ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 6 страницаДетали существенные. Ствол и не менее одной ветки, (за исключением рисунка пня, который надо расценивать как ненормальный). Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней. Платформная оторванность от реальности (исключение — детские рисунки). Подозревается у взрослых органика (при интеллекте среднем или выше среднего) Контур земли в форме горы. Так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево маленькое — выраженная зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если дерево небольшое — сильная потребность к доминированию и эксгибиционизму. Листья двумерные, чрезмерно большие для веток. Обес-сивно компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособленностью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность. Движение. Отражает значительное давление среды. Чем произвольнее, ожесточеннее, неприятнее движение, тем более оно патоформно. Перспектива: под субъектом. Позиция «сдаться без сопротивления». Тенденция к конкретности. Отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево. Перспектива: частично с горки. Переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели. Корни мертвые. Отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоформные изъяны в восприятии действительности и в потребностях.Обессивные чувства, связанные с ранним опытом. Дерево — базовый автопортрет. Неосознанный автопортрет субъекта в целом. Неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды. Дерево: одно или группа. Ответы на этот вопрос не являются очень значимыми (если они не слишком эмоционально окрашены). Если ответ значимый, «одно» выражает чувство изоляции (или потребность общения), «группа» может иметь дополнительное значение к переживанию доминирования других. Дерево мертвое. Редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т.п. Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури. Субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях. Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей или ствола. Чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости. Дерево изображено фасадом (если оно символизирует человека). Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица. Дерево, изображенное как два одномерных дерева. Серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта. Дерево, после его гибели прошло некоторое время. Относительная длительность плохого приспособления или беспомощности (неработоспособности). Дерево «замочная скважина*. Сильная враждебность (возможно, частично интериоризована). Частичная ригидность (если ствол у основания закрыт) со склонностью к эксплозивным реакциям. Дерево большое, не помещающееся на листе. Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении. Дерево, наклоненное влево. Отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому и страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более сильная выраженность данных тенденций. Дерево, наклоненное вправо. Отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта. Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела Ригидность, конкретность мышления. Дерево, его размеры. Понимание субъектом его положения или представление желаемого положения (фактическое поведение может отличаться от них). Дерево маленькое. Чувство малоценности и неадекватности. Желание уйти в себя, отрешиться. Дерево, его твердость, несоответствие комментариев к рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемый мир. Патоформная невнимательность. Непостоянный взгляд на собственное неумение жить в целом. Ствол Понимание субъектом своих возможностей, сил. Ствол широкий у основания, быстро сужающийся. Недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие этого задержка созревания личности. Ствол сломанный, верхушка касается земли. Выражает чувство субъекта, что он был полностью охвачен внутренними или внешними неконтролируемыми силами. Ствол мертвый. Чувство травмирующей потери ЭГО-контроля. Ствол неяркий, тонкий контур. Чувство неадекватности, неустойчивости, нерешительности ЭГО. Ствол большой с маленькой листвой. Неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворять базовые потребности. Ствол склонен сначала влево, потом вправо. Тенденция к регрессии, к импульсивному поведению с помощью сильного контроля и ориентировкой на будущее (в более позднем возрасте). Ствол самый узкий у основания. Сильное стремление (борьба), несоответствующее силам субъекта, и отражение возможного нарушения контроля ЭГО. Ствол одномерный с одномерными ветвями, не образующими системы. Возможна сильно выраженная органика. Переживания импотенции, бесплодности, слабости ЭГО, слабая согласованность неадекватных сил в поисках удовлетворения. Ствол необычно большой. Чувство стеснения средой с тенденцией агрессивного реагирования в действительности или в воображении (что поможет установить структура и размеры структуры ветвей). Ствол с акцентированным периферическим контуром. Сознательное стремление сохранить контроль. Ствол мелкий. Базовое чувство неадекватности и нелепости. Ствол двумерный с одномерными ветвями. Успешное раннее развитие, но более позднее подвергнуто воздействию серьезных травмирующих факторов. Ствол очень изящный, с огромной листвой. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждениям. Толщина ствола показывает, что дерево было значительно выше. Наличие остротравмирующего эпизода в прошлом Ветер. Символизирует переживание субъекта, которое тяжело поддается контролю Ветер дует от земли на верхушку дерева. Компульсив-ное стремление убежать от действительности в фантазии. Ветер дует от дерева в сторону субъекта. Нарциссти-ческие тенденции. Ветер дует во всех направлениях. Переживание попытки, но неудачной, проверить действительность. ЧЕЛОВЕК Руки. Базовое стремление к борьбе. Орудия управления и изменения среды. Широкие руки (размах рук) Интенсивное стремление к действию. Широкие руки у ладони или у плеча. Недостаточный контроль действия и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно. Или поперек спины, вытянутые в стороны. Субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля Руки скрещены на груди. Враждебно-мнительная установка. Руки за спиной. Нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями) Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации Руки слишком длинные. Чрезмерно амбициозные стремления Руки расслабленные и гибкие. Хорошая приспособленность в межперсональных отношениях Руки напряженные и прижатые к телу Неповоротливость, ригидность. Руки тонкие Переживания слабости и тщетности усилий. Руки очень короткие Отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности Руки, похожие на крылья Иногда встречаются в рисунках шизоидов Борода Заместитель фаллоса. признак потребности демонстрировать мужественность Ремень (пояс) часто штрикоронный Сильный конф- ликт между выражением сексуальных (и других) влечений и их контролем. Груди очень подчеркнуты Психосексуальные отклонения и фиксации, незрелость. Зависимость от матери. Бедра очень подчеркнуты. Психосексуальные отклонения и фиксации, незрелость. Склонность к гомосексуализму (особенно у мужчин). Соски: численность, разнообразие, сложность. Регрессия или фиксация на низком оральном уровне зависимости (у взрослых со средним или низким интеллектом) Сильная зависимость от матери (у детей). Подбородок, его отсутствие в анфасном рисунке (см. «субъект», пропуск шеи в профильном рисунке). Подбородок слишком подчеркнут Потребность доминировать (больше в социальной, чем в сексуальной сфере). Подбородок неярко выражен Переживание импотенции (больше социальной, чем сексуальной). Деформация какой-либо части (ей). Отражает подобные или похожие истинные деформации у субъекта или плохие приспособительные реакции из-за них (или из-за того, что они символизируют). Детали существенные Голова, туловище, две руки, две ноги Исключая случаи, когда это объясняется субъектом или когда человек изображен в профиль Также два глаза, два уха, нос, рот. Уши подчеркнуты, при этом лицо не закончено. Возможны слуховые галлюцинации Иногда встречаются у хорошо приспособленных умственно отсталых или у маленьких нормальных детей Уши слишком подчеркнуты Возможны слуховые галлюцинации Встречается у особо чувствительных к критике. Уши маленькие Стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы Сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействии Глаза изображены как пустые гаазницы Значимое стремление избегать витальных ltmwwiob Враждебность Глаза непрорисовинс. Возможны зрительные галлюци нации Черты лица (включают глаза, уши, рот, нос). Это рецепторы внешних стимулов Сенсорный контакт с действительностью. Лицо подчеркнуто. Сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Если субъект старается придать лицу счастливое выражение, наверное, он чувствует потребность сохранять нужное (ожидаемое) лицо. Черты лица изображены позже. Тенденция игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности Черты лица некоторые мужские, некоторые женские Сексуальная амбивалентность. Ступни. Признак подвижности (физиологической и психологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные. Потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность Ступни непропорционально мелкие. Скованность, зависимость. Ступни: на кончиках пальцев. Субтильное, рафинированное восприятие реальности. Сильная потребность летать Ступни слишком детализованы. Обсессивные черты с ярко выраженным женским компонентом. Ступни обращены в разные стороны. Сильные амбивалентные чувства (в рисунках с интеллектом выше среднего) Пальцы прорисованы в последнюю очередь (см. Руки нарисованы в последнюю очередь). Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы). Враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей. Сознательные усилия против агрессивных чувств. Волосы. Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости) и стремление к ней Волосы сильно заштрихованы Тревога, связанная с мьги лением или воображением Во юсы не заштрихованы (не за-гь: *«'- i), эСуил. *юр. гоювц как клещи С^оьектом ^чр;,и.. зоаждсСные \\>;т>а В(> 't, ■; 3iu4"k'e i /■•••:а\р ■ -■, г ы!лыю <з ".i"..nL Руки. Орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях Отсутствие рук Чувство неадекватности при высоком интеллекте. Руки нарисованы в последнюю очередь. Значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. Иногда причина этого в старании скрыть чувство неадекватности Руки в позиции защиты таза (бедер). Боязливое опасение сексуального приближения Чрезмерный интерес к сексуальным проблемам. Руки часто заштрихованы Чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками (например, мастурбации,изнасилования) Руки в карманах Управляемая увертка (отвиливание) Субъект меняется в зависимости от того, что он держит руки в карманах Иногда отражает импульсное действие мастурбации. Руки слишком крупные. Сильная потребность к более лучшему приспособлению в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью в них к импульсивному поведению Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения Голова. В рисунке выражена антипатия к голове. Выражает увиливание и избежание, иногда вину. Стремление установить условия приемлемости субъекта другими. Голова, акцентирование ее периферийных контуров Значительные усилия сохранить контроль с целью скрыть возбуждение фантазии и возможные обессивные или бредовые идеи. Голова большая. Неосознанное подчеркивание убежденности о значении мышления в деятельности человека. Подчеркивание воображения как источника наслаждений. Если голова непропорционально велика по отношению к туловищу, подозревается органика. Голова маленькая. Часто встречается в рисунках обсес-сивных, компульсивных индивидов Желание отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворять телесные влече- ния Стремление обессивнои личности к отрицанию болезнен ных переживаний и вины Переживание интеллектуальной неадекватности Голова обращена затылком Патогномическая отрешенность, отчужденность, аутизм параноидального шизоида Колени акцентированы Наличие гомосексуальных тенденций Ноги, их отсутствие Патологическое переживание скованности Страх перед кастрацией Ноги широко расставлены Откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) Ноги скрещены Защита от сексуального приближения Нос сильно подчеркнут Озабоченность фаллосом Возможен страх перед кастрацией Сексуальное приспособление хуже, если нос курносый в анфасном рисунке или находится под глазами Нос положение на месте Незащищенность (базовая, специфичная или временная) Ноги недостаточно отделены друг от друга Значительный сексуальный конфликт Сильные гомосексуальные тенденции в сопровождении вины и тревоги Человек Точка зрения субъекта на его собственную персону (психологический и физический аспекты) Идеальный образ субъекта Концепция сексуальной роли субъекта Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом или специфическим взаимодействиям Определенные специфические фобии, обессивные убеждения Лицо, особо неприятное субъекту из его окружения Лицо, особенно приятное из окружения Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен Человек в контролируемом беге Желание убежать Уясненное себе стремление скрыться от кого-либо или достичь чего-либо Человек видимые нарушения пропорции по отношению правой или левой стороны Нарушения сексуальной роли Отсутствие личностного равновесия Человек без определенных частей тела Указывает на отвергание, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных) Человек в слепом бегстве Возможны панические страхи Человек из полочек Часто встречается у психопатов или у тех, кому общение с людьми в тягость Человек в плавном, легком шаге Хорошая приспособля емость Человек — абсолютный профиль Серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции Ноги неодинаковых, размеров Амбивалентность и стремление к независимости Ноги непропорционально длинные Сильная потребность в независимости и стремление к ней Ноги слишком коротки Чувство физической или психоло гической неловкости Ноги сильно сдвинуты Ригидность и напряженность Возможна плохая сексуальная адаптация Рот сильно подчеркнут (см черты лица) Психосексуальные отношения, фиксации, незрелость Часто выражает чувство вины и (или) тревогу, возникшую по поводу оральных эротических импульсов Рот слишком велик Оральный эротизм Мышцы акцентированы, мало прикрыты одеждой Выражает телесный «нарциссизм» и стремление стать шизоидным, углубленным в себя Усы Символ заменителя фаллоса Движение Чем неприятнее, напряженнее, ожесточеннее, непроизвольнее движение, тем больше оно патоформно Шея Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом) Таким образом, это их координационный признак Шея Основной контур, пропуск, с профиля Неуправляемые основные телесные влечения, слабость контроля Шея длинная и тонкая Шизоидные черты Шея пропущена Субъект находится под властью своих телесных влечений, часто полностью его увлекающих Шея одномерная Слабая координация влечений и интеллектуального контроля Шея, изображенная не в порядке очереди Конфликт между контролем и выражением эмоций Профиль амбивалентный (Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны). Особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Плечи неравные. Нет внутреннего равновесия (возможно, из-за сексуального конфликта). Меньшее плечо больше похоже на женское, большее на мужское. Плечи чрезмерно крупные. Ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью. Плечи слишком угловатые. Признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи, их размеры. Признак физической силы или потребности во власти. Плечи мелкие. Ощущение малоценности, ничтожности. Плечи изящно нарисованы, округлены. Выражение ровной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы. Зубы, выдающиеся вперед. Агрессия (обычно только в речевом плане). Галстук сильно подчеркнут. Возможна озабоченность фаллосом с переживанием импотенции. Туловище. Местонахождение базовых потребностей и влечений. Отсутствие туловища. Отрицание телесных влечений Потеря схемы тела. Туловище длинное и узкое. Шизоидные черты. Туловище слишком крупное. Наличие большого числа неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое. Отрицание телесных влечений или чувство унижения, малоценности. Линия талии. Выражение координации между влечениями к власти (верхняя половина туловища) и сексуальными влечениями (нижняя половина). Линия талии сильно подчеркнута. Сильный конфликт между выражением и контролем сексуальных влечений. Маска. Осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Прозрачные брюки (видны ноги). Боязливая тревога из-за гомосексуализма. Трубка. Концентрация на сексуальной сфере, укрепление мужского начала. Трубки во ртц. Сложный вычурный оральный эротизм. •S42 Карман. Аффективная депривация. Зависимость от матери. Карман подчеркнут. Зависимый психопат. Несколько карманов (мужская фигура, пациент — мужчина). Пассивная гомосексуальная тенденция. Шнурки ботинок, морщины, другие излишние детали. Обессивность — компульсивность. Женская юбка до щиколоток. (Пациент — мужчина). Материнская фигура. Галстук. Укрепление мужественности. Сексуальная неполноценность. Галстук развевающийся, неаккуратный. Откровенная сексуальная агрессия, сосредоточенность на сексуальной сфере. Прозрачные детали. Пробелы в мышлении, вуаеризм (в зависимости от места прозрачностей). Брюки развевающиеся. Озабоченность мастурбацией. Униформа ковбоя или солдата на мужской фигуре (пациент — мужчина). Потребность к завышенному статусу и признанию по сравнению с имеющимися у субъекта. Вырез платья в форме у (мысиком) в фигуре женщины (пациент — мужчина). Фиксация на груди, вуаеристиче-ские тенденции. Оружие. Агрессивность. Фен. Окружение. Тучи. Боязливая тревога, опасения, депрессия. Пациент нечаянно машинально пишет свое имя. Эгоизм, нарциссизм, себялюбие. Забор для опоры, контур земли. Незащищенность. Фигура человека на ветру. Потребность в любви, привязанности,заботливой теплоте. Обрывчатые линии. Боязливая тревога, незащищенность. Несоединенные линии, перемещение некоторых частей тела. Склонность к психозу. ВАРИАЦИИ РИСУНКА «Нарисуй человека» — вариация. Методика: «Нарисуй члена малой группы» (выявляет не только установку по отношению к малой группе, но и проектирующую установку субъекта к самому себе Мелочность, основательность рисунка. Подчеркнуты несущественные детали. Шизофренические тенденции. Дополнительная несущественная деталь. Обсессивно-компульсивные тенденции, мнительность. Детализация. Компульсивность. Особо щепетильная детализация. Скованность, педантичность Перерисовка с добавлением детали. Компульсивность Конечности Щиколотки и запястья мел- Женственность. кие. Ступни и ладони неярки или Шизоидность. совсем отсутствуют. Рисунок начат со ступней Депрессия, боязливость. и ног. Ступни не изображены. Замкнутость, робость. Ступни маленькие Женственность, незащи- (пациент — мужчина). щенность. Пальцы пропущены или очень Чувство вины из-за мас- длинные. турбации. Ногти, пальцы, суставы ме- Компульсивная проблема, лочно нарисованы. касающаяся схемы тела, подобно тому, как на ранних стадиях шизофрении. Пальцы заботливо отделены «Вытесненная» агрессия, и закончены (обрублены). замкнутость. Пальцы, как грозди виногра- Незрелость, инфантильные да. черты. Пальцы с тщательно нарисо- Навязчивый контроль над ванными ногтями и суставами. агрессией. Большие пальцы. Грубость, черствость. Ин- фантильная агрессия. Пальцы, как листочки. Незрелость, инфантилизм. Пальцы-ножницы. Субъект переживает себя кастрированным или видит кастрирующие фигуры матери или отца. Пальцы заштрихованы. Чувство вины (из-за кражи или мастурбации). Пальцы-стрелы. Открытая агрессия, пара- нойя. Пальцев больше пяти. Агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней. Грубость, черствость, ин- фантильная агрессия. Пальцев меньше пяти. Зависимость, бессилие. Пальцы длинные. Открытая агрессия. Регрессия. Пальцы-палочки. Грубость, черствость, ин- фантильная агрессия. Пальцы сжаты в кулаки. Бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу. Вытесненный протест. Кулаки далеко от тела. Открытый протест. Ступни подчеркнуты. Грубость, черствость. Подчеркнуты мужские ступни. Эволюционная импотенция. Ступни в форме фаллоса. Сексуальная неполноцен- ность, озабоченность сексуальными проблемами. Руки женщины в области таза Женщина воспринимается (пациент — мужчина). как сексуально враждебная. Руки в области гениталий. Ауто-эротизм. Рука как боксерская перчатка. «Вытесненная» агрессия. Руки за спиной или в карма- Увиливание, чувство вины, нах. неуверенность в себе. Воз- можна психопатия. Руки неясно очерчены. Нехватка самоуверенности в деятельности и в социальных отношениях. Руки подчеркнуты. Экстериализованная агрес- сия. Руки увеличены. Компенсация межперсо- нальных трудностей или вины из-за мастурбации. Руки продлены за спиной в Гомоэротические конфликты. анальную область. Руки спрятаны. Трудности в межперсональ- ных отношениях, чувство вины из-за мастурбации. 1В Практическая психология Руки спрятаны. Трудности в межперсональных отношениях, чувство вины из-за мастурбации. Руки большие. Компенсация ощущаемой слабо- сти и вины. Руки отсутствуют. Неполноценность, замкнутость. Руки отсутствуют Материнская фигура воспри- в женской фигуре. нимается как нелюбящая, отвер- гающая, неподдерживающая. Руки мощные. Агрессивность. Руки заштрихованы. Боязливая тревога из-за межпер- сональных трудностей или чувство вины из-за мастурбации или агрессии Подчеркнуты суставы Ощущение телесной дезорганиза- пальиев. ции, зависимость от матери, пси- хосексуальная незрелость, шизо-идность, шизофренические черты. Пальцы ног голые. Агрессивность. Лицо Брови густые. Неподавляемость. Брови резкие, короткие. Презрение, изощренность. Подбородок подчеркнут. Компенсация нерешительно- сти, неполноценности, страх перед ответственностью (если в других деталях контур неяркий — компенсация в фантазиях). Подчеркнут подбородок в Зависимость от другого пола, фигурах противоположного люди противоположного пола пола. считаются более сильными. Подбородок увеличен. Агрессивные импульсы. Подбородок слишком круп- Компенсация ощущаемой сла- ный. бости и нерешительности. Глаза без зрачков. Эгоцентричный истерик. Эгоцентричность, незрелость, регрессия. Глаза — точки от прикоснове- Идеи бреда отношения, па- ния карандаша, не обведены. ранойя Глаза выпучены. Грубость, черствость. Глаза подчеркнуты. Экстернализованная агрес- сия. Паранойя. Глаза закрыты. Шизоидность. Глаза маленькие. Погруженность в себя, вуае- ристические тенденции. Глаза большие без зрачков. Вуаеристические тенденции с чувством вины. Глаза большие, выпученные. Параноидные тенденции. Большие глаза с длинными Гомосексуальность. ресницами. Подведенные глаза. Грубость, черствость. Лицо неяркое, тусклое. Боязливость, застенчивость. Выражение лица Может выражать мнимую установку других на субъекта больше, чем установку самого субъекта на других. Доминирующая установка или настроение. Выражение лица подобо- Незащищенность. страстное Выражение лица погру- Шизоидность. женного в себя человека. На лице рубец (фигура того Возможно символизирует ожи- же пола). дание агрессии из окружения или ущемленное чувство собственного достоинства или психическую травму. Детские черты. Инфантильное социальное по- ведение. Женские черты (пациент- Гомосексуальные тенденции. мужчина). Лицо похоже на маску. Осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Черты лица сильно под- Неполноценность или компен- черкнуты. сация в воображении. Примитивные, очень мел- Шизофренические тенденции. кие черты. Длинные ресницы. Кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Ресницы на лице мужчины. Женственность. Рот клоуна. Вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Полные губы на лице муж- Женственность чины. Рот впалый, чувственный. Пассивная зависимость Рот подчеркнут. Алкоголизм, депрессия, ре- грессия. Рот, как яркий штрих. Оральная агрессия, садизм. Рот подчеркнут, широк, от- Орально-эротическая зависи- крыт или в форме овала. мость. Рот у женщины не изобра- Возможно изображена упре- жен. кающая материнская фигура. Рот приоткрыт. Оральность. Нос широкий, выдающийся, Презрительные установки, с горбинкой. тенденция мыслить ирониче- скими социальными стереотипами. Нос обрубленный. Страх перед кастрацией или желание ее. Длинный нос Импотенция, желание мужест- венности. Нос большой. Инфолюционная меланхолия, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|