Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сталь и хлеб победы




 

На пересечении двух оживленных магистралей Самары -Московского шоссе и Кировского проспекта – на высоком постаменте установлен необычный памятник – боевой самолет Ил-2. Это не ма­кет – это один из тех штурмовиков, что в годы Великой Отечест­венной войны были грозным оружием советских летчиков. Недаром же "черной смертью" называли гитлеровцы эти замечательные ма­шины. А делали их здесь, на Волге, искусные руки рабочих, ин­женеров и техников Куйбышевского авиационного завода.

Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечест­венной войны, в которой бы не использовалась боевая техника, созданная руками рабочих Куйбышевской области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности возросла в 4 раза, в Поволжье – в 5 раз.

Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно боль­шая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но как сырье для выработки горюче-смазочных мате­риалов, крайне необходимых фронту.

В области в 1942 году было добыто черного золота в 2,7 раза больше, чем в 1940-м, и в 1,3 раза больше, чем в 1941-м. ГКО поставил перед Куйбышевским нефтекомбинатом задачу – увеличить в 1943 году добыча нефти на 60,8 процента по сравнению с пре­дыдущим годом. Задание было выполнено уже в августе. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза.

Но мало было добывать нефть. Ее нужно было еще перераба­тывать в авиационный бензин для самолетов, в дизельное топливо для танков, в смазочные материалы. Вот почему в рекордно короткий срок был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод. Пер­вый эшелон бензина, полученного на заводе, 20 июля 1942 года был направлен на. Сталинградский фронт. Более тысячи мощных танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом.

В военные годы в области родилась и газовая индустрия. В 1942-1943 годах по решению правительства был построен самый крупный для того времени в стране газопровод Бугуруслан-Куйбышев. С сентября 1943 до июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубических метров газа, что сберегло 370 тысяч тонн привозимого издалека каменного угля и высвободило 20 тысяч вагонов. За этими сухими цифрами – самоот­верженный труд нефтяников и добытчиков газа. Они внесли неоце­нимый вклад в победу над врагом.

Самоотверженно трудились работники местной промышленности. Особенно отличились в выполнении фронтовых заказов районные промкомбинаты Борского, Подбельского, Похвистневского и Камышлинского районов области.

Война вызвала колоссальную потребность в людях – для ком­плектования армии, для восполнения боевых потерь, для расши­рения военного производства и строительства различного рода сооружений. На предприятия оборонного значения были переведе­ны тысячи рабочих местной промышленности, коммунального хозяй­ства, 9 тысяч учащихся старших классов, студентов и домашних хозяек. За годы войны было мобилизовано для работы в промышлен­ности, строительстве и на транспорте 128,5 тысячи человек. В 1945 году удельный вес женщин в промышленности области со­ставлял 54,3 процента, на железнодорожном транспорте – 48, на водном транспорте – 40 процентов.

За годы войны Куйбышевская область превратилась в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза. В промыш­ленное и жилищное строительство было вложено 2467 миллионов рублей. Были созданы новые отрасли промышленности – нефтепере­рабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиацион­ная и другие. Страна получила от куйбышевцев 44,3 миллиона подшипников, 10467 станков, 400 локомобилей и т.д. В целом объ­ем промышленного производства области увеличился в 7 раз, а по г.Куйбышеву – в 11.

Героически трудилось в военные годы крестьянство. Среднее Поволжье в годы войны являлось одной из важнейших сельскохо­зяйственных баз Союза ССР. Временная потеря хлебородных рай­онов на западе, близость к фронту, превращение края в один из важнейших арсеналов страны – все это усиливало военно-эконо­мическое значение средневолжского хлеба. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, произведен­ного всем Поволжьем.

За четыре года войны труженики сельского хозяйства сдали государству 97,7 тыс.т. мяса, 167.3 тыс. т молока, около 3 тыс. т шерсти, 82,4 млн. пудов зерна...

В тяжелых условиях войны, при острой нехватке рабочих рук, тракторов, сельскохозяйственных машин они своим самоотвержен­ным трудом сорвали замысел врага и обеспечили снабжение про­довольствием нашей армии и тыла.

 

 

В фонд обороны

 

Несокрушимое единство фронта и тыла проявились с особой силой во всенародной помощи защитникам Родины.

В первый период войны наиболее широко было развито патрио­тическое движение за создание Фонда обороны. Эта идея возникла в самой гуще народа.

Параллельно с движением по созданию Фонда обороны начался сбор средств на вооружение и боевую технику Красной Армии. В ноябре 1941 года рабочие станкозавода решили отчислить одно­дневный заработок на строительство танковой колонны и призвали всех трудящихся последовать их примеру. К 1 января 1942 года на строительство танковой колонны было собрано 6 миллионов 476 тысяч рублей. Железнодорожники построили на свои средства и отправили на фронт бронепоезд и танковую колонну "Куйбышевский железнодорожник", речники – звено гидросамолетов "Речник Сред­ней Волги". Было собрано 80,6 млн. рублей на строительство тан­ковой колонны "Куйбышевский колхозник".

В области было немало последователей саратовского колхоз­ника Ф.Головатого, купившего на свои личные средства три боевых самолета-истребителя. Так, колхозник сельхозартели имени Киро­ва Борского района М.А.Игнатов и тракторист из Похвистневского района А.И.Столяров внесли из своих трудовых сбережений по 100 тысяч рублей. "Готов сам на танке, построенном на мои средства, -писал патриот А.Столяров,– громить ненавистного врага до пол­ного уничтожения". Пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны "Юный пионер" 2 миллиона 130 ты­сяч 930 рублей.

Осенью 1941 года в Среднем Поволжье развернулось широкое движение трудящихся до сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. В короткий срок было собрано и отправлено на фронт более 1 миллиона теплых вещей и около 2 тысяч тонн праздничных подар­ков.

Не было в области такого предприятия, учреждения, колхоза, совхоза, которые не приняли бы участия в шефстве над ранеными воинами. Тысячи домохозяек, колхозниц, школьников и пионеров, ученых, педагогов были постоянными посетителями госпиталей. Они помогали и медицинским работникам в их труде, заменяли раненым родных, близких, друзей. Активно действовал областной комитет помощи раненым воинам.

Широкое распространение получило донорство. Областная станция переливания крови снабжала консервированной кровью не толь­ко местные эвакогоспитали, но и отправляла тысячи килограммов ее на фронт.

Особая забота была проявлена о детях фронтовиков. При ис­полкомах Советов работали комиссии по устройству детей, остав­шихся без родителей. Расширялась сеть детских учреждений. За годы войны, через систему детских домов прошло 12252 человека. Из героического Ленинграда было принято 3211 человек, Смолен­ской области – 1580, из других областей – 4110 человек. 1907 детей были устроены в порядке патронирования и усыновления. Каждый детский дом имел своего шефа. Молодежные организации об­ласти в течение одного года собрали в фонд помощи детям фрон­товиков 5 миллионов рублей, 55 тысяч пар обуви, 5 тысяч пар белья, и эвакуированным детям – 32 тысячи теплых вещей.

Люди фронта и тыла жили единой, жизнью. Единая цель была у них – победить фашизм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных