Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Самарский край в 18 в.




Цель: рассмотреть историю Самарского края в 18 в.

1. Социально-экономическое развитие края

 

В конце XVII и в начале XVIII в. административные, хозяйственные, культурные преобразования, проводимые Петром I, непосредственно коснулись и Самарского края. Петр I сам побывал на Волге, познакомился с краем и дал указания об использовании естественных ресурсов и освоении Заволжья.

Совершенствовалась система административного управления. В 1708 г., когда в России были учреждены губернии, Самару с прилегающими землями включили в состав Казанской, а в 1717 г. передали только что созданной Астраханской губернии. Уже через год уезд числился в составе Симбирской провинции (промежуточного звена местного управления между губернией и уездом). Вскоре эта провинция была передана вновь в Казанскую губернию.

Во главе самарских властей оставался воевода, наделенный очень широкими полномочиями. В городе действовали следующие правительственные учреждения: воеводская канцелярия, магистрат – орган городского самоуправления, крепостная контора по оформлению различных актов и сделок ("крепостей"), таможня для сбора торговых пошлин. Для управления непосредственно городом и гарнизоном вводились должности городничего или коменданта, им иногда поручались обязанности воеводы, и последняя должность в таком случае упразднялась.

Кроме названных учреждений в Самаре находились караульная изба, две конюшни, каменный пороховой погреб, амбары, сараи, три храма и мужской монастырь, 210 посадских и 107 крестьянских дворов, кабаки, десятки лавочек, несколько ремесленных мастерских, базар. Общее число жителей Самары доходило до 2-3 тысяч человек.

В 1730 г. был утвержден первый герб города Самары. В 1780 г. он был подтвержден указом Екатерины II в прежнем виде – в форме щита, на котором изображена "дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле".

Все жилые дома в Самаре XVIII в. оставались деревянными, что требовало постоянных забот о противопожарной безопасности. С колонизацией Заволжья в XVIII в. создавались новые опорные пункты. Недалеко от Самары появился укрепленный пункт Алексеевск, в 1738 г. – г. Ставрополь.

Наиболее крупными предприятиями, организованными по типу мануфактурного производства на территории Самарского Поволжья в XVII-XVIII вв. являлись соляной промысел и серные "заводы".

Соль добывалась на территории Надеинского Усолья в нижнем и среднем течении речки Усолки, там, где из-под гор били соляные ключи.

По указу Петра I в местах выхода серы на поверхность по реке Сок в 1703 г. устроили три "завода", а для их охраны рядом заложили небольшую крепость Сергиевск. В 1720 г. один из заводов перевели на Самарскую Луку.

В XVIII в. более быстрыми темпами стало развиваться промышленное производство Самарского края. В верховьях Сока помещик П. И. Рычков в своем имении имел два медеплавильных завода. Недалеко от Сызрани в имении помещика Малова работала суконная фабрика с 13 станками и 213 рабочими. Строились заводы винокуренные, поташные, кожевенные. свечные, водяные и ветряные мельницы. Крестьяне занимались столярным, гончарным, скорняжным, портняжным, кожевенным, шорным, колесным и другими промыслами. Большим спросом пользовались мерлушковые тулупы, сшитые в калмыцких селениях под Самарой и Ставрополем.

В Сызрани были развиты портняжное, плотницкое, шапочное, рукавичное, калачное, хлебное, сапожное, кузнечное, серебряное, маслодельное, пряльное, шерстобитное, овчинное, скорняжное и переплетное ремесла.

Ремесленники многих специальностей жили в Самаре (бондари, иконники, камышники, кирпичники, кузнецы, плотники, сапожники, часовники).

Расширялся традиционный волжский промысел – судоходство. В судовые работники, главным образом в бурлаки, подавались крестьяне приречных сел и деревень, бедные горожане, беглые крепостные.

В дворянских имениях имелись небольшие мануфактуры: кожевенные, салотопленные, мыловаренные, овчинные, свечные, суконные.

Развивалась торговля, рос купеческий слой. На 1767 г. в Самаре и ее пригороде Алексевске проживало 437 купцов, в Сызрани 1194, в купеческой слободе Ставрополя – 129.

Весьма значительным для самарских жителей был рыбный промысел и рыбный торг.

Две важнейшие торговые дороги, по Волге и через степь на Яик, создавали благоприятные условия для втягивания Самарского края в орбиту всероссийского рынка. Здешние жители поставляли на него хлеб, рыбу, скот, птицу, овощи, сукно, холст, кожи, сало и другие товары.

Предметами ввоза были шелк, чай, кофе, сахар, виноградные вина, промышленные изделия. Многие "знатные товары" покупались у восточных купцов, следовавших через Самарский край с Яика и из Оренбурга.

Продажа соли являлась казенной монополией. Распространенным промыслом, связанным с обслуживанием торговли, был гужевой извоз.

Постепенно земледелие в крае к концу века распространилось почти повсеместно. Основными зерновыми культурами оставались рожь и овес, но заметно расширились посевы под пшеницей, ячменем, просом, гречихой, полбой и горохом. Из технических культур распространение получили лен и особенно конопля. Урожайность зерновых культур достигала сам-5, сам-6, на целине же достигала сам-15.

Основными сельскохозяйственными орудиями в помещичьем и крестьянском хозяйстве оставались соха, борона, серп и коса. Для подъема новых земель использовался плуг или его поволжская разновидность – сабан. Работа с ним требовала от трех до пяти-шести лошадей, что оказывалось лишь под силу зажиточному крестьянину.

В окрестностях Самары, Сызрани, Алексеевки сажали дыни, арбузы, огурцы, тыквы, редьку, морковь, свеклу, капусту, хрен, репу. Репа в сельской местности считалась не огородной, а полевой культурой до тех пор, пока ее не вытеснил с полей картофель. Культивировался стручковый перец, а украинцами Кинель-Черкасский слободы – табак. Во второй половине XVIII в. огородничество приобрело товарный характер. Меньше развивалось садоводство. Лишь в Сызрани разводились хорошие яблоневые сады.

Продолжал бытовать бортный промысел, особенно у мордвы. Но он постепенно заменялся пасечным пчеловодством, прежде всего у татарских и русских крестьян.

Оформление крепостничества вызвало обострение взаимоотношений между крестьянством, средними и беднейшими слоями посадского населения и феодалами. Население окраинных районов более обостренно реагировало на усиление феодального гнета. Самарский край входил в ареал этих земель. Его население формировалось в основном из беглых людей, ушедших "за волей" подальше от крепостнического центра. Этим людям нечего было терять. Конкретными виновниками своих бед люмпенизированные работники промыслов и волжского судоходства считали местную феодальную администрацию, верхушку волжских предпринимателей, приказных людей из центра.

Пришлое крестьянское население селилось на дворцовых, монастырских, патриарших землях, где ему представлялись поначалу значительные льготы. Позже за лес, который они свободно рубили, за рыбные ловли, бортные урожаи – за все со временем приходилось платить, и чем дальше, тем больше. Вводились новые налоги, увеличивались старые, появлялись чрезвычайные сборы. Особенно трудны были различные повинности: строительные работы, посылки с обозами и т. д. Устанавливалась мелочная регламентация жизни крепостных, сковывалась хозяйственная инициатива людей.

Формами антикрепостнических протестов были: подача челобитных, бегство от хозяев, неповиновение, а иногда выступления "бунтом и скопом", участие в крестьянских и казачьих движениях С. Т. Разина, К. Ф.Булавина, Е. И.Пугачева.

В ХVIII в. граница русского государства в Среднем Поволжье довольно быстро перемещалась на юго-восток. Ранее построенные здесь крепости-города в XVII-XVIII вв. были дополнены полевыми укрепленными линиями: Симбирской, Коросунской, Закамской, Сызранской, Новозакамской и Самарской.

В систему этих укрепленных линий входили земляные и деревянные крепости, фельдшанци, редуты, непрерывные рвы, лесные засеки. Вдоль них располагались гарнизоны регулярных и ландмилицейских войск, оснащенных артиллерией, стрелковым оружием, запасами боеприпасов и продовольствия. Под защитой укрепленных линий быстро росли села и деревни, развивалось земледелие.

Важным ключевым мероприятием в освоении Заволжья стала деятельность Оренбургской экспедиции (комиссии). Ее деятельность продолжалась десять лет (май 1734-март 1744). Семь лет из десяти она находилась в Самаре (сентябрь 1736-август 1743 гг.). На нее возлагались задачи закрепления под властью российского монарха обширных территорий Заволжья и Южного Урала, земледельческого и промышленного освоения этих земель, развития торговых и политических связей с народами Казахстана и Средней Азии.

Экспедицию последовательно возглавляли видные государственные деятели, сподвижники царя-реформатора Петра I: И. К.Кирилов (1734-1737), В. Н.Татищев (1737-1739), В. Н.Урусов (1740-1741), И. И.Неплюев (1742-1744). При Неплюеве подразделения экспедиции переводятся из Самары в построенный на современном месте Оренбург, который стал в 1744 г. центром обширной губернии.

В 1737-1738 гг. в Самаре открылись первые школы. Они выпускали писарей и переводчиков. Открыты были школы для калмыков и татар, переводились книги с восточных языков, начато составление "Российско-татаро-калмыцкого словаря." Начался сбор памятников письменной и материальной культуры нерусских народов.

Большое дело, начатое И. К. Кириловым продолжил известный государственный деятель: географ, экономист и историк В. Н. Татищев. Он уделял большое внимание строительству в окрестностях Самары, изучению и описанию недр края, оказывал помощь местным народам – мордве, чувашам, башкирам, калмыкам. Регулярно освещала деятельность Оренбургской экспедиции первая русская газета "Ведомости".

По распоряжению В. Н.Татищева геодезистом А. Норовым был разбит первый в Самаре проспект, что явилось примечательным событием. В бытность В. Н.Татищева в Самаре (1737-1739) были построены гостинный двор и госпиталь с участком для выращивания лекарственных растений, для которого отведен "старый государев арбузный огород". В Самаре им была создана первая татаро-калмыцкая школа, которую возглавил "студент калмыцкого языка" Иван Ерофеев. В. Н.Татищев составил карту самарской излучины Волги. Здесь он продолжал работу и над своими трудами "Общее географическое описание Сибири" "...История Российская".

В соответствии с указом Сената от 14 февраля 1737 г. под руководством тайного советника Ф. В.Наумова начались крупномасштабные работы по строительству "по реке Соку и по другим до реки Ик" новой Закамской укрепленной линии "вместо черемшанских форпостов". Она предназначалась "для лучшего охранения" уже освоенных районов, но под защиту новой линии переходили и новые обширные территории. Новозакамская линия, начинаясь от устья р. Большого Кинеля, тянулась на Север до с. Красный Яр, затем поворачивала на северо-восток и проходила по левой стороне р. Сока до Сергиевска, далее – через р. Черемшан до р. Кичуя. Протяженность ее примерно 230-240 км., из них 180 пролегали по территории нынешней Самарской области. На строительство линии было мобилизовано 15 тыс. крестьян.

На территории края в систему линии входили крепости Алексеевская (1703), Красноярская (1733) и Сергиевская (1703). В селах Красный Яр и Сергиевск сохранились остатки крепостей в виде валов и рвов. На Новозакамской линии в пределах нашей области были два фельдшанца (временная полевая земляная крепость) – Чернореченский и Кондурчинский (с. Крепость Кондурча). По укрепленной линии были также сооружены Кинельский, Красный, Хорошенький, два Орлянских, Сургутский, Липовский, Сурушский редуты (полевое земляное укрепление с наружным рвом и валом). Все фронтальные участки вала через равные интервалы чередовались редантами (треугольный выступ по укрепленной линии).

В 1736 г. началось сооружение Самарской укрепленной линии. В отличие от первой здесь в качестве непрерывного препятствия была использована р. Самара, и вдоль нее с интервалами 20-30 км. сооружались земляные крепости Красносамарская, Борская, Ольшанская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская и Новосергиевская. Каждая крепость была окружена рвом, земляным валом, деревянными стенами с башнями по углам. Гарнизон каждой крепости составлял от 100 до 200 служилых казаков. Крепости снабжались артиллерией. Дорога, проложенная вдоль крепостей к г. Самаре и далее в центр России, получила название Московской дороги.

Бремя налогов, поборов, повинностей в XVIII в. постоянно отягощалось. Система подушного обложения, заменившая еще при Петре I подворный налог, резко усилила гнет податей ради увеличения государственных доходов. В 1773 г. разрозненные; крестьянские выступления и глухое недовольство народных масс переросло в мощное восстание. Его возглавил донской казак Емельян Иванович Пугачев. Это было совместное выступление всех недовольных крепостничеством, дворянскими привилегиями, тяжелыми помещичьими и государственными повинностями, произволом чиновников. В восстании приняли участие люди разных национальностей, выходцы из крестьян, горожан, военно-служильных сословий, работников, дворовых слуг, казаки. Пламя восстания охватило и Самарский край.

К октябрю 1773 г. слухи о Е. И.Пугачеве достигли поселений Самарского Заволжья. О нем заговорили на базарах, на сходках, в трактирах, постоялых дворах и церквях.

Для руководства борьбой за овладение Самарской укрепленной линии ставка Пугачева отправляет атамана И. Ф.Арапова под Самару, а калмыцкого князя Ф. И.Дербетева – в Ставрополь.

Местные власти были не в состоянии справиться с широким народным движением. 22 декабря 1773 г. отряд под руководством походного атамана Ильи Федоровича Арапова вышел из Бузулука, захватил в течение двух дней все крепости Самарской укрепленной линии, а затем и пригород Алексеевск (с. Алексеевка Кинельского района). Здесь Арапов захватил две пушки и к нему перешли местные жители. Он готовился захватить и Самару.

Другой отряд пугачевцев 23 декабря овладел городом Ставрополем (на Волге). После этого Самара была отрезана от Казани и Симбирска, где окопались царские войска и могли бы оказать военную помощь. Комендант Самары И. Балахонцев просил помощь из Казани, Симбирска и Сызрани, но не получил ее. Население Самары ожидало пугачевцев и готово было к восстанию. Панически настроенный комендант с надежными солдатами, казаками и офицерами в ночь на 25 декабря тайно бежал из Самары в Сызрань через Рождественно и Малую Рязань.

Утром 25 декабря, через несколько часов после бегства Балахонцева, началось шествие горожан за крепостные валы навстречу повстанцам. В нем участвовал бургомистр И. Халевин, купеческий староста И. Бундов, священники и диаконы самарских церквей, многие "первые граждане" и рядовые жители. После встречи на подъезде к городу процессия двинулась в соборную церковь, где был отслужен молебен. Бургомистр огласил пугачевский манифест, указ Военной коллегии о наборе добровольцев в повстанческую армию и "увещание к народу о поставке в армию в Оренбург провианта... повольною ценою".

Должностные лица городского управления сохранили свое положение, казачьи командиры и чины гарнизона оставались при исполнении обязанностей. Многие жители Самары и крестьяне окрестных сел изъявили желание вступить в повстанческую армию. Но продержались пугачевцы в Самаре только четыре дня. Следствие, проведенное Державиным в Самаре, показало, что все жители повинны в переходе на сторону восставших. Поголовное наказание становилась бессмысленным. Разгром главных сил Пугачева позволил властям усилить карательные команды, брошенные на истребление повстанцев. В сентябре 1774 г. через Самарское Заволжье из Яицкого городка на Сызрань под усиленным конвоем, которым лично командовал А. В. Суворов, был провезен пленный вождь восстания, самозванный "Петр III". Но вооруженное сопротивление в крае удалось подавить только к зиме.

Город Самара по реформе 1775 г. был включен в состав Симбирского наместничества. До 1787 г. обязанности городничего выполнял воевода, а затем был назначен первый гражданский городничий Г. А. Буткевич. По традиции правительственные учреждения и казенные службы располагались на территории городской крепости. В начале 80-х годов XVIII в. в Самаре насчитывалось 634 двора. Они распределялись между отдельными категориями населения следующим образом: 18 дворов дворян и офицеров, 7 подъ-ячих, 15 церковнослужителей, 201 военнослужащих и отставных нижних чинов, 49 разночинцев, 144 казаков, 200 дворов купцов, мещан, цеховых ремесленников. Население Самары к концу XVIII в. достигло 4 тыс. человек. Население Ставрополя составляло 2,5 тыс. человек. Города имели сельскохозяйственные угодья и рыбные ловли. В 1788 г. был образован Самарский уезд.

Различные районы Самарского края постепенно покрывались как бы сетью "дворянских гнезд", единых по своему крепостному обличью, но непохожих друг на друга размерами, населенностью, обустройством.

Литература основная: 1-9.

Литература дополнительная: 1-130.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных