Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проектирование наружных деталей верха. По копировально-графической системе в ос­нову проектирования чертежа (рис




 

По копировально-графической системе в ос­нову проектирования чертежа (рис. V.1, б и г) положены конструктивные особенности модели и УРК, вписанная в оси координат Чертеж наружного контура деталей называ­ется конструктивной основой. Построение конструктивной основы модели верха ботин­ка с настрочной союзкой включает проекти­рование двух конструктивных узлов: проек­тирование пяточного конструктивного уз­ла — берцев ботинка и проектирование пе­реднего конструктивного узла — союзки, а также проектирование отрезных дета­лей.

 

Проектирование пяточного конструктивного узла. На осях координат YOX отмечают точки Вк, В'к, П и Н. Шаблон УРК вписывают сразу в развернутом положении, т. е. через точки В'к, и Н. Затем перпендикулярно оси О'Х' наносят базисные линии и проводят линию первоначального контура УРК в но­сочной и пяточной (по следу) частях, для чего УРК удерживается в точке К (базис­ная линия IV), а нижний пяточный угол ка­сается первоначальной точки высоты каб­лука Вк.

Отмечается положение наиболее характерных точек для построения берцев (см.рис. V.1, б): точка Б — на пересечении базисной линии 1 с развернутым контуром УРК, точка М — высота до центра наружной
мыщелки от точки Б: БМ= 0,2 1 L, точка В' — середина линии косого взъема ВКВ.

Проводится линия высоты берцев ботинка ВбВб касательно к точке В' и под прямым углом к оси ОХ; ВбВ'б для конструктивной основы типового ботинка определяется по табл. III. 1 (проектирование заниженных берцев должно выполняться после построения конструктивной основы). Проводится линия ширины берцев ботинка под углом 83,° к ВбВ'б при этом учитывается, что при формовании передний верхний угол берцев смещается вниз и в готовой обуви направление линии берцев будет близким к параллели опорной поверхности.

Рис. V.1 Схема проектирования ботинка с настрочной союзкой  


Определяется ширина берцев (по табл. III.1); в сторону пятки откладывается отрезок В'бШ = 0,54 ШШ' для конструкции заготовки с настрочной союзкой, так как берцы скреплены швом с союзкой по всему кон­туру и в процессе формования верхний край берцев смещается вниз и в сторону носка вместе с союзкой, т. е. положение берцев будет более симметричным по отношению к линии высоты.

Определяется положение точки В3: по ранее известному уравнению выполняется расчет отрезка ВКВ3, который откладывается на пяточном контуре УРК путем засечки ра­диусом, равным ВКВ3, из точки Вк. После этого определяются точки В"Н'вВ'3 для построения пяточного контура берцев ботинка с учетом толщины облегающих деталей, растяжения их при формовании и свободного прилега­ния верхней части берцев к голени и стопе: в точках Вк и Нв наружу от контура УРК от­кладываются отрезки с учетом толщины жесткого задника, так как практически растяжение деталей в пяточной части рав­но толщине деталей верха без жесткого задника: ВкВ"к= 2 — 2,5 мм, НвН'в = 2,5—3 мм; В3В'3 = 2 мм.

Затем выполняется дополнительное построе­ние для проектирования верхней части пяточного контура берцев ботинка: точки Ш и В'3 соединяют вспомогательной лини­ей ШВ'3; на ее середине (рис. V.1, в) находится точка з, от которой по нормали внутрь чертежа откладывается 3—4 мм до точки з' и проводятся вспомогательные ли­нии по точкам Ш, з' и з'В'3, на середине отрезка з'В3 находится точка и, от которой внутрь чертежа откладывается 1,5 мм до точ­ки и'.

Проектируется пяточный контур берцев бо­тинка через точки Ш, з', и', В'3, Н'в, 3 (рис. V.1, г); полученный плавный контур учитывает анатомическое строение стопы и голени. Передний контур берцев проекти­руется по нормали к линии ширины бер­цев из точки Ш' через наиболее выпуклую точку г на гребне условной развертки и по касательной гг' до точки союзки. Учитывая форму стопы на подъеме, по биссектрисе угла Ш'г'г длиной 52 мм радиусом 46 мм выполняется плавное сопряжение линий Ш'г' и г'С (см. рис. V.1, г).

При построении пяточного и переднего контуров берцев на практике можно применить специальный шаблон — лекало, разра­ботанный Ф. В. Пешиковым. Описание и применение шаблона дано в Методических рекомендациях предприятиям обувной про­мышленности (1984 г.).

Проектирование переднего конструктивного узла союзки. С учетом конструктивной особенности определяется положение точки союзки С и линии перегиба союзки. Точка С находится на стыке союзки с берцами. Выбор ее должен обеспечивать хорошее приформовывание деталей к колодке и удобство готовой обуви в эксплуатации. Рациональным положением точки С является точка К — пересечение базисной линии IV с верхним контуром условной развертки. С учетом де­формации деталей при формовании точку С можно проектировать со смещением в сторо­ну пятки до 4 мм для мужской и другой обуви на низком каблуке, что не ухудшает формования деталей на колодке. Для жен­ской обуви на среднем и высоком каблуке точку С можно проектировать со смещением в сторону носка до 4 мм. Это улучшает приформовывание деталей, что очень важно для сложной формы колодок на среднем и высоком каблуке, и зрительно сокращает длину обуви.

Проектирование точки С в сторону носка; более 4 мм не рекомендуется, так как в готовой обуви передний край берцев (при­пуск) при ходьбе будет натирать фаланги пальцев.

В случае проектирования союзки фигурного кроя (рис. V.1, г) точка С характеризует проекцию точки углубления Г на линию пере­гиба союзки, относительно которой проекти­руется точка С'.

Проектирование линии перегиба союзки. Ли­ния перегиба союзки в максимальной степени влияет на качество приформовывания заготовки на колодке. Если линия перегиба союзки 1 проектируется выше контура но­сочной части условной развертки (рис. V.1, е), то при формовании верхняя часть заготовки, прилегающая к колодке, получит максималь­ные напряжения, т. е. хорошо приформуется, а по периметру затяжной кромки образуют­ся излишки. Излишки затяжной кромки образуют складки по следу затянутой обу­ви, что затрудняет приклеивание по­дошв.

Рассмотрим положение линии перегиба союз­ки в другом крайнем положении — 2, т. е. ниже контура носочной части условной развертки. В этом положении значитель­но сокращаются периметр затяжной кромки и складки по следу затянутой обуви, но верхняя часть заготовки (в ботинке детали по контуру В3С) не будет плотно прилегать к колодке, а готовая обувь будет бесфор­менной в носочной части.

В конструкции с настрочной союзкой ли­ния перегиба проектируется из точки С через точку в', расположенную выше или каса­тельно к наиболее выпуклой точке в носоч­ной части условной развертки колодки: в в' = 0 — 2 мм.

Проектирование контура союзки. Контур союзки проектируется по выбранному эскизу (см. рис. V.1. а). При раскрое такой союзки крыло одной детали входит в вырез другой (рис. V.1, ж). Для получения союзке с опти­мальной взаимоукладываемостью наносятся контур затяжной кромки и вспомогательные линии ФФ' и Ф"Ф'" (см. рис. V.1, г). С уче­том метода крепления и нормируемого при­пуска под затяжку, суммарной толщины облегающих деталей в пяточной и носоч­ной частях и деформации заготовки мужско­го ботинка с настрочной союзкой припуск под затяжку П3 составляет: по длине в носоч­ной части 15 мм, по ширине в носочно-пучковой части 16—17 мм, в геленочной — 20мм, в пяточной (от нижнего контура условной развертки колодки) — 15 мм. По длине в носочной части припуск отклады­вается от перпендикуляра, опущенного на линию перегиба союзки из точки Н. Из полу­ченной точки Н' восстанавливается нормаль к линии перегиба, чтобы не было острых и тупых углов у деталей в развернутом (относительно линии сгиба) виде. Со стороны следа колодки припуск под затяжку отклады­вается перпендикулярно соответственно к наружному и внутреннему контуру услов­ной развертки.

Отходы между двумя шаблонами можно за­проектировать минимальными, если спроек­тировать верхний контур союзки по вспомо­гательной линии Ф"Ф"', проведенной через точку Ф" параллельно линии перегиба союз­ки. От линии перегиба с помощью прямо­угольного треугольника определяются макси­мальное удаление контура затяжной кром­ки ФФ' и точка Ф", мм:

ФФ''= 1/3 ФФ'+ (1 – 2),

где (1 – 2) —поправка на толщину карандаша.

Конфигурация союзки в нетиповых моделях может быть разнообразной. Положение кры­ла союзки определяется длиной крыла жест­кого задника.

В заготовке с закрепляемой подкладкой для обуви на низком каблуке длина задника не позволяет проектировать крыло союз­ки в сторону пятки от базисной линии ΙΙ (см. рис. V.1, г). В противном случае воз­никнут затруднения при вставлении жестко­го задника в заготовку (между верхом и подкладкой) перед ее формованием; придется проектировать нетиповой задник с укороченными крыльями. Крыло союзки рационально проектировать в геле ночной части условной развертки между базисными линиями ΙΙ и ΙΙΙ, чтобы улучшить внешний вид обуви и приформовывание заготовки к колодке с внутренней стороны. С этой же целью крыло союзки с внутренней стороны увеличивается по площади на величину нахлеста ГГ", перенесенного с уплощенного шаб­лона развертки колодки (см. рис. III.9). Припуск берцев под строчку откладывается от первоначального контура. Это позволит увеличить периметр заготовки по затяжной кромке с внутренней стороны в соответ­ствии с формой колодки. Собранная заготов­ка имеет излишек материала в виде фалды с внутренней стороны, что улучшает ее при­формовывание к колодке. Хорошо отформо­ванная заготовка плотно прилегает к колод­ке: не морщит и не пружинит. Плохое формование чаще всего можно обнару­жить на союзке ниже точки С и в геленочной части с внутренней стороны. Сильное, как и слабое, продольное растяжение заготовки при недостаточном поперечном ухуд­шает приформовывание заготовки.

При проектировании нетиповых моделей крыло союзки может иметь различную фор­му и занимать любое положение с учетом выбранного эскиза, внешнего вида готовой обуви, конструкции подкладки и т. п.

Не рекомендуется проектировать крыло со­юзки в самом широком месте колодки, что создает диспропорцию в готовой обуви; кро­ме того, швы могут травмировать стопу (го­ловку первой плюсневой кости).

Средняя часть союзки проектируется из точ­ки С по перпендикуляру к линии перегиба и вспомогательной Ф"Ф'". При выборе ра­диуса сопряжения необходимо учитывать взаимоукладываемость, трудоемкость и внеш­ний вид союзки. Для типовой модели радиус составляет 14—16 мм в углублении союзки и 20—24 мм в крыльях.

Чтобы снизить напряжение на среднюю часть союзки при формовании, ее площадь при проектировании увеличивается на вели­чину СС' = 2 мм (в сторону пятки), т. е. союзка выкраивается по контуру с прибавкой 2 мм, а настрачивается по первоначаль­ному (см. рис. V.l, д).

Проектирование отрезных деталей (носка, задинки). Отрезной носок является частью союзки. Ориентиром для его проектирова­ния служит базисная линия V. Для типовой модели длина носка увеличивается на 2—4 мм относительно базисной линии V. При формо­вании заготовки отрезной носок испытывает максимальные напряжения, происходит из­менение его первоначальной конфигурации, что не позволяет проектировать прямо­линейным его верхний контур (рис. V. 1, з). Радиус контура носка принят равным 240—300 мм. В нетиповых моделях форма отрезного носка может быть различной, но с учетом деформации при формова­нии и работы стопы в готовой обуви. Проектирование линии отреза носка на сере­дине базисных линий IV и V приведет к быстрому разрушению шва, соединяющего его с союзкой, так как на этом участке происходит максимальный изгиб стопы в плюснефаланговом сочленении.

Отрезная задинка является частью берцев. Ориентиром для ее проектирования служит вспомогательная линия В3а. Вид берцев сзади на стыке наружной и внутренней задинок требует поднять точку В'3 на 2 мм по пяточ­ному контуру берцев в точку В''3 (рис. V. 1, и).

Проектирование припуска под сострачива­ние деталей и обработку видимых краев. На основании расчета припуска для настра­чивания деталей двухрядной строчкой, уда­ленной одна от другой на 1 мм, по нижнему контуру берцев проектируется припуск, рав­ный 7—8 мм. В передней части берцев припуск на сострачивание с союзкой увеличивается с 7—8 мм в углублении союзки до 10—12 мм в точке С (см. рис. V.1, г), так как увеличивается толщина деталей на стыке берцев. Припуск берцев в передней части Сб лежит на продолжении касатель­ной Сг. В этом случае точка б находится на значительном расстоянии от линии переги­ба союзки, что ухудшает приформовывание наружных деталей к колодке. Для ликвида­ции этого недостатка на припуске берцев проектируются две-три надсечки глубиной 3—4 мм (см. рис. V. 1, г).

Передний контур задинки имеет припуск 7—8 мм на сострачивание с союзкой, кроме верхнего уголка, где припуск уменьшен до 5—6 мм с учетом растяжения верхнего края детали при настрачивании на берцы. Союзка по переднему контуру имеет при­пуск 9—10 мм на сострачивание с отрезным носком, так как имеются перфорация d= 1,2 мм и трехрядная строчка. Ориенти­ром припуска во время сострачивания слу­жат срезы или гофры на деталях, лежащих при настрочном шве внизу (точка Е на рис. V.1, г). При настрачивании деталей верхняя растягивается под рольпрессом, по­этому ее периметр необходимо уменьшить на 2—2,5 %. Корректировка выполняется с целью предотвращения перекосов деталей при их сострачивании и формовании.

Проектирование язычка. Язычок служит для предохранения стопы от натирания блочками. Ширина язычка должна учитывать расстоя­ние центра блочков до переднего контура берцев и диаметр блочков. Нормируемое расстояние до центра блочков 10—12 мм, а ширина язычка вдвое больше, т. е. 22— 25 мм от линии сгиба (рис. V.1, к). В нижней части ширина язычка уменьшается, чтобы снизить толщину деталей в области плюсне-фалангового сочленения стопы, и составляет 12 мм. Длина язычка, не выступающего за верхний край берцев, равна периметру перед­него контура берцев СгШ' с припуском под строчку Сб и поправкой 2—3 мм на смещение толщин облегающих деталей, что­бы не создавать утолщения в точке б (см. рис. V.1, г).

Проектирование заднего наружного ремня. Задний наружный ремень (рис. V.1, д) укреп­ляет переметочный шов, соединяющий берцы по пяточному контуру. Общая ширина зад­него наружного ремня вверху — 10 мм, вни­зу — 20 мм. Длина его равна периметру пяточного контура берцев с припуском на обработку. При настрачивании ремень вытя­гивается на 2 %, но не корректируется, так как эта величина является поправкой на смещение толщин в точке Ш".

Кожаная закрепка 7 (см. рис. V. 1, а), применяемая при сборке заготовок с настрочной союзкой, может быть круглой, овальной или прямоугольной, ее ширина (диаметр) может составлять 15—20 мм. Закрепка пря­моугольной формы применяется сложенной вдвое.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных