Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторая половина XV-XVI века).




Иван III (1462-1505 гг.) и Василий Ш (1505-1533 гг.) завер­шают объединение рус земель и создание единого Русского государства. Больш земель вошло в состав Русского государства безболезненно, их прежние князья и бояре превращались в служилых людей великого князя московского.

1471 и 1478 гг. Иваном Ш в состав Московско­го великого княжества были включены Новгородские земли. После «стояния на реке Угре» в 1480 г. Ивану III удалось до­биться полной независимости Великого Московского княжества — крупнейшего государства в Европе. По мере распада Золотой Орды особое значение приобретает переход под власть Москвы тюркоязычной знати с подвластными родами. В конце XV в. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Москвы.

Главой государства был «великий князь всея Руси» — титул, утвердившийся за Иваном III. Он обладал законод, администр и судебными полномочиями, кот по­стоянно расширялись. На госуд печати великого князя появ­ляется изображение двуглавого орла (1497г.) Свою власть в стране великий князь делил с удельными кня­зьями — своими братьям». Суверенные права удельных князей на подвластной территории были значительны: они судили зе­мельные и «разбойные» дела, собирали в удельную казну тамо­женные пошлины, дани и другие поборы, имели дворцовый ап­парат с дьяческой канцелярией, свои боярские думы с «введен­ными боярами». Удельный князь считался главой местного дво­рянского воинства. Права и обязанности удельных князей строго регламентировались договорами с великим князем. Важная роль в системе управления принадлежала Боярской Думе. Дума действовала на основе сложившихся процедурных традиций. Наряду с высшим думным чином — боярин вводится более низкий второй думный чин окольничий. Порядок назначения на думные и на другие высшие судебно-административные и военные должности определялся принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю.

Основной администр единицей были уезды, которые делились на станы, а станы — на волости. Но сохранялись еще земли, существовали военные округа и судеб­ные (губы). На основной территории государства управление осу­ществлялось наместниками и волостелями. Они вершили суд над местным населением и собирали с него кормы в свою пользу. «Кормленщиками» были как представители аристократии, так и верхушки служилых людей, дворцовая администрация.

Внутренняя политика в годы боярского правления была про­тиворечивой. В процессе централизации государства были лик­видированы уделы братьев Василия III — князей Юрия Дмитров­ского и Андрея Старицкого (оба погибли в тюрьме); проведена денежная реформа (1535—1541 гг.); первый этап губной рефор­мы (1539—1541 гг.), верстание поместьями поместных феодалов (1538—1539 гг.), описаны земли в большинстве районов страны (1536—1544 гг.); упорядочивались землевладение и государствен­ное обложение.

Русское политическое сознание отразило происшедшие пере­мены в новых доктринах, самой известной из которых стала тео­рия «Москва — третий Рим». Согласно ей московские князья вы­ступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» — Византии. Уже дед Ивана IV Иван III именовал себя «царем всея Руси».

В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как прави­ло, это были: 1) духовенство, 2) боярство, 3) дворянство, 4) дьячество и приказный аппарат, иногда 5) купечество (верхушка по­сада).

В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления («изб»), за которым позднее закрепилось наи­менование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь уп­равление начинает строиться не по территориальному, а по ве­домственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая-либо одна отрасль управления.

В 1555—1556гг. приняла широкий размах зем­ская реформа. Суть ее состояла в том, что власть наместников заменялась земскими старостами, выборными из зажиточных по­садских людей и черносошных крестьян. Губная реформа прово­дилась на территории, где было развито феодальное землевладе­ние. Земская реформа осуществлялась в районах, где вотчинное и поместное землевладение, как правило, отсутствовало. Вводи­мое в городах выборное самоуправление не распространялось на Москву (столица). Псков и Новгород (исконные вольности кото­рых традиционно внушали царю опасения), Казань (в только что завоеванном крае было еще неспокойно) и пограничные горо­да-крепости. В перечисленных городах власть находилась в ру­ках назначаемых государством воевод. Губная и земская реформы, а также введение воеводского управления ослабляли власть феодальной знати и усиливали по­зиции дворянства. Созданное выборное губное управление стало сословно-представительным органом дворянства. Местное зем­ское управление было органом верхов посада и зажиточного чер­носошного крестьянства, низовым звеном правительственного аппарата.

Опричное управление. Цель опричнины как системы политических и экономичес­ких мер — установление в России режима личной власти царя. Поставив боярскую Думу и синклит церковных иерархов меж­ду угрозой нападения своего особого (опричного) войска, Иван Грозный добился полной их капитуляции, скрепленной соответствующими приговорами. «Го­сударева воля» была признана единственным источником власти и права, единственным источником определения внутренней и внешней политики. Традиционно обращают внимание на внешнюю сторону со­бытий: деление страны на земщину — государственную террито­рию, и опричнину — личные владения государя. Всеми делами в земщине ведали боярская Дума и московские приказы.

76. Государственное управление в России в 17 столетии.

Ко времени воцарения Бориса Годунова в 1598 году ему было примерно 47 лет. Положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Годунов пытался обеспечить жизнь простого народа, и поддерживал развитие связи с зарубежными странами. «Голодные бунты» три года подряд с 1600 года весной и летом шли по стране проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод.Уже с 1601 года началось смятение по всей русской земле. В 1603 г. началось восстание»хлопка». Восставшие громили дворянские имения, их отряды собирались в войска и двигались к столице. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело сермяжную рать «хлопка». Восстание «хлопка» в дальнейшем переросло в движение самозванцев: лже – Дмитрий 1, лже- Дмитрий2, открытая интервенция в Польше и Швеции. В 1610 г. группа московских бояр и дворян свергла с престола царя Шуйского. В Москве присягают Владиславу. В 1612 году отряд ополчения во главе Минина и князя Пожарского торжественно вступили в кремль. «Совет всея земли» созвал представителей всех слоев населения на земский собор. И в 1613 г. он избрал царем молодого Романова. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета, самостоятельности и самобытности. Новому правительству пришлось решать трудные задачи. Страна была разорена, истощена. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало его силу. Начало 17 века возвестило зарю национального освобождения. Хотя Михаил Романов стал царём по воле земского собора- органа сословного представительства, его, как и предшественников, быстро начали рассматривать как богоизбранного государя. Избрание первого Романова стали выдавать за проявление божественной воли. Когда царь являлся народу, он поражал тех, кто его видел, своим великолепием – богатыми одеждами и каретами, разодетой свитой. Иностранных дипломатов удивляло – личность царя, неподвижного и недосягаемого «аки бог в горних пределах»,его пышный нескончаемый титул. Земские соборы стали органом представительства дворян и посадских людей. В начале века в условиях социальных потрясений, иностранных потрясений, ослабление государственной власти, их значение сильно возросло. Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. Русская церковь по прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую царскую власть, с другой – нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам. Церковная иерархия скопила в течение столетия немалые богатства – земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свою экономическую силу и духовный авторитет пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше- «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть? «Соборное уложение 1649гг» - заметный шаг вперед в развитии отечественного законодательства. Прежде всего оно говорит о дворянстве, защищает его интересы; трактует и вопросы, связанные с положением других сословий, помещичьих и черносошных крестьян, посадских людей, холопов, стрельцов, казаков и прочих. В целом «Соборное уложение» стояло на защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, узаконив окончательно оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно – политической жизни России. С 1630-х годов началось создание полков нового строя – солдатских, рейторских, драгунских. Два десятилетия спустя для этого стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Например, в 1651 году в русской армии насчитывалось 37,5 тысяч дворян и детей боярских; 30 лет спустя, в 1680г., - только 15,8 тысяч. Численность же солдат резко возросла. Считалось, что царь правит страной вместе с боярской думой. В не входили представители 4-х думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями из наиболее знатных фамилий. Дума по указанию царя решала наиболее важные задачи: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие новых законов и т.д. Окончательное падение думы относится ко времени правления Петра 1. В 17 веке приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущее столетие. Существовало до 80 приказов, но постоянных – вдвое меньше. Первое место принадлежало разрядному приказу. Он распределял, назначал служивых людей по отечеству – дворян и детей боярских на службу по военному. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями, ямской приказ обеспечивал ямскую гоньбу.

Реформы Петра 1

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия.

Отличит. особ-ти рос. абсолютизма: если в Европе абс. монархия склад-сь в условиях разв-я капит-х отн-ний и отмены старых феод. институтов (особенно креп. права), то абс-м в России совпал с разв-ем крепост-ва. Если соц. базой западно-европ. абсолютизма был союз дворянства с городами, то рос. абсолютизм опирался в основном на крепостническое двор-во, служилое сословие.

Реформы Петра I:

1)Военная. Создание регулярной армии. Армия набиралась путем рекрутинговых наборов. Офицер. состав комплект-ся из дворян. Содер-е солдат и офицеров гос-во полностью взяло на себя. Армия стала профессиональной: воен. служба была единств. занятием для солдат и офицеров.

2)Реформа гос. аппарата. Вместо Бояр. Думы, формиров-ся по принципу знатности и родовитости, был создан Сенат (выслуга, назначение) Сенаторы назначались по личному усмотрению царя, были зависимы от него. Д-ть Сената осущ. по регламенту, а не по традиции. Туда вх. не столько родовитые, сколько компетентные люди. Реформы ведомств: приказы заменены коллегиями, кот. созд. только по функц. принципу, а не по терр.; не было пересечения ф-й. Коллегии подч-ны царю и Сенату. Принципы: коолегиальности, единоначалия. Единообраз. внутр. орг-я, четкие обяз-ти чинов-в, глубокая специализация и т.д.-1711г.

3)Церков. реформа: созд-е Синода – полное подчинение дух. власти светской. Сам император стал главой церкви.

4)Реформа МУ: новое адм-терр. деление – 8 губерний, во главе – губ-ры:, испол. и суд. власть.

Табель о рангах: четкая иерархия гос. должностей и рангов, мех-м карьерного роста: м/дослужиться до любой должности. Достижение опред. ранга – титул дворянства – пополнение дворян. сословия. Принцип выслуги подчинил аристократ. принцип.-1722 г.

Указ о единонаследии - появление многочисл-х групп безземельного дворянства, которым приходилось служить за жалование. Очень быстро стал формироваться многочисленный бюрократич. аппарат и професс. офицер-й корпус. Бюрократич. начало в формир-нии гос. ап-та победило аристократич-е (связанное с принципом местнич-ва).

Признаком бюрократии как с-мы упр-я явл. вписанность каждого чиновника в четкую иерархич-ю стр-ру власти (по вертикали) и рук-во им в своей д-ти строгими и точными предписаниями з-на, регламента, инструкции. “+”: профессионализм, специализация, нормативность; “-”: сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Магистраты ведали сбором нало­гов и судом над горожанами, должны были «содержать в своем смотрении полицию», что подразумевало тогда не только обес­печение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое. Магис­траты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, при­станей, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты явля­лись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада.

Петр I вел политику активного заимствования передовых идей запада. Этим объясняется появление иностранцев на roc службе и при царе отправка на обучение заграницу волонтеров.

Судебная реформа. Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

В 1717-1722 гг на смену 44 приказам конца XVII в пришли коллегии В отличие от приказов коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

Деятельность Петра I оценивается по-разному. XVIII в. – прославление Петра как великого реформатора. В XIX в. картина меняется. 1-й критик Петра – Н.М. Карамзин. Не отрицается значения того, что сделано Петром. Но Петр переусердствовал в отказе от старых устоев.

В.О. Ключевский (преобл. концепция): не отрицая отдельных перегибов, отсутствия четкой концепции преобразований, отмечая, что реформы были подготовлены историей, утверждали, что необх. были какие-то реал. шаги. Нужна была истор. личность и страна нашла Петра I.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных