ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Но з-на нет, поэтому реализовать невозможно.6 глава ЧР – статус Чешского Нац банка
7 глава – ЧР –террит самоупр-е, Словакия – суд власть
8 глава – ЧР – закл и перех положения, Словакия – прок-ра и Публ Защ-к прав
Импичмент в ЧР и Словакии: ЧР – гос измена, Словакия – измена Родине и умышл наруш-е К.
Пробелы в К ЧР 2 группы: 1. в собств смысле упущения – КП рег-е в самом тексте К не определённо, неполно => не достигает своих целей 2. неточности, кот могут быть восполнены за счёт толкования, либо за счёт уточнения зак-ва 3. ***Проблемы, кот стоило бы урег-ть, но зак-ль не рассмотрел – упущения зак-ля I. В собств смысле: 1. Врем Сенат предусм К, но так и не был организован до 96 г. (К вступ в силу в 93) 2. Террит самоупр-е на уровне регионов – верховный уровень самоупр-я и прав рег-е недостаточно. 97 – изм-я в КЗ, а фактич орг-я этого звена самоупр-я только в 2001 3. Отс-е рег-я вопросов референдума на общегос уровне. Сегодня – рег-е референдума так и нет на общегос уровне. Это связано с тем, что референдум должен регулироваться ad hoc. Пока этот подход доминирует. Напр., в 2002 – З-н о референдуме по вступлению ЧР в ЕС; Европ К дог-р (Лиссабонский) – референдум (проект). М/ун дог-ры – возможно, особоенно если полномочия гос органов => М/ун орг-ии
II. Неточности: 1. Чрезвыч ситуации не рассм. Но нужен разный режим защиты К прав 98 – З-н о безопасности ЧР. Бедствие и угроза гос-ву 2. Приоритет норм МП – только о правах и свободах. Не ясно соотношение в процедурном и материальном смыслах. Обновление К в 2001 – доп-е К в связи со вступлением в ЕС. 3. Предпосылки для кризисных ситуаций в гос упр-ии Модель формир-я Правит-ва и числ состав парлам-та. Баланс соблюдён неудачно. 2006 – полит кризис длился более полугода. Непоср причина: исход голосования по поводу формир-я правит-ва, необх-ть создания коалиции в Палате депутатов (100-100). Нечётное число нужно! Недоверие парвит-ву – возм-ть голоса разделились 4. Назначение главы правит-ва После 2 попыток През-та Респ-ки глава правит-ва назнач по предложению Палаты деп-тов, но лучше чтобы это делал сам парламент.
Объёмны есобств полн-я През-та – недостаток или К традиция?
През-т ЧР Выборы – К и Прил-е 2 к Регламенту Палаты деп-тов Буд порядок (с 2013) – 2 тура: 1 тур – абс бол-во голосов участников выборов 2 тур – 2 кандидата – отн бол-во голосов участников выборов До 2010 – абсентеизм – народ на выборы не ходил. Но 2 партии – Гражд дем форум (центральная сегодня) и Соц-дем партия. Каждая партия постаралась создать партию-спутник – борьба с коррупцией, обличение старых номенклатурных сотрудников – журналист и МИД (лидеры). А осн часть партий – старые «бойцы». Новые технологии: попытка общения с избирателями через интернет – успешно. ТОП09 – МИД Дела народные (общие) – журналист Молодёжные выборы – они же победили. Критические идеи (сформулир моложёной орг-ей «Инвентаризация дем-тии»): 2. Растёт полит апатия населения 3. Обр-е никак не спос формир-ю самост мышления 4. Отс-е глубокого понимания долиберального периода развития страны. История фальсифицируется ангажированными силами.
През-т с 2013 49 из 75 в Сенате – за изм-я выдвиг либо 20 депутатов (всего 200), либо 10 сенаторов, либо 50 тыс граждан.
Сейчас: кандидатуры в совм избирком в равных пропорциях обеими палатами. Макс – за 48 ч до выборов. Мин 10 депутатов и 10 сенаторов выдвигают. Сравнение: Венгрия: деп-т может участвовать в выдвижении лишь одного кандидата, иначе обе недействительны. В ЧР – этого нет. Кол-во кандидатов не ограничено. Треб-е к кандидату: как к сенатору. Выборы как на основе откр, так и тайного голосования (напр., за Гавела голосовали тайно) Первый тур – победил тот, кто 50%+ всех деп-тов и всех сенаторов (101+41) Второй тур – наиб число в Палате деп-тов и наиб число в Сенате 50%+ от числа присутствующих Третий тур – голосование более половины присутствующих на совм заседании. Было возм избрание През-та 48 голосами.
Особ-ти полн-ий През-та К допускает расширение полн-ий за счёт издания отд з-нов 93 – З-н № 182 о КС. Сод-е гос измены 93 – З-н о вузах 93 – З-н о канцелярии През-та 93 – З-н о Верх контр Упр-ии
3 статьи касаются полн-ий През-та (62 – собст, 63 – делимые полн-ий (отв-ть), 64 – действия, кот может осущ самостоятельно)
Полн-ия: 1. Во взаимоотн-ях с парлам, в т.ч. законтворчество Самост: созыв сессии Палаты деп-тов и её роспуск Контрассигнация (должн лица знакомятся с позицией през-та): назначение выборов в Палату депутатов и Сенат Не оформл док-тами: участие в заседаниях палат парламента, их комитетов и комиссий + право выступления перерд ними Зак процесс: все реш-я През-т прин самост – подпис з-ны + право вето (кроме КЗ – действуют вместе с К) 1968 – З-н о федерации Чехословакии 2. с правит и др структурами ИВ Назнач Пре-ля и др членов Прапвит-ва, отзывает их,отзывает всё правит-во, прин реш-е об отставке Пре-ля и др членов; отставка правит-ва целиком. Не оформл: реализация права участвовать в заседаниях, запрашивать необх инф-ию, обсуждение вопросов компетенции Назначения самостоятельно: судьи КС (Пред-ль и замы), Пред и зам ВС из числа судей; През и зам Верх Контр Упр-я; члены Банк Совета Банк Совета Чешского Нац банка Полн-я с контрассигнацией: судьи 3. вопросы назначений, присвоению званий и наград - контрассигнация 4. представит-во ЧР Внешние отн-я, дог-ры, дип миссии – назн-е и отзыв - контрассигнация 5. Правоохр сфера – помил-е, амнистия и пр. Самост – помилование, смягчение нак-я, назнач судом; указ-я не начинать пр-во по уг делу ил приостан пр-во по уг делу, а также снимает судимость Контрассигнация – амнисития
Роспуск Палаты депутатов: 1. Не выразили доверие Правит-ву (Пред-ль назнач по предл-ю Пред Палаты деп-тов) 2. В теч 2 мес не прин постан-я по правит з/п с обсуждением кот правит-во связ вопрос о доверии 3. Заседание было прервано на более чем 120 дней в году 4. В теч 3 месяцев хоть и заседание не было прервано, но не способна прин реш-е (100-100, проблемы с коалицией)
Судьи: 2005 – През-ту предложили список новых судей. он отказ подпис док-т об их назначении (они все треб-я з-на выполнили). Осн-е (публично заявил): они слишком молоды (было бы им по 30). Нет юр оснований, Нек претенденты обратились в Адм суд – наруц-е права на равный доступ к гос службе, человеч достоинство, защита, быть выслушенным,скорое публ разреш-е дела; наруш-е принципа прав опред-ти и законности. 1 инстанция – реш-е не было адм актом => не может рассм Адм суд. Реш-е Пражского муниц суда – През-т вып двоякую функцию: носитель суверенной власти и глава гос-ва и часть системы ИВ (действует как адм должн лицо). Когда как действует: 2 условия – 1) свобода усмотрения През-та должна быть чётко ограничена З-ном 2) его реш-е оказ влияние на инд права в сфере гос упр-я => адм долж лицо
Верх адм суд – нет такого права быть назначенным на должность судьи, но др право – ожидать, что орган или гос должн лицо будет поступать в соотв-ии с з-ном. През-т не обязан назначать, но не может назначать, нарушая з-н. 2007 – реш-е През-та – незаконное бездействие адм долж лица. През-т должен кого-то назначить. Кассац жалоба – 2008 – реш-е осталось в силе. Но През-т так и не принял это реш-е.
Может ли К обычай (През-т только подписывал док-т, но не брал отв-ть) защ через суд? Вопрос открытый.
Пред-ль ВС ЧР – отстранение от должности назнач През-т, а кто отстраняет – в К нет, а З-н предусмотрел, что тот же, кто назначил. Осн-я: наруш-е своих обяз-тей (серьёзные и повторяющиеся). През-т отстранил без всяких объяснений. КС: 1. нельзя прим к судье норму кто назначил, тот и отзывает, так как отн-ия не власть-подчинение 2. Гос упр-е судами и обычное упр-е отличаются. должность Пред суда неотделима от деят-ти судьи, поэтому только сами судьи решение об отстранении от должности Пред-ля. Созданы Дисциплинарные комиссии 6 членов: 3 – проф судьи (от ВС, от Верх адм суда, от суда нижестоящего), гос прок-р, адвокат, научный работник. Все – на 5 лет. Освоб-е от должности суд администраторов.
К Венгрии. Гос-во. Ст. 1-54 – Гос собрание – однопалатный парламент – высший представи орган власти 386 деп-тов. 1. прин поправки к К 2. З-ны 3. Утв гос бюджет и его исполнение 4. ратифиц м/ун дог-ры 5. обр-е других органов власти – През-т, весь состав КС (15 чел-к), Ген прок-р, Уполномоч по правам чел-ка, Премьер по предл-ю През-та. перечень открытый, компетенция не ограничена. Изб на 4 года всеобщими прямыми тайными выборами. Может заявить о самороспуске. может быть распущено през-том (вправе осущ полн-е) – если не могут прин бюджет до 31 марта текущ года на текущий год (пока нет, то по предыдущ году) и если не могут избрать премьера в теч 40 дней с момента выдвижения первой кандидатуры През-том. Перед роспуском Пре-т консультируется с Премьером и Пред-лем парламента. Это только их мнение.
Зак процесс Венгрии: Зак инициатива – През-т, Правит-во, отд деп-ты и комитеты Гос собрания. Бол-во з/п вносит правит-во. Приняв з-н на рассм-е, но до окончат голосования вправе направить запрос в КС о конституционности з/п – предварит К контроль. 30 дней на ответ из КС. После прин-я з-на он поступает През-ту. Право вето, отправить запрос в КС. Если з-н признан конституционным, то уже нельзя наложить вето!
През-т. глава гос-ва – по К. Осн ф-ия: олицетворение единства нации. В ст.9 – през-т стоит на страже дем деят-ти гос структуры. КС поэтому признавал нек арбитражные полн-я през-та. През-т – Верх главком ВС. Армия только контрактная. Полн-я: 1. по своему усм-ю 1) представляет Венгрию 2) право присутствовать и выступать на зас-ях Гос Собрания 3) зак инициатива 4) назн-е общенац референдума 5) роспуск Гос собрания 6) кандидатуры для Гос собрания на опред должности – Ген прок, уполномоч по правам и др. 2. контрассигнатура 1)Назн-е консулов и послов 2)Назн-е Пред-ля ЦБ 3)ректора университетов 4)ратифиц м/ун дог-ры, если право предоставлено Гос Собранием Избирается сроком на 5 лет. Может быть любой гражданин Венгрии с 35 лет, не поражённый в полит правах. Переизбрать през-та можно только один раз! Выборы в Гос собрании: Выдвижение по письм рек-ии 1/5 членов Гос собрания, в т.ч. те, кто в меньшинстве. Каждый деп-т может рек только одного кандидата. Иначе все подписи недействит. Голосование: нужно набрать 2/3 голосов – мало гарантий для оппозиции. Может быть 2ой тур – 2 победителя. Достаточно обычного бол-ва. Возможен вариант разд-я голосов поровну. Тогда новое выдвижение кандидатов.
Сейчас През-т: Янош Адер (избран в 2012). През-т и бол-во в парлам – одна партия. Пал Шмитт (избран в 2010). Скандал с плагиатом.
Несовместимость мандатов; не может получать плату за что-то другое (исключенние – авторские права).
През-т может быть освоб от полн-ий досрочно: добровольно, Гос собрание может констатировать невозм-ть замещения им этого поста, отс-е усл-ий, необх для избрания на этот пост (гражданство и полит права). импичмент – уг преслед-е только после прекр-я полн-ий. Инициатива: 1/5 деп-тов (оппозиция) 2/3 должны проголосовать за выдвижение обвинения. Окончательно решает КС. Если врем не может осущ полн-ия, то Пред Гос собрания.
Правит-во –высший ОИВ. Компетенция ст. 15 – все те вопросы, кот не входят в компетенцию др органов власти на основе К и ФЗ. Премьер и министры. Премьер изб Гос собранием по предл-ю През-та. Необх бол-во. Правит-во ответсвенно перед Гос собранием. Вотум недоверия с одноврем предл-ем др кандидатуры – конструктивный вотум недоверия – бол-во голосов деп-тов. Премьер может ставить вопрос о доверии себе (част ов связи с опред з/п). В случае отставки Премьера полн-я правит-ва прекращаются, исп обяз-ти до формир-я нового правит-ва.
КС. Есть раздел суд, а есть раздел КС. Высший орган по защите К. 15 судей. изб Гос собрание на 12 лет. По каждой кандидатуре нужно 2/3 голосов – идея деполитизации судей. Но сейчас 2/3 у одной партии. Полн-я: По сравнению с предыд К полн-я уменьшились. 1. Предварит К контроль 2. Абстрактный послед нормаконтроль по инициативе Правит-ва, 1/5 деп-тов, Уполномоч по правам чел-ка. Нет През-та. Теперь нельзя прин дела по собств инициативе. 3. Рассм-е К жалоб – нормы, подлежащие прим-ю в конкр деле. Раньше мог рассматривать action popularis – было необязат прим-е в конкр деле. Могут др суды обратиться с запросом. 4. Суд может проверять нормы на предмет соотв-я м/ун дог-рам. Непонятно: можно ли проверять К. Возможен конфликт с ЕСПЧ. 5. Компетенция устан открытым образом – по з-ну можно передать другие полн-я – импичмент, К-ть деят-ти полит партий и пр.
К предусм сущ-е Счётной палаты – проверка исп-я бюджета.
Бюдж Совет – ст. 44 – вспомогат орган Гос собрания. Пред-ль – назначается През-том на 6 лет. Входит Пред Нац Банка, Пред Счётной палаты. Орган не избирается населением. Полн-я: отв за рассм-е проекта з-на о бюджете. Обязательное закл-е на з/п на предмет его обоснованности (имеется ввиду расходная часть. Макс долг – 50% ВВП.
Проблема люстрации
92 – З-н об уг преслед-ии лиц, соверш прест-я в 44-90 гг – возобн-е сроков давности для прест-ий: гос измена (предательство Родины), умышл убийство и телесный повреждения, повлёк смерть, в том случае, если такие деяния не преследовались по полит мотивам. Предательство Родины – очень широко – мног окого можно привлечь. Полит мотивы – неясно, что это. Восстан-е течения сроков давности – возможно ли?
През-т отказался подписывать закон и отправил в КСс указанием, что это з-н полит мести КС согласился с През-том. З-н признан неконституционным. Ключ проблема – ретроспективное законотворчество. Наруш-е принципа юр безопасности
94 – З-н о судьбе секретных док-тов и тех, кто обеспечивал сбор инф-ии в сов время – Так называемый з-н «О биграфич контроле» - члены парлам, правит-ва, През-т, судьи КС и остальных судов, нек журналисты, ректоры университетов, главы компаний с преимущ гос капиталом. Членство в фашистской партии, деят-ть в пользу гос органов безопасности в кач офиц агента или информатора. Созд-е спец палат из 3 судей с оспец полн-ий – доступ к секр док-там, архивам. При этом люди, чья деят-ть проверялась, не могли увидеть док-ты и не приглашались на заседания в своём отношении. Людям по факту сообщалось, к какому выводу пришла палата. Те, кто был выявлен, должны были отказаться от должности. Тогда инф-ия о нём не разглашалась - шантаж. Иначе – док-ты придавались огласке. Если был не согласен с реш-ем палаты, то обжалование в суд, но только post factum. КС рассм в 94 г: противоречия К – права каждого чел-ка на защиту частной жизни, право на информационное самоопределение – 2 аспекта – неагт: чел-к вправе ограничивать инф-ию о себе для других людей; позит – право знать, что другие знают о нём, что о чел-ке сообщается в док-тах. Право остальных людей на доступ к инф-ии, имеющей публ значение. Люди публичные должны смириться с меньшей защитой. Конструкция отказ от должности – инф-я в секрете – неконст, так как общ-ть тогда не узнает.
Кто именно? ГОГс власть – можно. Учебные заведения – деят-ть не связа с публ реш-ями, поэтому нельзя. Журналисты – не только журналиста в гос СМИ, н ои частные. КС не предложил, как урегулировать этот пробел. Итог: з-н неконст. Передать дело парламенту, чтобы доработали. Сама люстрация не признана неконституционной. Условно этот период назван «репрессивным».
2001 – З-н: люстрация восприн только как информационная основа. 2005 –Гос собрание открыло шир доступ к секр док-там. Часть архивов была опубликована. Если люди были не согласны с инф-ей, то обжал-е в суд. Никаких репрессивных мер не было.
КНР Социалистическая система права в принципе на примере Китая. Система по форм признакам очень похожа на романогерманскую. Статут – осн источник права. Но сильна идеологич нагрузка. Выделение на основе ценностного подхода. 1. доминирование одной партии в гос структуре 2. сращение парт и гос хар-ра 3. декларативность нек К пол-ий (особ прав чел-ка) 4. отрицание разд-я властей – дем централизованная власть
Сове система предложила систему институтов, кот впоследствии воспринимались соц лагерем – это страны с разной историей, традициями, правом. Общее для соц системы: 1. Впервые разработаны конструкции – гос рук-во экономикой как главного игрока и гос собственность, коллект общенар формы собств-ти, план ведение нар хоз-ва 2. Обоснование в пользу трудового народа 3. Идейная основа: марксизм-ленинизм. Позднее доп, изм или замещалась новыми доктринами лидеров гос-в. 4. Отрицание ЧС – слом прав системы для всех гос-в. Более или менее жёстко ограничивается, сущ-е личной собств-ти в той или иной мере. 5. Значение парт док-тов. Подрыв принципа верховенства з-на. Зак-во начинает трактовать широко: вкл даже акты ИВ. Потом очень сложно от этого отойти. Законов принималось мало: 36-88 гг – принят 81 закон + столько же з-нов о бюджете и фин планах. Значение з-нов невелико. Реш-я судов не явл источниками, но практика разъяснений нижестоящим судам. Часто практика судов стан главнее, чем з-н. Иногда нормы зак-ва объявлялись секретными. Напр, в 30е годы – труд зак-во не доводилось до трудящихся. 6. Нет независимого суда, так как нет разд-я властей.
Китай. Гражданство – расплывчатые формулировки. Проблема – Тайвань. Принцип крови приоритетен. Равнество м и ж Запрет злоупотребления правами – гражданин не должен осущ свои права в ущерб интересам гос-ва, общ-ва и других граждан Личные права: свобода личности, неприкосновенность и достоинство, неприкосн-ть жилища, тайна переписки ст. 38 – запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле (рез-т культурной рев-ии) не закреплено право на жизнь. Смертная казнь в Китае сущ. Свобода вероисповедания. Право родителей давать соответствующее воспитание детям. запрет жестого обращения женщин, детей, пожилых.
Полит права: изб право – всеобщее, кроме тех, кто был лишён (санкция в УК, в частности) равное избир право, но соотн-е ценности голоса 1:4 (1 голос рабочего=4голоса крестьян). Иначе не было бы рабочих, поэтому решили так проблему. Раньше было 1:8. Теперь поэтому представителей от рабочих и крестьян примерно равно. Как правило, и акт, и пасс изб право с 18 лет. Пред-ль респ-ки и зам – 45 лет. Другие права: свобода слова, печати, союзов, уличных шествий и демонстраций. Но особенности! О классовой борьбе уже ничего нет.
Соц-эк права: право на соц обеспечение на случай болезни или потери трудоспособности. ст. 45 – гос-во и общ-во помогают инвалидам в получении работы и обр-я. Прогрессивное положение, хоть и декларативно. право на труд обр-е, здравоохранение, нравств, умств и психич развитие всех граждан, в т.ч. молодёжи.
Обяз-ти: соблюдение К и з-нов защита Отечества (граждане) и соблюдение интересов Родины уплата налогов планирование семьи: 1 семья – один ребёнок – для городов! Раньше было даже так: 3ий ребёнок лишался всех прав. Сельские территории: 1,5 ребёнка! Родители могут завести второго ребёнка, если первым оказалась девочка. Смертность среди девочек гораздо выше. Нац меньшинства – не распространяется эти правила
Если оба супруга были единственными детьми в семье, то могут иметь двух. Эта политика введена с 80х. Проблема соотношения М и Ж. М сильно больше. Старение нации. Много пенсионеров. Во многих сельских местностях нет вообще соц обеспечения.
Глава 3 К – органы гос власти Монополизация власти, нет разд-я властей. Вся полнота власти – Собрания нар представителей. Сущ на всех уровняхвласти. Особенность: напрямую избирателями формируются только собрания низшего звена, остальные избираются нижестоящими – многостепенные выборы. Высший орган – Всекитайское собрание нар представителей. Всеобщие, не вполне равные, альтернативные. Другие партии могут выставлять своих кандидатов, но могут и не выставлять. При этом хотя бы 2 кандидата должно быть. Выборы по мажорит принципу. Сроки: зависят от уровня 3-5 лет. Низшее – 3 года, вышестоящие – 5 лет. Императивный мандат – отв-ть перерд избирателями, возм-ть давать наказы, возможен отзыв населением или нижестоящим собранием. В бол-ве случаев это осущ на уровне партийных структур.
Всекит собр-е нар представителей (ВСНП) – однопалатный орган, полн-я 5 лет. Изб собраниями провинций, автономных районов. Обязательно входят представители вооруж сил и нац меньшинства (не пропорционально численности, представлено больше их). Самый многочисленный орган в мире – до 3 000 человек. Нет постоянной численности. Собирается на одну сессию в году. Конец фев-нач марта на 2-3 недели. Полн-я: 1. Прин-е и изм-е К 2. Прин-я основных з-нов – ГП, УП, избирательные 3. К контроль. Специализированного органа в Китае нет. 4. Избрание Председателя КНР и зама. (главу гос-ва и зама) 5. По предл-ю Пред-ля утв Премьер-министра Госсовета. 6. По предл-ю Премьера утв отсальных членов Госсовета 7. Утв-е Пред-ся Верх нар суда и Ген нар прок-ра и смещ-е с должности 8. Утв-е планов экон развития и отчёты об исполнении 9. Утв-е бюджета и отчёты об исполнении 10. Изм-е границ м/у отд территориями и внеш границ 11. Война и мир
Постоянный комитет ВСНП – мини-парламент нет точной численности 150-300 чел-к срок: 5 лет. Формир каждым Всекит собранием. Полн-я: 2 группы: собств (в К только за ним), полн-я вместо Всекит собрания (в период м/у сессиями): Собств: 1. Толк-е К и з-нов 2. Зак деят-ть – нельзя прин основные з-ны, остальные можно 3. Контроль за работой Госсовета, Верх нар суда и Ген нар прок-ры 4. Ратификация и денонсация м\ун дог-ров 5. Введение ЧС на всей территории или части 6. Реш-е о мобилизации населения и др. 7. Созыв на внеочередную сессию Всекит собрания Вместо Всекит собр-я: 1. Изм-е террит 2. Война и мир 3. Корректировка планов соц-экон разв-я.
Нет чёткого деленрия полн-ий м/у этими органами
Глава гос-ва – Пред-ль КНР. В К 54 г – не было единоличного главы гос-ва К 82 – вернула. Идея: укрепление гос системы, надлеж представит-во на м/ун арене, соотв-е нац кит традиции. Ф-ии: традиционные для главы гос-ва: представит-во, прин-я дипломатов, опублик-е з-нов, назн-е и смещение нек высших долж лиц (совместно с Всекит собранием), почётные звания и награды. Его реш-я фактически оформляют реш-я Всекити собрания. Право вето – никак не урег в К. На практике проблем не возникает. Пред-ль реп-ки (максимум 2 срока) – глава гос-ва и Генсек ЦК компартии на практике. Ху Цзиньтао – в ноябре на 18съезде партии – переизбрании Генсека. Теперь – Си Цзиньпинь. В марте 2013 – выборы в ВСНП + новый председатель КНР.
Зампред – запасная фигура, просто помгает. Никаких спец полн-ий К на него не возлагает.
Гос совет – правит-во. Формир-е на первой сессии вновь избранного ВСНП. Это исп орган ВСНП, а не самост орган. Подчиняется ВСНП и исп его реш-я. Глава –Премьер-министр. Но осн принцип деят-ти – коллегиальность. Все осн вопросы решаются на пленарных заседаниях – прим-е правила бол-ва. Гос Совет рук всей адм работой в общегос масштабе и контролирует деят-ть местных адм органов. Полн-я: 1. Составление планов соц-экон разв-я, проектов бюджета 2. Исп-е планов и бюджета 3. Упр-е экономикой и обороной. По расходам на оборону 4 место в мире (после США, России, Японии) 4. Упр-е внеш связями 5. Обр-е и наука 6. Защита прав китайцев за рубежом и нац меньшинств в КНР Гос Совет издаёт постан-я и распоряжения. Может собств реш-ем отменять акты местных адм орагнов по любым причинам.
Высший суд орган – Верх нар суд. Осущ деят-ть самостоятельно и независимо, но несёт отв-ть перед ВСНП. Надзор за суд деят-тью местных и специализир судов. Может издавать руководящие указания нижестоящим судам. Суды включены в систему правоохр органов. Нет понятия самост суд власти. Суды ОЮ, военные суды (в ВС - палата), нек др суды (нет адм и К юстиции). Роль суд системы менее значима.
Адм-терр устр-во Унит гос-во, постр на централизованных началах. Деление на провинции, автономные районы и города центрального подчинения (Шанхай и Пекин). Провинции и авт районы вкл в свой состав авт округа, уезды, авт уезды и города В уездах сущ волости, нац волости и посёлки. 3 уровня. Причины: 1. Крупная территория с неравномерным эк развитием 2. Населения много 3. Нац состав гос-ва – 56 национальностей. 93% - нац-ть хань. Остальные 7% расселены по площади более 60 % территории. Необх-ть сохр-я целостности гос-ва и стабильного развития. Особенность – включение автономных образований. Сущ 30 авт округов, 124 авт уезда, огромное число авт волостей. Одна автономия может наход в составе другой. Это способ реш-я нац вопроса. Сущ з-ны, рег статус автономий; з-ны, рег в т.ч. их статус; акты автономий. ст. 4 К – сплочённость и взаимопомощь всех нац-тей. За нац меньшинствами опред набор прав. Территория Китая единая и неделимая! Реализация прав строго в границах гос-ва. Борьба с сепаратизмом отд нац-тей и с великоханьским шовинизмом. Права автономий: только они имеют права МСУ. Остальные – только органы гос власти на местах. Формир-е собств бюджетов ОМСУ, полн-я по реш-ю культ вопросов (обр-е, традиции, язык), формир-е собств сил общ безопасности
Собрания нар представителей на местах создают ОИВ. двойное подчинение: Собраниям нар представителей своего уровня + Гос Совет сверху над ними, кот даёт указания и отм реш-я. Автономии: гарантии для нац меньшинств – Пред-ли нар собраний представителей и/или Пред-ли исп органов – представители нац меньшинства. Право пользования языком в т.ч. в органах гос власти, в т.ч. судах. из 56 нац-тей 53 имеют свой язык и письменность. Нек имеют более одной письменности. Проблема Тибета (авт район) – 12% территории всего Китая. Во время гражд войны Тибет заявил о независимости. В 49 г – территория насильно была включена в территорию Китая.
Тайвань. К: Гос-во может учреждать особые адм районы – Ганконг (бывш брит колония; с 97 г возвращён на террит-ю Китая) и Макао (бывш португальская колония; с дек 99). Осбый статус – в теч 50 лет сохр собств органы зак, исп и суд власти и действуют прежние прав системы, в т.ч. системы зак-ва. Общим для них явл только вопросы обороны и внеш политики. Это прибрежные потровые территории, могут вводить другие более благоприятные экон условия. Тайвань – Китай хочет так же вернуть. Но: там другая полит сила; другая экон ситуация (лучше); совм-е инвестирования гос и частного капитала; доход на душу населения в 25 раз больше. Время работает не на пользу Китая. Население чувствуют себя самост нацией. Колонизация осторвоа началась лишь в XVII веке. Часто этот процесс прерывался.
4 разд К – символика гос-ва Подчёркнуто революционная символика. Красное полотнище 1 большая звезда (компартия) + 4 звезды поменьше (классы)
Порядок изм-я К (ст. 64) Инициатива: Пост комитет ВСНП, 1/5 депутатов ВСНП Изменение прин только ВСНП бол-вом в 2/3. Вносились ранее в связи с изм-ем экон условий.
Индия 2 место по нас-ю, 7 – по площади Языки: хинди и английский столица – Нью-дели сложный нац состав индуизм – 80%, 14% - мусульмане, 2,5% - христиане, сикхи 2%, 0,7 % - буддисты традиционное индусское право – право общин, исповедующих индуизм – сама Индия, нек. иные р-ны около 1 млрд индуистов (Сингапур, Мьянма, Пакистан и др.) право Индии – общенац нормы, распр на всех людей, основ на системе англ права
Пересечение – индусы, живущие в Индии
В рамках индуизма много вероучений – разные боги, их системы. Сторонники культов не конфликтуют м/у собой, но и не сотрудничают. Индусское право неотделимо от индусской религии – традиц система общефилос ценностей. Базовая идея: сущ-е некоего миропорядка. Боги – не создатели этого, они хранители. Этот миропорядок предполагает опред орг-ию и правила поведения Источники мировоззрения и индуисской прав системы: 1. Веды – сборники религ песен и молитв (созданы во 2 тыс-ии до н.э.) – правила поведения; 2. Смрити – древнейшее произв-е литературы, часть из которых можно охаракт как прав справочники ок 1 тыс-я до н.э. 3. Шастры – 3 вида, т.к. мир основан на 3 началах: добродетель, интерес, удовольствие. Добродетель – угодить Богу – дхарма Интерес – разбогатеть и освоить искусство упр-я – артха Удовольствие – наука удовольствий – кама
Праву важна дхарма. Право, закр дхармашастрами – это не з-н, а идеальная модель, к кот следует стремиться. Дхармашастры – общие своды, означ смену неписанных прав обычаев 2 в до н.э. – Дхармашастра Ману – склад прав, нравств и религ установлений Чужда идея субъективных прав. Акцент на обяз-тях. Стержень – комплекс обяз-тей Разв-ие этой системы идёт в религ оболочке Изм-е соотн-я редиг норм и светских. Право стан более светским. Индусское парво признаёт обычай в кач источника права – племя, семья, каста. Позит право Индии было, прежде всего, обычным. Зак-во было вторичным.
Артха – з-ны в нашем понимании. Суды всегда имели свободу усмотрения в прим-ии артхашастр. Сами суд реш-я не рассм как источник.
8 в. – вторжение мусульман в Индию => экспансия мус права - высшая точка в 16 в. Исламское право не на всей террит-ии = > прав дуализм. 17 в – экспансия с Запада 1497 – экспедиция португальская португальцы, французы, затем англичане. сер 19 в – брит экспансия почти полностью завершена.
сер 19 в –восстание сипаев (наёмники из индусов в брит армии)
Новая система сохр традиц устр-во, но были брит представители. Окончательно орг-ия была закр в 1876 г королевой Викторей – коронация как императрицы Индии 1. Имперское правит-во в Лондоне Фактич – генерал-губенатор 2. Центр правит-во в Калькутте 3. Рег упр-е
Были созданы суды общ права, но они не отвергали традиц системы. Посути, сущ три системы – индусская, мус, английская Дог-ры и т.п. – англ Сем, каты, землепольз-е, наслед-е – мус/инд право
1856 – отм запрет вдовам снова выход замуж. Но фактически ситуация не поменялась. Возраст вступления в брак: англичане постарались устан М-18, Ж-14. Угол санкции за наруш-е. Но не помогло. До сих пор в нек штатах возраст – 12 лет счит оптимальным.
Пандиты – образованные индусы, дающие конс-ии по индусскому праву брит судьям. В нек случаях судьи прин исп силу реш-ю, прин пандитом. Система индусского права была сохранена, но была упрощена => уменьшение разнообразия обычного права.
Конституции. с сер 19 в – расш-е прав представит органов. Реакция англичан на мятежы и пр. Появл-е сил, возглав нац-освоб силы. Индийский нац конгресс – созд в 1885. С 1915 - глава – Махандас Ганди (Махатма) После 2 мир войны – Велик-я соглашается предоставить независ-ть с 47 г – независ-ть: 2 части: Инд союз и Пакистанский доминион. Столкновения м/у индусами, сикхами и мусульманами. Система упр-я английская была воспринята. Дедегаты в Учред собрание (собир для разраб текста Осн з-на) К прин в 49 г., вступ в силу в 50.
Общ хар-ка действующей К: готовили её более 2 лет => изучение заруб опыта + учёт собств соц филос-ии очень объёмный док-т – 395 статей по нумерации, на самом деле 447 статей, ещё 12 приложений (первоначально 8). Идея: создать наилучшую систему. Подробно регул федеративное устр-во. Идея: централизованное союзное гос-во. Только один штат имеет свою К.
Старались перенять не только нормы, но и позиции судов з.с. Точное детальное рег-ие. + Не остаётся простора для толкования - если в общ отн-ях что-то изменилось, то сложно поменять = > необх-ть вносить изм-я в текст.
Особ-ть: простой порядок внес-я изм-ий. Жёсткая К, но мног особ-тей. Есть нормы, кот меняются простым парлам бол-вом. Ст.4 – з-н, мен нек аспекты террит устр-ва => влияет на К текст Общ процедура – ст. 368: инициатива – в любую из палат одобрение в обеих палатах – в каждой палате бол-во по общему составу, чтобы получилось 2/3 от присутствующих на заседаниях. Затем – През-т подписывает поправку, и она вступ в силу. Право вето явно не предусмотрено.
Более жёсткий порядок – нек статьи (выборы през-та, пределы ИВ центра и штатов; распред-е зак власти м/у союзом и штатами и др.) – до През-та одобрение не менее половины легислатур штатов (14 из 28).
Ст. 368 п.4-5 Принимаемые поправки не подлежат проверке судом. Не было в первонач тексте. Индира Ганди старалась ослабить позиции ВС Индии. В К нет первоначально особо защищённых норм в К (Фр – республика, ФРГ – достоинство личности и т.д.) К имеет «осн структуру», т.е. нек набор базовых принципов, поменять кот нельзя, не развалив всю систему. ВС проверяет поправки на соотв-ие «основной структуре» (реш-е конца 70х годов). Практика так и не была развита пока.
За всё время принято более 50 поправок. Нет доверия толкованию, «живой» К и пр. Даже преамбулу дополняли – социалистическое (идея, близкая к Скандинавии, а не к СССР) и светское.
Идеи: Юр принцип сув-та Индии Провозглаш многочисл права и свободы граждан. Возм-ть обращ за защитой нек прав в суд.
Федерат форма орг-ии гос власти по вертикали с учётом нац-лингвистич особ-тей.
Подчёркнуто миролюбивый хар-р – нельзя оказ содейтсвие м/ун миру, справедливости и безопасности
обретение независ-ти – конец 70х – соверш-е национальной «рев-ии» (полит и социальной) Аграрная реформа, индустриализация, национализация – созд-е мощного гос сектора в экономике
С конца 70х до н.в. – укрепление дем институтов разл полит партии, преодоление синдрома «догоняющего равзития»
Феномен разв-ия – сохр-ие дем режима. Многие говорят о том, что дем режима в Индии быть не может, но дем институты были учреждены, и они функционируют. Проблема бедности (около 1/3 ниже черты бедности), отс-я устойчивого среднего класса. около 1/3 не слышали ни разу о СМИ; около 1/3 не получали никакого обр-я; около 1/3 явл безграмотными. На выборы регулярно являются около 70-80% избирателей. Можно голосовать по почте.
К авторитарной системе Индия скатиться не может, так как общ-во слишком разобщённое, нет там гражд общ-ва. Но разные народности, конфессии, касты (до 15 тыс) 4 варны. Разные обычаи и нормы поведения в разных общинах. Кастовая система, хоть и разделяет общ-во, сглаживает соц противоречия. Каждому своё. В Индии нет силы, кот устраивала бы всех. Полиэтнич (поликастовая) демократия
Партии: доминантно-партийная система – многопартийная система, партии интситуционализированы, весь спектр предствлен, но одна партии явл доминантой, позиционирует себя как сила, за кот общ-во. Оппозиция формально существует, есть критика, альт реш-е. Нет сращения парт и гос аппарата.
Люди, кот прин К, давно и прекрасно мертвы J
Латино-американская правовая система. Роль обычаев. Развитие системы общего права Колонизация Лат Америки европейскими гос-вами XV-нач XIX вв – Португалия, Испания, затем Франция (с XVII в) и Голландия. На колонизированных территориях вводились свои парввовые системы, но обычаи сохранялись. Формирование нац прав систем после провозглашения независимости с начала XIX века по н.в.
Борьба за независимость шла под влиянием идей франц просвещения.
Параллельно поблизости развитие США сих системой общего права. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|