Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.




Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что кандидатами могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, т.е. имеющие право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Не обладают пассивным избирательным правом в силу пункта 3 статьи 4 комментируемого Федерального закона граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, указанные в п. 3 1 и 3 2 этой же статьи 4.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, могут быть установлены только Конституцией Российской Федерации. В настоящее время данное ограничение содержится в Конституции Российской Федерации лишь к кандидатам на должность Президента Российской Федерации, поскольку согласно части 2 статьи 81 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Законы субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать так называемый ценз оседлости для кандидатов на региональных и муниципальных выборах. Основным законодательно допускаемым ограничением пассивного избирательного права на уровне субъекта Российской Федерации является: установление возраста, по достижении которого гражданин становится обладателем пассивного избирательного права на конкретных выборах в соответствии с пунктом 8 статьи 4 комментируемого Федерального закона. Ограничения на занятие одной и той же должности более установленного количества сроков подряд установлены Конституцией Российской Федерации в отношении Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 81) и могут быть установлены федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований для иных выборных должностей в соответствии с пунктом 6 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Выдвижение кандидатов разделяется на непосредственноеи выдвижение избирательным объединением в составе списка кандидатов (комментируемый пункт 1). Комментируемый пункт 2 устанавливает два способа непосредственного выдвижения кандидатов – в порядке самовыдвижения и в порядке выдвижения избирательным объединением. В качестве непосредственного выдвижения кандидата комментируемый Федеральный закон определяет выдвижение по территориальному избирательному округу (одномандатному, многомандатному или единому избирательному округу) вне зависимости от того, сам ли кандидат выдвинул свою кандидатуру или его кандидатуру выдвинуло избирательное объединение. Непосредственность выдвижения выражается в том, что конкретное лицо (кандидат) баллотируется в конкретной территории (избирательном округе), где сам под свою ответственность ведет свою избирательную кампанию, самостоятельно создает и использует избирательный фонд, определяет виды и способы агитации, назначает доверенных лиц, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и т.д.

Что касается избирательного объединения, то оно в отношении кандидатов, выдвинутых им по избирательным округам, обладает хотя и ограниченными, но достаточно весомыми полномочиями. Кроме права выдвинуть кандидатов непосредственно, избирательное объединение в период до 15 дней до дня голосования вправе их отозвать по основаниям и в порядке, предусмотренном уставом политической партии (уставом данного общественного объединения). Кроме этого, в силу статьи 32 Федерального закона «О политических партиях» государственные органы вправе устанавливать дополнительные гарантии деятельности политической партии. Так, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что политические партии, выдвинувшие кандидата в Президенты Российской Федерации, вправе назначать доверенных лиц (помимо тех, которых назначает сам кандидат), а также вправе использовать бесплатные эфирное время, печатную площадь в государственных организациях, осуществляющих выпуск СМИ (статьи 43, 52, 53) для агитации за своего кандидата. Субъекты Российской Федерации вправе предусматривать аналогичные и иные формы поддержки (пункт 7 статьи 52, пункт 3 статьи 53 комментируемого Федерального закона).

Комментируемый Федеральный закон не устанавливает порядка представления в избирательные комиссии избирательными объединениями документов, связанных с выдвижением ими кандидатов по избирательным округам. Закон субъекта Российской Федерации может упростить данную процедуру и обязать избирательное объединение представлять решения о выдвижении кандидата (кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу непосредственно в ОИК. Однако представляется целесообразным предусмотреть в законе субъекта Российской Федерации процедуру выдвижения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательными объединениями с заверением списка «одномандатников» («многомандатников») избирательной комиссией, организующей выборы. На выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации заверение списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, целесообразно передать ИКСРФ, хотя кандидатов регистрирует ОИК, то же самое в отношении ИКМО и ОИК возможно предусмотреть на муниципальных выборах 1. Данная процедура позволяет сосредоточить всю информацию по участникам избирательной кампании в одной избирательной комиссии, что, с одной стороны, позволяет обеспечить соблюдение законодательства о выборах, в том числе ограничений, таких, как запрет на выдвижение в нескольких избирательных округах, на одних и тех же выборах, запрет на самовыдвижение в случае, если кандидат уже выдвинут в составе списка и т.д., а с другой стороны, позволят избирательным объединениям единовременно осуществить процедуру выдвижения кандидатов, обеспечить единообразие правоприменительной практики.

Процедуру заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам целесообразно предусмотреть аналогично той, что применялась на выборах депутатов Государственной Думы до введения полностью пропорциональной системы.

В составе списка кандидатов кандидат может быть выдвинут только избирательным объединением. Данное положение относится в первую очередь к списку кандидатов, выдвинутому избирательным объединением по единому избирательному округу, при избрании депутатов (всех или части состава) по пропорциональной избирательной системе, в то же время это в равной степени относится к списку кандидатов, выдвинутых по территориальным избирательным округам, если таковой предусмотрен соответствующим законом о выборах.

Федеральный законодатель не наделяет правом выдвижения кандидатов избирателей и группы избирателей, в силу этого инициативные группы избирателей, группы избирателей по месту работы, учебы, жительства, службы не вправе выдвигать кандидатов 2. Содержание понятия «избирательное объединение» определено в подпункте 25 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Избирательными объединениями на выборах в федеральные органы государственной власти являются исключительно политические партии (решение о выдвижении кандидатов, списков кандидатов принимает съезд политической партии – пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях»). Избирательными объединениями на региональных выборах, помимо самих политических партий, могут быть их региональные отделения в случаях, предусмотренных уставом самой политической партии (решения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов принимает либо съезд политической партии, либо конференция регионального отделения, а на дополнительных и повторных выборах – уполномоченный уставом политической партии руководящий орган политической партии или регионального отделения). На выборах в органы местного самоуправления политическая партия может участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в том числе в лице регионального отделения, а также структурного подразделения, наделенного таким правом в соответствии с уставом политической партии: местного, районного, первичного подразделения, руководящего органа политической партии, регионального или местного отделения, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов может быть принято на съезде политической партии или на конференции (общем собрании) регионального отделения или общим собранием (конференцией) иного структурного подразделения (местного, первичного и др.), либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

При этом необходимо учитывать, что политическая партия и ее региональное, местное и другое отделение не являются двумя-тремя избирательными объединениями на одних и тех же выборах, напротив, это единый коллективный субъект выдвижения – избирательное объединение, т.е. права политической партии по участию в выборах реализуются через ее региональное либо местное отделение либо иное структурное подразделение (орган) в порядке, предусмотренном уставом политической партии. В противном случае возможно было бы выдвижение на одних выборах кандидата, списка кандидатов и от политических партий и от ее региональных отделений, что противоречило бы самой идее структурирования политического пространства. Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в регистрирующие органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, т.е. 45 и более свидетельств о регистрации региональных отделений 1.

При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением помимо политической партии и ее региональных отделений являются общественное объединение, созданное в организационно-правовой форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированное в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом устав общественного объединения должен содержать положения, предусматривающие право на участие в выборах. Указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу возможно лишь на выборах по пропорциональной (смешанной) избирательной системе, т.е. на выборах депутатов Государственной Думы в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании пункта 16 статьи 35 комментируемого Федерального закона, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, – и на выборах в представительные органы местного самоуправления. Порядок выдвижения списков кандидатов регулируется федеральными законами, соответствующими им законами субъектов Российской Федерации, а также в силу статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» уставами политических партий.

3 1. Новеллой комментируемого Федерального закона является положение о том, что если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган местного самоуправления избирается исключительно по пропорциональной системе, то законом субъекта Российской Федерации должны быть установлены для граждан Российской Федерации, не являющихся членами политических партий и общественных объединений, участвующих в выборах, гарантии реализации их пассивного права быть избранными в эти органы. В связи с этим, в частности, законы субъектов Российской Федерации о выборах, предусматривающие проведение выборов депутатов исключительно по спискам кандидатов, должны быть приведены в соответствие с частью 5 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях». Согласно этой норме, при решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов по выдвижению кандидатов в депутаты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, лица, не являющиеся членами политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии, подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции (общем собрании) регионального отделения, общем собрании (конференции) иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.

Комментируемые пункты устанавливают ограничения пассивного избирательного права для граждан, замещающих некоторые государственные и муниципальные должности, при проведении выборов на эти должности и создают заслон злоупотреблению так называемым административным ресурсом, избирательными правами. Подобного рода действия можно расценивать как избирательные технологии с использованием административного ресурса, поскольку действующее должностное лицо по сути само определяет дату своего участия в досрочных выборах и может определить выгодный для себя период (в частности, когда его популярность наиболее высока, когда социально-экономическая ситуация благоприятна (нет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.д.), при этом иные возможные кандидаты попадают в ситуацию, когда они еще не готовы к избирательной кампании.

Помимо добровольной досрочной отставки должностного лица (Президента Российской Федерации, главы муниципального образования) основанием для ограничения пассивного избирательного права является применение в отношении должностного лица таких мер ответственности, как отрешение от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации возможно по решению Совета Федерации в соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации. Отрешение от должности главы муниципального образования предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации, либо главы муниципального образования, досрочно прекративший исполнение полномочий по соответствующей должности, по собственному желанию либо вследствие отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Данное ограничение распространяется только на ближайшие выборы соответствующего должностного лица. Подобных ограничений для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатов представительных органов местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) этих органов законодательством не предусмотрено.

При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления не обладают пассивным избирательным правом лица, являющиеся депутатами этих органов.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах. Однако, поскольку выдвижение кандидата имеет уведомительный характер, то не исключены случаи выдвижения лиц, не имеющих права быть избранными. Список кандидатов заверяется соответствующей избирательной комиссией, за исключением тех кандидатов в списке, которые не обладают пассивным избирательным правом. Представление для заверения списка кандидатов с включением в его состав лиц, не обладающих пассивным избирательным правом, не заверение соответствующей избирательной комиссией в этом списке лиц, которые не обладают пассивным избирательным правом, не являются основаниями как для отказа в заверении списка кандидатов, так и для отказа в его последующей регистрации в связи с якобы нарушением порядка выдвижения списка кандидатов. При представлении документов лица, не обладающего пассивным избирательным правом, на регистрацию в качестве кандидата избирательная комиссия в соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 комментируемого Федерального закона отказывает в регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу.

9–10. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Он не может использовать свое право на самовыдвижение и одновременно находиться в составе списка кандидатов либо быть в двух и более списках кандидатов различных избирательных объединений. В случаях обнаружения нарушения запрета, установленного пунктом 9 либо 10 комментируемой статьи, и в зависимости от этапа избирательной кампании, избирательная комиссия не вправе осуществлять избирательные действия, предписанные ей в связи с выдвижением кандидата, по всем инициативам, кроме первой, либо в соответствии с подпунктом «м» пункта 24, подпунктом «д» пункта 26 статьи 38, пункта 1 статьи 76 комментируемого Федерального закона отказывает в регистрации кандидату, уже зарегистрированному по иным основаниям, в том числе путем исключения кандидата из списка кандидатов, аннулирует решение о регистрации кандидата. Данное ограничение не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному или многомандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов. Избирательным комиссиям целесообразно доводить до сведения избирателей подобные факты нарушений со стороны кандидата через средства массовой информации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных