Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ





298


Мышление — это процесс отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами И явлениями объективного мира.

I. Различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное — это творческое мышление. Потребность в нем возникает всякий раз, когда человек сталкивается с необходимостью решения нетривиальных задач, попадает в но­вые условия.

Репродуктивное — мышление, которое используется при решении задач известного типа и предлагает использование готовых правил и программ преобразования материала.

Мыслительная деятельность включает в себя операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и обобщения.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез — объединение выделенных анализом компонен­тов целого.

Абстракция — мыслительная операция, основанная на вы­делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Конкретизация — это переход от абстракции и обобщения к частным предметам или явлениям действительности.


II Выделяют следующие логические формы мышления
понятие, суждение, умозаключение

Понятие — отражение наиболее общих и существенных свойств предметов и явлений

Суждение — форма мышления, отражающая связи меж ду предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо

Умозаключение — состоит в выводе одних суждений из других, новых знаний из старых Различают дедуктивное и индуктивное умозаключения

III Качества мышления глубина, самостоятельность, критич
ность, гибкость, быстрота

Глубина мышления — умение проникнуть в сущность сложность процессов и явлений объективного мира, предвидеть дальнейшее развитие событий, находить правильные пути и нуж ные решения, не прибегая к помощи других

Критичность — умение объективно оценивать свои и чу жие мысли и действия

Гибкость — умение изменять намеченный план решения задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой

Быстрота — скорость протекания мыслительных про цессов

IV Виды мышления

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями

Практически действенное — характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе дея тельности

6.1. МЕТОДИКА «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ»

Назначение: Методика предназначена для оценки твор ческого мышления

Обследуемым предлагается 25 слов, имеющих различные значения В течение 15 мин обследуемые должны записать максимальное количество значений для каждого слова


Методические указания: Задания выполняется на чис­тых листах бумаги

Составление заключения: Оценка творческого мышле ния производится по количеству принципиально различных значений слов в соответствии с приведенной таблицей

 

Кол-во подоб ранных слов   52-61 63-71  
Баллы        

6.2. МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение: методика предназначена для оценки логичес­кого мышления Суть методики заключается в том, что обсле­дуемые должны найти для каждого цифрового шифра соответ­ствующие буквенные комбинации и из них составить 16 четы­рехбуквенных слов Время — 5 минут

Методические указания: Объяснить испытуемым, куда они должны внести ответы При наличии различных вариантов методики они могут быть розданы по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный вариант а нечетные — нечетный

Демонстрационный плакат

Составление заключения: Оценка логического мышле­ния производится по количеству правильно составленных четы­рехбуквенных слов в соответствии с таблицей

 

Кол-во правильно составленных слов 1-3 4-7 8-11 12 и больше
Баллы        

6.3. МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Предназначается для оценки логического мышления Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения — 5 минут.

Оценка производится по количеству правильных ответов

Норма взрослого человека — 10 и более.

КЛЮЧ

6.4. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вы­черкнуть их.

Таблица 1

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3 Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача

 

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сале, простокваша.


12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17 Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Зачеркнуты правильные ответы.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью табл. 2.

Таблица 2

 

: Кол-во правиль-' ных ответов         12-13        
Оценка в баллах                    

6.5. МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего С ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответствующих обобщающему поня­тию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

Таблица 1

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, ре­
дактор
).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


11. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты),

12. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум,
наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Правильные ответы подчеркнуты.

Оценка выставляется по 9-балльной шкале с помощью

табл. 2.

Таблица 2

Кол-во правиль­ных ответов       14-15 12-13 10-11 8-9 6-7  
Оценка в баллах                  

6.6. МЕТОДИКА «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ»

Обследуемым вручается бланк с 20 пословицами. Они должны, прочтя каждую из них, кратко охарактеризовать ее переносный смысл. Время на работу — 10 минут.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью таблицы.

 

Кол-во правиль­ных ответов       15-17 13-14 10-12 7-8 5-6  
Оценка в баллах                  

6.7. МЕТОДИКА «АНАЛОГИИ»

Методика позволяет оценивать понимание смысла слов и логических отношений между понятиями.


ключи

1 - А; 2 - Г; 3 - В; 4 - Г; 5 - Б; б - Г; 7 - Б; 8- В; 9 - А; 10 - Г; И - В; 12 - Д; 13 - Б; 14 - Д; 15 - Б; 16 - В; 17 - Б; 18 - Г; 19 - Д.

Подсчитывается количество правильных ответов (№ пр). Вычисляется показатель Тб (время безошибочного выполнения задания) по формуле:

Тб = Т х С,

где Т — время выполнения задания в секундах, С — коэффици­ент, величина которого определяется количеством правильных ответов (№пр). Коэффициенты приведены в табл.1.

Тб переводится в баллы по табл. 2

Если испытуемый не сделал ни одного правильного ответа (№ пр = 0), результат оценивается в 1 балл.

Величины Т, № пр, С и Тб, а также соответствующий балл заносятся в карту психофизиологического обследо­вания.

БЛАНК - ПРИМЕР (демонстрационный плакат)


Таблица 1


Таблица 2


 



№ пр С
  19,00
  9,50
  6,33
  4,75
  3,80
  3,17
  2,71
  2,37
  2,11
  1,90

 

№ пр С
  1,73
  1,58
  1,46
  1,36
  1,27
  1,19
  1,12
  1,05
  1,00

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных