ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
На рубеже веков (1990-2001 гг.)
В итоге реформ 1985-1991 гг. в стране начался глубочайший системный кризис: структурная перестройка промышленности привела к падению объемов производства, изменение централизованного министерского руководства – к абсолютно неуправляемой экономике, отдельные эксперименты в аграрной сфере – к сокращению сборов зерна, уменьшению продукции животноводства. Всеобщий дефицит товаров "правил бал". В рамках социализма все возможные эксперименты были сделаны, и они оказались неудачными. К началу 1992 г. ситуация в стране коренным образом изменилась. Не было уже КПСС, СССР был распущен и образовалось Содружество независимых государств. Новая правительственная "Программа углубления экономических реформ" стала осуществляться с 1 января 1992 г. В основных чертах сложившаяся только недавно, она ставила своей целью стабилизировать экономическую ситуацию в стране и подготовить Россию для "вхождения в мировое хозяйство", т.е. в социально организованную рыночную экономику. Впервые звучала мысль о том, что не только технические, но и организационные, финансовые западные новшества должны дать корни в российской действительности. В наших условиях это означало отказ от централизованного руководства экономикой, ее разгосударствление и регулирование экономики преимущественно через финансовую систему (банки), а не государственный бюджет. В правительстве, и в значительной части населения жили иллюзии о том, что становление современного рынка в наших условиях всеобщего товарного дефицита при величайшем желании народа жить лучше, при присущем на энтузиазме – дело, если не легкое, то достаточно быстрое. В течение пяти-шести лет предполагалось преодолеть спад производства, осуществить структурную перестройку промышленности и конверсию военного производства, а также на основе частной собственности на землю дать размах фермерскому движению. В Программе говорилось о том, что созидание новых экономических отношений должно было сопровождаться активной социальной политикой, поддерживающей людей в это трудное время. Реформы начались с 1 января 1992 г. и шли в трех плоскостях: либерализация оптовых и розничных цен; массовая приватизация государственной собственности; структурная перестройка промышленности и конверсия военного производства. Экономические реформы осуществлялись в условиях нестабильности власти, конфликты между законодательной и исполнительной властью даже приняли форму вооруженного столкновения (октябрь 1993 г.). В 1993-1994 гг. в центре и регионах формировались новые органы государственной власти. На смену советам народных депутатов пришли губернские, городские и Государственная думы. В условиях минимального государственного финансирования производства главная ответственность за судьбу реформ, за жизнь людей ложилась на местные администрацию и правительство. Наша область имела более весомый и разнообразный промышленный потенциал, чем в среднем по России, здесь пересекались многие транспортные магистрали, здесь была сосредоточена мощная научная и технологическая база. Все это создавало достаточно благоприятные условия для перехода экономики области на новые способы хозяйствования. В то же время узкая специализация, военное или просто монопрофильное производство губернского города значительно усложняли переход на рыночные рельсы предприятий, чья продукция не имела потребительского спроса. Создание рыночной среды началось с "освобождения" оптовых и розничных цен с 1 января 1992 г. Это означало, что цены на выпускаемые товары назначает производитель и продавец, а потребитель (покупая или, наоборот, не покупая их) регулирует размер цены. Одновременно легализировалась частная и индивидуальная торговля. Либерализация торговли привела к колоссальному скачку цен: в течение 1992 г. потребительские цены в области выросли в 25,9 раз, в 1993 – в 11,2 раза, в 1994 – в 4,9 раза. Правительство предупреждало население о предстоящем увеличении цен, но никто не ожидал такого громадного роста. Рыночное регулирование само по себе в российских условиях не действовало. Мгновенный рост цен вынудил население уменьшить потребление мяса, молока, рыбы, овощей и т.д. В большинстве семей расходы на питание выросли и составляли теперь 60-70% их бюджета. Новый толчок инфляции дало освобождение цен на энергоносители с лета 1992 г. Галопирующая инфляция перестроечных времен переросла в гиперинфляцию. По некоторым данным, с июля 1992 по январь 1993 г. было напечатано денег в четыре раза больше, чем их было в обращении до этого. Либерализация цен сопровождалась большим притоком на внутренний рынок импортных товаров. Они мгновенно насытили потребительский рынок страны, области в том числе, но практически не оставили шансов отечественному производителю выдерживать с ними конкуренцию. Предотвратить инфляцию для правительства становилось главной задачей. В течение осени 1992-1993 гг. прошел первый этап передачи государственных предприятий в частную собственность (приватизация). Граждане России получили бесплатно ваучеры – ценные бумаги, подтверждавшие право их владельцев на покупку государственной собственности в размере 10 тыс.руб. Эти ваучеры в течение 1993 г. можно было обменять на акции приватизируемых предприятий, сдать в чековый инвестиционный фонд, который приобретал акции по поручению вкладчиков, или просто продать. Акционерными стали предприятия "Авиакор", "Самеко", "Самаранефтегаз", "Строммашина", производственное объединение "Красная звезда" и многие другие. Второй, денежный этап приватизации начался в 1994 г., когда акции приватизируемых предприятий стали продаваться на аукционах, появлялись реальные их собственники в лице отечественных и иностранных предпринимателей. Началось формирование крупных финансово-промышленных групп и холдингов (держательских компаний, имевших значительный пакет акций предприятий), а затем и распределение между ними сфер влияния. В этой борьбе не обошлось без преступлений, физической расправы противоборствующих сторон. Так, в декабре 1991 г. был убит директор Новокуйбышевского перерабатывающего завода И.А.Дик. Чуть позже завод вошел в состав крупнейшей нефтяной компании ЮКОС. В нашей области к началу 1995 г. было приватизировано около 60% предприятий, где было занято более половины всего трудоспособного населения области (590 тыс. человек). По данным на 1 июля 1997 г., 85% предприятий области находится в частном владении (в России – 71,8%). Итак, промышленные предприятия стали объектом купли-продажи на фондовом рынке. Одновременно в области, как и в стране, проводилась малая приватизация, когда в частную собственность распродавались магазины, предприятия общественного питания, сферы услуг. Началась приватизация жилья. В годы экономических реформ появились специализированные предприятия оптовой торговли – биржи. Сейчас в области действуют три биржи – Самарская фондовая региональная, Самарская валютная межбанковская, Тольяттинская универсальная. Важное место в рыночной инфраструктуре заняли коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Первыми коммерческими банками в области стали появившиеся в 1989 г. Автовазбанк и Волгоинкомбанк. В 1994 г. в области работало уже более 25 самостоятельных и отделений центральных коммерческих банков. Из местных самыми крупными были Автовазбанк, Средневолжский коммерческий (СВКБ), Ладабанк и Самараагробанк, которые до рейтингу 1994 г. входили в 100 крупнейших банков страны. Со второй половины 1990-х годов все больше наблюдалась концентрация банковского капитала, поглощение местных банков крупными столичными. Только в течение 1996 г. в Самарской области число действующих банков уменьшилось с 36 до 27. На территории области работают филиалы и отделения 27 иногородних банков. Ныне укрепившиеся на финансовом рынке банки стали заниматься преимущественно операциями с ценными бумагами, государственными краткосрочными обязательствами, акциями приватизированных предприятий. В условиях спада промышленного производства, нестабильной политической ситуации в стране игра на фондовом рынке была более надежным и прибыльным делом, нежели инвестирование промышленного и сельскохозяйственного производства. Итак, на протяжении первой половины 1990-х годов в Самарской области оформился свободный рынок товаров и услуг, рынок средств производства, возник фондовый рынок и определились его главные участники. Эти перемены в жизни общества, однако, не привели к ликвидации экономического кризиса в стране и области. Возрождение хозяйства, поддержка населения в этих условиях теперь становились главными. Экономический кризис, начавшийся еще в советские годы, пока продолжается. Объем промышленного производства области в 1996 г. составил 58,3% от уровня 1990 г. Особенно быстрым снижение объемов производства было в цветной металлургии, химических отраслях, нефтедобыче и нефтепереработке, машиностроении, легкой промышленности. Во второй половине 1990-х годов наибольший спад пришелся на легкую, деревообрабатывающую, целлюлозобумажную отрасли. На 1 января 1997 г. 44% промышленных предприятий области были убыточными. В 1996-1997 гг. наметились первые положительные изменения в промышленности области. В 1996 г. наблюдался рост производственных инвестиций (107% по сравнению с предыдущим годом). Самарская область по рейтингу инвестиционной привлекательности заняла пятое место среди регионов России. В 1997 г. впервые за десять последних лет было достигнут рост объемов промышленного производства (107,8% за девять месяцев 1997 г. по сравнению с аналогичным показателем за 1996 г.). Появились первые надежды на улучшение экономической ситуации и выход из кризиса. Экологическое состояние области в значительной степени зависит от состояния промышленного производства. Самарская область входит в число территорий с "устойчивой плотностью экологически опасной аварийности". По территории области проходит более 40 тыс.км продуктопроводов, газо- и нефтепроводов, аммиако-провод. Загрязнение близлежащей территории, крайняя изношенность магистралей, утечка нефти и газа, – все это тоже реалии нынешней ситуации в области. Многие реки загрязнены водными отходами, особенно Чапаевка, Криуша, Крымза, Съезжая (устье) и особенно Падовая. В малых городах области (Похвистнево, Жигулевск, Чапаевск), где тяжелая экологическая обстановка и особенно велик спад производства на бывших военных предприятиях, а рыночная инфраструктура не развита, правительство области предполагает создать особые экономические зоны (привлечение сюда инвестиций извне, налоговые льготы частным предпринимателям, широкая система обучения малому бизнесу). Организация и управление промышленными предприятиями также вступили в другую стадию. В годы приватизации практически все промышленные гиганты области стали акционерными предприятиями, действующими на рынке самостоятельно, практически без государственного вмешательства. Лишь размер отчислений от прибыли, доля косвенных налогов, которые поступают в федеральный и местный бюджеты, являются главным рычагом государственного регулирования промышленного производства. Последнее десятилетие – время роста мелкого бизнеса и предпринимательства в стране и ее регионах. На сегодняшний день предприятий такого рода в области более 50 тыс. Создание рыночной экономики сопровождалась ростом теневой экономики, укрывающейся от налогообложения. В России, по данным Министерства внутренних дел, здесь производится до 40% валового внутреннего продукта, а получаемая прибыль распределяется келейно. Твердый государственный контроль за "свободной рыночной деятельностью предприятий" – единственное средство наведения порядка.
Сельскохозяйственное производство в настоящее время продолжает находиться в кризисе. Объемы производства падают с 1989 г. В 1995 г. валовая стоимость сельхозпродукции составляла 69% от уровня 1991 г. Однако 2001 год оказался весьма урожайным, Отдельные успехи связаны с внедрением в некоторых хозяйствах новых западных технологий. Так, с участием администрации г.Тольятти, АО "АвтоВАЗ", АО "Инвестиции" была построена молочная ферма в с.Хрящевка Ставропольского района. Надои от одной коровы доходят здесь до 36 л в день с жирностью 4,5%, тогда как средний надой по области – 6 л от одной коровы. В сельском хозяйстве много проблем, может быть, больше, чем в промышленности – диспропорция в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары, высокие ставки за банковский кредит, старение машинно-тракторного парка, необходимость улучшения структуры земельных угодий. Значимость решения всех этих проблем осознается местными властями. Аграрная политика администрации области направлена на поддержку аграрно-промышленных комплексов, на внедрение здесь современных технологий, в том числе западных_ Однако в стране не решен аграрный вопрос. Как мы помним из истории, именно он являлся часто главной причиной активных революционных потрясений в российском обществе начала XX в. Администрация Самарской области исходит из того, что аграрный вопрос необходимо решать поэтапно, с постепенным введением принципа частной собственности на землю. В 1994 г. в области было 5099 фермерских хозяйств (в среднем по 44 га на каждое), 17 сельскохозяйственных кооперативов, 41 ассоциация крестьянских хозяйств, 177 акционерных обществ, созданные на базе бывших колхозов и совхозов. Сельхозпродукцию производили 3650 фермерских хозяйств, 188 акционерных товариществ и кооперативов, 249 колхозов и совхозов. Подавляющая часть хозяйств продолжала оставаться кооперированными и объединенными. Государственный сектор (колхозы и совхозы) давал менее 10% сельхозпродукции. Большинство сельхозпредприятий области (70%), и коллективной и частной форм собственности, сегодня убыточно.
Социальная структура рыночного общества сложна и многообразна. Работники государственных учреждений, служащие банков и частных фирм, свободные предприниматели и торговцы ("челноки"), лица индивидуального труда, безработные, пенсионеры, дети и инвалиды – все эти социальные группы оказываются в неравных стартовых условиях в ходе экономических реформ последнего десятилетия. Для конкуренции на рынке должны быть созданы равные для всех условия. Государственная поддержка престарелых граждан в виде пенсий (постоянно индексируемых), пособий – одна из главных форм создания "общества равных возможностей". Во второй половине 1990-х годов она стала активней. В конце 1960 – начале 1990-х годов в области оформилась значительная группа свободных предпринимателей (по данным официальной статистики, в области в 1994 г. их было 106 тыс. человек, или 7,7% занятого населения). В основном это лица, занимающиеся в сфере мелкого промышленного производства, торговли, сервиса, информации. Свободные предприниматели вместе с директорами акционерных промышленных предприятий, банкирами составляют прослойку наиболее обеспеченных граждан. Другой полюс в социальной структуре представляют безработные. В начале рыночных реформ на биржах труда области было зарегистрировано 1,2% трудоспособного населения, ищущего работы, а скрытая безработица составляла около 9-10%). Нарастающий спад производства, закрытие предприятий, конечно, вело к дальнейшему росту безработицы. Официальная статистика свидетельствует о том, что в 1996 г. уже 3,4% трудоспособного населения области искало и не находило работы. В небольших городах (Похвистнево, Чапаевск, Жигулевск), где было монопрофильное военное производство, в сельских районах (Борский, Челно-Вершинский, Богатовский) ситуация с занятостью на грани критической. Официальная безработица здесь составляет от 7 до 10%, растут смертность и болезни. Областные реалии демонстрируют также увеличение разрыва в уровне доходов предпринимателей, банкиров, с одной стороны, и рабочих, врачей, учителей, с другой. По официальным данным, доходы богатых жителей области почти в 15 раз превышали доходы наименее обеспеченных. Расслоение общества довольно болезненно воспринимается жителями области. Часто большая разница в доходах разделила на противоположные стороны родственные семьи, друзей и т.д. В 1993-1995 гг. была проведена реорганизация управленческого аппарата области. Сформирована администрация, принят Устав (Основной Закон) Самарской области. Было проведено четкое разграничение функций исполнительной (администрация области), законодательной (Губернская дума) власти. В администрации области ряд комитетов отвечает за социально-экономическое развитие региона. Это Комитет по экономике и финансам, который занимается вопросами прогнозирования социально-экономического развития и разработкой экономической политики области; финансовое управление (вопросы текущего финансового обеспечения экономической деятельности); Комитет по социальным вопросам; Департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству; Комитет по топливу, энергетике и транспорту; Управление сельского хозяйства и продовольствия; Комитет по управлению имуществом Самарской области; Главное управление труда. Помимо этих специальных подразделений администрации отдельные направления социально-экономического регулирования осуществляют Главное управление социальной защиты населения. Управление ценовой политики, Департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса. Финансово-хозяйственное управление. Управление международных и внешнеэкономических связей. Помимо местных органов власти действуют в области и представители федеральной власти. В Самарской области на содержание управленческого аппарата уходит 8% расходов областного бюджета. В условиях глубокого экономического кризиса местные власти главное внимание уделяли способам социальной поддержки населения, сохранению научного и культурно-образовательного потенциала области (более 50% расходов областного бюджета в 1997 г.). Рост уровня и качества жизни населения администрация Самарской области считает главным в своей практической деятельности. В системе российского и мирового рынка область является одним из важных участников. Подавляющую часть внешнеторгового оборота (84%) она осуществляет с государствами дальнего зарубежья, 16% – со странами СНГ. По объему экспорта Самарская область занимает сегодня седьмое место среди российских регионов, шестое -по импорту. На душу населения области сумма годового экспорта составляет 540 долл. США, сумма импорта – 308 долл. Крупнейшими экспортерами в области являются "Самаранефтегаз", Тольяттиазот, Куйбышевазот, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Основные партнеры этих предприятий – США (покупают алюминиевый прокат, химические кислоты, технический спирт), Финляндия (нефть, минеральное топливо), Китай (азотные удобрения). В область завозятся продукция машиностроения, оборудование (32% стоимости импорта), металлические изделия (20%), каучук, технические изделия, пластические массы (9,8%), средства наземного транспорта (5,4%). Основные страны-поставщики – Германия (20,6%), Украина (18,7%), Словакия (5%), Япония (4,4%) и др. В области действуют более 300 совместных и иностранных предприятий, в создании которых принимали участие фирмы 56 стран мира. Наибольшее их число учреждено совместно с Германией, США, Украиной, Китаем, Италией и Болгарией. В 1990-е годы начала складываться экономическая интеграция волжских территорий. С 10 июля 1991 г. распоряжением председателя Верховного Совета РСФСР была образована Ассоциация "Большая Волга" (сокращенно АБВ) по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжья с центром в Самаре. В ее состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, а также области – Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская. Экономический потенциал их очень различен. Так, в Самарской области он в 32,6 раза выше, чем в Калмыкии, и в 9,3 раза выше, чем в Астраханской области. Это обстоятельство ставит большие проблемы и трудности перед АБВ. АБВ совместно разрабатывает проекты улучшения экологического состояния Волжского бассейна, распространяет опыт отдельных предприятий по выходу промышленности и сельского хозяйства волжских территорий из экономического кризиса. * * * Современная структура областной экономики постепенно приобретает вид, соответствующий современной мировой структуре. В валово-региональном продукте производство товаров составляет 43,3% (1997 г.), производство услуг – 38,2%. Нематериальное производство постепенно становится ведущим. В губернии работают предприятия со смешанным капиталом, в том числе иностранным, развиваются внешнеторговые связи с разными областями России, ближнего и дальнего зарубежья. С помощью электронной почты, сети Интернет область связана почти с любой точкой земного шара. Изменилась и социальная структура общества. В области сегодня причастны к сельскому и лесному хозяйству всего 9,1% экономически активного населения, в промышленном секторе трудится 29,1%,в торговле – 14%, 15% – в строительстве и транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 5,7%, в сфере образования, здравоохранения и науки – 19%, в сфере кредита и страхования – 1,3%. Управленческий аппарат составляет 4,6% занятого в экономике населения. Доля безработных составила 11,7% от численности экономически активного населения (190 тыс.чел.). Пятая часть работающих (22,3%) имеет высшее профессиональное образование, 40,7% – среднее профессиональное, 20,9% – среднее. Стремятся найти свое место в новых экономических условиях известные гиганты самарской индустрии: "Куйбышевнефть", нефтеперерабатывающий завод, "Куйбышевкабель", п/о "Куйбышевбурмаш", Средневолжский станкостроительный завод, п/о автотракторного оборудования, 4-й и 9-й подшипниковые заводы (п/о "Шар"), "Строммашина", завод КИНАП, Металлургический завод и многие другие. Развертывается огромная работа по конверсии самарских предприятий военно-промышленного комплекса. Вот лишь один из примеров. Ю.А.Гагарин полетел на самарской (безымянской) ракете. Это позже ей дали название "Восток". Потом появились "Восход", "Молния", "Союз", который до сих пор выносит на орбиту пилотируемые космические корабли "Союз ТМ" и грузовые корабли "Прогресс". Американцы признавали, что надежность нашей ракеты выше, чем у их носителей такого же класса. Сейчас в Центральном специализированном конструкторском бюро (генеральный конструктор дважды Герой Труда, лауреат государственных премий, академик Д.И.Козлов) разрабатывают новый унифицированный носитель среднего класса, который сделает ненужным выпуск нескольких типов двигателей и боковых блоков. Она будет более мощной. И это позволит перенести часть пусков пилотируемых и грузовых космических кораблей из Байконура в Плисецк. Велики заслуги ЦСКБ в разработке и производстве спутников. А со спутников видны залежи полезных ископаемых, подземные линзы с пресной водой, состояние трубопроводов, подземных коммуникаций, а также почв, лесов, водоемов, воздуха. По результатам съемок составляются карты, прокладываются транспортные магистрали, определяется будущий урожай и места археологических изысканий. Двойное (и военное и гражданское) назначение техники – это и есть настоящая конверсия. Но в ЦСКБ десятки разработок сугубо гражданской продукции. За последние десятилетия Самара прочно закрепилась в числе крупнейших промышленных центров страны, бастионов российской экономики. Реактивные лайнеры и сложнейшие станки, металлопрокат и двигатели, подшипники и часы, оборудование для угольной и горнорудной промышленности, железобетонные конструкции и электрокабели, телевизоры и электронные приборы, конфеты и шоколад – эти и многие другие виды продукции самарской промышленности пользуются большим спросом, широкой известностью и авторитетом во всех уголках страны. Каждый третий координатно-расточный станок, каждый четвертый подшипник, каждый десятый станок токарно-винторезной группы, сделанные в России, имеют самарскую марку. Долотами, выпущенными в нашем городе, бурят 70% нефтяных скважин страны. Для всех тракторостроителей нашей страны поставляются самарские клапаны и магнето. Товары и изделия, изготовленные в Самаре, экспортируются и сегодня более чем в 50 государств мира. Самара представляет собой важный узел железнодорожных и воздушных сообщений. Сегодня предприятия области производят свыше 4% валового продукта промышленности всей страны. В настоящее время в области в основном завершена приватизация. С началом этого процесса изменили форму собственности 2590 предприятий (91,2% от общего количества подлежащих приватизации). Завершено разгосударствление предприятий торговли, бытового обслуживания населения, строительства, АПК и автотранспорта, теплоэнергетического комплекса, большей части крупных и средних предприятий машиностроения. На территории области действует 31 814 частных предприятий, в том числе 2590 созданных в ходе реформ. От продажи государственных и муниципальных предприятий в области было получено 130 млрд. руб. В результате приватизации в 1995 г. на негосударственных предприятиях было получено 98% промышленного производства, а негосударственная торговля обеспечивает 90% товарооборота. В 1993-1995 гг. 53% сельхозпредприятий были реорганизованы в рыночные структуры: акционерные общества, товарищества, ассоциации и кооперативы. Более 1,1 млн. граждан получили в собственность земельные участки. Доля продукции хозяйств населения в общем объеме выросла с 26 до 43%. На середину 1996 г. в области имелось 3600 единоличных фермерских хозяйств. Самарцы вносят заметный вклад в ускорение научно-технического прогресса. Разработкой и внедрением в производство передовой техники и технологии занято около 20 тыс. работников науки. 14 вузов и 40 техникумов ежегодно готовят 15-16 тыс. квалифицированных специалистов. В последние годы растет число кооперативов, малых предприятий, акционерных обществ. Некоторые из них смогли наладить солидное производство и оказывают серьезные услуги в строительно-проектном деле, в области медицины и образования. В их числе: "Подшипник" (производство подшипников), "Инициатива" (деревообработка), "Транспортный строитель", "Строймонтаж", "Новое строительство", "Антей" (доводка вычислительной техники). Российско-германское совместное предприятие АГТ, "Диагностика", Центр нетрадиционных методов лечения и многие другие. Растет число бирж, торговых домов, страховых компаний: Поволжская универсальная биржа, биржа "Самара", торговые дома "Волга", акционерная страховая компания "Самара-Аско", медицинская страховая компания "Самакс" и другие. Значительно выросла сеть коммерческих банков. Продолжается строительство метрополитена в Самаре. Первая очередь, как известно, действует. На очереди пуск станций "Гагаринская", а затем "Московская" (на пересечении ул. Гагарина и Московского шоссе), "Российская" (около ДК. АО "Шар"). Метро, как впечатляющее инженерно-техническое и архитектурно-художественное транспортное сооружение изменит облик города и его инфраструктуры. Областная дума и администрация городов и районов все большее внимание уделяют стратегическим вопросам развития края.
Вопросы и задания 1. Расскажите об основных направлениях промышленного развития области в 50-80-е годы XX века. 2. Перечислите крупнейшие промышленные предприятия, построенные в 50-70-е годы XX века. 3. Какую роль играют в экономике области Волжская ГЭС и. Волжский автомобильный завод? 4. Что Вы знаете о развитии нефтяной, газовой, нефтехимической промышленности в области? 5. Знаете ли Вы имена кавалеров государственных наград, лауреатов государственных премий – наших земляков? 6. Назовите крупнейшие промышленные центры области. 7. Почему на рубеже 80-90-х гг. усилились кризисные явления в экономике края. 8. Назовите крупнейшие строительные организации области. 9. Назовите примечательные объекты г.Самары, построенные в 60-90-х гг. XX века.
Лекция семнадцатая
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|