ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сталь и хлеб победы
На пересечении двух оживленных магистралей Самары -Московского шоссе и Кировского проспекта – на высоком постаменте установлен необычный памятник – боевой самолет Ил-2. Это не макет – это один из тех штурмовиков, что в годы Великой Отечественной войны были грозным оружием советских летчиков. Недаром же "черной смертью" называли гитлеровцы эти замечательные машины. А делали их здесь, на Волге, искусные руки рабочих, инженеров и техников Куйбышевского авиационного завода. Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой бы не использовалась боевая техника, созданная руками рабочих Куйбышевской области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности возросла в 4 раза, в Поволжье – в 5 раз. Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно большая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но как сырье для выработки горюче-смазочных материалов, крайне необходимых фронту. В области в 1942 году было добыто черного золота в 2,7 раза больше, чем в 1940-м, и в 1,3 раза больше, чем в 1941-м. ГКО поставил перед Куйбышевским нефтекомбинатом задачу – увеличить в 1943 году добыча нефти на 60,8 процента по сравнению с предыдущим годом. Задание было выполнено уже в августе. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза. Но мало было добывать нефть. Ее нужно было еще перерабатывать в авиационный бензин для самолетов, в дизельное топливо для танков, в смазочные материалы. Вот почему в рекордно короткий срок был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод. Первый эшелон бензина, полученного на заводе, 20 июля 1942 года был направлен на. Сталинградский фронт. Более тысячи мощных танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом. В военные годы в области родилась и газовая индустрия. В 1942-1943 годах по решению правительства был построен самый крупный для того времени в стране газопровод Бугуруслан-Куйбышев. С сентября 1943 до июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубических метров газа, что сберегло 370 тысяч тонн привозимого издалека каменного угля и высвободило 20 тысяч вагонов. За этими сухими цифрами – самоотверженный труд нефтяников и добытчиков газа. Они внесли неоценимый вклад в победу над врагом. Самоотверженно трудились работники местной промышленности. Особенно отличились в выполнении фронтовых заказов районные промкомбинаты Борского, Подбельского, Похвистневского и Камышлинского районов области. Война вызвала колоссальную потребность в людях – для комплектования армии, для восполнения боевых потерь, для расширения военного производства и строительства различного рода сооружений. На предприятия оборонного значения были переведены тысячи рабочих местной промышленности, коммунального хозяйства, 9 тысяч учащихся старших классов, студентов и домашних хозяек. За годы войны было мобилизовано для работы в промышленности, строительстве и на транспорте 128,5 тысячи человек. В 1945 году удельный вес женщин в промышленности области составлял 54,3 процента, на железнодорожном транспорте – 48, на водном транспорте – 40 процентов. За годы войны Куйбышевская область превратилась в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза. В промышленное и жилищное строительство было вложено 2467 миллионов рублей. Были созданы новые отрасли промышленности – нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная и другие. Страна получила от куйбышевцев 44,3 миллиона подшипников, 10467 станков, 400 локомобилей и т.д. В целом объем промышленного производства области увеличился в 7 раз, а по г.Куйбышеву – в 11. Героически трудилось в военные годы крестьянство. Среднее Поволжье в годы войны являлось одной из важнейших сельскохозяйственных баз Союза ССР. Временная потеря хлебородных районов на западе, близость к фронту, превращение края в один из важнейших арсеналов страны – все это усиливало военно-экономическое значение средневолжского хлеба. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, произведенного всем Поволжьем. За четыре года войны труженики сельского хозяйства сдали государству 97,7 тыс.т. мяса, 167.3 тыс. т молока, около 3 тыс. т шерсти, 82,4 млн. пудов зерна... В тяжелых условиях войны, при острой нехватке рабочих рук, тракторов, сельскохозяйственных машин они своим самоотверженным трудом сорвали замысел врага и обеспечили снабжение продовольствием нашей армии и тыла.
В фонд обороны
Несокрушимое единство фронта и тыла проявились с особой силой во всенародной помощи защитникам Родины. В первый период войны наиболее широко было развито патриотическое движение за создание Фонда обороны. Эта идея возникла в самой гуще народа. Параллельно с движением по созданию Фонда обороны начался сбор средств на вооружение и боевую технику Красной Армии. В ноябре 1941 года рабочие станкозавода решили отчислить однодневный заработок на строительство танковой колонны и призвали всех трудящихся последовать их примеру. К 1 января 1942 года на строительство танковой колонны было собрано 6 миллионов 476 тысяч рублей. Железнодорожники построили на свои средства и отправили на фронт бронепоезд и танковую колонну "Куйбышевский железнодорожник", речники – звено гидросамолетов "Речник Средней Волги". Было собрано 80,6 млн. рублей на строительство танковой колонны "Куйбышевский колхозник". В области было немало последователей саратовского колхозника Ф.Головатого, купившего на свои личные средства три боевых самолета-истребителя. Так, колхозник сельхозартели имени Кирова Борского района М.А.Игнатов и тракторист из Похвистневского района А.И.Столяров внесли из своих трудовых сбережений по 100 тысяч рублей. "Готов сам на танке, построенном на мои средства, -писал патриот А.Столяров,– громить ненавистного врага до полного уничтожения". Пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны "Юный пионер" 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей. Осенью 1941 года в Среднем Поволжье развернулось широкое движение трудящихся до сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. В короткий срок было собрано и отправлено на фронт более 1 миллиона теплых вещей и около 2 тысяч тонн праздничных подарков. Не было в области такого предприятия, учреждения, колхоза, совхоза, которые не приняли бы участия в шефстве над ранеными воинами. Тысячи домохозяек, колхозниц, школьников и пионеров, ученых, педагогов были постоянными посетителями госпиталей. Они помогали и медицинским работникам в их труде, заменяли раненым родных, близких, друзей. Активно действовал областной комитет помощи раненым воинам. Широкое распространение получило донорство. Областная станция переливания крови снабжала консервированной кровью не только местные эвакогоспитали, но и отправляла тысячи килограммов ее на фронт. Особая забота была проявлена о детях фронтовиков. При исполкомах Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Расширялась сеть детских учреждений. За годы войны, через систему детских домов прошло 12252 человека. Из героического Ленинграда было принято 3211 человек, Смоленской области – 1580, из других областей – 4110 человек. 1907 детей были устроены в порядке патронирования и усыновления. Каждый детский дом имел своего шефа. Молодежные организации области в течение одного года собрали в фонд помощи детям фронтовиков 5 миллионов рублей, 55 тысяч пар обуви, 5 тысяч пар белья, и эвакуированным детям – 32 тысячи теплых вещей. Люди фронта и тыла жили единой, жизнью. Единая цель была у них – победить фашизм. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|