Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конструктивное и деструктивное использование фантазий




 

Однажды у ехавшего по заброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо. К своему ужасу, он обнаружил, что не захватил с собой домкрата, чтобы поднять машину и сменить его. Однако расстроенный водитель вспомнил, что пятью километрами раньше он проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда. По дороге его стали одолевать сомнения: «Здесь других станций нет… Если владелец этой станции не захочет мне помочь, обратиться мне будет некуда. Я в его власти… Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат. Он может потребовать сто, двести, а то и пятьсот рублей, и я ничего не смогу с этим поделать! Бог мой, как же все-таки некоторые люди ловко умеют пользоваться несчастьем других!» В ярости наш герой подошел к станции и в ответ на доброжелательный вопрос ни о чем не подозревающего владельца: «Здравствуйте. Чем я могу вам помочь?» – вскричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!»

Эта забавная история показывает нам, что может произойти, если мы недостаточно осознае́м свои мысли: они постепенно могут стать совершенно нереалистичными. В этом случае мы имеем дело с деструктивным использованием фантазии: сначала тратим на ее создание столько энергии, что она начинает создавать эффект реальности, а затем ведем себя так, будто это действительно реальность.

Типичный вариант истории с домкратом разыгрывает в своем воображении ревнивец. Муж подозревает жену в измене. Он начинает представлять обстоятельства, при которых она могла завести любовника; думает о том, как она проводит свободное время; о привлекательных молодых людях, которых она наверняка встретит в течение дня и т. д. Если муж при этом не осознае́т, что фактически повторяет историю с домкратом, он быстро убедит себя в том, что у жены действительно любовная связь, и будет действовать соответствующим образом. Дело может дойти до того, что он открыто обвинит жену в измене, или подаст на развод, или же в отместку ей сам заведет любовницу.

Очень важно распознавать подобные негативные фантазии и стараться избавляться от них, ибо известно, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем или иным способом содействуем их реализации. Так, если вы представляете себя в полном здравии, шанс, что вы действительно будете здоровы, достаточно высок. Если же вы будете воображать, что скоро заболеете, то тем самым увеличите вероятность развития болезни. Ребенок, которому слишком часто говорят: «Не промочи ноги, надень резиновые сапоги, а то простудишься», действительно болеет чаще других. Происходит это потому, что у него постепенно формируется образ себя как очень уязвимого и подверженного простуде, а вскоре он и сам начинает беспокоиться, не промочил ли ноги, не схватил ли насморк, т. е. занимается самопрограммированием. Если вы считаете, будто что-то должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете осуществлению ожидаемого события.

Ключ к разрешению подобных проблем лежит в использовании метода самонаблюдения. Как можно чаще нужно задавать себе два магических вопроса:

1. Что происходит со мной в данный момент? Что я сейчас делаю? О чем я думаю? Что я чувствую? Как я дышу?

2. А чего же я, собственно, хочу?

Отвечать на эти вопросы надо так, будто вы наблюдаете за собой со стороны как за другим человеком и можете объективно оценивать все, что происходит с ним. Кроме того, не забывайте следить за дыханием.

Может случиться, что вы, создав ситуацию, подобную истории с домкратом, затем осозна́ете свои мысли, решите остановиться, но не сумеете этого сделать. Тогда попытайтесь спросить себя: «А какую пользу я извлекаю из этой истории?» Вы можете, например, обнаружить, что вам приятно чувствовать себя героем мелодрамы или трагедии. Возможно, вам придает силы убеждение в том, что окружающие – злодеи. Если это так, ваша фантазия в каком-то смысле психологически выгодна вам, и именно поэтому вы не желаете с ней расстаться.

Трудно перестать прокручивать в голове собственную историю с домкратом, даже если вы твердо решили это сделать. В этом случае можно попытаться отвлечься с помощью чего-то другого. Как? Например, с помощью следующего упражнения.

Сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте, думайте только о нем. Попытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все, что угодно: ноготь большого пальца, обрезок бумаги, правый ботинок: «Он коричневый, носки стерты, подошва на внутренней стороне износилась, надпись на подкладке едва можно прочесть и т. д.».

Если вы поняли, что отвлекаться придется часто, можно носить с собой небольшой предмет, подходящий для выполнения этого упражнения.

Неприятные мысли легко превращаются в фантазии, однако для того, чтобы они не становились деструктивными, их можно пытаться контролировать. Например, увидев дорожную аварию, водитель может подумать: «Какой ужас… Хорошо, что это случилось не со мной. Бедняги». Однако уже в следующую секунду он переключает внимание, не дав фантазии развиваться дальше, и продолжает путь с совершенно другими мыслями. Проезжая мимо этого места в следующий раз, он вспомнит: «Кажется, здесь случилась авария… Надо, пожалуй, ехать помедленнее», – и спокойно будет думать о другом.

Некоторые люди легко предаются фантазиям, особенно когда дорога спокойная и можно управлять машиной почти автоматически, не задумываясь. Наверное, вам случалось доехать до места назначения и вдруг с удивлением обнаружить, что вы и не заметили, как проехали добрую половину пути. Просто в это время вы о чем-то думали или фантазировали.

К сожалению, мы почему-то часто думаем о плохом, что с нами может случиться. Такого рода фантазии носят деструктивный характер, ибо в состоянии ожидания смерти человек принимает серьезные деловые решения, последствия которых затем трудно исправить. Кроме того, эти фантазии просто делают человека несчастным.

Каковы варианты этих мысленных игр, где разворачиваются негативные сюжеты? Давайте не только рассмотрим их, но и проанализируем сущность психического состояния человека, а также покажем, как можно уйти от подобных вещей. Не удивляйтесь, что мы назвали подобные размышления людей играми. Это действительно игра, в которой человек видит себя главным героем и, постепенно внушая себе, что ситуация может быть реальной, неосознанно идет к ней. А потом удивляется: и как это могло произойти со мной?

 

Игра «Катастрофа»

 

Любители этой игры фантазируют не только об автокатастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Возникновению такого рода страхов способствует и обилие сцен насилия в телепередачах. Проводя исследование, психологи предлагали добровольцам оценить, какова вероятность того, что они станут жертвой насилия в течение одной недели. Оказалось, что любители телевизионных передач, проводившие перед телевизором четыре и более часов в день, оценили эту возможность в 50 %, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день, – в 10 %. Реально же вероятность такого происшествия менее 1 %. Таким образом, теле– и киноиндустрия «помогает» людям с недостаточно развитым воображением фантазировать о мыслимых и немыслимых катастрофах, бедствиях, несчастьях с помощью фильмов ужасов или сцен насилия, которые можно найти даже в мультфильмах, особенно американских.

 

Игра «Если бы я…»

 

Суть этой игры состоит в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).

Например: «Как было бы хорошо, если бы я:

♦ не женился;

♦ не развелся;

♦ не устроился на эту работу;

♦ не бросил институт;

♦ не поступил в институт и т. п.»

Или: «Эх, если бы я:

♦ был терпеливее (требовательнее, самокритичнее) с женой (детьми, родителями, сослуживцами);

♦ купил этот участок земли, а не брал его в аренду;

♦ вложил свой капитал в 1999 году в фирму… и т. п.»

В этой игре ваш внутренний критик требует, чтобы вы проявили уникальную способность прогнозировать свое будущее, и наказывает за то, что вы этого не умеете. Фактически же, играя в игру «Если бы я…», вы отказываетесь признавать реально существующие взлеты и падения, хотя именно они могут способствовать вашему личностному росту.

 

Игра «Это он виноват…»

 

В этой игре вы обвиняете кого-то:

♦ ты недостаточно внимателен;

♦ ты не умеешь любить;

♦ ты совсем обо мне не думаешь;

♦ ты обманщик;

♦ ты жестокий!

Или жалуетесь: «Посмотрите, что он со мной сделал…» Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем.

 

Игра «Идеальный вариант»

 

Здесь рассуждения таковы: «Если я это сделаю, произойдет что-то плохое. Но если не сделаю, тоже случится нечто ужасное!» Однако в результате самонаблюдения можно прийти к следующему выводу: «Я снова пытаюсь найти идеальный вариант на будущее, хотя понимаю, что его не существует. Мне просто необходим предлог, чтобы вообще ничего не делать. Может быть, тогда проще сказать себе, что я пока не готов предпринимать какие-либо действия. Это избавит меня от мучений».

 

Игра «Как я ужасен!..»

 

«Меня никто не любит, потому что я:

♦ толстый;

♦ худой;

♦ молодой;

♦ старый и т. п.»

Но откуда, собственно, вы это знаете? «Никто не любит» – сильное утверждение. Кто вас не любит? Может быть, вы сами не любите себя из-за того, например, что вы слишком толстый. Всякий раз, когда вам кажется, что кто-то другой плохо думает о вас или относится к вам определенным образом, убедитесь сначала, что вы не приписываете ему собственные мысли и чувства.

 

Игра «Я опять все сделал не так…»

 

В этой игре вы изводите себя сомнениями, не забыли ли, не упустили ли что-то важное, не сделали ли ошибку и т. д. Отправившись, например, развлечься с друзьями, любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь вечер, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы полюбоваться на запертую дверь, и заставляет всех опаздывать в кино.

 

Игра «Он лучше»

 

Играющий в эту игру рассуждает примерно так: «Я уверен, что:

♦ шеф больше любит его, чем меня;

♦ люди считают его более привлекательным;

♦ он зарабатывает больше;

♦ он счастливее;

♦ у него лучше с сексом и т. п.»

Выбрав кого-нибудь лучше, играющие в игру «Он лучше» постоянно сравнивают себя с этим человеком, чрезвычайно страдая от этого. Более всего подходит для такого сравнения одноклассник, ставший:

♦ судьей высшей категории;

♦ членом совета директоров банка;

♦ знаменитым писателем;

♦ наконец, миллионером.

Заметьте, однако, что, отказавшись от мысленных сравнений, вы сразу избавите себя и от страданий.

 

Игра «Упреки»

 

«Если бы не ты, мы могли бы… Ты один виноват в том, что моя жизнь разбита». Ну, здесь все понятно и без объяснений.

 

Игра «Дырка в бублике»

 

«Я бы хотел, чтобы она для меня сделала то-то и то-то». При этом совершенно игнорируется все, что она делает для него в реальности. (Не замечая бублика, он видит лишь дырку в нем. Вот и получит со временем дырку от бублика.)

 

Игра «Пессимист»

 

«Зачем стараться? Что бы я ни сделал, лучше все равно не будет». (См. игру «Упреки».)

 

Игра «Что скажут соседи?»

 

«А что подумают люди, если:

♦ я разведусь с женой?

♦ я не разведусь с женой?

♦ моего сына выгонят из института?

♦ я объявлю о своем банкротстве?

♦ я сменю работу и т. д.»

 

Игра «Сентиментальные воспоминания»

 

Эта игра подходит для супружеских пар пожилого возраста, однако и молодые люди могут извлечь из нее пользу: «Как было чудесно, когда:

♦ дети были маленькими;

♦ у нас не было детей;

♦ мы жили в деревне;

♦ моя мать была жива и т. п.»

 

Игра «Я не могу реализовать свои возможности»

 

«Я всего лишь… хотя мог бы…»

 

Во всех этих играх, к которым вы без труда сможете добавить и свои варианты, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они не позволяют человеку осознать свое настоящее, приковывая его мысли к прошлому или будущему. Если вы почувствуете себя несчастным, попытайтесь найти источник этого чувства. Возможно, вы тешите себя фантазиями о прошлом или будущем. Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вот две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего.

 

Случалось ли вам после какого-либо события мысленно возвращаться к нему, обдумывать детали, воссоздавать диалоги, вновь и вновь прокручивать в уме все, что не сказали, но могли бы сказать или сделать? Если вы позволите вашему внутреннему критику осуждать вас и начнете мучительную игру «Если бы я…», то только бессмысленно потратите время. Искушенный в играх мазохист может даже создать историю с домкратом, например, вспомнив свое неуместное замечание и вообразив, что все это слышали и теперь, конечно же, плохо о нем думают. Он может также выстроить сценарий о крахе своей деловой карьеры, считая, что теперь все будут бойкотировать его фирму и наверняка перестанут приглашать в гости.

Однако время, посвященное размышлению о неприятном эпизоде, можно провести с пользой, если реконструировать диалоги таким образом, чтобы не осуждать себя. Вам следует найти более тактичную форму высказываний, придумать подходящую реплику. Используя подход, рекомендуемый для обучения в упражнении «Вечерний обзор», вы можете подготовить себя к встрече с аналогичной ситуацией в будущем.

Это полезное упражнение можно проводить каждый вечер перед сном.

 

Упражнение «Вечерний обзор»

 

Закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке. Мысленно прокрутите все события и действия в течение дня до момента утреннего пробуждения, попытайтесь вспомнить свои сны. Делайте это без эмоций и рассуждений. Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте. Вспомните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру «Если бы я…». Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что это жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть.

Цель этого упражнения двоякая: во-первых, избежать бессознательного включения «Если бы я…» и, во– вторых, лучше узнать себя, стать более терпимым к себе. После того как для вас станет привычным задавать себе два магических вопроса и вы достаточно овладеете искусством самонаблюдения, вы научитесь выполнять это упражнение очень быстро.

 

Довольно часто люди не осознают, как много времени тратят на свои мысли. Однако бо́льшая часть жизни уходит на мысленные разговоры: вспоминание, рассуждение, предположение, планирование, фантазирование, прогнозирование и т. д. Наверное, вы сталкивались с людьми, которые были настолько погружены в себя, что даже не замечали происходящего. Однако если спросить, о чем задумались, они не смогут ответить. Может быть, такое случается и с вами.

Давайте проделаем упражнение, помогающее выявить содержание ваших мысленных разговоров в данный момент.

 

Упражнение «Фиксирование мыслей»

 

Найдите удобное, спокойное место, где вам никто не сможет помешать. Приготовьте бумагу и карандаш. Сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-с-с» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.

Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за ритмом дыхания… воздух входит… выходит, что сопровождается мягким звуком «с-с-с». Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Назовите ее как-нибудь, откройте глаза и запишите как можно короче. Затем прогоните ее, закройте глаза и снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. Не останавливайтесь ни на одной мысли. В этом упражнении вы лишь прощупываете почву, а не создаете полноценные идеи. Выполняйте упражнение в течение тридцати минут.

Теперь взгляните на записи и проанализируйте их. Какой процент занимают сенсорные ощущения (луч света из окна, телефонный звонок, запах еды, шум поливальной машины); какой – телесные ощущения (легкость дыхания, чувство холода в ногах); какой – собственно мысли. Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в сознании мысли.

Обратите внимание, сколько среди них планирующих, т. е. мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам надо сделать.

Сколько мыслей, тревожащих вас?

Есть ли мысли-фантазии о несуществующих, но желательных ситуациях, отношениях, событиях?

Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду?

И наконец, самое важное: не было ли таких мыслей, которые одерживали верх над вами, т. е. мешали выполнять инструкцию, требовали остановки и длительных размышлений? Именно эти мысли имеют над нами власть.

 

Время, которое вы проводите в размышлениях, можно использовать конструктивно и деструктивно. Но прежде всего необходимо научиться полностью осознавать, о чем же именно вы размышляете.

Было бы замечательно, если бы мы могли полностью осознавать свои мысли. Для этого можно использовать такой прием: представьте часть себя в качестве постороннего наблюдателя, стоящего за плечом и время от времени спрашивающего: «Эй, о чем ты сейчас думаешь?» Например, когда вы слышите бой часов, вы можете спросить себя: «Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?», «Чего я хочу в данный момент?»

Также можно использовать телефонные звонки. Услышав очередной звонок, спросите себя, что вы чувствуете в связи с тем, что он прервал ваши занятия. Каковы ваши предположения относительно того, кто звонит? Если вы не признаетесь себе, что ждали звонка Сергея, то не будете готовы к тому легкому враждебному чувству, которое невольно испытаете, услышав голос Андрея вместо Сергея.

Если же вы сосредоточитесь на своих мыслях и чувствах до телефонного разговора, то сможете лучше понять, чего вы в действительности хотите, и ваше взаимодействие будет успешнее.

Мы способны полностью осознавать происходящее каждую секунду. Это можно проиллюстрировать с помощью такого простого занятия, как мытье посуды.

Если мы моем посуду и думаем только о чашке чая, которая нас ждет, то, воспринимая наше занятие как неприятную обязанность, спешим поскорее его закончить. Мы не живем в тот момент, когда моем посуду. Фактически мы совершенно не способны радоваться жизни, когда стоим возле мойки. Если мы не можем мыть посуду, полностью включаясь в это занятие, есть вероятность, что мы не сможем и выпить чашку чая, полностью включаясь в это занятие. Пока будем пить чай, мы будем думать о других вещах и вряд ли ощутим чашку в руке. Таким образом, мы все время нацелены на будущее, не живем в настоящем и в результате не способны в полной мере ощущать себя в конкретный момент бытия.

А о чем думаете вы, уважаемый читатель, когда моете посуду?

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут баталии и борются за власть различные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит, что сегодня нужно заниматься, другой зовет в кино, а в это время третий рассуждает о смысле бытия.

Многие психологи, создавая свои теории, учитывали эти различные стороны личности. Зигмунд Фрейд называет первый голос Сверх-Я, второй – Оно; Фриц Перлз, соответственно, – Собака-сверху и Собака-снизу; Эрик Бёрн – Родитель и Ребенок.

Эти теоретические системы очень полезны, но недостаток состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности и таким образом сглаживаются индивидуальные особенности отдельного человека. Например, Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т. д.», – характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному конкретному человеку.

В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания цельной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер и т. д. У многих из нас могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например Пешеход, Пассажир, Водитель.

У каждого человека есть несколько субличностей, отличающихся от субличностей других людей.

Давайте на практике попытаемся идентифицировать некоторые из ваших субличностей при помощи упражнения.

 

Упражнение «Круг субличностей»

 

Перечислите свои желания. Записывайте все, что приходит в голову. Убедитесь, что включили и то, что у вас есть сейчас, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Новому году».

Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, приведем наиболее часто встречающиеся желания:

♦ не болеть;

♦ быть хорошим родителем;

♦ иметь много денег;

♦ закончить учебу;

♦ достигнуть успеха в работе/бизнесе;

♦ любить;

♦ быть любимым;

♦ получить хорошее образование.

Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными. А теперь составьте список собственных желаний.

Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите его и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в списке. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром двадцать сантиметров. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше Я. В кольце разместите пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

Нарисуйте пастелью или цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Когда закончите рисование, дайте каждой субличности имя. Некоторые из имен могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей И Гончих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мисс Божество и т. д. Важно придумать собственные, имеющие смысл именно для вас названия.

Теперь раскрасьте свое Я.

Это упражнение можно повторять много раз. Названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете прояснять для себя, чего же они хотят, как действуют и почему меняются.

 

Игры, в которые играют ваши внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если вы их не осознаете или позволяете себе расслабиться, не принимая мер для примирения конфликтных сторон. Одна из целей самонаблюдения – больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями. Будьте уверены, ваше Я не станет игнорировать или прогонять какие-либо субличности, поскольку каждая из них фактически отражает потребности целостной личности.

 

Предлагаем еще одно упражнение, которое позволит вам больше узнать о собственных субличностях.

 

Упражнение «Диалог субличностей»

 

Дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим Я; пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Можно записать эти диалоги – за один сеанс лишь несколько, для того чтобы дать возможность полностью развернуть каждое взаимодействие. (При пяти субличностях и Я мы получим пятнадцать, при шести – двадцать один диалог.) Дайте им возможность сказать несколько предложений, начинающихся словами: «Мне нравится…», «Я обижен…», «Я хотел бы…», «Мне представляется…».

 

Следующее упражнение вы можете проделать в группе. Оно позволит вам услышать спор, который ведут в вашем сознании внутренние голоса.

 

Упражнение «Психодрама субличностей»

 

Выберите из группы участников, которые будут исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей сесть вокруг вас. По вашему сигналу они должны начать говорить с вами: требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего Я, обращая внимание на то, что вы чувствуете от их действий и слов. Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей субличности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите о важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. «Это именно то, что происходит в моей голове все время!» Некоторые люди начинают осознавать силу своего Я и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

 

Вышеописанное упражнение, вероятно, выявит субличности, имеющие в целом позитивный характер (хотя они могут находиться в конфликте друг с другом). В то же время у большинства из нас есть и субличности с негативными голосами. Одна из них – это Критик, или Нападающий. Вот упражнение, которое поможет вам определить его.

 

Упражнение «Определите своего Критика»

 

Что он говорит вам? Возможно, дает указания, начинающиеся со слов: «Ты должен…» и «Когда ты только научишься…».

Каким тоном он это говорит? Когда? Чего требует от вас? Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если вы обозначите этого персонажа существительным, добавьте одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства.

Вот некоторые имена: Преследователь, Окружной Прокурор, Подрезающий Мне Крылья, Подстрекатель, Болван, Мисс Совершенство, Изобличитель, Толкач, Упрекающий, Опытный, Убийца и пр. А как вы назовете своего Критика?

Станьте Критиком. Объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается. Расскажите, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего Я осознайте ценные стороны Критика. Обсудите с ним, как сохранить и использовать его положительные качества и уменьшить проявление негативных, причиняющих боль. Например, ценной стороной Преследователя может быть Покровитель.

 

Другая негативная сторона личности – это Саботажник. Он появляется обычно тогда, когда вы меньше всего ждете. Он может отговорить вас от нового дела или развалить уже начатое. Умение распознать и понять своего Саботажника очень важно в работе над собой.

 

Упражнение «Встреча с Саботажником»

 

Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно осуществить. Это может быть поступление в учебное заведение, создание семьи, организация оздоровительного центра или прием гостей. Представьте, что ваш план реализован.

Вообразите что-нибудь такое, что нанесет ущерб вашему предприятию, помешает его осуществлению.

Нарисуйте Саботажника или силу, которая толкает на саботаж, противодействует исполнению задуманного.

Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения Я представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.

Каждый человек может по-своему назвать Саботажника. Это может быть: Ведьмочка, Параноик, Упрямый Ребенок, Зачем Пробовать – Все Бесполезно, Если Не Можешь Быть Самым Лучшим – Брось Это Дело, Дьявол, Бандит, Разрушитель, Придира, Неудачник, Мстительный Убийца, Бомба С Сюрпризом и т. д.

Например, некто дал своему Саботажнику имя Обоюдоострый Меч. Одно «острие» получило название Заклинатель, оно подталкивало его словами: «Время идет…» Другое «острие» называлось Время Вечно, и оно успокаивало: «Не торопись, успеется». Может быть и другой вариант Двуликого Саботажника, способствующего тревожному бездействию; то он настойчиво убеждает: «Кто не рискует, ничего не добьется», то вкрадчиво советует: «Будь осторожен, не спеши». А как бы вы назвали своего Саботажника?

Возможно, ваш Саботажник – это одновременно и Жертва, т. е. еще одна субличность, которая имеется у большинства из нас и которую легко обнаружить. Этой субличности нравится быть жертвой, чувствовать себя беспомощной, добиваться внимания искусным умением казаться неумелой, несуразной и т. д. У некоторых людей Жертва имеет такие названия: Капризный Ребенок, Пустая Чашка, Айсберг Страха, Бесплодный Мечтатель, Ничтожество, Злобный Отшельник, Мамочка, Эгоист, Простушка.

 

Теперь будет весьма кстати ввести через предлагаемое упражнение такое важное понятие, как разотождествление.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных