ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 3 страницаР. Берне трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом. Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности к гиперчув ствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии. Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии. Рот. Выделенный рот предполагает примитивные ораль ные тенденции или возможную затрудненность с речью Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в об щении. Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног. Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней. Цель методики — выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет». При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом. 1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, 2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы 3. Реалистическое изображение — выполненное с более 4. Метафорическое изображение — человек изображает 5. «Автопортрет в интерьере» — изображение челове По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение. 6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил 7. Изображение позы или движения — человек изобра 8. Изображение автопортрета со спины — вместо Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения. На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.) Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида: — перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт; — органический рисунок — на фоне изображения живой — гаптический рисунок — изображение себя в неком — эмфатический рисунок — изображение себя в какой- — декоративный рисунок — изображение портрета в яв — имажинарный рисунок — изображение себя в виде — ритмический рисунок — изображение, в котором — структурный рисунок — изображение себя «как есть»: Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга. Таблица 1 Обработка теста «Автопортрет*
13.4. ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ» Историческая справка о методике «Рисунок семьи». Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана и др. Цель применения те ста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш, ластик. Инструкция Г «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут. Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях: Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь». Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа». Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи». При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе. а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.). Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумаж 4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д. Интерпретация теста «Рисунок семьи». На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линии, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки; 2) особенности состояния ребенка во время рисования 3) особенности внутрисемейных отношений и эмоцио При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией). В рисунках (по Л. Корману) анализируют. а) графическое качество (характер линий, пропорции фи б) формальную структуру (динамичность рисунка, рас Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривающий прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях А.И. Захаровым предложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных «на двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций. Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. 13.5. ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Пространство сзади и слева от субъекта связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью — представлением и планированием — осуществлением). Правая сторона пространства спереди и наверху — связаны с периодом будущего и действительностью. На листе левая сторона и низ — связаны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность). Правая сторона (соответственно правой руке) и верх с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 1. Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного листа. Лист бумаги лучше брать белый, кремовый, карандаш — средней мягкости. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание. Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. 2. Центральная смысловая часть фигуры Голова или заменяющая ее деталь: голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца. Человек активно переходит к реализации своих тенденций. Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размышлениям: не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинается реализацией Нередко нерешительность, страх, боязнь активных действии (что именно, надо выяснить дополнительно). Положение в фас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза. Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха (вспомните японские рисунки после Хиросимы и Нагасаки). Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатели истероидно-демонстративной манеры поведения для женщин, для мужчин — женственных черт характера (с прорисовкой зрачка радужки совпадают редко). Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Значение детали «уши» прямое — заинтересованность в информации, значимости окружающих. Приоткрытый рот в сочетании с языком, при отсутствии прорисовки губ, трактуется как большая речевая активность. В сочетании с прорисовкой губ — чувствительность. Иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страха и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков зачернение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности. Увеличение по соотношению с фигурой размера головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих. На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный. Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль. 3. Несущая, опорная часть фигуры — ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и по форме. Основательность — обдуманность, рациональность при принятии решения. Опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. И напротив, поверхностность суждений, легкомыслие, необоснованность выводов, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно, небрежно, слабо или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части — это конформность суждений и установок, их стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие, ближе к патологии. 4. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры (могут 5. Хвосты. Выражают отношение к собственным дей влево — по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности. 6. Контур фигуры. Наличие выступов (типа шипов, пан 7. Общая энергия оценивается количеством изобра 8. Оценка характера линий — дублирование, небреж Также фрагментарность линии и форм, незаконченность рисунка и оборванность 9 Тематически — животные делятся на угрожающие 10 Уподобление животного человеку, начиная с поста Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|