ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-психологический тренингЕсть в совместимости супругов один аспект, который позволяет смотреть с надеждой в будущее даже тем семьям у которых результаты замера этой важнейшей характеристики не очень то радуют Это адаптированная сторона совместимости предполагающая постепенную «подгонку» супругов друг к другу. Подгонка эта неизбежно и непреложно совершается во всех семьях, но, поскольку одним это удается, а другим — нет, естественно задаться вопросом: а что же помешало тем мужьям и женам, которые разменяли свое супружеское счастье на бесконечные склоки, ссоры, дрязги и размолвки? Да вот они-то и помешали — эти самые склоки, ссоры, дрязги и размолвки. Дело в том, что супружеская адаптация осуществляется во взаимодействии двоих и последующим обсуждением результатов этого взаимодействия, иногда очень бурных. И поэтому, хотя мы уже обсуждали проблемы конфликтов, еще один ее аспект — техника конструктивного спора. Техника эта создана чехословацким ученым С. Кратохвилом, который считает, что конструктивный спор характеризуется: - конкретным обсуждением конкретного предмета конф - активностью обеих сторон, их вовлеченностью в ситуа - четким, открытым изложением своих позиций и внимани - соблюдением этических принципов поведения сторон по - использованием только деловых аргументов во избежа Взаимодействие должно быть динамичным, дабы у собеседника не возникало чувство усталости, заканчиваться на позитивной ноте (или если уж этого не получается, то прерываться) и завершаться обязательным подчеркиванием достигнутого в обсуждении. Результаты спора необходимо проанализировать и оценить, считая его удачным, если: 1) партнеры получили какую-то новую информацию, что-то 2) смогли хотя бы частично снять напряженность во 3) пришли к большему взаимопониманию и сближению 4) смогли разрешить проблему, устранить противоречия. Такова вкратце сущность техники конструктивного спора, каковую мы и предлагаем отработать в ситуационно-ролевых играх этого раздела. Однако то, каким конкретным содержанием будут они наполнены, целиком зависит от руководителей и играющих. Не забудьте также, что степень «вины» одного и жесткость позиции другого, а также конфликтность их взаимодействия задаются играющими либо совместно, либо независимо друг от друга до начала игры. Дезертирство. Играют двое: муж и жена. Один из них пригласил гостей, а другой, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой. Приглашение к родителям. Играют двое: муж и жена, которые договорились выходной день провести дома. Неожиданно позвонили родители одного из них и позвали супругов в гости. Тот, чьи это родители, сразу же начал собираться, с чем другой не согласен. Уход из дома. Играют двое: муж и жена. Один из них Позднее возвращение. Играют двое: муж и жена. Один из них встретил своего старого друга (подругу), разумеется, одного с ним пола, хотя интересно обострить ситуацию за счет того, что друг противоположного пола. Зашел к нему (к ней) и поздно вернулся домой. Ремонт. Играют двое: муж и жена. Один из них был инициатором ремонта квартиры, к чему другой относился весьма скептически. Неожиданно оказалось, что ремонт обойдется гораздо дороже, и тот, кто был против него, настаивает на прекращении работ. Прорехи в бюджете. Играют двое: муж и жена. В семье систематически не хватает денег до зарплаты, причем основным расточителем является один из супругов, с чем второй всегда был не согласен, а ныне настаивает на открытом обсуждении. Дела домашние. Играют двое: муж и жена. К настоящему моменту сложилось так, что все дела по дому выполняет один из супругов. Ему это надоело, и он решает «включить» лентяя в домашние заботы. Мелкая починка. Играют двое: муж и жена. Один из них давно уже просил другого сделать какой-то мелкий ремонт (починить брюки или утюг), но вот сейчас он собрался воспользоваться предметом ремонта и оказалось, что «воз и ныне гам» Посиди с ребенком Играют двое муж и жена Обоим нужно задержаться на работе и некому посидеть с ребенком, причем каждый считает, что его дела важнее Друг или подруга Играют трое муж, жена и друг (по друга) Подруга (Друг) делится с одним из супругов своими проблемами и переживаниями, которые другой супруг всерьез не принимает Первый супруг этим явно недоволен и в присутствии подруги (друга) приступает к обсуждению Семейные проблемы Играют трое муж, жена и друг (подруга) Один из супругов начинает обсуждать с подругой (другом) семейные проблемы, чем другой супруг явно недоволен, и недовольство это он открыто высказывает Третий лишний Играют трое муж, жена и третий (третья) В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошелся с этим (этой) третьим(ей) в течение всего вечера сидел с ним (с ней) рядом, танцевал и оживленно беседовал Другой супруг решает обсудить ситуацию Незваный гость Играют трое муж, жена и гость В семье накопилось много дел, но в этот момент, когда супруги начали этим заниматься, пришел незваный гость — приятель(ница) одного их них Другой открыто выражает свое недовольство Вместо заключения Активное применение психологических знаний в практической деятельности людей всякий раз возрождает к жизни давний вопрос о формах, методах и собственно технологии работы практического психолога При этом попытки описать психологический инструментарий и составить некоторое руководство к его применению постоянно вызывали и вызывают острую и часто обоснованную критику А деятельность психолога-практика рассматривается более как искусство, нежели как профессионально выверенные правила и алгоритмы органи зации соответствующих процедур Смысл и цель этих процедур в большинстве случаев состоит в извлечении, систематизации и упорядочении специальной информации о конкретном человеке и соотнесении ее с системой психологических категории, теорий,концепций и моделей Среди методов практической работы психолога можно выделить те, которые необходимы для установления контакта с человеком, пришедшим на индивидуально-психологическую консультацию Однако именно таким методам не уделялось должного внимания Еще памятна устойчивая, хотя не всегда оправданная, негативная реакция «классической психологии» на попытки применения психодиагностических тестов считалось, что за тестами «нет настоящей глубокой теории», что их отчетливый прагматизм не опирается на научную основу, а если таковая и есть, то она не соответствует принятым в нашей стране концепциям и подходам Тем не менее так называемые тесты получили довольно широкое, хотя и полулегальное, распространение в исследо вательских лабораториях, в клинической практике, на предприятия, в школах и т п В ходе этого распространения постоянно возникала «проблема тестов», а вместе с ней и необходимость более или менее ясно ответить на вопрос почему же, несмотря на критическое и даже порой пренебрежительное отношение к тестам, не удается сдержать, а тем более запретить их практическое применение Мы полагаем, что, по крайней мере, один веский аргумент в их пользу состоит в том, что все эти психодиагностические процедуры дают специалисту информацию об индивидуальных психологических особенностях конкретного человека, его отличии от других людей, о «месте» данного человека во множестве ему подобных ЛИТЕРАТУРА Абаев Н В Архаичные формы религиозной теории и практики //Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии — Новосибирск, 1980 —С 15-27 Аванесов В С Тесты в социологическом исследовании, М, 1982 — 199 с Айзенк Г Проверьте свои способности — М,1972 — 121с Акимова М К Изучение индивидуальных различий по интеллекту //Вопросы психологии — 1977 — № 2 Акимова М К, Борисова Н М, Козлова В Т, Логинова Г П Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания — М, 1984 — С 23-35 Ананьев Б Г Человек как предмет познания Л, 1968 — 338 с Ананьев Б Г О проблемах современного человекознания — Л, 1977 —380 с Ананьев Б Г Избранные психологические труды —- М. 1980 — Т 1-2 —512с Анастази А Психологическое тестирование /Под ред К М Гуре-вича, В И Лубовского М, 1982 Андреева Г М Социальная психология — М, 1980 — 416 с Андреева Г М, Богомолова Н А, Петровская Л А Современная социальная психология на Западе — М, 1978 — 272 с Артемьева Е Ю, Мартынов Е М Вероятностные методы в психологии — М, 1975 — С 148-151 Бажин Е Ф, Голынкина Е А, Эткинд А М Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол журнал—1983 — Т 5 №3 —С 152-162 Бажин Е Ф, Корнеева Т В, Эткинд А М Исследование образного уровня восприятия эмоций // Психол журнал — 1981 - Т 2 — №4 —С 81-84 Басилов В Н Избранники духов М, 1984 — 208 с Баскакова И А Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопр психологии — №3— 1968 Белая И И Методика Роршаха и ее применение при исследовании больных эпилепсией Метод, рекомендации — М, 1978 — 75 с Белый Б И Тип переживания в тесте Роршаха и функциональная асимметрия мозга// Психол журнал — 1981 — Т 2 — № 4 Березин Ф Б, Мирошников М П, Рожанец Р В Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене) — М, 1976 — 176 с Берзин Э О Юго-Восточная Азия в XIII—XVI веках— М, 1982 — 332 с Бернштейн Н А Очерки физиологии движений и физиологии активности — М, 1966 — 349 с Беспалько И Г Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха // Психологические методы исследования личности в клинике —1978 — Т 27 —С 104-113 Беспалько И Г, Гильяшева И Н Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике — Л, 1983 —С 116-144 Бешелев С Д, Гурвич Ф Г Математико-статистические методы экспертных оценок — М, 1980 — 263 с Битинас В П Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии — Вильнюс, 1971 — 347 с Блеихер В М Экспериментально-психологическое исследование психических больных — Ташкент Медицина, 1971 Блейхер В М, Бурлачук Л Ф Психологическая диагностика интеллекта и личности — Киев, 1978 — 140 с Блонский П П К проблеме воспоминания //Ученые записки Академии коммунистического воспитания — М, 1930 — С 93-100 Богомолов Ю П, Воронина А И, Кует В П, Соколов В П Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации — Новоси бирск, 1974 —С 42-54 Бодалев А А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей// Вопр психологии — 1984 — № 1 — С 119-124 Бодалев А А, Столин В В О задачах в области научно-психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности Сб науч трудов — М, 1981 — С 2—10 Бодалев А А, Шорохова Е В Психологические проблемы формирования нового человека // Психол журнал—1983— № 6— С 20-29 Бодров В А Проблемы профессионального психологического отбора // Психол журнал — 1985 — № 2 — С 85-94 Болдырева С А Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией — М, 1974 — 160 с Болдырева В С Конвергентная валидность теста юмористических фраз (ТЮФ) и Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Вестник МГУ — 1984 — № 4 — С 74-75 Бом Э Руководство по психодиагностике — М, 1977 Борисова Е М Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала — М, 1976 — С 6-17 Бояршинова Т. Н. К вопросу о психологической диагностике вялотекущей шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии.— 1975.—Вып. 11.—С. 1680-1682. Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных.— М.. 198$.— 464 с. БрудныйА. А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова / Под ред. А. Н. Леонтье-ва.^М., 1971.— С. 19-27. Брунер Дж. Психология познания.— М., 1977.— 412 с. Брущлинский А- В. Мышление и прогнозирование.— М., 1979. Бурлачук J1. Ф. Исследование личности в клинической психологии.—Киев, 1979.—175 с. Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в психодиагностике: Дипломная работа.— М., 1985. Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности. // Вопр. психологии.— 1984,— № 5.—С 125-131. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум.— М., 1982.— 368 с. Войтко В. И„ Гильбух Ю. 3. 0 некоторых основных понятиях психодиагностики// Вопр. психологии.—. 1976.— № 4,— С. 16-30. Волюфв И. Л. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.— Л., 1970.— 88 с. Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации психических больных // Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе.— М.. 1980.— 395 с. Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государство Цзинь (Хв.-1234г.).— М., 1983.—345 с. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.— 324 с. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.— Л., - ^1982.— С.бЗ-^. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика.— М-, 1933.— 202 с. Гильбух Ю. 3., Удодова Л. П. Тест оперативной памяти // Вопр. психологии.— 1980.—С. 116-121. Гильяшева И, Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л.. 1983.— С. 62-80. Гильяшева И. Н. Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., 19836. С. 116-144. Голицын И. Н. Исторические этюды Древней Греции: Пифагор // Москвитянин.— 1855.— № 19-20.— Кн. 1-1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.— М., Я<>- 1981.— С. 74-75. rSutmaymac А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентации// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности — Л., 1979.— С. 208-209. Губерман >ДО. А., Ямпольский Д. Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике// Вопр. психологии.— 1983.—№5.—С.118-125. Гурвеич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М.; Наука,. 1970. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопр. психологии.— 1980.—№2. Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемых// Психодиагностика и шкала.— Таллинн, 1980.~- С 19-25. Гуревич К. М. Психологическая диагностика.— М., 1981.— 232 с. Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития^ Вонр. психологии.— 1982.— № 1.— С 9-18. Гуревич К. М., Лубовский В. И. Предисловие// Аяастази А. Психологическое тестирование."-- М., 1982.— С. 5-14. Гуревич М. И<, Озерецкий Н. И. Психомоторика.— М., Л-, 1980.— ч. 2— 172 с. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы.— М., 1983.— 245 с. Данилин К. Е. Аутосоадометрическая методика// Социально-психоло Данилова Н, Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика.—М, 1985. - Диагностика психических состояний в норме и патологии. —М-р 1980. Деев А. А., Ложкина Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процедуры обследования при использовании шестнадцатифактерного личностного опросника (16-ФЛО) // Психо*. журнал—1984.— J* 6.— С 106-110. Джамгаров Т. Т. О системном подходе к использованию методов психологической диагностики в профотборе//Вопросы диагностики психического развития.— Таллинн, 1976.— С. 58-60. Джндарьян И. А. Категория системности и ее методологическое значение для психологии личности// Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества.— М««1983.—Ч. 1—С. 19-20. Диккенс Ч, Собр. соч.— М.4 1984.— Т. 6.— С. 7. Добрынин И. Ф. Колебания внимания. Эксиериментально-психоло-гическое исследование.— М.: Рацион, 1928. Донцов А. И. Психология коллектива.— М., 1984.— 208 с. Дорожевец А. Н. Исследование образа «физического» Я у больных шизофренией с суицидальными попытками: Дипломная работа.— М., 1982. Дорофеев Э. Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний// Психические заболевании.—ЙП 1976.—С. 321-326. ДэвисДж. Статистика и анализ данных в геологии.— М., 1977.— 577 с. Емельянов А И. Методологические вопросы фольклористики.— Л., 1978.— 205с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|