Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 3 страница




Р. Берне трактует элементы, которые могут быть обнару­жены в автопортрете, следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство сво­им интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отража­ет чувство интеллектуальной или социальной неадекватности

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подо­зрительность, а также проявление озабоченности к гиперчув ствительности по отношению к общественному мнению. Ма­ленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопогло­щенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные ораль ные тенденции или возможную затрудненность с речью Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в об щении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физи­ческую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполага­ют отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимо­сти. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие осно­вы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления


индивидуально-типологических особенностей человека, его пред­ставлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней.

Цель методики — выявление индивидуально-типо­логических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображе­ния, на основе которых все рисунки можно объединить следу­ющим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами,
имеющими художественные способности. По графическим
тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно
различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гиб­
кость линий, выразительность черт, лаконичность образа отли­
чают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы
тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому
типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада
(мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить
наиболее общие представления о явлении; частности и детали
их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изобра­
жение соответствует синтетическому когнитивному стилю
с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более
тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос,
ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся
большой педантичностью, склонные к детализации, аналитич-
ному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает
себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или
химической пробирки, спортивного снаряда, животного, расте­
ния, литературного персонажа и т. д. Такое изображение вы­
полняют лица художественного склада, обладающие разви­
той фантазией воображения, творческими способностями и, ра­
зумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение челове­
ка в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, ком­
наты и т. д.


По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил
себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является
шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие
более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собствен­
ное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем пере­
живаемая эмоция может быть часто противоположна той. кото­
рая изображается. Например, грустный человек часто рисует
улыбающееся лицо и т п.

7. Изображение позы или движения — человек изобра­
жает себя в период совершения какого-либо действия. По-
видимому, такой тип изображения свойствен лицам с вырази­
тельными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п

8. Изображение автопортрета со спины — вместо
лица рисуется затылок, обычно такое изображение свойствен­
но людям, обладающим противоречивостью в отношении к
инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при не­
желании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить пер­вый этап обработки материала.

Способы обработки данного теста могут быть самые различ­ные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставле­ния с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и ко­личественные показатели изображения.

На основании схемы обработки мы получаем возмож­ность сравнить индивидуальные и групповые данные выполне­ния теста, а также сопоставить полученные данные по графи­ческой методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.)

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно так­же упорядочить по схеме Рида:

перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мысли­тельный экстраверт;


органический рисунок — на фоне изображения живой
природы, в окружении растении, животных и т д — мысли­
тельный интроверт;

гаптический рисунок — изображение себя в неком
состоянии, часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит
голова» и т.д — сенсорный интроверт;

эмфатический рисунок — изображение себя в какой-
либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный
экстраверт,

декоративный рисунок — изображение портрета в яв­
но приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием
цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;

имажинарный рисунок — изображение себя в виде
какого-либо персонажа из литературно-художественного про­
изведения, а также созданного в собственном воображении
— эмоциональный интроверт;

ритмический рисунок — изображение, в котором
подчеркивается движение, г е изображение движущегося
человека — идущего, бегущего по лестнице и т д. — интуи­
тивный экстраверт;

структурный рисунок — изображение себя «как есть»:
голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо,
бюст, может быть изображение в полный рост — интуитив­
ный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима даль­нейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологи­ческой типологией К. Юнга.

Таблица 1

Обработка теста «Автопортрет*

 

п/п Выделяемый показатель
1. Изображение в виде одного лица
2. Изображение в виде бюста
3. Изображение в полный рост
4. Изображение профиля

№ п/п Выделяемый показатель
5. Изображение анфас
6. Схематическое изображение
7. Реалистическое изображение
8. Метаморфозное изображение
9. Автопортрет в интерьере
10. Более одного изображения — 2, 3 и т. д.
11. Автопортрет на фоне пейзажа
12. Автопортрет в декоративной рамке
13. Автопортрет в эмоциональном состоянии
14. Автопортрет в виде литературного персонажа
15. Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображе­ния
16. Автопортрет с предметом в руках
17. Размер изображения в кв. см
18. Высота изображения
19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2,3
20. Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
21. Наличие штриховки 1, 2, 3
22. Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3
23. Степень прорисовки лица
24. — наличие глаз
25. — наличие носа
26. — наличие рта
27. — наличие бровей
28. — наличие ресниц и т. д.

13.4. ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

Историческая справка о методике «Рисунок семьи». Считают, что идея использования рисунка семьи для диагно­стики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследова­телей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Заха­рова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана и др.

Цель применения те ста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.


Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция Г «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использова­ние дополнительных заданий, выраженных в следующих инст­рукциях:

Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности ва­шей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе.

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым
содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?


4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое

обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе.

При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам се­мьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых воп­росов, не настаивать на ответе, так как это может индуциро­вать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными ока­зываются проективные вопросы (например: «Если бы вмес­то птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого
бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из
вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумаж­
ное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на
помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов
семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров.
С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села
играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не
будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка
в семье, детском саду или школе.


Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1. Общий размер рисунка (его площадь)  
2. Количество членов семьи  
3. Соответствующие размеры членов семьи  
мать  
отец  
сестра  
брат  
дедушка  
бабушка и т. д.  
  Расстояние между членами семьи  
Наличие каких-либо предметов между ними  
5. Наличие животных  
6. Вид изображения:  
схематическое изображение  
реалистическое изображение  
эстетическое изображение  
в интерьере, на фоне пейзажа и т. д  
метафорическое изображение  
в движении, действии  
7. Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)  
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1.2,3)  
Степень аккуратности исполнения (1,2,3)  

При выполнении задания по данным инструкциям оцени­вается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.

Интерпретация теста «Рисунок семьи». На основа­нии особенностей изображения можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность


образов, изящество линии, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования
Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свиде­
тельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребен­
ка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как
большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто
говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскован­
ности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоцио­
нальное самочувствие ребенка в семье можно определить по
степени выраженности положительных эмоций у членов се­
мьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки,
делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости
листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрица­
тельные эмоции и т.д.).

При интерпретации результатов авторы обращают вни­мание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защит­ных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют.

а) графическое качество (характер линий, пропорции фи­
гур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, рас­
положение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением обследова­ния (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый пло­хой?»), предусматривающий прямой положительный или от­рицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех Кто оста­нется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рису­нок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуаль­ным развитием.


Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях А.И. Заха­ровым предложен вариант методики, состоящий из двух зада­ний. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисо­вать в четырех «комнатах», расположенных «на двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в примене­нии в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нару­шений межличностных отношений, так как дает представле­ние о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искрен­не передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоцио­нального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктив­но применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка верба­лизовать свои переживания, от его способности к интроспек­ции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е от тех особенностей психической деятельности, которые суще­ственны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

13.5. ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Пространство сзади и слева от субъекта связано с перио­дом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной


связи между мыслью — представлением и планированием — осуществлением).

Правая сторона пространства спереди и наверху — связа­ны с периодом будущего и действительностью.

На листе левая сторона и низ — связаны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассив­ность).

Правая сторона (соответственно правой руке) и верх с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активнос­тью, конкретностью действия.

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1. Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии стандарт­ного листа. Лист бумаги лучше брать белый, кремовый, каран­даш — средней мягкости. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая само­оценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, пре­тензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, пре­тензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подав­ленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к са­моутверждению.

2. Центральная смысловая часть фигуры

Голова или заменяющая ее деталь: голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводит­ся до конца. Человек активно переходит к реализации своих тенденций. Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлек­сии, размышлениям: не человек действия, лишь незначитель­ная часть замыслов реализуется или начинается реализацией Нередко нерешительность, страх, боязнь активных действии (что именно, надо выяснить дополнительно). Положение в фас,


т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эго­центризм.

На голове расположены детали, соответствующие орга­нам чувств: уши, рот, глаза. Глазам придается особое значе­ние. Это символ присущего человеку страха (вспомните япон­ские рисунки после Хиросимы и Нагасаки). Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обра­тите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатели истероидно-демонстративной манеры поведения для женщин, для мужчин — женственных черт характера (с прорисовкой зрачка радужки совпадают редко). Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внеш­ней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое — заинтересованность в информации, значимости окружающих. Приоткрытый рот в сочетании с языком, при отсутствии прорисовки губ, трактует­ся как большая речевая активность. В сочетании с прорисов­кой губ — чувствительность. Иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерчен­ный, трактуется как легкость возникновения страха и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин­стве случаев — защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков зачернение рта округлой формы говорит о боязливости и тре­вожности.

Увеличение по соотношению с фигурой размера головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих. На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрес­сия (определить в сочетании с другими признаками агрес­сии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный. Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

3. Несущая, опорная часть фигуры — ноги, лапы, по­стамент. Рассматривается основательность этой части фигу­ры по отношению к размерам всей фигуры и по форме.


Основательность — обдуманность, рациональность при при­нятии решения. Опора на существенную и значимую инфор­мацию, на существенные положения. И напротив, поверхност­ность суждений, легкомыслие, необоснованность выводов, осо­бенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соедине­ны точно, тщательно, небрежно, слабо или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части — это конформность суждений и установок, их стаци­онарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятель­ность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие, ближе к па­тологии.

4. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры (могут
быть функциональными или украшающими): крылья, дополни­
тельные щупальца ног, детали панциря, перья, бантики, что-то
вроде завитушек, кудрей, цветов. Первые — энергия, охват
разных областей человеческой деятельности, уверенность в
себе, «самораспространение» с неделикатным, неразборчивым
утеснением окружающих. Либо любознательность, соучастие
в как можно большем количестве мероприятий, завоевание
себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью.
Смелость — соответственно значению символа — (щупальца,
крылья и т.д.). Вторые — демонстративность, склонность к об­
ращению на себя внимания, манерность.

5. Хвосты. Выражают отношение к собственным дей­
ствиям или поступкам, решениям, выводам, размышлениям
своей вербальной продуктивности — судя по тому, повернут
ли хвост вправо на листе или влево. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения выражена направле­
нием хвоста. Движением вверх уверенно, положительно, бод
ро или движением вниз — недовольство собой, подавленность,
сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. д. Особо
обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких иногда
повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветв­
ленные. Вправо — по поводу своих действий или поведения,


влево — по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности.

6. Контур фигуры. Наличие выступов (типа шипов, пан­
циря, игл, прорисовки и затемнения линий контура) — это
защита от окружающих. Агрессивная защита, если она выпол­
нена в острых углах. Со страхом и тревогой, если имеют
место затемнения, запачкивания контурной линии. С опасени­
ем или подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны,
линии удвоены и т.д. Верхний контур — против вышестоя­
щих, против людей, реально имеющих возможность наложить
запрет, ограничения, осуществить принуждение, т.е. против
старших по возрасту(родителей, учителей, начальников, руко­
водителей). Нижний — против насмешек, непризнания, отсутст­
вия авторитетов у нижестоящих, подчиненных, младших, не­
признание, отсутствие авторитета у младших, боязнь осуж­
дения. Боковые — недифференцированная опасность и
готовность к защите любого порядка и в разных ситуациях.
То же самое — элементы защиты, расположенные не по
контуру, внутри его, на самом корпусе животного. Справа —
больше в процессе деятельности (реальной), слева — защита
своих мнений, убеждений, вкусов.

7. Общая энергия оценивается количеством изобра­
женных деталей:
только ли необходимых или также услож­
няющих конструкцию (дополнительных). Много — выше
энергия, наоборот — экономия энергии, застенчивость, орга­
ника, хроническое соматическое заболевание, то же подтвер­
ждается характером линий — слабая, паутинообразная. Об­
ратный характер линий не является полярным (жирная с
нажимом): обратный — это не энергия, а тревожнность.
Особое внимание резко продавленным линиям, видимым с
обратной стороны (судорожный, высокий тонус рисующей
руки), — резкая тревожность. Обратите внимание, какая деталь,
какой символ выполнен подобным образом (к чему привя­
зана тревога).

8. Оценка характера линий — дублирование, небреж­
ность, неаккуратность соединений, островки из находящих
друг на друга деталей и линий, зачеркивание частей рисунка,
«запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип
линий и т. д. расцениваются, как при анализе пиктограммы.


Также фрагментарность линии и форм, незаконченность ри­сунка и оборванность

9 Тематически — животные делятся на угрожающие
и нейтральные (подобие льва, бегемота, волка или птицы, мура
вья, белки, кошки, собаки) Это отношение к своему «я», пред­
ставление о своем положении в мире, как бы идентификация
себя по значению с животным В данном случае рисуемое
животное — представитель самого рисующего

10 Уподобление животного человеку, начиная с поста­
новки животного в положение прямохождения (на две лапы
вместо 4 и более), кончая одеванием в человеческую одежду,
включая похожесть морды на лицо, лап на руки, — свидетель
ствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (аллего
рическое уподобление животных и их характеров человеку,
как в сказках, притчах и других фольклорных формах)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных