Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы сбора информации




Вопрос №7 Маркетинговые исследования: сущность и порядок проведения. Виды маркетинговых исследований.В предпринимательской деятельности у фирмы постоянно возни­кают проблемы, связанные с необходимостью более полно удов­летворить потребности существующих и потенциальных покупа­телей в товарах. Решению таких проблем способствуют марке­тинговые исследования. Под маркетинговыми исследованиями обычно понимается целенаправленный сбор, анализ и интерпретация информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, относящихся к конкретной рыночной ситуации.

Потребность в его проведении возникает в следующих случаях:

1. Имеющейся объем информации недостаточен для принятия эффективных маркетинговых решений;

2. Ухудшение рыночной ситуации (потеря доли рынка, снижение объема продаж и др.);

3. Формирование новых стратегических и тактических планов;

4. Затруднение в выборе действий.

Маркетинговые исследования должны быть комплексными, т.е. охватывать следующие элементы:

· Среду маркетинга

· Рынок

· Товары

· Конкурентов

· Потребителей

· Цены

Приступая к маркетинговому исследованию, необходимо убе­диться, что это нужно фирме для улучшения результатов пред­принимательской деятельности за счет более полного удовлетво­рения потребностей существующих и потенциальных покупате­лей. На практике применяют следующие виды маркетинговых исследований:

1. Кабинетное исследование (изучение уже имеющейся информации, опубликованной в СМИ)

2. Внекабинетное исследование (если информация собирается с использованием опросов, наблюдений, экспериментов)

Основные этапы маркетингового исследования:

1. Определение рыночной проблемы( обосновывается необходимость проведения исследования и определяется круг вопросов, подлежащих изуче­нию. )

2. Разработка плана исследования ( В нем четко формулируется цель исследования, оговариваются решаемые задачи, указываются предполагаемые результаты, а также приводится смета на проведение исследования.)

3. Сбор данных (Процессу сбора данных предшествуют/определение требуемых исходных данных, установление источников информации и выбор методов ее сбора.)

4. Анализ собранных данных и их интерпретация (Обработка данных проводится в соответствии со сформулированными задачами исследования. При этом выделя­ют его наиболее важные моменты, а исходные данные упорядо­чиваются, объединяются и сводятся в соответствующие таблицы.)

5. Обобщение результатов и подго­товка отчета(П одготавливается отчет о проведенном иссле­довании. Он содержит изложение вскрытых в процессе исследо­вания как позитивных, так и негативных для фирмы моментов, с учетом которых формулируются соответствующие рекомендации и дается их обоснование. Такие отчеты передаются всем заинте­ресованным лицам.)

6. Принятие маркетингового решения (с учетом сделанных рекомендаций по ре­зультатам исследования руководством фирмы разрабатываются и принимаются соответствующие маркетинговые решения, при­званные устранить выявленные недостатки, что должно обеспе­чить более эффективную предпринимательскую деятельность фирмы.)

Вопрос №8 Система маркетинговой информации: понятие, структура, источники маркетинговой информации. Система маркетинговой информации – это постоянно действующая система взаимосвязи людей, методических приемов, которые предназначены для сбора, классификации, анализа, оценки информации и ее использования, с целью совершенствования, планирования деятельности предприятия.

В современных условиях рынка успешно функционировать могут только те фирмы, руководство и специалисты которых распола­гают полной, достоверной и своевременной информацией по всем направлениям предпринимательской деятельности. Решить эту проблему можно за счет создания системы маркетинговой информации путем использования следующих материалов:

Ø внутренней отчетности фирмы, характеризующей показа­тели сбыта, закупок, величину издержек, объемы матери­альных запасов, а также включающей данные о движении
оборотных средств, о дебиторской и кредиторской задол­женности и т.д.;

Ø внешней информации о событиях, происходящих в пред­принимательской среде;

Ø маркетинговых исследований, призванных обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной задачи;

Ø результатов анализа маркетинговой информации, содер­жащих конкретные предложения по принятию необходи­мых управленческих решений.

При рассмотрении информационного обеспечения процесса управ­ления фирмой целесообразно обратить внимание на такую его со­ставную часть, как информационная база, содержащая сведения о микро- и макросреде маркетинга. Источниками такой информации в республике являются материалы:

· государственных органов управления;

· органов Государственной статистической отчетности;

· бюджетов населения, составляемых региональными органами статистики;

· министерств и ведомств;

· предприятий;

· научно-исследовательских организаций и вузов

· бирж, аукционов, торгов;

· специальных наблюдений.

Среди материалов государственных органов управления важное зна­чение имеют указы Президента Республики Беларусь, законодатель­ные документы, постановления Совета Министров, решения Нацио­нального банка Республики Беларусь и других министерств и ве­домств, призванные изменить объем и структуру производства, уро­вень доходов населения и цен на товары.Особенно важное значение при создании информационной базы имеет использование данных государственной статистики. Эти дан­ные представляются предприятиями всех отраслей и форм собст­венности районным органам государственной статистики, которые в свою очередь представляют соответствующие сводные статистиче­ские данные в областные органы, а последние обобщают их и пере­дают в республиканское Министерство статистики и анализа. На ос­нове этих данных, а в случае необходимости и на основе проведения дополнительных исследований Министерство статистики и анализа делает соответствующие отчетные материалы и обзоры. Среди всех данных, хранящихся в Министерстве статистики и анализа, перво­степенное значение имеют сведения, характеризующие объемы про­изводства товаров и оказания услуг, и данные о поставках товаров в торговлю, наличии товаров в торговле, реализации товаров, об изме­нении уровня цен.

Большое значение для создания информационной базы маркетинга имеют также данные исследования доходов и расходов отдельных семей органами государственной статистики Беларуси. Эти данные являются по существу единственной информационной базой оценки и распределения населения по группам в зависимости от доходов на одного члена семьи.При создании информационной базы фирмы желательно учи­тывать данные, содержащиеся в статистических материалах раз­личных ведомств и организаций, знакомиться с научными отче­тами научно-исследовательских организаций и вузов. Кроме то­го, целесообразно изучать переписку между промышленными и торговыми фирмами, материалы бирж, аукционов и торгов, а также вести специальные наблюдения за рынком.Таким образом, в республике имеется много источников, со­держащих необходимые данные для создания информационной базы. Однако они не систематизированы, получение некоторых данных не всегда возможно. Информация для принятия маркетинговых решений делится на: первичную – сведения, собираемые непосредственно исследователем; вторичную – имеющиеся (опубликованные) сведения об изучаемой проблеме.

Вопрос №9 Назовите и охарактеризуйте методы сбора маркетинговой информации, укажите их достоинства и недостатки. Сбор фактических данных является одним из основных этапов маркетингового исследования. Содержание и их объем опреде­ляются целью исследования. При этом данные должны посту­пать из нескольких источников, так как только в этом случае их можно сравнить и определить степень достоверности. Для сбора данных обычно используются четыре метода:

Способы сбора информации

Методы Формы
1.Полевое исследование Сбор данных в момент их возникновения
1.1. Наблюдение Личное, с участием наблюдающего или без него
1.2. Опрос Письменный, устный телефонный,свободный, стандартизированный, спорадический,панельный
1.3. Эксперимент Отдельные величины варьируются исследованием, исследователь сам определяет соответствующие данные, проверяет причинноследственные связи
1.4. Имитация  
2. Кабинетное исследование Обработка имеющихся данных

1. Наблюдение - это метод сбора первичной маркетинговой информации, регистрации определенных процессов, событий, ситуаций и поступков людей. Формы наблюдения:

А) Полевое (в естественной обстановке)

Б) Лабораторное (в искусственно созданной ситуации).

По способу осуществления:

А) Скрытая Б) Открытая (предполагается, что люди знают, что за ними наблюдают)

2. Опрос- это метод сбора первичной маркетинговой информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений людей в отношении какого-либо субъекта. Виды опросов: А) В зависимости от источника информации (носителя) различают массовые и специализированные (в специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья проф. деятельность тесно связана с предметом исследования). Б) В зависимости от частоты проведения опросы м.б. точечные (разовые) и повторные (позволяют выделить жизненный цикл запросов и предпочтений). В) По степени охвата – сплошные и выборочные (Сплошные опросы могут проводиться, например, в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях. Суть выборочных опросов заключается в том, что опрашивается часть изучаемой совокупности населения, отобранная в результате применения специальных научных приемов.) Формы опроса: 1. Анкетирование (письменный ответ на вопросы) Анкета - это объединенная единым замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. Закрытые предполагают выбор ответов из набора вариантов, приводимых в анкете. Существует 2 типа закрытых вопросов:

ü Альтернативный (да, нет)

ü С выборочным ответом (3 или более вариантов)

Открытые вопросы, в отличие от закрытых, не содержат подсказок, а рассчитаны на получение неформализованных ответов. Полузакрытые вопросы, кроме определенного числа вариантов ответов, содержат пункт “другое, укажите какое”, “другие, укажите какие”. Завершают анкету заключительные вопросы.

2. Интервьюирование (предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы)

3. Эксперимент – это метод сбора первичной маркетинговой информации, путем манипулирования независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других не изученных параметров. Независимые переменные (цена, затраты на рекламу) Зависимые (объем продаж, изменение доли рынка) Подразделяют на:

А) лабораторные (проходят в искусственной обстановке – тесты товаров) Б) Полевые (в реальных условиях)

4. Имитация - использование методов имитационного моделирования предопределяет построение и анализ модели, описывающей конкретную ситуацию с использованием средств вычислительной техники.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных