Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краеведческое изучение географии России. Население и хозяйство.




Осуществление краеведческого принципа в изучении экономической географии России предполагает планомерное изучение хозяйства своего края, знакомство с местной промышленностью, сырьевыми и энергети­ческими ресурсами, экономическими связями края с другими районами страны.

Изучение местного хозяйства может вестись по двум направлениям сплошное и выборочное. В условиях школьного краеведения изуче­ние отдельных производств, предприятий, населенных пунктов имеет преимущества, так как могут выбираться наиболее доступные для ис­следования объекты с учётом их значения для целей обучения. Резуль­таты изучения отдельных экономико-географических объектов сопо­ставляются, сравниваются и объединяются для получения комплексной экономико-географической характеристики своего края.

Как при сплошном, так и при выборочном изучении применяются все основные методы географического исследования: Литературный метод связан с использованием различных печатных источников об экономике края и его географии, об историческом про­шлом и перспективах развития

Картографический метод исследования предполагает работу с кар­той в целях раскрытия пространственных сочетаний и взаимосвязей в природе и хозяйстве на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование, на карту наносятся его результаты Зна­комство с экономической картой - важнейшее условие для составле­ния экономико-географической характеристики хозяйства Республики Татарстан.

Статистический метод предполагает проведение разнообразных подсчетов количественных донных, вычисление средних н относитель­ных величин, составление таблиц и их графических изображений по опубтпюшшми данным

Визуальный метод - это обозрение в природе изучаемых явлений и предметов Он очень часто применяется в школьной краеведческой работе, в походах, на экскурсиях.

Полевой метод включает в себя различные исследования в стационарных и полевых условиях с применением специальной аппаратуры и инструментов.

В курсе краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физиче­ской географии края. Большая часть краеведческой работы связывается с изучением местного производства. В городе это может быть небольшое промышленное предприятие, а в сельской местности фермерские, крестьянские, подсобные хозяйства. Образовательное значение такого изучения заключается в том, что школьники на таких примерах легче и полнее усваивают основы экономической географии России, лучше по­нимают принципы размещения хозяйства и производственных связей.

Географию населения н хозяйства своей республики учащиеся изуча­ют на основс сравнения с географией ранее рассмотренных районов. В то же время широко используются приобретённые ими практические навыки работы с различными картами, умение обрабатывать количе­ственные показатели, т. е. возможна широкая активность и самостоя­тельность школьников. Уже первое задание учащимся — определить особенности современного географического положения Татарстана с помощью карт и привлечения ранее изученного материала — будет творческой работой.

В начале учебного года желательно наметить примерный план экскурснй.

В результате изучения хозяйства республики учащиеся должны по­лучить представление:

1) о природных ресурсах для перспективного развития хозяйства;

2) о составе населения и расселении его в связи с хозяйственной деятельностью;

3) о производственной специализации и размещении хозяйства в пределах республики;

4) о города* и наиболее крупных фермерских, коллективных, под­собных хозяйствах, в том числе в своем населённом пункте;

5) о направлении дальнейшего развития хозяйства республики

Экскурсии лучше организовать но типичные для своей местности промышленные предприятия и выяснип. следующие вопросы:

1. Географическое положение предприятии.

2. История его возникновения и развития.

3. Причины организации предприятия в данном районе.

4. Основные отрасли производства.

5. Источники сырья и готовая продукция, источники энергии.

6. Производственные связи предприятия и пределах своего района и республики, а также связи с другими областями, республиками.

Очень много в этом отношении может дать производствен­ная практика. например, в связи с производственной практикой можно предложить школьникам следую­щие задания:

1. Выяснить, какие зерновые, технические, кормовые сельскохо­зяйственные культуры возделываются в коллективном, фермерском или подсобном хозяйстве и какова их урожайность.

2. Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство.

3. Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она способствует повышению производительности и облегчению труда работников сельского хозяйства.

4. Определить экономическую выгодность различных отраслей хо­зяйства с учётом затрат труда и средств на производство продукции.

Изучение местного промышленного производства да£т наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятий, технологический про­гресс, компьютеризация, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, себестоимость продукции, а по сельское хозяйству—земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, механиза­ция, структура сельского хозяйства.

При изучении темы «Население» можно использовать цифровые сведения справочных изданий и данные республиканских источников, средств массовой информации, Интернета.

Характеристика крупных городов республики включается в ком­плексную географическую характеристику тех территорий республики, в пределах которых они расположены. Особо учащиеся знакомятся со своим населённым пунктом, его историей, населением, хозяйственной деятельностью и транспортными связями.

Взаимосвязь экономических и экологических знаний, сложившаяся в курсе экономической географии России, создаёт благоприятные пред­посылки для формирования у учащихся экологической культуры, ответ­ственного отношения к окружающей природно-социальной среде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных