Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа со статистическим материалом при изучении экономической географии РТ.




Цифровой материал в преподавании экономической географии за­нимает немалое место. Однако цифры никак не могут заменить карты. Экономическую географию края ни в коем случае нельзя превращать в экономическую статистику.

Другая сторона медали: экономическая география никак не может обойтись без цифр. Но не надо переходить от одной крайности к другой, так как статистический метод в экономической географии имеет очень важное значение. Знакомство с основными статистическими экономи­ческими показателями, умение читать и понимать не очень сложные статистические таблицы имеют важное значение.

Первый и самый элементарный навык — это навык в округлении чисел.

Возьмём для примера величину территории Татарстана. Площадь республики составляет 68 ООО км2. По размерам Татарстан уступает территории Башкортостана (143 ООО км2). Для сравнения их площади учащимся ставим следующий вопрос: «Во сколько раз территория Башкортостана превосходит территорию Татарстана?». Сравнивая с Дагестанской Республикой, опять ставим вопрос: «На сколько тысяч км2 меньше территория Дагестана по сравнению с Татарстаном?». Общая территория Дагестана 50 тыс. км2. Если сравнить территорию нашей республики с государствами Европы, какие из них имеют терри­торию, приблизительно равную площади Татарстана? (Это Ирландия — 70 ООО км2; из азиатских стран — Шри-Ланка — 66 ООО км2). Таким образом, при сравнении территорий отдельных республик РФ и отдельных стран мира учащиеся приходят к определённым пози­тивным выводам. В итоге у них в памяти хорошо фиксируется площадь нашей республики.

Учителю на уроках экономической географии Республики Татарстан иногда приходится конкретизировать количественные представления. При изучении темы «География транспорта» учитель конкретизирует некоторые цифры. Например, расстояние между Москвой и Казанью составляет около 900 км. Но такое же расстояние составляют железные дороги Татарстана, общая длина их — 917 км.

Ещё один пример. Общая протяжённость автомобильных дорог в Татарстане составляет около 19 тыс.км. — почти половина экватора (общая протяжённость экватора — 40 ООО км).

При изучении экономической географии Республики Татарстан при­ходится привлекать ряд новых показателей, связанных с экономикой. К ним относятся: валовой национальный продукт (ВНП) Татарстана. ВНП на душу населения; валовой внутренний продукт (ВВП) Татарста­на; материальные и нематериальные услуги; виды предприятий — ин­дивидуальные, семейные, коллективные, государственные и др. Также даётся информация о продукции промышленности и её структуре: посевной площади и её структуре; протяжённости путей сообщения, грузообороте по Татарстану и т. д.

Работа над цифровым материалом организуется по-разному. Его можно вписывать в таблицы, изображать графически, можно сравнивать, комбинировать, делать выводы.

Абсолютные цифры о Республике Татарстан говорят очень мало. Чтобы они приобрели в представлении учащихся всю свою значи­мость, необходимо сравнивать их с показателями других республик РФ и стран мира. Если взять население Татарстана, то оно состав­ляет 3,7 млн человек. Чтобы эта цифра приобрела в представлении учащихся всю свою значимость, необходимо сравнить её с количе­ством жителей Республик Башкортостана и Дагестана, с количеством жителей государств Европы, Ирландии и Шри-Ланки. Когда такое сравнение учащимися будет проведено, то у них сразу возникнет ряд вопросов и суждений. Если такое сравнение на уроке не прово­дится, то цифра 3,7 млн у учащихся не вызывает ни удивлений, ни возгласов. Она будет мёртвой и потеряется бесследно. От сравнений этого показателя можно перейти к ведению систематических записей в табличной форме. Такие же сведения в таблицу можно занести по разным показателям. В процессе работы с таблицами школьники должны на практике усвоить элементарные правила чтения таблиц:

1. Сначала прочитать заглавие таблицы; понять, в каких единицах и мерах выражены числа в таблице и к какому году относятся эти циф­ры.

2. Прочитать заголовки строчек и граф, выяснить непонятное.

3. Читать таблицу по строкам, по вертикали и горизонтали.

4. При чтении округлить цифры в уме.

5. Что нового узнали по таблице, сделать выводы.

При чтении таблицы необходимо использовать методы сравнения, сопоставления.

Важнейшим навыком является умение правильно читать статисти­ческие таблицы, делать по ним выводы.

 

8. Развитие краеведения в РТ.Наиболее ранними по времени формирования являются географическое и историческое краеведение. Земли среднего Поволжья впервые были описаны в средних веках путешественниками Ибн Фадланом, Ибн Русте. Одной из распространенных форм изложения знаний о прошлом своего народа являлись фамильные родословные – шаджара. После падения Казанского Ханства татарский народ осмысливал произошедшие посредствам боитов и исторических песен. Одним из первых трудов, посвященных истории края, явились «История о Казанском царстве» неизвестного автора. Важным этапом в развитии краеведения как научного знания стали проводившиеся с начала 18 в. Петербургской академией наук академические экспедиции. В 1768 – 1974 гг. ими было организовано комплексное изучение регионов Российской империи, быта, этнографии проживавших на этих территориях народов. С основанием в 1758 г. Казанской первой мужской гимназии, в 1804 г. Казанского университета начались систематические краеведческие исследования Казанской губернии. Одним из самых активных краеведов Казани в первой половине 119 в. Был доктор К.Ф Фукс. В 1815 г он напечатал работу «краткая история города Казани», в 1840 – е г. В газете «Казанские губернские ведомости» - серию статей о народах края. Весомый вклад в развитие краеведения внесли журнал «Заволжский муравей»и его издатель редактор М.С. Рыбушкин. Ценные сведения о Казанской губернии, учреждениях, занятиях населения, некоторые исторические данные содержали справочные издания – Адрес – календари и памятные книги Казанской губернии (они печатались с 1840 по 1920).В конце 19 начале 20 в. были опубликованы работы Б. П. Денике, Н.М. Дульского, К.В. Харламповича, посвященные архитектуре и искусству края. В 1910 г. был издан труд Г.И. Спасского «Очерки по родиноведению. Казанская губерния» (переизданный в 1913 г), в котором был представлен обширный историко – географический очерк края, описано его административно – территориальное деление с краткой характеристикой уездов и городов. Исследования по краеведению со ворой половины 19 в активно занимались представители татарской интеллигенции. Труды Шигабутдинова Марджани получили известность не только в России, но и зарубежом. В развитии краеведения в конце 19 в огромную роль сыграла деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 19 начале 20 в в связи с развитием исторической науки происходило становление татарского народного краеведения. Один из ярких представителей И. Хальфин стремился пробудить интерес соотечественников к сбору и сохранению памятников истории, свидетельствующих о прошлом жителей края. Шигабутдин Марджани так же использовал в своих трудах большое количество краеведческих сведений. Первой опубликованной краеведческой работай на татарском языке стала «Стэрлебаш авылы тарихы». В середине 1920 – х г в республике функционировало свыше двадцати краеведческих обществ. Важную роль в координации их деятельности сыграли Академический центр, Научное общество татароведение и Татарское бюро краеведения. Руководители краеведческого движения Н.И. Воробьев, Т,Т, Ибрагимов, М. Курбангалеев, В,Ф, Смолин, Н,Н, Фирсов, М.Т. Худяков, Е,И, Чернышев. Краеведческие ячейки и бюро так же работали в городах Свияжск, Тетюши, Чистполь. Нередко краеведы объединялись вокруг музеев или способствовали их созданию. В 1930 г краеведческое движение стало угасать. Возобладало мнение, что необходимо изучать не отвлеченное прошлое, а конкретные события, связанные с революционным движением. В феврале 1930 г президиум коммунистической академии утвердил бюро краеведческих секций во главе с П.Г.Смидовичем. С этого же года стал выходить журнал «Советское краеведение.»попытки оживления краеведения были предприняты после великой отечественной войны. В октябре 1946 г в соответствии с решением Совета Министров ТАССР было создано Общество краеведения Татарин при Государственном музее ТАССР. В стране стали возникать различные краеведческие организации и объединения: клубы краеведов, «красных следопытов», секции ветеранов революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. По инициативе глав администраций ряда районов РТ были созданы творческие группы из местных краеведов и специалистов. Изданы труды «История Лаишевского края 1997, Из истории Альметьевского региона 1999, Очерки истории Высокогорского района РТ 1999, Азнакай тамчылары 2000, Алексеевский район история и современность 2000».Написаны многие исследования по истории отдельных населенных пунктов: «Истрия села Новые Булгары К.Ш. Сиразетдинов 2001, книга «Родники жизни» К.С. Миннебаева и З.З. Алимова 2002 г, посвященная истории села Малая Цильна Дрожжановского района. В последние десятилетия широкое развитие получило научное краеведение. В современных условиях роль краеведения как важного фактора формирования самосознания народа постоянно растет. Краеведение как учебная дисциплина включено в школьные программы, преподается во многих средних специальных и высших учебных заведениях. Наряду с международными природоохранными организациями работает множество региональных объединений, которые принимают участие в решении экологических проблем конкретного региона. В РТ такие организации существуют. Это студенческие дружины охраны природы Казанского государственного университета и КГТУ, антиядерное общество Татарстана, Экологический клуб Зеленый мир, клуб юных экологов, экологический клуб Родник. Круг интересов и сфера деятельности студенческих дружин по охране природы довольно обширны. Наиболее популярны борьба с браконьерством и пропаганда знаний о природе и ее охране. Краеведческие географии районов РТрассказывают школьникам о родном крае, помогают им разобраться в его географических и экономических проблемах, ставят целью привлечь внимание будущего поколения к решению экологических проблем района. Такие учебные пособия помогают учителям организовать подробное изучение родной земли по курсу «География РТ».

9. Использование на уроках географии Республики Татарстан карт и краеведческого атласа.Школьная программа по географии предусматривает ознакомление учащихся с Особенностями природы своей республики: с климатом, поч­вой, растительностью, животным миром, населением, народным хозяй­ством, местом в экономике Поволжского экономического района. Мето­дика обучения географии требует, чтобы школьники на уроках географии пользовались краеведческим материалом: различными картами атласа региона, так как без этого не будет чёткого восприятия и осмысленного запоминания нового материала и закрепления уже изученного.Приведём несколько примеров использования краеведческого атласа на уроках региональной географии.При изучении темы «Общегеографическая характеристика Республи­ки Татарстан» можно использовать карты атласа «Страницы истории».При изучении темы «Основные черты природы» используются мно­гие карты атласа «Природные ресурсы и окружающая среда». Карты, отражающие строение поверхности, геологическое строение дают наглядное представление о геологии республики, минеральных ресурсах и формах её рельефа.При изучении темы «Климат» рекомендуется ознакомить учащихся с картой осадков, температуры воздуха, направления ветров. При этих картах есть графики ходов температуры, количества осадков и т.д. Климатические карты с их графиками и диаграммами раскрывают осо­бенности климата республики.При изучении темы «Воды» целесообразно рассмотреть карты «Вод­ные ресурсы» — физическую, гидрологическую, подземных вод и ис­пользования водных ресурсов республики.При изучении тем «Природно-географические зоны» и «Природные ресурсы, их рациональное использование и охрана» можно использовать карты: «Почвы. Земельные ресурсы», «Ландшафты», «Биологические ресурсы», «Состояние и охрана окружающей среды».При изучении темы «Население и трудовые ресурсы» целесообразно ис­пользовать карты раздела «Население и социальное развитие»: «Население и трудовые ресурсы», «Социальная сфера», также можно использовать кар­ты раздела «Хозяйство и экономическое развитие. Инвестиционная сфера».При изучении темы «География народного хозяйства Татарстана» привлекаются карты: «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Сфе­ра услуг», «Инфраструктурная сфера», «Инвестиционная сфера».Таким образом, использование «Атласа Республики Татарстан» создаёт благоприятные условия для более конкретного, отчётливого и доступного усвоения школьниками общегеографических понятий, за­конов и закономерностей, географических особенностей края. Традиционная для географии работа с картой может найти широкое применение в обучении экономической географии Республики Татар­стан, в процессе экологического образования. С помощью карты можно конкретизировать эколого-географические, экономико-географические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Для целей экономи­ческого и экологического образования могут быть использованы любые картографические материалы учебников и настенные карты.Во время изучения экономической географии целесообразно исполь­зовать как базу для ориентации общегеографические карты Татарстана, чтобы создать пространственное представление об изучаемой террито­рии того или иного района нашей республики.Первая задача при изучении экономической географии Республики Татарстан заключается в том, чтобы создать достаточно чёткое и ясное представление об экономико-географическом положении края, располо­жении его экономических районов, соотношении этих районов между собой; экономико-географических связях изучаемой территории с со­седними областями и республиками России.Вторая задача заключается в том, чтобы при изучении экономической географии республики раскрыть основные черты природного облика родного края, а также особенности её экономического развития в условия рынка. Кроме общегеографических карт, целесообразно использовать экономические и экологические специальные карты Татарстана.Специальные физико-географические карты, рассчитанные для ис­пользования при изучении экономической географии, должны иметь особый вид. Они составляются по специальным показателям, с учётом экономической географии Республики Татарстан. Карта может быть использована многопланово, и во-первых, пре­жде всего при оценке социально-экономической ситуации в Республике Татарстан и её развития.Во-вторых, можно использовать данную карту при пространственном анализе экономико-экологической ситуации.В-третьих, карту можно использовать при выявлении, учёте и прог­нозе неблагоприятных социально-экономических последствий, вызван­ных промышленной и сельскохозяйственной нагрузкой при развитмш производительных сил нашего края.В-четвёртых, её можно использовать непосредственно в учебно-воспитательной работе — на уроках экономической географии Татар­стана и во внеклассных мероприятиях. «Экономическая карта Республики Татарстан» ясное экономико-географическое и экономико-экологическое представ­ление о природных условиях и природных ресурсах нашей республики. Одновременно данная карта показывает интенсивное развитие отраслям народного хозяйства Татарстана, использующих местные минеральные ресурсы. По карте можно сделать вывод о необходимости качественно нового подхода к их рациональному использованию, направленному на минимум отрицательных экологических последствий.Карта показывает преобладание на территории республики открытого способа разработки твёрдых полезных ископаемых.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных