Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историко-церковное краеведение




Самохин Ю. С.

Необходимость краеведческих исследований в учебно-воспитательной работе современного общего и дополнительного образования представляется очевидной, однако акцент собственно на исследовании нередко искажает смысл основной идеи краеведения. Также идея краеведения ускользает, с одной стороны, за региональной трактовкой (край), а с другой стороны, за пафосом выражения «малая Родина», в духе индивидуализма и разделенности.

Но если все-таки приподняться в понимании краеведения до настоящего осмысления, опираясь на феномен краеведения во всех его проявлениях, на всем пути его развития в России, то становится очевидным, что краеведение начинается там, где вступает в полную силу преемственность поколений. Преемственность не столько материальная, наполненная артефактами ушедших эпох, сколько преемственность духовная, сквозь которую просматривается отношение к миру. Настоящая преемственность - не столько в понимании и знании, в рамках мировоззрения, сколько в мироощущении, в рамках духовного зрения, позволяющего различать добро и зло.

Что же мы ждем от юного исследователя, если понимать краеведение как путь преемственности поколений? Речь, думаю, идет не столько о методологической грамотности и наличии в работе исследовательского аппарата, сколько о духовном акте автора, обращенности его к своей совести. В исследовании, в рамках церковного краеведения, недостаточно констатировать факт, связанный с историей или сегодняшней жизнью православной церкви, с историей и жизнью верующих и подвижников. В работе такого рода должно просматриваться, еще раз повторю, отношение к изложенным фактам, явлениям и событиям, должен быть каким то образом сформулирован нравственный урок; осознание ежедневной необходимости для каждого человека центрированности в Боге.

В этом ключе, без краеведения невозможно воспитание. Чтобы осмыслить краеведение как феномен воспитания, необходимо вдуматься в это соединение из двух слов: «церковное краеведение». О чем здесь идет речь?

Каждое из слов в понятии «церковное краеведение» обладает невероятной собирательной силой, несет в себе время и пространство, историю и географию России, радости и скорби, падения и взлеты в судьбах русского народа. Размышляя над каждым словом этого термина, невольно оказываешься перед необходимостью сузить, ограничить их, чтобы не расплескать исследовательский потенциал усилий школьников и духовно-нравственный, исполненный трудом и подвигом, потенциал православной России. Церковное краеведение, по сути, это пространство, на котором не тесно православному христианину и человеку, чьи интересы лежат в плоскости культурных феноменов, здесь легко найти приложение естественным и социальным наукам, здесь смыкаются интересы педагогов и родителей, людей преклонного возраста и юношества. Исследования в области церковного краеведения позволяют, при соответствующем научно- методическом обеспечении, дополнить эту деятельность отработкой исследовательских методик, активно способствовать профессиональной ориентации школьников. Церковное краеведение закладывает во взаимоотношениях наставника и воспитанника, научного руководителя и юного автора настоящую сущностную связь поколений, в логике преемственности лучших традиций русского народа и их трансляции в будущее, в следующие поколения. Другими словами, средствами церковного краеведения можно, преодолевая показное воспитание, подняться до истинного, сущностного воспитания.

Воспитание в изначальном смысле в России понимается как духовное окормление [1], которое начинается у груди матери и продолжается всю жизнь как сопоставление человеческого бытия с Божьим промыслом. То есть, как особа, которое начинается у груди матери и продолжается всю жизнь как сопоставление человеческого бытия с Божьим промыслом. То есть, как особая форма эндогенного (внутреннего) адаптационного взаимодействия двух поколений по отношению к окружающему миру и нравственном закону в душе человека, то есть по отношению к совести человека. Воспитание имеет глубоко сакральный[2] характер, и поэтому истинное сущностное воспитание не мыслится без вероисповедания. В западной традиции, которую полтора десятилетия навязывали нашему образованию, воспитание понимается как формирование, т.е. лепка, отсюда адаптационное взаимодействие двух поколений трактуется как внешнее (экзогенное) воздействие, в логике: «стимул-реакция». Внутренний мир человека в контексте такого «воспитания» фактически отрицается, а за этим следует отрицание воспитательного значения совести, стыда, легко усваивается функционалистский подход, жизненную стратегию определяет прагматизм, а личную стратегию – алчность. характер, и поэтому истинное сущностное воспитание не мыслится без вероисповедания. В западной традиции, которую полтора десятилетия навязывали нашему образованию, воспитание понимается как, т.е. лепка, отсюда адаптационное взаимодействие двух поколений трактуется как внешнее (экзогенное) воздействие, в логике: «стимул-реакция». Внутренний мир человека в контексте такого «воспитания» фактически отрицается, а за этим следует отрицание воспитательного значения совести, стыда, легко усваивается функционалистский подход, жизненную стратегию определяет прагматизм, а личную стратегию – алчность.

В этом точка противостояния двух педагогических парадигм. Поэтому так необходимо всем нам оставаться в лоне своей духовной традиции, в лоне Православной церкви, осознать свои истоки, принять сердцем подвиг святых и праведников России. А это значит служить, в том числе и средствами церковного краеведения, своей Родине, своему народу.

Организаторы Первого Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению, состоявшийся 5-6 мая 2008 г., и на стадии подготовительной работы, и в ходе проведения конкурса, последовательно стремились решать изложенные выше задачи. На каждой из трех секций, по направлениям конкурса, шла не просто защита исследований, но диалог поколений, посвященный наиболее насущным проблемам возрождения православных традиций, включая краеведческие и социологические исследования, вопросы реставрационной и паломнической деятельности, миссионерства и социального служения. Решение о выпуске сборника с работами участников конкурса – закономерно. Это будет началом, которое в качестве методологической планки поможет следующим поколениям юных исследователей и их наставникам продолжить восхождение к истокам.


[1] От старославянского кормило – руль, кормчий – который правит кораблем, кормить – класть кому пищу в рот, кормить ложкой, грудью, питать, содержать, давать пищу и все насущное (В. Даль)

[2] Сакральный от латинского sacralis – священный.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных