Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музей–Университет–Фестиваль




 

Музей — место, где антропологическое кино всегда находит заинтересованного зрителя. Сама аура музея с его заостренным вниманием к традициям и реликвиям настраивает на восприятие антропологического (этнографического, археологического, исторического) фильма. Возможно, эта аура и породила желание «оживить» застывшие в витринах вещи с помощью кинематографа. Не случайно гарвардская школа этнографического кино родилась в университетском музее археологии и этнологии, где Р. Гарднер создал Киноисследовательский центр, а французская школа киноправды сложилась в парижском Музее Человека, где Ж. Руш возглавлял Совет этнографического кино.

Первый фестиваль этнографического кино тоже родился в музее. Он состоялся в 1977 г. в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк) в честь 75-летия Маргарет Мид. С той поры он проходит ежегодно и носит имя знаменитой исследовательницы (Margaret Mead Film & Video Festival). Вообще говоря, М. Мид имела косвенное отношение к киносъемкам, которыми в экспедиции на Бали занимался ее спутник и муж Грегори Бейтсон. Но Грегори, мало того что британец по рождению, не преуспел в музейной работе, тогда как Маргарет более полувека (52 года) была куратором Департамента антропологии в Американском музее естественной истории. В выборе знаковой фигуры для позиционирования фестиваля не меньшую роль, чем увлеченность М. Мид визуальными методами, сыграла ее причастность к музею. Кинофестиваль М. Мид заимствовал свойственную музею просветительскую миссию, определив своими целями вовлечение общественности в культурные дебаты, использование независимого документального кино как инструмента познания многообразных обществ и культур. Фестиваль М. Мид — неконкурсный, он открыт для фильмов широкого спектра, от работ этнических общин до экспериментальной документалистики.

В парижском Музее Человека (Musée de l’Homme) обосновался другой старейший фестиваль этнографического кино — Bilan du Film ethnographique, организованный в 1982 г. Жаном Рушем, а сейчас носящий его имя. По формату он ближе обычным кинофестивалям — конкурсный, и в его регламенте непременным условием значится кинематографический стиль представляемых на конкурс фильмов. Программа фестиваля формируется из документальных фильмов, снятых антропологами, кинематографистами, студентами кино и социальных наук.

Позднее на основе музеев сложились фестивали этнографического кино в других странах Европы: на основе Словенского этнографического музея — «Дни этнографического фильма» (Dnevi etnografskega filma), в Эстонском национальном музее Тарту — фестиваль визуальной культуры «Мир-кино» (Worldfilm), в Музее народных обычаев Трентино (Италия) — кино-шоу Eurorama, представляющее лучшие фильмы этнографических фестивалей Европы.

Из стен музеев антропологическое кино распространилось в университеты. Созданная в 1975 г. Нордическая ассоциация антропологического кино (Nordic Anthropological Film Association, NAFA) определила своей целью координацию и кооперацию университетов и музеев Североевропейских стран в визуальной антропологии. Фестиваль NAFA стал с 1979 г. ежегодным, перемещающимся по разным странам Северной Европы. Его академический ракурс выражается в сочетании кинопоказа с научными конференциями. NAFA на только демонстрирует фильмы, но и анализирует развитие жанра. В последние годы, например, отмечены три основных тренда: (1) прогресс институализации визуальной антропологии как субдисциплины в ряде университетов Европы; (2) глубокие технологические сдвиги в аудиовизуальных медиа, прежде всего распространение цифровых видеотехнологий, вытесняющих кинопленку и аналоговое видео; (3) изменение контекста антропологии под воздействием глобализации, актуализация тематики межкультурного взаимодействия, особенно после коллапса советского блока и ввиду роста иммиграции в Европу.

Сочетание академизма, публичности и маркетинга присуще британскому международному фестивалю этнографических фильмов (International Festival of Ethnographic Film), проводимому с 1985 г. Королевским антропологическим институтом Великобритании и Ирландии (RAI). Организуемый Кинокомитетом RAI совместно с британскими университетами, он путешествует по разным городам, вовлекая в подготовку своих программ местные сообщества и организации культуры. Цели фестиваля: привлечение внимания к антропологическому кино профессиональных исследователей и кинематографистов, а также публики; демонстрация новых киноработ и фильмов прошлых лет; конкурсный и внеконкурсный показ работ молодых авторов; изучение новых методов и тенденций в визуальной антропологии; обеспечение рыночной платформы для британских и других фильмов; поддержание и развитие мировой сети визуальной антропологии; использование этнографического фильма для развития культурного многообразия и межкультурного диалога, а также локальных сообществ.

С британским фестивалем-биеннале RAI в ритме двухлетий чередуется германский фестиваль-биеннале — Гёттингенcкий международный фестиваль этнографических фильмов (Göttingen International Ethnographic Film Festival), основанный в 1993 г. Институтом научного кино (Institut fur den Wissenschaftlichen Film). Фестиваль включает две секции: внеконкурсный показ и конкурс студенческих работ. Он представляет новые этнографические фильмы и служит ареной диалога между антропологическим и документальным кино.

Сегодня университеты и научные учреждения выступают главными очагами, распространителями и пользователями антропологического кино. Если на заре своего становления оно было «музейным», то сегодня стало во многом «университетским». В университетах и исследовательских институтах базируются многие ныне действующие антропологические фестивали: Этнографический институт Сардинии (Istituto Superiore Regionale Etnografico of Sardinia, Italy) проводит международный конкурсный фестиваль-биеннале этнографических фильмов (Sardinia International Ethnographic Film Festival); факультет социологии Университета Дели — биеннале Делийский международный фестиваль этнографических фильмов (Delhi International Ethnographic Film Festival); Институт этнологии тайванской Академии Синика (Institute of Ethnology at the Academia Sinica of Taiwan) совместно с Ассоциацией визуальной этнографии Тайваня — биеннале Международный фестиваль этнографических фильмов в Тайване (Taiwan International Ethnographic Film Festival), Общество визуальной антропологии США (Society for Visual Anthropology, SVA) — конкурсный визуально-антропологический фестиваль (SVA Film & Video Festival) в качестве секции ежегодной конференции Американской Антропологической ассоциации (American Anthropological Association); Северовосточная антропологическая ассоциация — антропологический фестиваль (Northeastern Anthropological Association Film Festival) в Берлингтоне, Вермонт, США. В России основные фестивали антропологического кино имеют опорные базы в университетах: открытый Российский фестиваль антропологических фильмов — в Уральском университете (РФАФ, прежде он проходил в Салехарде), Московский международный фестиваль визуальной антропологии — в Московском госуниверситете, «Дни этнокино» — в Российском институте культурологии и Российском гуманитарном университете.

В последние годы очевиден приток университетской молодежи в антропологическое кино и знаменательно появление фестивалей, организуемых студентами и для студентов. С 2004 г. университеты Квебека — Университет Монреаля (Universite de Montreal), Университет МакГил (McGill University) и Университет Конкордия (Concordia University) — проводят совместный «межуниверситетский» Международный фестиваль этнографических фильмов в Квебеке (Festival International du Film Ethnographique du Québec, FIFEQ). Сходный по формату фестиваль организован в 2009 г. в лондонском Университете Голдсмит (Goldsmiths University of London) — Международный студенческий фестиваль этнографических фильмов (International Student Ethnographic Film Festival, ISEFF).

Фестивальное движение антропологического кино распространяется и среди общественности, особенно в странах и городах, активно дискутирующих проблемы этнических взаимоотношений, идентичности, национальных традиций, вызовов глобализации. В конце советской эпохи (1987 г.) в эстонском Пярну возник Международный фестиваль документального и антропологического кино (Pärnu International Documentary and Anthropology Festival). В румынском Сибиу с 1993 г. проходит фестиваль документальных и визуально-антропологических фильмов Румынии (Astra Film Festival), в Белграде — Международный фестиваль этнологического фильма, в Будапеште — Европейский фестиваль документальных и антропологических фильмов Dialёktus. В Польше проводятся фестивали — «Глаза и линзы» в Варшаве и «Аспекты» в Торуне. Фестиваль визуальной культуры «Визкульт» (Viscult) проходит в финском Йенсу, «Образ за образом» (Beeld Voor Beeld) — в голландском Амстердаме. В бразильском Белу-Оризонте проводится фестиваль документального и этнографического кино (Festival do Filme Documentário e Etnográfico).

Как видно, фестивальное движение антропологического кино, зародившееся в музеях и распространившееся в университетах и научных центрах, в последние годы молодеет, захватывая студенческую аудиторию, и выходит на публичную арену. Движению способствуют технологические медиа-сдвиги, облегчающие возможность создания фильмов и их демонстрации. Правда, это же обстоятельство по-своему препятствует фестивальной экспансии, позволяя зрителю удовлетворять свой кино-интерес через ТВ-каналы и интернет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных