Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Революционная власть в Совет. России




Второй съезд Советов (состоял из местных Советов) провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, признав их единственной формой власти. Съезд носил учредительный х-р: на нем были созданы руководящие гос. органы и приняты первые правовые акты.

В авг.-сент. 1917 г. Временным прав-вом был принят ряд актов, на основании кот. к концу сент. было разр-но и принято Положение о выборах в Учредительное собрание. Выборы в Учр. Собр. проходили в ноябр. 1917 г. Бол-во мест – партии левого центра (мен-ки и эсеры). Бюро большевистской партии в Учр. собр. заняло позицию, не совпад-ю с позицией ЦК партии бол-ков в? об отн-нии к Учр. собр. и Советам. В дек. 1917 г. бюро фракции было переизбрано и позиция партиии была изм-на: отдавалось явное предпочтение Республике Советов перед парламентской респ-кой. В партийном обращении указывалось также на недопустимость конфронтации Советов и Учредительного собрания. 5 января открылось Учр. собр. Пред-ль ВЦИК зачитал от имени ВЦИК и ЦК партии бол-ков “Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа”. Бол-во Учр. собрания отказалось обсуждать док-т, и большевистская партия покинула заседание. На др. день ВЦИК издает Декрет о роспуске Учред. Собрания. После роспуска Учред. Собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов раб. и солд. депутатов.

Параллельно с этими Советами сущ-ла с-ма Советов крест-х деп-в, наход-ся под сильным полит. влиянием партии эсеров. В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим орг. власти в стране был ВЦИК. Его стр-ра и пор-к работы были утв-ны на заседании ВЦИК в нач. ноября 1917 г. В начале своего сущ-я ВЦИК был пост-но дей-щим органом. Пленарные заседания проходили не реже одного раза в 2 недели. Заседания в узком составе созывались по мере необх-ти, по инициативе парт-х фракций или по треб-ю группы членов ВЦИК (не < 10 чел.) Стр-ра ВЦИК вкл.: президиум, отделы и комиссии. Президиум сост. из предст-лей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили 2-3 раза в неделю. Орг-ю и ведение текущей работы осущ-ли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, иногородний, агитационный, по нац.?, казачий и т.д.

II Всерос. Съезд Советов избрал пр-во – Совет народных комиссаров (СНК) “для упр-я страной впредь до созыва Учред. Собр. В экстренных случаях СНК м/издавать декреты без предвар-го их обсужд-я в ВЦИК. Заседания СНК проходили ежедневно, а с дек. 1917 г. сложилась прак-ка проведения совещаний зам-лей наркоматов, с янв. 1918 г. эта форма работы была превращена в пост-но дей-щую комиссию СНК (Малый Совнарком). Ее реш-я утв-сь пра-вом без повторного рассм-я.

В июне 1918 г. ВЦИК издал декрет, на основании кот. на местах стали создаваться волост. И сельские комитеты бедноты, ставшие опорой новой власти в деревне. Комбеды проводили перераспределение земли м/д кр-ми, изымали “излишки хлеба”, дей-ли вместе с продотрядами и отрядами Красной Армии, а также контролировали работу мест. Советов, могли расускать их, назначать новые выборы или заменять их, принимая на себя их ф-ии.

III Съезд Советов (январь 1918 г.) стал объединительным для Советов раб., солд., крест. и казачьих деп-в. Бол-во на нем прин-ло партии бол-ков. Была принята “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”. Она определяла Россию Республикой Советов и подчеркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Гос. устр-во опред-сь как федерация нац-х республик. Провозглашалась соц-ция земли, отмена част. соб-ти на землю, распределение земел. уч-ков по числу трудоспос-х лиц и числу “едоков” в кажд. семье.

10 июля 1918 г. на IX съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. Основный принципы К. были сформулированы в ее 6 разделах: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) Общие положения Конституции РСФСР; 3) Конституция Советской власти (орг-я сов. вл. в центре и на местах; 4) Активное и пассивное избир. право; 5) Бюджетное право; 6) О гербе и флаге РСФСР. Гос. устр-во носило федер. х-р, суб-ты – нац. республики.

Высшим органом вл. Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солд., крест. и казачьих деп-в. Съезд избирал ответ-й перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР – СНК, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. Органами вл. на местах явл. областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои испол. комитеты. В городах и селениях созд. город. и сельские Советы.

Компетенция: Всерос. съезд Советов и ВЦИК утверждали изм-я в К., принятие в состав РСФСР, объявление войны и мира, общее рук-во внешней, внутр. и экон. политикой, устан. общегос. налоги, основы орг-ции воор. сил, судоустр-во, общегосуд. закон-во. Всерос. съезд Советов обладал исключ. Правом изменять К. и ратифицировать мирные д-ры.

Закон. вл. в РСФСР осуществляли сразу 3 высших органа: Всерос. съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распор-я в обл-ти гос. упр-я, носившие общеобязат. х-р. Наиб. значимые из них утверждались ВЦИК.

Еще одним высш. органом гос. упр-я стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в обл-ти обороны. Состав: Пред-ль Револ-го Военного Совета Республики, пред-ль ВЦИК, нарком путей сообщ-я, пред-ль ЧК по снабжению Красной Армии и зам-ль наркома продовольствия. Задачи:? мобилизации, вооружения, продовол-го снабжения и операт. рук-ва армией. СРКО опирался на ап-т своих чрезвыч-х уполномоченных, кот. направл-сь на разл. участки фронтов и народного хоз-ва. В апреле 1920 г. СРКО преобраз-ся в Совет Труда и Обороны.

Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. Были отменены воинские чины, звания, знаки отличия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и Советам. В янв. 1918 г. СНК издал декрет “О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии.” Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, парт-х и пофсоюз-х орг-ций. Порядок форм-я армии был изменен в 1918 г. От принципа добровол-ти переходили к принципу воин. повинности, от выборов командиров - к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет “О введение всеобщей воинской повинности”.

Создание ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем) - орган государственной безопасности, наделенный чрезвычайными полномочиями для ликвидации контрреволюции в годы установления советской власти и Гражданской войны.

В послеоктябрьский период 1917, по мере осуществления революционных преобразований и вызванного этим нарастания протеста народных масс, перед большевистской партией со всей актуальностью встал вопрос о создании специального аппарата для подавления сопротивления новой власти. С этой целью декретом СНК от 7(20) декабря 1917 была образована ВЧК во главе с Ф. Э. Дзержинским.

В первые два месяца своего существования Чрезвычайная комиссия обладала лишь правом предварительного следствия, но постепенно, с обострением внутриполитической борьбы, полномочия ВЧК расширялись. С февраля 1918 на основании декрета СНК «Социалистическое отечество в опасности» чекисты получили чрезвычайные полномочия и право применять высшую меру без суда и следствия (вплоть до расстрела на месте), которое было подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 «О красном терроре».

Уже в первой половине 1918 на местах действовало 40 губернских и 365 уездных ЧК, были сформированы органы ЧК в Красной Армии, на транспорте, на государственной границе. Значительное место в деятельности ЧК занимала агентурная деятельность в тылу белогвардейских армий и за границей, контрразведывательная работа.

Распад Империи начался еще в период феврал. Ревоюции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на ее окраинах. В нач. ноября 1917 г. СНК принял Декларацию прав народов России, провозгласившую след. прин-пы нац. политики: = и суверенность всех народов России, право народов на самоопр-е, свобод. разв-е нац. меньшинств. В дек. 1917 г. получила полную сам-ть Финляндии, в нояб. 1917 г. нац. автономию получают многочисл. народности Кавказа, Закавказья, Ср. Азии и Сибири.

84. Утверждение партийно-государственной системы власти и упр-я (1920-30 гг.)

Новый полит. режим укрепился в стране в ходе гражд. войны. К концу 1920 г. “белые” армии были разгромлены, в целом ликвидирована внутренняя оопозиция. При помощи репрессивно- политического ап-та происходило оформление партийной диктатуры. Концентрация власти внутри партии совпадает с концентрацией власти в гос. органах: одни и те же люди управляли делами партии и гос-ва. Происх. процесс перехода власти от одних центр. органов (съезда, ВЦИК) к другим, более узким (СНК), от местных органов к центральным. На VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г. было принято решение: “РКП(б) д/завоевать для себя безраздельное полит. господ-во в Советах и фактич-й контроль над всей их работой”. Право принятия всех основных полит. решений переходило к парт. Органам. Постеп-но высшая власть от ЦК стала переходить в Политбюро, кот. подчинило своему влиянию СНК и др. высшие гос. органы. Борьба за власть теперь м/осуществляться лишь в правящей партии.

Следующим шагом стала ликвидация любой оппозиции внутри правящей партии. В марте 1921 г. проходил X съезд РКП(б). Наряду с др. решениями одним из важн-х стал запрет на образование внутрипартийных оппозиц-х фракций. Был провозглашен принцип партийного полит. единства.

В дек. 1919 г. на VII съезде Советов была закреплена с-ма вертикальной субординации исполкомов Советов, подчинения нижестоящих вышестоящим. Реал. Власть от Советов перешла к их исполкомам. В Советах формировались коммунист. Фракции, проводившие партийную политику. Оставшись единственной полит. партией, коммунист. партия стала идентифицировать себя с гос. апп-том.

Важнейшим инструментом упр-я централизованной эк-кой стало планирование. В 1929 г. был принят 1-й перспективный (5-летний) план развития. С этого времени “косвенное регулирование” вытесняется элементами непоср-го упр-я. Организационные формы хозяй-я (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план.

Еще в 1927 г. был реорганизован апп-т ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства): вместо единого централизованного упр-я гос. промышл-ю (с его директорами-отделами) были созданы отраслевые главные упр-я. Сложилась трехзвенная с-ма упр-я: главк – трест –предприятие. ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республикансике СНХ) промышленностью, кустарной промыш-ю, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование. С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли упр-я: пищевая промыш-ть (отошла к Наркомторгу), в 1932. легкая пром-ть (к Наркомлегпрому), лесная и лесообрабатывающая (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром, местные совнархозы – в наркоматы легкой пром-ти и областные (краевые) управления.

ГОЭЛРО план, разработан в 1920 Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО). Был рассчитан на 10-15 лет. Предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе электрификации. План был в основном выполнен к 1931.

Госплан СССР: разрабатывал 5-летние планы развития народного хоз-ва, перспективные и текущие планы разв-я пром-ти союзного подчинения. Вел учет объемных натур-х пок-лей произ-ва.

Борьба с церковью: по окончании гражд. войны были предприняты новые меры против церкви. В фев. 1922 г. были конфискованы церков. драгоценности. В июле 1922 г. в составе церкви выделилась гр. священников, готовых сотрудничать с новой властью (“живая церковь”). Ее пред-ли провели в 1923 г. Собор, отменивший патриар-во. В июне 1923 г. патриарх Тихон признал законность совет. власти. В апр. 1919 г. был издан декрет, усиливавший контроль мест. органов вл. за церк. приходами. Все это происх. на фоне расширяющейся атеистичнской пропаганды.

В дек. 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные 4 республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из респ-к уже имела свою констит-ю. Съезд Советов СССР принял решение оразр-ке общесоюзной К., кот. и была утв-на II съездом Советов СССР в янв. 1924 г. В февр. 1923 г. в проектной комиссии было сделано предложение преобраз-ть Совет нац-тей (до этого входивший в Наркомнац) в орган СССР, превратив его во 2 палату ВЦИК. По одному проекту Совет д/б состоять из пред-лей всех (федеральных, автономных) республик и автон. обл-тей, по второму – только из пред-лей 4 федеративных респ-к. Была принята более сложная модель, позднее закрепленная в К.

Высшим орг. власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от город-х Советов и от губернских Советов. В период м/д съездами высшим органом власти был Центр. Исполн. Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК сост. из Союзного Совета, кот. избирался съездом из пред-лей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, сост-го из пред-лей союзных и автономных республик (5 деп-в от каждой) и автон. областей (по 1 деп. От каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число пред-лей ЦИК СССР соот-ло числу союз-х республик.

В промежутках м/д сессиями ЦИК СССР высшим закон-м и исполн. органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совм. заседании палат. Президиум ЦИК м/приостанавливать дей-е постанов-й съездов Советов союз-х республик и отменять постанов-я СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнит. И распоряд. Орган – Совет народ-х комиссаров СССР, в кот. вх. пред-ль СНК, его замы и 10 наркомов. Наркомы рук-ли отдел-ми отраслями гос. упр-я. Каждая респ-ка, входящая в СССР, имела свой СНК. ЦИК союз. Республики не мог приостанавливать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Изменение статуса союз. республик в пр-се обрзя СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и упр-я. Положения К. давали центру значит. полномочия для контролирования перифирии и были напр-ны на создание новой полит. к-ры, на компромисс м/д коммунист. планами всеобщего объединения и нац. традициями. Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Гос. устр-во страны определялось как федеративное. (союзное) объединение республик. Высшим органом власти становился Верховный Совет СССР, наделенный закон. властью и сост. из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке. В период м/д сессиями Верх. Совета высшую власть осущ. Президиум Верх. Совета. Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал пост-яи распор-я на основе дей-х з-нов, принятых Верх. Советом. НКВД. Репрессии. Централизация с-мы органов безоп-ти завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР. Создается Особое совещание – орган, кот. в администр. порядке мог применять в кач-ве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. НКВД возглавил с-му исправительно-трудовых учреждений, в его стр-ру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное в 1930 г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных