх того ее члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное влияние группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив. Это высший тип группы, определение которого дано выше.

У всех этих групп есть немало различий. Но самое важное - они по-разному влияют на личность.

Чтобы грамотно и эффективно влиять на развитие личности, воспитатель должен отчетливо представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то целесообразно помочь группе быстрее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой развивается ребенок. Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправлено. Потому что детский коллектив — это педагогизированная среда.

Специфическими особенностями воспитания являются преднамеренная организация и закрепление педагогами системы таких отношений ребенка к окружающим людям, обществу, себе и т. д., которые со временем закрепляются в положительных качествах его личности. Но для этого надо, чтобы эти отношения достаточно длительное время функционировали, чтобы ребенок «упражнялся» в правильных отношениях с людьми. А.С. Макаренко считал (и показал это в собственном замечательном опыте воспитания сотен детей), что коллектив - это самый подходящий «гимнастический зал» для упражнения детей в правильном поведении. Колоссальную воспитательную мощь правильно организованного и направляемого детского коллектива отмечали Л.И. Новикова, В.А. Караковский и другие известные педагоги.

Сила коллектива не только и не столько в том, что школьник вынужден подчиниться единому мнению многих личностей, объединенных в группу. Тогда он мог бы просто затаиться и подчиниться группе чисто внешне. Особенно сильным влияние коллектива оказывается тогда, когда личность добровольно входит в это объединение, когда она включена в его деятельность и отношения, когда она принимает идеалы данной группы, ее ценности и цели.

Воспитатель, не опирающийся на детский коллектив, слаб. Настоящие детские коллективы, наподобие тех, которые описаны в трудах А.С. Макаренко, встречаются в наших школах не так часто, как хотелось бы. Воспитатели многих школ очень заинтересованы в создании таких коллективов и в овладении методикой работы с ними.

 

Влияние педагога на школьника во многом зависит от состояния группы, в которой значительное время проводит воспитанник. Воспитатель, не опирающийся на группу, слаб. Наилучшей средой для развития школьников является детский коллектив. Однако реальная группа, с которой работает воспитатель, может находиться на более низком уровне развития. Воспитатель заинтересован в превращении группы детей в полноценный воспитательный коллектив.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных