ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Форма государственного устройства. Основные признаки унитарного и федеративного государства.Гос. устройство – способ организации административно-территориального гос-ва, особенности взаимосвязи между его составными частями (регионы), а также каждой отдельной этой части с гос-вом. По формам гос. устройства: 1) унитарные (единое) – делится на административно-территориальные единицы (Франция, Голландия, Люксембург) 2) Федеративные – складываются из нескольких гос-в или гос. образований, пользующихся той или иной мерой самостоятельности, могут образоваться на национально-территориальном или территориально-административном принципе (Россия) 3) Конфедеративные – союз гс-в, объединенных для выполнения совместно след. функций: обороны, внешней политики, денежного обращения (Швейцария). Основные признаки унитарного государства · Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; · Единые для всей страны высшие органы власти; · Единая система законодательства; · Единое гражданство; · Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета. Основные признаки федеративного государства: · Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик. · В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. · В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. · Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
25.Глава государства: его статус и порядок замещения. Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Саудовская Аравия). В зарубежных странах применяются два основных способа формирования института главы государства, соответствующие монархической либо республиканской форме правления.Глава государства - монарх - занимает свой пост автоматически на основе действующего в стране порядка престолонаследия. Как правило, наследник престола становится главой государства сразу же при открытии вакансии в связи со смертью или отречением царствовавшего монарха. лава государства в парламентарных республиках избирается чаще всего высгаим представительным учреждением либо коллегией выборщиков с участием парламентариев, а в президентских республиках -- путем прямых выборов. В случае, если президент по каким-нибудь причинам не может исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к другому должностному лицу. В разных странах это может быть премьер-министр (Россия), вице-президент (США), председатель палаты парламента (Французская республика).
26.Парламент: его место и роль в государстве, функции и структуры. Парламентом является высший орган народного представительства, основная функциея которого – выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем принятия законов, деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Члены парламента вправе формировать другие высшие органы государства, избирать на должность президента, избирать членов нового правительства. А также парламент вправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицировать международные договоры и т. д.Состав парламента: 1) верхняя палата; 2) нижняя палата. Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4–5 лет. Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Члены верхней палаты используют принцип ротации, т. е. состав нижней палаты и однопалатного парламента обновляется по определенным частям в определенные сроки. Состав верхней палаты формируется несколькими способами: в некоторых государствах путем выборов (прямых и косвенных), в некоторых – по конкретному назначению вышестоящими органами. Заседателей в верхней палате называют сенаторами. Состав парламента формируется не только из самих сенаторов, но и их заместителей, делегатов от мелких территорий, владений, федеральных округов и других образований, входящих в состав государства.
27. Правительство: его место и роль в гос.-ве, способы формирования и его основные функции В системе центральных государственных органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция в значительной степени зависит от формы правления. Правительство - это высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления, а также особенностями политического режима и политической практики, которые сложились в данной стране. Способы формирования правительства зависят в первую очередь от формы правления и от участия парламента в этой процедуре. Существует несколько механизмов формирования правительства, в основе различий которых лежит соотношение объема полномочий главы государства и парламента. Обобщая, можно представить рассматриваемый процесс в следующем виде: - глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства - парламент назначает (Польша); - глава государства предлагает кандидатуры - парламент одобряет -глава государства назначает (ФРГ, Испания); - глава государства назначает главу и членов правительства - парламент одобряет (Греция, Италия); - парламент предлагает кандидатуру главы правительства - глава госу-дарства назначает (Япония); - глава государства назначает главу и членов правительства без официального участия парламента (Великобритания). Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами,управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов),выполнение бюджета,участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|