Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы федеративного устройства РФ




РФ является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 89.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

20ВОПРОС

Государство реализует свои властные правомочия главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм. Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются на ряде принципов, среди которых необходимо назвать следующие два:
Принцип народного суверенитета,.означающий, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Власть народа осуществляется в двух основных формах: непосредственной и представительной. Высшим непосредственным выражением народовластия в РФ являются свободные выборы и референдум;
Разделение властей - один из основополагающих принципов конституционализма) согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств в противовес другой модели, основанной на идее монополизации власти.
Государственный орган - это лицо (президент, губернатор) или организованная группа лиц (парламент, суд и т.д.), наделенные правом государственных полномочий, необходимых для осуществления функций государственной власти. Государственным органам в Российском государстве присущи специфические черты, отличающие их от других органов или организаций. К ним относятся:
а) Порядок образования государственных органов четко регламентирован нормами Конституции РФ, федеральными законами. Существуют следующие способы создания государственных органов; избрание, назначения, формирование;
б) Каждый государственный орган имеет свое направление деятельности, т.е. социальное назначение, выраженное в его задачах. Например, парламент осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль, правительство - исполнительную власть и т.д.;
в) Государственный орган наделен определенной компетенцией, которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения. Следует иметь в виду, что в отличие от частных лиц, которые могут делать все, что не запрещено законом, государственный орган может делать только то, на что он прямо правомочен законом или основанным на законе другим государственным актом;
г) Каждый государственный орган имеет четко определенную структуру Например, парламент, т.е. Федеральное Собрание в РФ, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата имеет внутреннюю организацию: председатель, заместители, комитеты или. комиссии и т.д.
д) Каждый орган государственной власти строит свою работу в присущих и определенных ему организационно-правовых формах, т.е. в соответствии с определенной процедурой. Так, основной формой работы палат Федерального Собрания являются заседания. Конституция РФ и принятые палатами парламента регламенты определяют периодичность работы указанных органов, порядок проведения внеочередных заседаний и др. Процедура работы парламента, например, включает целый ряд производств или процессов: законодательный процесс, процедура назначения должностных лиц и т.д.;
е) Наконец, каждый государственный орган обладает таким элементом правового статуса, как ответственность. Например, конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в потере Президентом РФ своей должности.
Каждая из составных частей системы и органы, входящие в нее, обладают значительной спецификой, обусловленной природой и характером соответствующих законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти:
а) Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента РФ, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (государственных дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и других органов на уровне сельских и городских районов). Они занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те, которые обладают правом принимать законы (парламент РФ и парламенты республик), принято называть органами законодательной власти. Органы государственной власти других субъектов Федерации (автономных образований, городов федерального значения, краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (решения, постановления и т.п.), именуют обычно представительными органами государственной власти. Так же именуют, как мы видели вначале, и органы законодательной власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов - представителей групп избирателей и общественных объединений, избранных в органы власти народом;
б) Федеральные органы исполнительной власти имеют существенные особенности по сравнению с органами как законодательной, так и судебной власти. Они обусловлены своеобразием характера и спецификой функций исполнительной власти и органов, данную власть осуществляющих.
Одной из основных особенностей исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов, других правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории (всей Федерации в целом, республики в составе России, края, области, города, района). В силу того, что эти органы обладают не только исполнитель' ной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти республик в составе РФ» органы глав администраций городов, сельских и городских районов;
в) Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс.
От личности Президента РФ по многом зависит состояние Вооруженных Сил РФ, Верховным Главнокомандующим которых он согласно Конституции Российской Федерации является. Представительным и законодательным органом нашего государства согласно ст. 94 Конституции РФ является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации.

21ВОПРОС

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо- президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

Выборы являются одним из важнейших событий в жизни государства: голосуя за определённого кандидата, люди голосуют за свои надежды. Органы власти посредством выборов получают легитимацию.

Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Рассматривая институт выборов в РФ, можно классифицировать:

1)в зависимости от территории их проведения-

-общенациональные (проводятся в масштабах одной страны);

-региональные (проводятся на уровне субъектов РФ);

-местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город);

2)в зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся-

-президентские (президент РФ);

-выборы в Государственную Думу РФ;

-выборы в региональные и местные законодательные (представительные) органы власти;

3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются прямыми.

Прямые выборы - это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.

4) по очередности в РФ выборы бывают очередные и внеочередные;

Очередные выборы - проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.

Внеочередные выборы - проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Это связано с вакансией должности, ввиду смерти должностного лица, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента. Что касается коллегиального органа- возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.

Институт избирательного права пользуется статьёй 2 ФЗ от 06.12.94 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ», которая закрепляет термины:

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

избирательные права граждан (5)- конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

гарантии избирательных прав граждан (6)- правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;

активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

избиратель- гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательные комиссии- комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в выборные органы местного самоуправления;

кандидат (11)- кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;

избирательное объединение (12)- общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;

избирательный блок (13)- добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;

список кандидатов (14)- единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

предвыборная агитация (15)- деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

 

22ВОПРОС

Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

Мажоритарная избирательная система – избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями и их объединениями пропорционально числу полученных голосов.

Система единственного передаваемого голоса – разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота.

Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы.

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;
б) вменяемости;
в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории).

Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;
б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).

23ВОПРОС






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных