Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Летопись в камне и деревянные кружева.




 

Архитектурные памятники края – это летопись в камне, это -деревянные кружева – свидетели былого и недавнего прошлого на­родов края. В Самаре, Сызрани, Усолье, Приволжье, в десятках отдаленных сел встречаем мы эти удивительные памятники: отдельные сооружения, фрагменты архитектурных ансамблей, небольшие изящные старинные храмы, монастырские строения, памятники граж­данской архитектуры.

О чем могут рассказать эти памятники человеку сегодня? О том, какие законы красоты исповедовали наши предки. О том, как чутко приглядывались и прислушивались они к природе, в ней чер­пали не только вдохновение, но и мотивы своего творчества. И о том, конечно, какое нерушимое единство искони существовало на Руси между народным творчеством и архитектурой. И о том, нако­нец, как ценили создатели этих памятников красоту и честность своей работы, озабоченные не тем, чтобы постройка их красовалась на земле, а чтобы родная земля на века украсилась новым соору­жением.

Самара на своих площадях и улицах собрала архитектурные памятники многих стилей и жанров. Доминирующим остается модерн и эклектика конца XIX и начала XX веков и конца ушедшего XX века.

Особенно богата памятниками истории, культуры и архитекту­ры историческая часть города у места владения реки Самары в Волгу. Здесь – около тысячи памятников и памятных мест. Этот район Самары – настоящий "музей под открытым небом". Архитекту­ра старого города отражает почти всю историю развития архитек­турных стилей в России от классицизма – до модерна.

Наряду с двух- и трех- этажными каменными зданиями различных стилей здесь сохранилась уникальная деревянная застройка XIX в., типичная для поволжских городов: уютные дома с резными узорами, аккуратными палисадниками, тенистыми двориками и скамейками у ворот.

Приемы деревянного зодчества Самарского края разнообразны и соединяют традиции многих народов, ранее живших или пришед­ших в Поволжье в последние 3-4 столетия.

Наиболее интересная резьба встречается в оформлении крыш, оконных наличников и крыльца, где можно встретить конские го­ловы, фигуры зверей и птиц, драконов и змей. Считалось, что эти символы приносят счастье, защищают от бед и несчастий, спо­собствуют здоровью и процветанию семьи.

До середины XIX в. в деревянной застройке Самары преобладал классический стиль, который был вытеснен русско-византийским, более декоративным и эклектичным.

В Самаре сохранились отдельные архитектурные комплексы, со­стоящие из "образцовых" построек середины XIX века. Так, на склоне улицы Комсомольской (нечетная сторона между улицами А.Толстого и Водников) находится пять усадеб, застроенных в середине XIX века. В их числе и единственный вариант "образ­цовой" постройки, рекомендованной для строительства на. углах улиц (дом на углу ул.Комсомольской и Водников, 15/39).

Большой вклад в архитектуру Самары внес первый губернский архитектор Андрей Иванович Мейснер. Он явился организатором восстановления города после пожаров (особенно 12 мая 1845 г., когда "... сгорела лучшая часть города..."), руководителем вновь образованной Самарской губернской строительной и дорож­ной комиссии, а также практикующим архитектором, создавший примечательные городские здания. Самой известной его работой было здание бывшего дворянского (благородного) общественного собрания (ул.Л.Толстого, 50).

Во второй половине XIX в. в Самаре строятся здания со сти­лизованными формами готики, мусульманских мечетей, а также таких направления как "Ренессанс", "барокко", ранний "классицизм".

В 70-х годах XIX века постройки неоренессанса привнесли в наш город столичные зодчие А.Г.Гронвальд, Н.И.Рошефор, В.А. Шретер. Они оставили замечательные здания: особняк купца П.С.Субботина (ул.А.Толстого, 3) – арх. В.В.Шретер, особняк купца Н.Ф.Дунаева (угол ул.Л.Толстого и Куйбышева, 135) -арх. А.Г.Гронвальд.

Известный самарский архитектор А.А.Щербачев – воспитанник Академии художеств, украсил улицы Самары множеством неоренессансных построек: здание Государственного банка (ул. Куйбыше­ва, 112), особняк Л.С.Аржанова (ул. А.Толстого, 6), П.И.Шихобалова (угол ул.Пионерской и А.Толстого, 19/39), А.Н.Наумова (ул.Куйбышева, 151), А.А.Савельева (ул.Фрунзе, 113), здание второй мужской гимназии (угол ул.Фрунзе и Красноармейской, 138/6).

Строились здания в "Мавританском" (мечети, синагога, особ­няки Н.И.Белоусова (ул.Куйбышева, 72), О.И.Юриной (ул. Ст.Ра­зина, 41), "русско-византийском" стиле (кафедральный Воскресен­ский собор, Смоленская церковь, Никольский и Сретенский монастырские храмы).

Наиболее характерным в последней трети XIX в. в Самаре стало демократическое направление русского стиля. Вслед за дра­матическим театром в 90-е гг. XIX в. в русском стиле строятся жилые дома (ул. Куйбышева, 65), административные здания (ул. Фрунзе, 116), церкви (ул.Чапаевская, 136), доходные дома (ул. Фрунзе, 56 и Красноармейская, 60), мельницы (ул.Водников, 52-54). Обнаженная кирпичная кладка стен с узорчатым орнаментом превратилась в главный элемент художественной выразительности. Ковровый рисунок фасадов включал в себя нередко кирпичные вык­ладки, скопированные с древнерусских храмов и крестьянских изб.

А вот в ансамбле Жигулевского пивзавода угадываются мотивы западноевропейского средневековья...

Многоликим и многообразным было проявление модерна в архи­тектуре Самары. Он нашел широкое распространение в строительст­ве особняков, в постройках общественного назначения и в промыш­ленном зодчестве. К постройкам ортодоксального модерна в Самаре относятся дача К.П.Головкина (ул.Советской Армии, 298), особняк Ф.М.Наймушина (ул.Степана. Разина, 106), склады пермского купца Н.В.Мешкова (берег Волги, возле спуска ул.Комсомольской).

Весьма колоритно – здание общественного собрания, построен­ное в 1914 г. по проекту архитектора Д.Л.Вернера. Оригинальная объемная композиция сооружения увенчана своеобразным по форме куполом. Угловое расположение здания соответствует принципам планировки и построения стиля модерн. Фасад отделан глазурированной плиткой двух цветов – желтого и зеленого. Применены аппликации из кованого металла на плоскости фасада. Изящное ограждение балконов гармонирует с общей композицией здания. Нине в здании работает военно-исторический музей.

В стиле модерн был выдержан и особняк Александры Курлиной – самарской купчихи. Асимметричность композиции, голубая и зеле­ная глазурированная изразцовая плитка, кованые чугунные решетки создают особый колорит здания. В лепном орнаменте фасада -барельеф хозяйки особняка. Здание было построено в 1900 г. по проекту архитектора А.У.Зеленко, автора памятника героям русско-турецкой войны в Сан-Стефано (1895) и здания Русского отдела Все­мирной выставки в Глазго (1901).

В 1913 г. в Самаре появился новый особняк в стиле модерн купца Василия Сурошникова (арх.Ф.О.Шехтель). Ритм узких окон первого этажа, эркер и балкон, поддерживаемые массивными опо­рами, углубленный вход в здание создают впечатление "дома-кре­пости".

Значительную часть самарского модерна составляли здания, в которых элементы нового стиля тесно переплетались с мотивами архитектуры средневековья. Так, в даче купца В.М.Сурошникова просматриваются черты романского зодчества, в особняке Д.Ф.Вакано (ул.Рабочая, 3) – немецкого средневековья, в здании быв­шего Крестьянского и дворянского поземельного банка (ул. Куй­бышева, 153) – средневековья скандинавских стран.

Самыми значительными постройками неоклассицизма начала XX в. в Самаре стали здания Волжско-Камского коммерческого банка (ул. Куйбышева, 92) и Русского для внешней торговли банка (ул.Куйбышева, 90). Архитектура классицизма вновь становится зримым символом вечных ценностей.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. самарская архитектура не уступала зодчеству столичных городов ни по уровню использования совре­менных конструкций, ни по художественным качествам отдельных зданий и сооружений.

В 20-х – 50-х годах XX в. одним из ведущих самарских зод­чих был потомственный архитектор, внук П.В.Алабина – Петр Алек­сандрович Щербачев (1890-1967).

В 1926 г. по его проекту было построено Управление Самаро-Златоустовской железной дороги. В 30-е годы по его проектам строятся десятки жилых и общественных зданий, в том числе Дом сельского хозяйства (ул. Ново-Садовая, 3), Окружной Дом офи­церов (ул. Рабочая, 7). Это были первые в Самаре постройки конструктивистского стиля. В этом же стиле в 30-е гг. было воз­ведено несколько крупных общественных зданий: Дом связи (ул. Красноармейская, 15), Дом промышленности (угол ул. Красноармей­ской и Куйбышева, 139), клуб им. Ф.Э.Дзержинского (угол ул. Пионерской и Степана Разина, 44, 46).

На рубеже ХХ-ХХI вв. архитектура Самары вновь стала приоб­ретать индивидуальные черты. В городе возрос интерес к исто­рическому центру, что привело к возрождению ретростилей. И, как справедливо пишет искусствовед Н.В.Мельникова, – "В сов­ременных зданиях угадываются черты модерна, русского стиля, эклектики. Это не только дань моде, но и стремление к осозна­нию, развитию и сохранению архитектурного наследия Самары, ставшему частью российской художественной культуры".

 

Храмы и монастыри.

 

Волжские храмы и монастыри, широко известные в России, не только оплоты ортодоксальной церкви и памятники архитектуры. Иные из них становились известными источниками знания и культу­ры. Под сводами великолепных монастырских храмов, дышащих красотой и благолепием, рядом с упованием на бога уживалось упование на человека. И жития святых, и страницы жизни грешных талантливых умельцев читаем мы в каменных узорах дошедших до нас культовых сооружений.

Волжские монастыри подарили России знаменитую Лаврентьевскую летопись и рукопись "Слова о полку Игореве". Это рукописи и книги Иргизских монастырей спасал сотрудник Самарского уни­верситета, а затем известный историк-академик М.Н.Тихомиров.

О храмах и монастырях – этих чудесах русского творческого гения, о каждом из них в отдельности и обо всех вместе можно рассказывать часами. Но словами передать их очарование невоз­можно. Их надо увидеть, ощутить, самому к ним прикоснуться. И в этот момент ты понимаешь, что есть вечная красота, не под­властная бегу времени, что старинные зодчие и художники, твор­цы этой красоты – наши верные, надежные друзья и в сегодняшней жизни. И останутся такими для детей и внуков наших.

По-разному сложилась судьба известных в прошлом самарских храмов и монастырей. Некоторые из них погибли, не выдержав на­пора стихии или жестокости людского невежества. Другие были перестроены. Третьи оказались на задворках новомодных построек, обступивших их со всех сторон. Но многие сохранились почти в своей первозданной красоте.

Первая церковь была построена в Самаре одновременно с ос­нованием крепости. В 1782 г. на плане Самары было отмечено пять церквей, а к концу XIX в. – уже 46.

Главным и крупнейшим православным храмом Самары был вели­чественный двенадцатиглавый Воскресенский кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Храм был заложен по ходатайству городской общественности в мае 1869 г. в честь спасения императора Александра II, чудом избегавшего гибели от рук террориста.

Храм Христа Спасителя проектировал петербургский архитек­тор профессор Эрнст Жибер (1823-1909).

Император Александр II в августе 1871 г. собственноручно по­ложил камень в кладку. Собор строился почти 25 лет, и только в 1894 г. состоялось его торжественное освящение, на котором при­сутствовал будущий император Николай II с женой. К сожалению, храм разделил в 30-х гг. XX века печальную судьбу многих куль­товых сооружений...

Покровский кафедральный собор строился в 1859-1867 гг., ныне является памятником архитектуры. На строительство собора купцами Шихобаловыми было пожертвовано более 23 тыс. рублей. В благодарность семейный склеп Шихобаловых был устроен в ограде церкви.

Ныне при Покровском соборе работает воскресная школа "Ладомир", издается газета "Благовест". В праздники здесь дает концерт ансамбль колокольного звона.

Долгое время в Самаре было два монастыря: Иверский женский и Николаевский мужской.

Монахини и послушницы Иверского монастыря славились благочестием и рукоделием. В 1877 г. под руководством В.В.Алабиной, жены будущего городского головы, монашки-рукодельницы вышивали Самарское знамя, под сенью которого шли в бой болгарские ополченцы.

На территории монастыря было кладбище. Здесь находились могилы П.В.Алабина, В.И.Анненкова, А.А.Щербачева, И.П.Голева, почетных граждан Самары.

С 1992 г. идет активное возрождение монастыря.

От самарского Николаевского мужского монастыря, открытого во имя святителя и чудотворца Николая в 1860 г., сохранились лишь ворота на ул.Осипенко. Иконостасы в Никольском храме мо­настыря были созданы на средства купца В.М.Сурошникова по ду­ховному завещанию его умершего тестя А.Н.Шихобалова. На клад­бище монастыря был похоронен в 1913 г. доктор Н.В.Постников, известный своим кумысолечебным заведением. Монастырь закрыли к 1930 г., а на его территории позднее построили военный гос­питаль.

В Сызрани главным городским собором является Казанский, также строившийся в конце XIX века.

Жители Самарской губернии издавна отличались большой веро­терпимостью. Православные мирно уживались с католиками, мусуль­манами, иудеями... В Самаре сохранились и стали украшением старой части города кирха, костел, синагога, мечеть.

В последние годы процесс укрепления духовных традиций идет с нарастающим темпом. Увеличивается количество прихожан в хра­мах, образуются новые приходы, возвращаются и благоустраивают­ся церкви, возводятся новые храмы, проходят духовные чтения ("Иоанновские", Кирилло-Мефодиевские и другие), гармонично вписывающиеся в светскую жизнь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных