Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 12. Памятники и памятные места, храмы и монастыри Самарской области, духовные и художественные ценности Самарского края. Туристский потенциал Самарской области.




Самарский край в творчестве поэтов, писателей, живописцев. Музеи, памятники архитектуры, достопримечательности Самарской области. Народное искусство. Возрождение традиционной культуры народов края и религиозной жизни. Храмы и монастыри Самарской области.

Архитектурные памятники края – это летопись в камне, это - деревянные кружева – свидетели былого и недавнего прошлого народов края. В Самаре, Сызрани, Усолье, Приволжье, в десятках отдаленных сел встречаем мы эти удивительные памятники: отдельные сооружения, фрагменты архитектурных ансамблей, небольшие изящные старинные храмы, монастырские строения, памятники гражданской архитектуры.

О чем могут рассказать эти памятники человеку сегодня? О том, какие законы красоты исповедовали наши предки. О том, как чутко приглядывались и прислушивались они к природе, в ней черпали не только вдохновение, но и мотивы своего творчества. И о том, конечно, какое нерушимое единство искони существовало на Руси между народным творчеством и архитектурой. И о том, наконец, как ценили создатели этих памятников красоту и честность своей работы, озабоченные не тем, чтобы постройка их красовалась на земле, а чтобы родная земля на века украсилась новым сооружением.

Самара на своих площадях и улицах собрала архитектурные памятники многих стилей и жанров. Доминирующим остается модерн и эклектика конца XIX и начала XX веков и конца ушедшего XX века.

Особенно богата памятниками истории, культуры и архитектуры историческая часть города у места владения реки Самары в Волгу. Здесь – около тысячи памятников и памятных мест. Этот район Самары – настоящий "музей под открытым небом". Архитектура старого города отражает почти всю историю развития архитектурных стилей в России от классицизма – до модерна.

Наряду с двух - и трех - этажными каменными зданиями различных стилей здесь сохранилась уникальная деревянная застройка XIX в., типичная для поволжских городов: уютные дома с резными узорами, аккуратными палисадниками, тенистыми двориками и скамейками у ворот.

Приемы деревянного зодчества Самарского края разнообразны и соединяют традиции многих народов, ранее живших или пришедших в Поволжье в последние 3-4 столетия.

Наиболее интересная резьба встречается в оформлении крыш, оконных наличников и крыльца, где можно встретить конские головы, фигуры зверей и птиц, драконов и змей. Считалось, что эти символы приносят счастье, защищают от бед и несчастий, способствуют здоровью и процветанию семьи.

До середины XIX в. в деревянной застройке Самары преобладал классический стиль, который был вытеснен русско-византийским, более декоративным и эклектичным.

В Самаре сохранились отдельные архитектурные комплексы, состоящие из "образцовых" построек середины XIX века. Так, на склоне улицы Комсомольской (нечетная сторона между улицами А. Толстого и Водников) находится пять усадеб, застроенных в середине XIX века. В их числе и единственный вариант "образцовой" постройки, рекомендованной для строительства на. углах улиц (дом на углу ул. Комсомольской и Водников, 15/39).

Большой вклад в архитектуру Самары внес первый губернский архитектор Андрей Иванович Мейснер. Самой известной его работой было здание бывшего дворянского (благородного) общественного собрания (ул. Л.Толстого, 50).

Во второй половине XIX в. в Самаре строятся здания со стилизованными формами готики, мусульманских мечетей, а также таких направления как "Ренессанс", "барокко", ранний "классицизм".

В 70-х годах XIX века постройки неоренессанса привнесли в наш город столичные зодчие А. Г.Гронвальд, Н. И.Рошефор, В. А. Шретер. Они оставили замечательные здания: особняк купца П. С.Субботина (ул. А.Толстого, 3) – арх. В. В.Шретер, особняк купца Н. Ф.Дунаева (угол ул. Л.Толстого и Куйбышева, 135) - арх. А. Г.Гронвальд.

Известный самарский архитектор А. А.Щербачев – воспитанник Академии художеств, украсил улицы Самары множеством неоренессансных построек: здание Государственного банка (ул. Куйбышева, 112), особняк Л. С.Аржанова (ул. А. Толстого, 6), П. И.Шихобалова (угол ул. Пионерской и А. Толстого, 19/39), А. Н.Наумова (ул. Куйбышева, 151), А. А.Савельева (ул. Фрунзе, 113), здание второй мужской гимназии (угол ул. Фрунзе и Красноармейской, 138/6).

Строились здания в "Мавританском" (мечети, синагога, особняки Н. И.Белоусова (ул. Куйбышева, 72), О. И.Юриной (ул. Ст. Разина, 41).

Наиболее характерным в последней трети XIX в. в Самаре стало демократическое направление русского стиля. Вслед за драматическим театром в 90-е гг. XIX в. в русском стиле строятся жилые дома (ул. Куйбышева, 65), административные здания (ул. Фрунзе, 116), церкви (ул. Чапаевская, 136), доходные дома (ул. Фрунзе, 56 и Красноармейская, 60), мельницы (ул. Водников, 52-54). Обнаженная кирпичная кладка стен с узорчатым орнаментом превратилась в главный элемент художественной выразительности. Ковровый рисунок фасадов включал в себя нередко кирпичные выкладки, скопированные с древнерусских храмов и крестьянских изб.

А вот в ансамбле Жигулевского пивзавода угадываются мотивы западноевропейского средневековья.

Многоликим и многообразным было проявление модерна в архитектуре Самары. Он нашел широкое распространение в строительстве особняков, в постройках общественного назначения и в промышленном зодчестве. К постройкам ортодоксального модерна в Самаре относятся дача К. П.Головкина (ул. Советской Армии, 298), особняк Ф. М.Наймушина (ул. Степана. Разина, 106), склады пермского купца Н. В.Мешкова (берег Волги, возле спуска ул. Комсомольской).

Значительную часть самарского модерна составляли здания, в которых элементы нового стиля тесно переплетались с мотивами архитектуры средневековья. Так, в даче купца В. М.Сурошникова просматриваются черты романского зодчества, в особняке Д. Ф.Вакано (ул. Рабочая, 3) – немецкого средневековья, в здании бывшего Крестьянского и дворянского поземельного банка (ул. Куйбышева, 153) – средневековья скандинавских стран.

Самыми значительными постройками неоклассицизма начала XX в. в Самаре стали здания Волжско-Камского коммерческого банка (ул. Куйбышева, 92) и Русского для внешней торговли банка (ул. Куйбышева, 90). Архитектура классицизма вновь становится зримым символом вечных ценностей.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. самарская архитектура не уступала зодчеству столичных городов ни по уровню использования современных конструкций, ни по художественным качествам отдельных зданий и сооружений.

В 20-х – 50-х годах XX в. одним из ведущих самарских зодчих был потомственный архитектор, внук П. В.Алабина – Петр Александрович Щербачев (1890-1967).

В 30-е годы по его проектам строятся десятки жилых и общественных зданий, в том числе Дом сельского хозяйства (ул. Ново-Садовая, 3), Окружной Дом офицеров (ул. Рабочая, 7). Это были первые в Самаре постройки конструктивистского стиля. В этом же стиле в 30-е гг. было возведено несколько крупных общественных зданий: Дом связи (ул. Красноармейская, 15), Дом промышленности (угол ул. Красноармейской и Куйбышева, 139), клуб им. Ф. Э.Дзержинского (угол ул. Пионерской и Степана Разина, 44, 46).

На рубеже ХХ-ХХI вв. архитектура Самары вновь стала приобретать индивидуальные черты. В городе возрос интерес к историческому центру, что привело к возрождению ретростилей. И, как справедливо пишет искусствовед Н. В.Мельникова, – "В современных зданиях угадываются черты модерна, русского стиля, эклектики. Это не только дань моде, но и стремление к осознанию, развитию и сохранению архитектурного наследия Самары, ставшему частью российской художественной культуры".

Самарская область - один из красивейших и гостеприимных регионов России с развитой экономикой, богатой культурой и славной многовековой историей.

Для Самарской области история и культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Культурная жизнь в Самарской губернии богата и многообразна.

Драматические события, первой половины XX века, не обошли стороной самарскую землю. Первая мировая и гражданская войны оставили глубокий след в истории края. Были уничтожены многие памятники истории. Но культурная жизнь Самарской области никогда не стояла на месте. В Самарской области 11 театров. С 1940 года ведет свою историю Самарская государственная филармония, 150-летний юбилей отметил Самарский академический театр драмы им. М. Горького, на протяжении 70 лет яркими постановками радует зрителей Самарский академический театр оперы и балета, находящийся на площади им. В. Куйбышева, самой большой площади на территории Европы. В число лучших театров России вошел Театр юного зрителя.

Здесь действует областная универсальная научная библиотека, открытая в XIX веке губернатором К. Гротом и насчитывающая около четырех миллионов изданий.

В области действуют 58 музеев, каждый из которых по-своему интересен. Историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина, основанный в 1886 году, сегодня имеет несколько филиалов и остается одной из основных сокровищниц исторической памяти самарского края. Самарский художественный музей – один из крупнейших музеев России. Более 100 лет коллекции музея бережно хранят культурное достояние региона.

Городской музейный комплекс «Наследие» в г. Тольятти учрежден в целях сохранения исторического наследия, связанного с переносом г. Ставрополя на новое место в связи со строительством Куйбышевской ГЭС. Представляет собой новую форму социально-культурного наследования, направленную на сохранение городского историко-культурного ландшафта.

Главным объектом демонстрации музея и его важнейшей составной частью является дом Стариковых – первый дом, перенесенный из зоны затопления в мае 1953 года, именно он воплощает в себе образ ушедшего города Ставрополя-на-Волге. Расположение Дома-музея в историческом ядре Старого города, в месте, откуда начинался г. Тольятти, делают этот музей важным фактором исторического, социокультурного и туристского развития территории.

В 1990 году в селе Ширяево в бывшем доме крестьянина Ивана Алексеева был открыт музей И. Е. Репина, который в 1870 году жил и работал над эскизами к своей знаменитой картине «Бурлаки на Волге», рисовал портреты волжских типажей, пейзажные зарисовки, вместе со спутниками исследовал окрестности села. В доме-музее им. И. Е. Репина воссоздана обстановка крестьянской усадьбы 19 века, выставлена точная копия известного полотна. В 2007 году музейный комплекс дополнила художественная галерея, развернутая в каменном доме купца Вдовина. На общем музейном подворье возведена эстрада, установлен памятник И. Е. Репину. Ежегодно 5 августа, в день рождения художника, здесь проходит этнографический фестиваль.

Заметный след в образе самарской губернии оставили события Великой Отечественной Войны, на период которой Самара, а тогда Куйбышев, была запасной столицей и несколько лет принимала в своих пенатах иностранные посольства и представителей власти. Специально для И. В. Сталина в Самаре был построен бункер, ныне являющийся одним важнейших памятников истории и культуры Самарской области.

В целом, на территории области находится множество памятников культуры: почти в каждом муниципальном образовании есть свой краеведческий музей, на территории Самарской области функционируют музеи под открытым небом. В области каждый год проходят различные фестивали, привлекающих зрителей и участников со всей губернии и соседних областей.

Среди регионов Поволжья по объему музейных фондов область находится на 8 месте. По наличию доступа в Интернет и электронной почты в музеях Самарская область занимает первое место среди регионов ПФО;

- 4 областные библиотеки и 836 муниципальных библиотек, в том числе 92 специализированные детские библиотеки. Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская области по объему библиотечного фонда в среднем на одну библиотеку занимает первое место;

- 814 сельских и городских клубов, домов культуры;

- 4 областных, 6 муниципальных театров, Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии, государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова, государственный цирк имени О. Попова, Самарский зоологический парк.

На территории Самарской области поставлено на государственную охрану 2 878 объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры) и выявленных объектов культурного наследия, в том числе: 2395 выявленных объектов культурного наследия; 426 памятников архитектуры, истории и культуры регионального значения; 57 памятников архитектуры, истории и культуры федерального значения.

Состав недвижимых памятников по основным типологическим группам: памятники архитектуры - 318; памятники истории - 117; памятники истории и архитектуры - 38; памятники монументального искусства - 10.

Жигулевский государственный природный заповедник им. И. И. Спрыгина, находящийся на территории Самарской области, признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Самарскую область населяют более 100 наций и народностей, каждая из которых имеет собственные традиции.

Три города на территории Самарской области включены в Список исторических поселений Российской Федерации: Самара, Сызрань, Тольятти.

Сызрань наделена статусом исторического населенного пункта России. Весь исторический центр города представляет собой единый градостроительный ансамбль, хорошо сохранившийся до настоящего времени. На территории города расположено 322 памятника истории, культуры, архитектуры.

Сызрань - единственный город в Самарской губернии, где сохранилось «сердце» города - кремль. До наших дней от Сызранского кремля сохранилась только каменная Спасская башня, и расположенная на территории кремля церковь Рождества Христова. Они являются объектами культурного наследия федерального (общероссийского) значения, а кремль - памятником археологии. Вокруг них расположен сквер, засаженный деревьями, в центре которого находится мемориальный комплекс, посвященный воинам, павшим в Великой Отечественной войне

Главная улица города Советская (ранее Большая) представляет собой единый градостроительный ансамбль строений, как и весь исторический центр города, выполнена в разнообразных архитектурных стилях: представителем модерна является дом Клярова (1910), особняк купца Стерлядкина (1914). Доминирующее положение на улице «Советской» занимает стиль эклетики - Городской банк (1863), дом мещанина Мясникова (1909), дом купцов Сыромятниковых (1910). На соседних улицах, исторического центра города, встречаются здания, выполненные в стиле бидермейер, а также образцы русского крепостного зодчества, деревянная резьба на улицах Свердлова, Ульяновской, Кирова, Интернациональной.

В целом, на территории области находится множество памятников культуры: почти в каждом муниципальном образовании есть свой краеведческий музей, на территории Самарской области функционируют музеи под открытым небом. В области каждый год проходят различные фестивали, привлекающих зрителей и участников со всей губернии и соседних областей.

Благодаря деятельности национально-культурных объединений в культурной жизни области возродились национальные праздники, обеспечиваются литературой и периодическими изданиями на языках народов, проживающих на территории области, более 150 библиотек с фондами национальной культуры.

Развитию культурного потенциала Самарской области способствует организация областных фестивалей и ассамблей, направленных на расширение межрегионального и международного сотрудничества, ориентированного на упрочнение имиджа региона, поддержку культурных инноваций:

- ежегодный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина за время своего проведения гармонично превратился в культурологическую акцию, объединяющую сотни тысяч людей независимо от возраста, национальности и социального положения;

- ежегодный военно-этно-исторический фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша», дающий представление о максимальном разнообразии средневековых культур Поволжья и Средней Азии, а также способствующий укреплению межэтнической толерантности.

Бесспорно, главным туристическим маршрутом Самарской области является знаменитая Жигулевская кругосветка – многодневное водное путешествие вокруг Самарской Луки. Это ежегодное спортивное мероприятие в виде прохождения маршрута на ялах и байдарках.

На территории национального парка открыто и изучено большое количество памятников археологии, в то же время существуют территории, еще не исследованные археологами.

Природа наградила территорию Самарской области всем необходимым для восстановления физических сил человека: различными минеральными водами, не имею­щими себе равных в России по химическому составу и це­лебным свойствам; завораживающей красотой Жигулев­ских гор; уникальными памятниками природы в виде гро­тов, пещер; обилием лесов в северной и центральной части территории области, в том числе хвойных, и т. д.

Таким образом, Самарский регион - один из красивейших и гостеприимных регионов России с развитой экономикой, богатой культурой и славной многовековой историей.

Для Самарской области история и культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Культурная жизнь в Самарской губернии богата и многообразна.

На государственную охрану в Самарской области поставлено 2 878 объектов культурного наследия.

Благодаря деятельности национально-культурных объединений в культурной жизни области возродились национальные праздники, обеспечиваются литературой и периодическими изданиями на языках народов, проживающих на территории области.

Развитию культурного потенциала Самарской области способствует организация областных фестивалей и ассамблей, направленных на расширение межрегионального и международного сотрудничества, ориентированного на упрочнение имиджа региона, поддержку культурных инноваций:

Слабым звеном в рекреационной сфере является недостаточно раз витая материально-техническая база, нехватка финансовых средств, недооценка администрациями всех уровней при­влекательности рекреационной зоны Самарской области.

В Самарской области въездной туристический поток, который фиксирует федеральная служба государственной статистики, составляет около 500 тыс. людей в год.

Самыми востребованными являются базы отдыха, расположенные на волжских берегах. Кроме того, большую отдачу для экономики региона дает санаторно-курортное направление. Около 1,2 млрд. рублей оборота «набегает» за счет санаториев и примерно 1,2 млрд рублей - за счет других видов размещения туристов.

Что касается городов региона, то наиболее привлекательными, наряду с Самарой, считается Тольятти. Экскурсии на АвтоВАЗ должны быть востребованы среди российских и иностранных туристов.

 

Литература основная: 1-9.

Литература дополнительная: 1-130.

 


Содержание практических (семинарских) занятий

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных