ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Краеведческое изучение географии России. Население и хозяйство.Осуществление краеведческого принципа в изучении экономической географии России предполагает планомерное изучение хозяйства своего края, знакомство с местной промышленностью, сырьевыми и энергетическими ресурсами, экономическими связями края с другими районами страны. Изучение местного хозяйства может вестись по двум направлениям сплошное и выборочное. В условиях школьного краеведения изучение отдельных производств, предприятий, населенных пунктов имеет преимущества, так как могут выбираться наиболее доступные для исследования объекты с учётом их значения для целей обучения. Результаты изучения отдельных экономико-географических объектов сопоставляются, сравниваются и объединяются для получения комплексной экономико-географической характеристики своего края. Как при сплошном, так и при выборочном изучении применяются все основные методы географического исследования: Литературный метод связан с использованием различных печатных источников об экономике края и его географии, об историческом прошлом и перспективах развития Картографический метод исследования предполагает работу с картой в целях раскрытия пространственных сочетаний и взаимосвязей в природе и хозяйстве на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование, на карту наносятся его результаты Знакомство с экономической картой - важнейшее условие для составления экономико-географической характеристики хозяйства Республики Татарстан. Статистический метод предполагает проведение разнообразных подсчетов количественных донных, вычисление средних н относительных величин, составление таблиц и их графических изображений по опубтпюшшми данным Визуальный метод - это обозрение в природе изучаемых явлений и предметов Он очень часто применяется в школьной краеведческой работе, в походах, на экскурсиях. Полевой метод включает в себя различные исследования в стационарных и полевых условиях с применением специальной аппаратуры и инструментов. В курсе краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Большая часть краеведческой работы связывается с изучением местного производства. В городе это может быть небольшое промышленное предприятие, а в сельской местности фермерские, крестьянские, подсобные хозяйства. Образовательное значение такого изучения заключается в том, что школьники на таких примерах легче и полнее усваивают основы экономической географии России, лучше понимают принципы размещения хозяйства и производственных связей. Географию населения н хозяйства своей республики учащиеся изучают на основс сравнения с географией ранее рассмотренных районов. В то же время широко используются приобретённые ими практические навыки работы с различными картами, умение обрабатывать количественные показатели, т. е. возможна широкая активность и самостоятельность школьников. Уже первое задание учащимся — определить особенности современного географического положения Татарстана с помощью карт и привлечения ранее изученного материала — будет творческой работой. В начале учебного года желательно наметить примерный план экскурснй. В результате изучения хозяйства республики учащиеся должны получить представление: 1) о природных ресурсах для перспективного развития хозяйства; 2) о составе населения и расселении его в связи с хозяйственной деятельностью; 3) о производственной специализации и размещении хозяйства в пределах республики; 4) о города* и наиболее крупных фермерских, коллективных, подсобных хозяйствах, в том числе в своем населённом пункте; 5) о направлении дальнейшего развития хозяйства республики Экскурсии лучше организовать но типичные для своей местности промышленные предприятия и выяснип. следующие вопросы: 1. Географическое положение предприятии. 2. История его возникновения и развития. 3. Причины организации предприятия в данном районе. 4. Основные отрасли производства. 5. Источники сырья и готовая продукция, источники энергии. 6. Производственные связи предприятия и пределах своего района и республики, а также связи с другими областями, республиками. Очень много в этом отношении может дать производственная практика. например, в связи с производственной практикой можно предложить школьникам следующие задания: 1. Выяснить, какие зерновые, технические, кормовые сельскохозяйственные культуры возделываются в коллективном, фермерском или подсобном хозяйстве и какова их урожайность. 2. Определить, что составляет основу хозяйства — земледелие или животноводство. 3. Выяснить, какая сельскохозяйственная техника используется в хозяйстве и как она способствует повышению производительности и облегчению труда работников сельского хозяйства. 4. Определить экономическую выгодность различных отраслей хозяйства с учётом затрат труда и средств на производство продукции. Изучение местного промышленного производства да£т наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятий, технологический прогресс, компьютеризация, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, себестоимость продукции, а по сельское хозяйству—земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, механизация, структура сельского хозяйства. При изучении темы «Население» можно использовать цифровые сведения справочных изданий и данные республиканских источников, средств массовой информации, Интернета. Характеристика крупных городов республики включается в комплексную географическую характеристику тех территорий республики, в пределах которых они расположены. Особо учащиеся знакомятся со своим населённым пунктом, его историей, населением, хозяйственной деятельностью и транспортными связями. Взаимосвязь экономических и экологических знаний, сложившаяся в курсе экономической географии России, создаёт благоприятные предпосылки для формирования у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к окружающей природно-социальной среде. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|