ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование краеведческих знаний с помощью технологии проблемного обучения
Сущность проблемного обучения составляют два понятия: 1. Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия. 2. Проблема - это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения. Форма выражения проблемы: а) проблемный вопрос (задача); б) проблемное задание. Проблемное обучение - это дидактический подход, основой которого являются: 1) создание проблемных ситуаций, 2) организация учащихся на их анализ, 3) обучение учащихся решению проблем, 4) формирование умения видеть и формулировать проблему. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся - характерный признак проблемного подхода. Общий признак проблемного обучения - обучение путём решения проблем. При этом степень самостоятельности учащихся бывает различной, в зависимости от применяемых методов обучения. Методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский метод. 1) Проблемное изложение - его цель - показать образец решения проблемы. Тема: Особенности природы Орловской области. Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия: а) внутренних и внешних процессов, б) зональных и азональных факторов, в) антропогенных факторов. Материал излагается так, чтобы доказать, что современная природа Орловской области - результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях. Тема: Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Проблема: Какие города лучше для жизни людей большие или малые? В процессе изложения последовательно показываю: 1) преимущества и недостатки каждого из типов городов с точки зрения: развития производства, занятости населения, образования и культуры. 2) сопоставление ситуации в области: экологии, транспорта, социальной среды и т.д. Вывод в конце проблемного изложения: невозможно однозначное решение проблемы, т.к. каждый из видов городов имеет недостатки и достоинства. Проблемное изложение даётся учащимся нелегко, поэтому целесообразно в конце урока воспроизвести систему доказательств учителя в целом или по отдельным смысловым блокам. 2) Частично- поисковый метод (эвристическая беседа) - этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности. С помощью чего это достигается? - с помощью проблемных (или творческих заданий): Учитель: а) конструирует задание, б) сообщает его учащимся, в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов, г) выразительная форма этого метода - эвристическая беседа. Учащиеся - осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя. Тема: «Почва России». Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?» Подвопросы: 1) В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины? 2) Где почвы моложе - на севере или на юге Русской равнины? 3) Какие почвы имеют большую мощность - более молодые или более старые? В заключении - вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?» Делается обобщение и вывод. 3) Исследовательский метод - его назначение - приобщение школьников к творческой деятельности. Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания. Долговременные творческие задания: выполняются в краеведческой работе. Кратковременные творческие задание: требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (картами). Виды проблемных заданий по географии. 1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи. Знают: широта ниже - тепла больше, и наоборот. Проблемное задание (анализ карт атласа): «Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?» Иногда при решении проблемных задач можно не проводить беседу, но заранее сообщать учащимся порядок или план действий. I этап - осознание проблемы, вскрытие противоречия. II этап - формулирование гипотезы. III этап - доказательство гипотеза. IV этап - общий вывод. Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззренческое отношение наших воспитанников к окружающему миру и событиям, в нем происходящим. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий. География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой. Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний. Что необходимо делать для накопления географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. На уроках необходимо поддерживать учебную активность, понимать учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность Проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению. Существует несколько типов проблемных уроков, об этом хорошо рассказывает в своих трудах Л.М. Панчешникова. Основываясь на технологии проблемного обучения, Базина И.М. разработала технологию коллективной мыслительной деятельности (КМД). В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов. Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: «Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок». Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: «Обучение - это общение человека с человечеством». При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: «Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться». Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием» Урок-диспут состоит из трех основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку-диспуту следует помнить: Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. 1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. 2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. 3. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса. 4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся. Проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию. 5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения. 6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся. К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым - как по социальным причинам, так и по педагогическим. Здесь решаются задачи формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения). Можно предложить проблемную дискуссию с выдвижением проектов. Руководитель четко должен выполнять следующие задачи:
Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально - 10 минут. По группам- 15 минут Подводится итог - 10 минут. В зависимости от того, на сколько сложна задача и сколько вариантов ответов, время учителем может изменяться. В группах может быть «руководитель» (лидер), «генератор идей»», «функционер», «оппозиционер», «исследователь» и др. Задачи руководителя группы: 1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику по рассмотрению вопросов. 2. Не допускать оскорблений между участниками диспута. 3. Не допускать отклонений от поставленной задачи. Данные задачи как памятку можно оформить в виде стенда, или написать на классной доске. Генератор идей корректирует предложенные идеи и предлагает решение по идеям. Функционер – это ученик, который обрабатывает материал. Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы, факты, опровержения выдвинутым идеям. С целью экономии учебного времени, лист для диспута готовится заранее, для каждого участника диспута. При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников. Рассмотрим пример использования проблемного обучения по курсу «Природа России» 8 класс.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|