Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ




В основе разработки данной методики лежит факт повто рения набора сходных общепсихологических типов в различ ных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк Личко и др)

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (под ростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа '

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологи ческие характеристики и рекомендации по коррекции

Этапы работы

1 Проведение исследований по тесту Айзенка

2 Обсчет результатов

3 Градация результатов по таблице типов

4 Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5

КЛЮЧ

I. Экстраверсия (Э):

Да 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46,

Нет 6, 33, 51, 55, 59

И. Невротизм (Н):

Да 2,5, 7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50 52, 54, 56, 58, 60

III. «Ложь»:

Да 8, 16, 24, 28, 36, 44 Нет 4, 12, 20, 32, 40, 48

Нормативы для подростков 12-17 лет экстраверсия (Э) — 11-14 баллов, «ложь» — 4-5 баллов, невротизм (Н) — 10-15 баллов

1 Автор методики — кандидат психологических наук Маталина Т В (г Санкт Петербург)


ТАБЛИЦА ТИПОВ

 

  Данные по те сту Айзенка
Э в баллах Н в баллах
  0-4 0-4
  20-24 0-4
  20-24 20-24
  0-4 20-24
  0-4 4-8
  0-4 16-20
  0-4 8-16
  4-8 0-4
  8-16 0-4
  16-20 0-4
  20-24 4-8
  20-24 8-16
  20-24 16-20
  16-20 20-24
  8-16 20-24
  4-8 20-24
  16-20 4-8
  4-8 16-20
  4-8 4-8
  16-20 16-20
  12-16 8-12
  8-12 8-12
  16-20 8-12
  12-16 4-8
  8-12 4-8
  4-8 8-12
  4-8 12-16
  8-12 16-20
  12-16 16-20
  16-20 12-16
  8-12 12-16
  12-16 12-16


Тип№1 Э:0-4; Н: 0-4

Характерологические Безмятежный, мирный, невозмути-
проявления мыи в группе скромен. Дружбу не

навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Воспитателей беспокоят мало, а зна-

Пути коррекции

чит всегда страдают от невнимания

педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повы­сить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Тип №2 Э: 20-24; Н: 0-4

Характерологические Радостный, общительный, разговор
проявления чивый. Любит быть на виду. Опти

мист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды превращает конфликты в шутку.^Впечатлителен, любит новиз ну Пользуется всеобщей любовью Однако поверхностен, бес печен Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результа тов (увлекается, но быстро остывает).

Поощрять трудолюбие, использовать

Пути коррекции

природный артистизм и склонность

к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружко вой работой, участием в экспедициях и т д.).

Тип № 3 Э: 20-24; Н: 20-24

Характерологические Активный, имеет хорошо развитые бой
проявления цовские качества. Насмешлив. Стре

мится общаться со всеми «на равных» Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно проти воборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес

Основная тактика — подчеркнутое
Пути коррекции п

J fr уважение. Взаимоотношения следует

строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне 364


общения При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряже­ния. Подросткам данного типа необходима возможность прояв­ления организаторских способностей, а также реализация энер­гетического потенциала (спортивные достижения и т.п.)

Тип №4 Э:0-4; Н: 20-24

Характерологические Тип неспокойный, настороженный, не­
проявления уверенный в себе. Ищет опеки. Необщи­
телен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокорани­
мый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны Не
любит активный образ жизни. Созерцатель Часто склонен к
философии. Легко драматизирует ситуацию.

Стремиться поддержать. Оградить от

Пути коррекции

насмешек. Выделять положительные

стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, стро­гой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.

Тип №5 Э:0-4; Н: 4-8

Характерологические Созерцателен, спокоен. Имеет низкий
ироявления уровень заинтересованности в реальной

жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Остро нуждается в повышении само-

Пути коррекции

оценки, это разрушает безразличие и по­вышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задат­ки), чтобы как-то увлечь работой.

Тип №6 Э:0-4; Н: 16-20

Характерологические Сдержанный, робкий, чувствительный,
проявления стесняется в незнакомой ситуации.

Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит


многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.

„ Стараться поддерживать, опекать, под-

Пути коррекции v v

черкивать перед группой положи­тельные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16

Характерологические Человек скромный, активный, на-
проявления правленный на дело. Справедли-

вый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато морализирующий.

Пути коррекции В Деятельности желательно предо-

ставить свободный режим; поощрять,

это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем) Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих си­лах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет

Тип № 8 Э: 4-8; Н: 0-4

Характерологические Человек спокойный, склонный к об-
проявления щению в компаниях. Эстетически

одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимо­отношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.

„ Главная задача — активизировать

Пути коррекции *,

потребность в деятельности. Найти

занятие, могущее заинтересовать (скорее, это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Же­лательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.


Тип №9 3:8-16; Н: 0-4

Характерологические Активный, жизнерадостный. Общи-
проявления тельный. В общении неразборчив.

Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к но­визне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Пути коррекции Режим желателен более жесткий, мо-

билизующий. Установить доброжела­тельные отношения, но подросток должен, чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то (поступить в престижный вуз и т.п.). Однако в этом случае необ­ходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксиро­вать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

Тип №10 Э: 16-20; Н: 0-4

Характерологические Артистичен. Любит развлекать.
проявления Недостаточно настойчив. Общите-

лен. Неглубок. Уравновешен.

Пути коррекции Поддерживать усилия, направленные

на достижение интересных целей

(у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать клоунства.

Тип №11 Э: 20-24; Н: 4-8

Характерологические Активный, общительный, благородный,

проявления честолюбивый. Легко соглашается

<на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях,

в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен.
* Обаятелен. Имеет организаторские склонности.
' Пути коррекции Поощрять и развивать организаторские

'" склонности. Может быть лидером, но

Чадо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское


положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.

Тип №12 Э: 20-24; Н: 8-16

Характерологические Легко подчиняется дисциплине. Обла-
проявления дает ЧуВСТВ0М собственного достоин-

ства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюб­чив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

Лидер по натуре, как эмоционального,

Пути коррекции

так и делового плана. Надо поддер­живать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Тип №13 Э: 20-24, Н: 16-20

Характерологические Сложный тип. Тщеславен. Энергичен.
проявления Жизнерадостен. Не имеет, как прави-

ло, высокой духовной направленности. Погружен в житейские
радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности.
Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится
достичь удачи, успеха, выгоды Презирает неудачников. Общи­
тельный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.
Пути коррекции Цель старшего — держать подростка

«в рамках», так как тот склонен к за­знайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положитель­ные личностные качества. Можно предложить роль организато­ра. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание.

Тип №14 Э: 16-20, Н: 20-4

Характерологические Властный, мнительный, подозрительный,
проявления педантичный. Всегда стремится к пер-

венству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

„ Нельзя относиться равнодушно. Мож-

Пути коррекции к }

но относиться дружелюбно, с ирони­ей. Дать возможность занять лидерское положение, однако,


при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

Тип №15 Э:8-16; Н: 20-24

Характерологические Вечно недовольный, ворчливый,
проявления склонен к придиркам. Мелочно-тре-

бовательный. К язвительности не склонен. Легко обижает­ся по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не име­ет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

„ Желательно наладить хотя бы ми-

Пути коррекции

нимальные взаимоотношения. Это

легче сделать, основываясь на мнительности данного чело­века. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то обществен­ной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоот­ношениях, можно дать канцелярскую работу (педантичес­кие свойства позволяют делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания, индивидуального взаи­модействия.

Тип №16 Э:4-8; Н: 20-24

Характерологические Высокочувствительный тип, недо-
проявления верчивый, затаенно-страстный, молча-

ливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, име­ет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мыш­лению. Часто — неуверенность в себе.

Пути коррекции В подходе желательны: оберегаю-

щий режим, поощрения при одно­классниках, доброжелательность, уважительность. Сле­дует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и кри­тиканства.


Тип №17 Э: 16-20; Н: 4-8

Характерологические Очень эмоционален. Восторженный,
проявления жизнерадостный, общительный, влюб-

чивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.-

Поддерживать положительный на-

Пути коррекции

строи. Желательно развивать эстети­ческие увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать высту­пить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).

Тип№ 18 Э: 4-8; Н: 16-20

Характерологические Эмпатичный. Очень жалостливый,
проявления склонный поддерживать слабых, пред-

почитает интимно-дружеские контакты Настроение чаще спо­койно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Неуверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозритель­ным в неблагоприятных условиях.

Пути коррекции Рекомендуется наладить щадяще-раз-

вивающий режим. Контролировать

исподволь, относиться спокойно, доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются дости­жение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми) Исключить публич­ное обсуждение, если возможны негативные оценки.

Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8

Характерологические Спокойный тип. Молчаливый, рас-
проявления судительный. Замедленно-деятельный,

очень последовательный, самостоятельный, независимый, кро­потливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

Пути коррекции У подростков данного типа надо по-

стараться повысить самооценку, раз­вить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу


с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Под­ростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.

Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20

Характерологические Очень демонстративен, не умеет со-
проявления переживать. Эмоционально беден.

Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Час­то фальшив. Практичен.

„ Режим взаимодействия мягкий, терпи-

Пути коррекции F

мыи, чтобы не обострять негативные

качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство — в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

Тип № 21 Э: 12-Н; Н: 8-12

Характерологические Очень энергичен, жизнерадостен. «Лю-
проявления бимец публики». Считается, что подро-

стки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень
одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако,
наличие этих качеств часто имеет негативные результаты
Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все
доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над
достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу.
Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.
Пути коррекции Требуют доброжелательно-строгого

отношения. В коллективе не стоит

выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой сторо­ны — приучит к упорядоченной работе.


Тип № 22 Э: 8-12; Н: 8-12

Характерологические Очень пассивно-безразличный. Уве-
проявления рен в себе. В отношении к ок­
ружающим жестко-требователен Злопамятен. Часто проявля­
ет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудите­
лен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично.
Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта.
Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.

Пути коррекции Создать У no*POCTKa ощущение, что он

интересен воспитателю (тренеру и т.д.).

Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).

Тип № 23 Э: 16-20; Н: 8-12

Характерологические Общительный, активный, инициатив-
проявления ныи> увлекающийся. При этом умеет

управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Чес­толюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен

Пути коррекции Создать возможность лидерства. По-

могать в решении групповых и инди­видуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.

Тип № 24 Э: 12-16; Н: 4-8

Характерологические Активный уравновешенный тип. Энер-
проявления гичен. Среднеобщителен. Привязчив

к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к сопер­ничеству. Иногда обидчив.

Пути коррекции Предпочитает спокойное довери-

тельное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.


Тип № 25 Э: 8-12; Н: 4-8

Характерологические Активен, иногда взрывчатый, иногда
проявления беспечно-веселый. Часто спокойно-

безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кропотливой работе.

„ Желательно спокойно-деловое отно-

Пути коррекции

шение Находить и рекомендовать

лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляются с адми­нистративной работой

Тип № 26 Э: 4-8; Н: 8-12

Характерологические Спокоен, уравновешен, терпелив, пе-
проявления дантичен Честолюбив. Целеустрем-

лен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив

„ Любят доверительные отношения, спо-

Пути коррекции г

коиныи темп работы. Не склонны к

панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих силах

Тип № 27 Э: 4-8; Н: 12-16

Характерологические Уравновешенно-меланхоличный. Тон-
проявления ко ЧуВСТВИТельнь1И Привязчивый;

ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще — спокойно-задумчив.

Пути коррекции Со3датЬ обстановкУ активно-спокой-

ной деятельности. Желательно из­бежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия.

Тип № 28Э: 8-12; Н: 16-20

Характерологические Меланхоличный, честолюбивый, упор-
проявления ны^ серЬезный. Иногда склонен к уны­
ло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кру­
гом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен


в решениях относительно принципиальных вопросов, но зави­
сим от близких в эмоциональной жизни.
„ Рекомендуется направлять усилия

на повышение самооценки, укреп­лять уверенность в себе.

Тип № 29 Э: 12-16; Н: 16-20

Характерологические Жестко-требователен к окружающим:
проявления упрям, горд, очень честолюбив. Энер-

гичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрыва­ет. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Пути коррекции Взаимоотношения строить на ос-

нове уважения, высокой требова­тельности. Можно посмеиваться над недостатками, если под­росток заносчив.

Тип № 30 Э: 16-20; Н: 12-16

Характерологические Гордый, стремится к первенству, злопа-
проявления мятен Стремится к лидерству во всем.

Энергичен, упорен Спокойный, расчетливый. Любит риск, непре­клонный в достижениях Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Пути коррекции Не Д°пУскать зазнайства. Поддерживать

в позитивных усилиях. Помогать в

лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализо­вать озлобленность. Развивать социальный интеллект.

Тип № 31 Э: 8-12; Н: 12-16

Характерологические Застенчив, независтлив, стремится к са-
проявления мостоятельности, привязчив. Добро-

желателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность,
чувство юмора Склонен к глубоким доверительным отношени­
ям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязан­
ный темп. Иногда склонен к быстрым решениям Часто раска­
ивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.
Пути коррекции Обеспечить спокойную, доброже-

лательную обстановку. Стараться во­влекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.).


Тип № 32 Э: 12-16; Н: 12-16

Характерологические Честолюбив, неудачи не снижают уве-
проявления ренности в себе. Заносчив. Злопамя-

тен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликт­
ности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не
испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит
только информативность. Эмоционально ограниченный тип.
Пути коррекции Не поддерживать в конфликтных

ситуациях. Воздействовать через

честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь испод­воль развивать социальный интеллект.

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в воз­расте от 12 до 17 лет Соответственно может использоваться:

1. При формировании классных коллективов.

2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь
поступившими в класс или группу подростками.

 

3. В деятельности работников «службы занятости» и
отделов кадров при приеме на работу подростков

4. В профессиональном отборе молодежи на различные
типы профессий (в частности, на профессии типа «человек —
человек»).

5. В профподборе производственных групп в целях дости­
жения оптимального делового и социального сотрудничества.

6. В спортивной практике при подборе команд.

7. В педагогической практике в целях коррекции взаимоотно­
шений в системах: «ученик — учитель» и «ученик — класс».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных