Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На рубеже веков (1990-2001 гг.)




 

В итоге реформ 1985-1991 гг. в стране начался глубочайший системный кризис: структурная перестройка промышленности привела к падению объемов производства, изменение централизованного министерского руководства – к абсолютно неуправляемой экономике, отдельные эксперименты в аграрной сфере – к сокращению сборов зерна, уменьшению продукции животноводства. Всеобщий дефицит то­варов "правил бал". В рамках социализма все возможные экспери­менты были сделаны, и они оказались неудачными.

К началу 1992 г. ситуация в стране коренным образом изменилась. Не было уже КПСС, СССР был распущен и образовалось Содружество не­зависимых государств.

Новая правительственная "Программа углубления экономических реформ" стала осуществляться с 1 января 1992 г. В основных чертах сложивша­яся только недавно, она ставила своей целью стабилизировать эко­номическую ситуацию в стране и подготовить Россию для "вхождения в мировое хозяйство", т.е. в социально организованную рыночную экономику. Впервые звучала мысль о том, что не только техничес­кие, но и организационные, финансовые западные новшества должны дать корни в российской действительности. В наших условиях это означало отказ от централизованного руководства экономикой, ее разгосударствление и регулирование экономики преимущественно через финансовую систему (банки), а не государственный бюджет.

В правительстве, и в значительной части населения жили иллю­зии о том, что становление современного рынка в наших условиях всеобщего товарного дефицита при величайшем желании народа жить лучше, при присущем на энтузиазме – дело, если не легкое, то до­статочно быстрое. В течение пяти-шести лет предполагалось прео­долеть спад производства, осуществить структурную перестройку промышленности и конверсию военного производства, а также на основе частной собственности на землю дать размах фермерскому движению. В Программе говорилось о том, что созидание новых эко­номических отношений должно было сопровождаться активной социаль­ной политикой, поддерживающей людей в это трудное время. Реформы начались с 1 января 1992 г. и шли в трех плоскостях: либерализация оптовых и розничных цен; массовая приватизация государственной собственности; структурная перестройка промышленности и конвер­сия военного производства.

Экономические реформы осуществлялись в условиях нестабильно­сти власти, конфликты между законодательной и исполнительной властью даже приняли форму вооруженного столкновения (октябрь 1993 г.). В 1993-1994 гг. в центре и регионах формировались но­вые органы государственной власти. На смену советам народных де­путатов пришли губернские, городские и Государственная думы. В условиях минимального государственного финансирования производ­ства главная ответственность за судьбу реформ, за жизнь людей ло­жилась на местные администрацию и правительство.

Наша область имела более весомый и разнообразный промышлен­ный потенциал, чем в среднем по России, здесь пересекались многие транспортные магистрали, здесь была сосредоточена мощная научная и технологическая база. Все это создавало достаточно благоприят­ные условия для перехода экономики области на новые способы хо­зяйствования. В то же время узкая специализация, военное или просто монопрофильное производство губернского города значительно усложняли переход на рыночные рельсы предприятий, чья продук­ция не имела потребительского спроса.

Создание рыночной среды началось с "освобождения" оптовых и розничных цен с 1 января 1992 г. Это означало, что цены на вы­пускаемые товары назначает производитель и продавец, а потреби­тель (покупая или, наоборот, не покупая их) регулирует размер цены. Одновременно легализировалась частная и индивидуальная тор­говля.

Либерализация торговли привела к колоссальному скачку цен: в течение 1992 г. потребительские цены в области выросли в 25,9 раз, в 1993 – в 11,2 раза, в 1994 – в 4,9 раза.

Правительство предупреждало население о предстоящем увеличе­нии цен, но никто не ожидал такого громадного роста. Рыночное регулирование само по себе в российских условиях не действовало. Мгновенный рост цен вынудил население уменьшить потребление мяса, молока, рыбы, овощей и т.д. В большинстве семей расходы на пита­ние выросли и составляли теперь 60-70% их бюджета. Новый толчок инфляции дало освобождение цен на энергоносители с лета 1992 г. Галопирующая инфляция перестроечных времен переросла в гиперинф­ляцию. По некоторым данным, с июля 1992 по январь 1993 г. было напечатано денег в четыре раза больше, чем их было в обращении до этого.

Либерализация цен сопровождалась большим притоком на внут­ренний рынок импортных товаров. Они мгновенно насытили потреби­тельский рынок страны, области в том числе, но практически не оставили шансов отечественному производителю выдерживать с ними конкуренцию. Предотвратить инфляцию для правительства ста­новилось главной задачей.

В течение осени 1992-1993 гг. прошел первый этап передачи государственных предприятий в частную собственность (приватиза­ция). Граждане России получили бесплатно ваучеры – ценные бумаги, подтверждавшие право их владельцев на покупку государственной собственности в размере 10 тыс.руб. Эти ваучеры в течение 1993 г. можно было обменять на акции приватизируемых предприятий, сдать в чековый инвестиционный фонд, который приобретал акции по пору­чению вкладчиков, или просто продать. Акционерными стали пред­приятия "Авиакор", "Самеко", "Самаранефтегаз", "Строммашина", производственное объединение "Красная звезда" и многие другие.

Второй, денежный этап приватизации начался в 1994 г., когда акции приватизируемых предприятий стали продаваться на аукционах, появлялись реальные их собственники в лице отечественных и ино­странных предпринимателей. Началось формирование крупных финансово-промышленных групп и холдингов (держательских компаний, имевших значительный пакет акций предприятий), а затем и распределение между ними сфер влияния.

В этой борьбе не обошлось без преступлений, физической рас­правы противоборствующих сторон. Так, в декабре 1991 г. был убит директор Новокуйбышевского перерабатывающего завода И.А.Дик. Чуть позже завод вошел в состав крупнейшей нефтяной компании ЮКОС. В нашей области к началу 1995 г. было приватизировано око­ло 60% предприятий, где было занято более половины всего трудо­способного населения области (590 тыс. человек). По данным на 1 июля 1997 г., 85% предприятий области находится в частном владе­нии (в России – 71,8%). Итак, промышленные предприятия стали объектом купли-продажи на фондовом рынке. Одновременно в облас­ти, как и в стране, проводилась малая приватизация, когда в частную собственность распродавались магазины, предприятия об­щественного питания, сферы услуг. Началась приватизация жилья.

В годы экономических реформ появились специализированные предприятия оптовой торговли – биржи. Сейчас в области действу­ют три биржи – Самарская фондовая региональная, Самарская валют­ная межбанковская, Тольяттинская универсальная.

Важное место в рыночной инфраструктуре заняли коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Первыми коммерческими банками в области стали появившиеся в 1989 г. Автовазбанк и Волгоинкомбанк. В 1994 г. в области работало уже более 25 само­стоятельных и отделений центральных коммерческих банков. Из местных самыми крупными были Автовазбанк, Средневолжский коммер­ческий (СВКБ), Ладабанк и Самараагробанк, которые до рейтингу 1994 г. входили в 100 крупнейших банков страны.

Со второй половины 1990-х годов все больше наблюдалась кон­центрация банковского капитала, поглощение местных банков круп­ными столичными. Только в течение 1996 г. в Самарской области число действующих банков уменьшилось с 36 до 27. На территории области работают филиалы и отделения 27 иногородних банков.

Ныне укрепившиеся на финансовом рынке банки стали заниматься преимущественно операциями с ценными бумагами, государственными краткосрочными обязательствами, акциями приватизированных пред­приятий. В условиях спада промышленного производства, неста­бильной политической ситуации в стране игра на фондовом рынке была более надежным и прибыльным делом, нежели инвестирование промышленного и сельскохозяйственного производства.

Итак, на протяжении первой половины 1990-х годов в Самарской области оформился свободный рынок товаров и услуг, рынок средств производства, возник фондовый рынок и определились его главные участники.

Эти перемены в жизни общества, однако, не привели к ликви­дации экономического кризиса в стране и области. Возрождение хозяйства, поддержка населения в этих условиях теперь станови­лись главными.

Экономический кризис, начавшийся еще в советские годы, пока продолжается. Объем промышленного производства области в 1996 г. составил 58,3% от уровня 1990 г. Особенно быстрым снижение объ­емов производства было в цветной металлургии, химических отрас­лях, нефтедобыче и нефтепереработке, машиностроении, легкой промышленности. Во второй половине 1990-х годов наибольший спад пришелся на легкую, деревообрабатывающую, целлюлозобумажную от­расли. На 1 января 1997 г. 44% промышленных предприятий области были убыточными.

В 1996-1997 гг. наметились первые положительные изменения в промышленности области. В 1996 г. наблюдался рост производст­венных инвестиций (107% по сравнению с предыдущим годом). Са­марская область по рейтингу инвестиционной привлекательности заняла пятое место среди регионов России. В 1997 г. впервые за десять последних лет было достигнут рост объемов промышленного производства (107,8% за девять месяцев 1997 г. по сравнению с аналогичным показателем за 1996 г.). Появились первые надежды на улучшение экономической ситуации и выход из кризиса.

Экологическое состояние области в значительной степени за­висит от состояния промышленного производства. Самарская об­ласть входит в число территорий с "устойчивой плотностью экологи­чески опасной аварийности". По территории области проходит бо­лее 40 тыс.км продуктопроводов, газо- и нефтепроводов, аммиако-провод. Загрязнение близлежащей территории, крайняя изношенность магистралей, утечка нефти и газа, – все это тоже реалии нынешней ситуации в области. Многие реки загрязнены водными отходами, особенно Чапаевка, Криуша, Крымза, Съезжая (устье) и особенно Падовая.

В малых городах области (Похвистнево, Жигулевск, Чапаевск), где тяжелая экологическая обстановка и особенно велик спад про­изводства на бывших военных предприятиях, а рыночная инфраструк­тура не развита, правительство области предполагает создать особые экономические зоны (привлечение сюда инвестиций извне, налоговые льготы частным предпринимателям, широкая система обу­чения малому бизнесу).

Организация и управление промышленными предприятиями также вступили в другую стадию. В годы приватизации практически все промышленные гиганты области стали акционерными предприятиями, действующими на рынке самостоятельно, практически без государ­ственного вмешательства. Лишь размер отчислений от прибыли, до­ля косвенных налогов, которые поступают в федеральный и местный бюджеты, являются главным рычагом государственного регулирования промышленного производства.

Последнее десятилетие – время роста мелкого бизнеса и пред­принимательства в стране и ее регионах. На сегодняшний день предприятий такого рода в области более 50 тыс.

Создание рыночной экономики сопровождалась ростом теневой экономики, укрывающейся от налогообложения. В России, по данным Министерства внутренних дел, здесь производится до 40% валового внутреннего продукта, а получаемая прибыль распределяется келейно.

Твердый государственный контроль за "свободной рыночной де­ятельностью предприятий" – единственное средство наведения по­рядка.

 

Сельскохозяйственное производство в настоящее время про­должает находиться в кризисе. Объемы производства падают с 1989 г. В 1995 г. валовая стоимость сельхозпродукции составля­ла 69% от уровня 1991 г.

Однако 2001 год оказался весьма урожайным, Отдельные успехи связаны с внедрением в некоторых хозяйствах новых западных технологий. Так, с участием администрации г.Толь­ятти, АО "АвтоВАЗ", АО "Инвестиции" была построена молочная фер­ма в с.Хрящевка Ставропольского района. Надои от одной коровы доходят здесь до 36 л в день с жирностью 4,5%, тогда как средний надой по области – 6 л от одной коровы.

В сельском хозяйстве много проблем, может быть, больше, чем в промышленности – диспропорция в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары, высокие ставки за банковский кредит, старение машинно-тракторного парка, необходимость улучшения струк­туры земельных угодий. Значимость решения всех этих проблем осознается местными властями. Аграрная политика администрации области направлена на поддержку аграрно-промышленных комплексов, на внедрение здесь современных технологий, в том числе западных_

Однако в стране не решен аграрный вопрос. Как мы помним из истории, именно он являлся часто главной причиной активных ре­волюционных потрясений в российском обществе начала XX в. Администрация Самарской области исходит из того, что аграрный вопрос необходимо решать поэтапно, с постепенным введением прин­ципа частной собственности на землю.

В 1994 г. в области было 5099 фермерских хозяйств (в среднем по 44 га на каждое), 17 сельско­хозяйственных кооперативов, 41 ассоциация крестьянских хозяйств, 177 акционерных обществ, созданные на базе бывших колхозов и совхозов. Сельхозпродукцию производили 3650 фермерских хозяйств, 188 акционерных товариществ и кооперативов, 249 колхозов и сов­хозов. Подавляющая часть хозяйств продолжала оставаться коопе­рированными и объединенными. Государственный сектор (колхозы и совхозы) давал менее 10% сельхозпродукции.

Большинство сельхозпредприятий области (70%), и коллективной и частной форм собственности, сегодня убыточно.

 

Социальная структура рыночного общества сложна и многооб­разна. Работники государственных учреждений, служащие банков и частных фирм, свободные предприниматели и торговцы ("челноки"), лица индивидуального труда, безработные, пенсионеры, дети и ин­валиды – все эти социальные группы оказываются в неравных старто­вых условиях в ходе экономических реформ последнего десятилетия. Для конкуренции на рынке должны быть созданы равные для всех ус­ловия. Государственная поддержка престарелых граждан в виде пенсий (постоянно индексируемых), пособий – одна из главных форм создания "общества равных возможностей". Во второй половине 1990-х годов она стала активней.

В конце 1960 – начале 1990-х годов в области оформилась зна­чительная группа свободных предпринимателей (по данным официаль­ной статистики, в области в 1994 г. их было 106 тыс. человек, или 7,7% занятого населения). В основном это лица, занимающиеся в сфере мелкого промышленного производства, торговли, сервиса, ин­формации. Свободные предприниматели вместе с директорами акционер­ных промышленных предприятий, банкирами составляют прослойку на­иболее обеспеченных граждан.

Другой полюс в социальной структуре представляют безработ­ные. В начале рыночных реформ на биржах труда области было за­регистрировано 1,2% трудоспособного населения, ищущего работы, а скрытая безработица составляла около 9-10%). Нарастающий спад производства, закрытие предприятий, конечно, вело к дальнейшему росту безработицы. Официальная статистика свидетельствует о том, что в 1996 г. уже 3,4% трудоспособного населения области искало и не находило работы. В небольших городах (Похвистнево, Чапаевск, Жигулевск), где было монопрофильное военное производство, в сельских районах (Борский, Челно-Вершинский, Богатовский) ситуация с занятостью на грани критической. Официальная безработица здесь составляет от 7 до 10%, растут смертность и болезни.

Областные реалии демонстрируют также увеличение разрыва в уровне доходов предпринимателей, банкиров, с одной стороны, и ра­бочих, врачей, учителей, с другой. По официальным данным, доходы богатых жителей области почти в 15 раз превышали доходы наименее обеспеченных.

Расслоение общества довольно болезненно воспринимается жите­лями области. Часто большая разница в доходах разделила на про­тивоположные стороны родственные семьи, друзей и т.д.

В 1993-1995 гг. была проведена реорганизация управленческого аппарата области. Сформирована администрация, принят Устав (Ос­новной Закон) Самарской области. Было проведено четкое разграни­чение функций исполнительной (администрация области), законода­тельной (Губернская дума) власти. В администрации области ряд комитетов отвечает за социально-экономическое развитие региона. Это Комитет по экономике и финансам, который занимается вопроса­ми прогнозирования социально-экономического развития и разработ­кой экономической политики области; финансовое управление (во­просы текущего финансового обеспечения экономической деятельнос­ти); Комитет по социальным вопросам; Департамент по строительст­ву, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству; Комитет по топливу, энергетике и транспорту; Управление сельско­го хозяйства и продовольствия; Комитет по управлению имуществом Самарской области; Главное управление труда. Помимо этих спе­циальных подразделений администрации отдельные направления со­циально-экономического регулирования осуществляют Главное управ­ление социальной защиты населения. Управление ценовой политики, Департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса. Фи­нансово-хозяйственное управление. Управление международных и внешнеэкономических связей. Помимо местных органов власти действуют в области и представители федеральной власти. В Самарской области на содержание управленческого аппарата уходит 8% расхо­дов областного бюджета.

В условиях глубокого экономического кризиса местные власти главное внимание уделяли способам социальной поддержки населения, сохранению научного и культурно-образовательного потенциала обла­сти (более 50% расходов областного бюджета в 1997 г.). Рост уров­ня и качества жизни населения администрация Самарской области счи­тает главным в своей практической деятельности.

В системе российского и мирового рынка область является од­ним из важных участников. Подавляющую часть внешнеторгового обо­рота (84%) она осуществляет с государствами дальнего зарубежья, 16% – со странами СНГ. По объему экспорта Самарская область за­нимает сегодня седьмое место среди российских регионов, шестое -по импорту. На душу населения области сумма годового экспорта составляет 540 долл. США, сумма импорта – 308 долл. Крупнейшими экспортерами в области являются "Самаранефтегаз", Тольяттиазот, Куйбышевазот, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Основные партнеры этих предприятий – США (покупают алюминиевый прокат, химические кислоты, технический спирт), Финляндия (нефть, мине­ральное топливо), Китай (азотные удобрения).

В область завозятся продукция машиностроения, оборудование (32% стоимости импорта), металлические изделия (20%), каучук, технические изделия, пластические массы (9,8%), средства на­земного транспорта (5,4%). Основные страны-поставщики – Герма­ния (20,6%), Украина (18,7%), Словакия (5%), Япония (4,4%) и др.

В области действуют более 300 совместных и иностранных пред­приятий, в создании которых принимали участие фирмы 56 стран ми­ра. Наибольшее их число учреждено совместно с Германией, США, Украиной, Китаем, Италией и Болгарией.

В 1990-е годы начала складываться экономическая интеграция волжских территорий. С 10 июля 1991 г. распоряжением председа­теля Верховного Совета РСФСР была образована Ассоциация "Большая Волга" (сокращенно АБВ) по экономическому взаимодействию респуб­лик и областей Поволжья с центром в Самаре. В ее состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, а также области – Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская. Экономический потенциал их очень различен. Так, в Самарской области он в 32,6 раза выше, чем в Калмыкии, и в 9,3 раза выше, чем в Астраханской области. Это обстоятельство ставит большие проблемы и трудности перед АБВ. АБВ совместно разрабатывает проекты улучшения эколо­гического состояния Волжского бассейна, распространяет опыт от­дельных предприятий по выходу промышленности и сельского хозяй­ства волжских территорий из экономического кризиса.

* * *

Современная структура областной экономики постепенно при­обретает вид, соответствующий современной мировой структуре. В валово-региональном продукте производство товаров составляет 43,3% (1997 г.), производство услуг – 38,2%. Нематериальное производство постепенно становится ведущим. В губернии работают предприятия со смешанным капиталом, в том числе иностранным, развиваются внешнеторговые связи с разными областями России, ближнего и дальнего зарубежья. С помощью электронной почты, сети Интернет область связана почти с любой точкой земного шара.

Изменилась и социальная структура общества. В области сегодня причастны к сельскому и лесному хозяйству всего 9,1% экономически активного населения, в промышленном секторе трудится 29,1%,в торговле – 14%, 15% – в строительстве и транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 5,7%, в сфере образования, здравоохра­нения и науки – 19%, в сфере кредита и страхования – 1,3%. Управ­ленческий аппарат составляет 4,6% занятого в экономике населе­ния. Доля безработных составила 11,7% от численности экономи­чески активного населения (190 тыс.чел.). Пятая часть работающих (22,3%) имеет высшее профессиональное образование, 40,7% – сред­нее профессиональное, 20,9% – среднее.

Стремятся найти свое место в новых экономических условиях известные гиганты самарской индустрии: "Куйбышевнефть", нефте­перерабатывающий завод, "Куйбышевкабель", п/о "Куйбышевбурмаш", Средневолжский станкостроительный завод, п/о автотракторного оборудования, 4-й и 9-й подшипниковые заводы (п/о "Шар"), "Строммашина", завод КИНАП, Металлургический завод и многие другие.

Развертывается огромная работа по конверсии самарских пред­приятий военно-промышленного комплекса.

Вот лишь один из примеров. Ю.А.Гагарин полетел на самар­ской (безымянской) ракете. Это позже ей дали название "Восток". Потом появились "Восход", "Молния", "Союз", который до сих пор выносит на орбиту пилотируемые космические корабли "Союз ТМ" и грузовые корабли "Прогресс". Американцы признавали, что надежность нашей ракеты выше, чем у их носителей такого же класса. Сейчас в Центральном специализированном конструкторском бюро (генеральный конструктор дважды Герой Труда, лауреат государственных премий, академик Д.И.Козлов) разрабатывают новый унифицированный носитель среднего класса, который сделает ненужным выпуск нескольких ти­пов двигателей и боковых блоков. Она будет более мощной. И это позволит перенести часть пусков пилотируемых и грузовых космичес­ких кораблей из Байконура в Плисецк.

Велики заслуги ЦСКБ в разработке и производстве спутников. А со спутников видны залежи полезных ископаемых, подземные линзы с пресной водой, состояние трубопроводов, подземных коммуникаций, а также почв, лесов, водоемов, воздуха. По результатам съемок со­ставляются карты, прокладываются транспортные магистрали, опре­деляется будущий урожай и места археологических изысканий. Двой­ное (и военное и гражданское) назначение техники – это и есть на­стоящая конверсия.

Но в ЦСКБ десятки разработок сугубо гражданской продукции.

За последние десятилетия Самара прочно закрепилась в числе крупнейших промышленных центров страны, бастионов российской экономики. Реактивные лайнеры и сложнейшие станки, металлопрокат и двигатели, подшипники и часы, оборудование для угольной и горнорудной промышленности, железобетонные конструкции и электро­кабели, телевизоры и электронные приборы, конфеты и шоколад – эти и многие другие виды продукции самарской промышленности пользуются большим спросом, широкой известностью и авторитетом во всех угол­ках страны.

Каждый третий координатно-расточный станок, каждый четвер­тый подшипник, каждый десятый станок токарно-винторезной группы, сделанные в России, имеют самарскую марку. Долотами, выпущенными в нашем городе, бурят 70% нефтяных скважин страны. Для всех тракторостроителей нашей страны поставляются самарские клапаны и магнето.

Товары и изделия, изготовленные в Самаре, экспортируются и сегодня более чем в 50 государств мира. Самара представляет со­бой важный узел железнодорожных и воздушных сообщений.

Сегодня предприятия области производят свыше 4% валового про­дукта промышленности всей страны.

В настоящее время в области в основном завершена приватиза­ция. С началом этого процесса изменили форму собственности 2590 предприятий (91,2% от общего количества подлежащих приватизации). Завершено разгосударствление предприятий торговли, бытового обслу­живания населения, строительства, АПК и автотранспорта, тепло­энергетического комплекса, большей части крупных и средних пред­приятий машиностроения. На территории области действует 31 814 частных предприятий, в том числе 2590 созданных в ходе реформ. От продажи государственных и муниципальных предприятий в области было получено 130 млрд. руб.

В результате приватизации в 1995 г. на негосударственных предприятиях было получено 98% промышленного производства, а не­государственная торговля обеспечивает 90% товарооборота.

В 1993-1995 гг. 53% сельхозпредприятий были реорганизованы в рыночные структуры: акционерные общества, товарищества, ассоциа­ции и кооперативы. Более 1,1 млн. граждан получили в собственность земельные участки. Доля продукции хозяйств населения в общем объе­ме выросла с 26 до 43%. На середину 1996 г. в области имелось 3600 единоличных фермерских хозяйств.

Самарцы вносят заметный вклад в ускорение научно-техническо­го прогресса. Разработкой и внедрением в производство передовой техники и технологии занято около 20 тыс. работников науки. 14 вузов и 40 техникумов ежегодно готовят 15-16 тыс. квалифициро­ванных специалистов.

В последние годы растет число кооперативов, малых предприя­тий, акционерных обществ. Некоторые из них смогли наладить со­лидное производство и оказывают серьезные услуги в строительно-проектном деле, в области медицины и образования. В их числе:

"Подшипник" (производство подшипников), "Инициатива" (деревооб­работка), "Транспортный строитель", "Строймонтаж", "Новое строи­тельство", "Антей" (доводка вычислительной техники). Российско-германское совместное предприятие АГТ, "Диагностика", Центр нетрадиционных методов лечения и многие другие.

Растет число бирж, торговых домов, страховых компаний: По­волжская универсальная биржа, биржа "Самара", торговые дома "Волга", акционерная страховая компания "Самара-Аско", медицин­ская страховая компания "Самакс" и другие. Значительно выросла сеть коммерческих банков.

Продолжается строительство метрополитена в Самаре. Первая очередь, как известно, действует. На очереди пуск станций "Гагаринская", а затем "Московская" (на пересечении ул. Гагарина и Московского шоссе), "Российская" (около ДК. АО "Шар"). Метро, как впечатляющее инженерно-техническое и архитектурно-художественное транспортное сооружение изменит облик города и его инфра­структуры.

Областная дума и администрация городов и районов все большее внимание уделяют стратегическим вопросам развития края.

 

Вопросы и задания

1. Расскажите об основных направлениях промышленного развития области в 50-80-е годы XX века.

2. Перечислите крупнейшие промышленные предприятия, построенные в 50-70-е годы XX века.

3. Какую роль играют в экономике области Волжская ГЭС и. Волжский автомобильный завод?

4. Что Вы знаете о развитии нефтяной, газовой, нефтехимической промышленности в области?

5. Знаете ли Вы имена кавалеров государственных наград, лауреатов государственных премий – наших земляков?

6. Назовите крупнейшие промышленные центры области.

7. Почему на рубеже 80-90-х гг. усилились кризисные явления в экономике края.

8. Назовите крупнейшие строительные организации области.

9. Назовите примечательные объекты г.Самары, построенные в 60-90-х гг. XX века.

 

Лекция семнадцатая

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных