Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль архивов, музеев, библиотек в изучении истории родного края.




Особенно часто к помощи архивов прибегают историки - ведь большинство исторических исследований основывается на архивных документах. В архивах собраны результаты труда людей, их практический опыт. Нельзя переоценивать значение архивных материалов при восстановлении первоначального облика древних памятников архитектуры и искусства. Архивные документы играют важную роль при постановке спектаклей и фильмов, при организации музейных экспозиций.

Государственные архивы – это научно-исследовательские учреждения. Основная их задача – практическая и теоретическая деятельность в области архивного дела. В связи с этим архивам присущ ряд функций, основными из которых являются следующие: комплектование, обеспечение сохранности и учет документальных материалов, экспертиза научной и практической ценности документов, научно-техническая обработка документальных материалов, создание архивного научно-справочного аппарата, организация использования документов в научных, политических и практических целях и научно-исследовательская работа в области архивного дела, археографии и вспомогательных исторических дисциплин.

Важнейшими источниками изучения истории края являются материалы музеев – научно-исследовательских и научно-просветительных учреждений, осуществляющих комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры народа.

По составу основного фонда и содержанию экспозиции музеи делятся на следующие профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технико-экономические, сельскохозяйственные и др.

Самую большую группу музеев, определяемую как музеи комплексного профиля, составляют краеведческие, специфика которых заключается в сочетании исторической и естественнонаучной специализации. Краеведческие музеи представляют собой особые центры краеведения. Их экспозиционные и фондовые материалы являются важнейшими источниками изучения исторического прошлого края и его современного развития.

31. Краеведческая работа в школе: краеведческий кружок.

Одной из форм внеклассной краеведческой работы является кружок. Кружок позволяет углубить и расширить знания учащихся, развивает способности к самостоятельной работе, благоприятствует формированию ряда практических навыков. В зависимости от конкретных условий (места, интересов учителя и учащихся) кружки могут иметь различную направленность: историческую, археологическую, этнографическую, историко-литературную и т.д.

Формировать состав кружковцев желательно из учеников шестых-седьмых классов. Количественный состав кружка – 10-20 человек. Руководителем кружка является учитель, который осуществляет и направляет всю его деятельность.

Первое занятие следует посвятить знакомству с будущей работой кружка, решить организационные вопросы. Программа работы кружка может предусматривать углубленное изучение какого-либо периода истории или населенного пункта, могут рассматриваться вопросы, слабо отраженные или совсем не отраженные в школьном курсе истории. Заседания кружка могут проходить в виде заслушивания докладов и рефератов, просмотра кинофильмов и диапозитивов, составления исторических справок, карт, диаграмм, экскурсий, встреч и бесед с учеными, участниками исторических событий, героями войны и труда.

Значительное место в краеведческой работе должно принадлежать школьному историческому музею или уголку.

32. Краеведческая работа в школе: краеведческая экскурсия.

Особой формой организации краеведческой работы являются историко-краеведческие экскурсии. Они предполагают коллективное изучение отобранных в соответствии с определенной темой памятников истории культуры, которые непосредственно связаны с жизнью края, его историей и развитием. При этом памятники истории и культуры могут находиться как в естественной обстановке (на местности), так и в специальных хранилищах (музеях, выставках и т.д.). Объектом историко-краеведческой экскурсии может стать и город в целом и отдельные его части, если с каждым из них связаны исторические события или особенности местной жизни.

Историко-краеведческие экскурсии отличаются друг от друга как своим содержанием, так и организацией. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. В обзорных экскурсиях используется и современный, и исторический материал. Они строятся на показе самых различных объектов: памятников далекого прошлого и новостроек; мест замечательных событий; зданий и сооружений, рассказывающих о промышленности края, развитии науки, культуры, просвещения и т.д.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию четко обозначенной темы. По своей классификации они подразделяются на исторические, историко-революционные, производственно-экономические, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные.

Одним из основных этапов подготовки историко-краеведческой экскурсии является изучение материала по теме. Приступая к отбору материала, краеведу прежде всего необходимо четко определить, какой исторический период будет освещен в экскурсии, какие памятники истории и культуры края станут ее основой. Экскурсовод должен знать материал экскурсии в гораздо большем объеме, чем тот, который он собирается предложить вниманию экскурсантов, и свободно владеть им.

Следующий этап работы – отбор и изучение экскурсионных объектов. Историко-краеведческая экскурсия позволяет рассматривать в качестве объекта практически любой местный памятник истории и культуры, который является зрительной основой положений, развиваемых в экскурсии, и на показе которого строится рассказ экскурсовода, ведутся рассуждения и разъяснения.

С отбором объектов непосредственно связан маршрут экскурсии. Он определяет последовательность осмотра объектов и составляется таким образом, чтобы экскурсионный материал имел свое логическое начало, развитие и завершение.

33. Краеведческая работа в школе: организация и деятельность школьного краеведческого музея.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают школьные краеведческие музеи. Их задача – собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники истории и культуры края.

Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления, исторически сложившиеся особенности развития города, поселка, села, района.

Пути комплектования музейных фондов могут быть различными. Основным из них является сбор материалов, соответствующих профилю музея, через систему заданий во время туристических походов, экспедиций, экскурсий.

При создании историко-краеведческого музея необходимо строго придерживаться правил учета поступающих материалов. Собранные или полученные материалы регистрируются в специальных журналах. В них целесообразно иметь графы:

1. порядковый номер;

2. название предмета и его краткое описание;

3. датировка предмета;

4. материал из которого сделан предмет, способ поступления;

5. сохранность;

6. примечание.

При составлении экспозиции в музее существуют определенные требования:

- все экспонаты группируются по отделам и темам;

- материал должен располагаться в хронологическом порядке и логической последовательности;

- ни один экспонат не может быть случайным в экспозиции, он должен активно участвовать в раскрытии темы;

- раскрытие каждой темы строится на научной основе с использованием результатов поисково-исследовательской деятельности краеведов;

- экспозиционный материал должен отражать как конкретные события и явления местной жизни, так и общие закономерности исторического процесса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных