Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подготовительные работы к проведению функционально-стоимостного анализа




Сбор, изучение и систематизация информации

Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление

Разработка проекта повышения эффективности деятельности персонала

Определение путей повышения эффективности деятельности управленческого персонала

Разработка проекта повышения эффективности деятельности управленческого персонала

Внедрение проекта повышения эффективности деятельности управленческого персонала

Контрольные вопросы к главе 7

Глава 8. Оценка эффективности управления персоналом

Сущность и структура затрат на персонал

Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом

Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Контрольные вопросы к главе 8

Литература

 

 

Предисловие


Концепция подготовки специалистов в области управления персоналом базируется на тех достижениях в области обучения экономике, организации производства и труда, управлению, которые сегодня уже общепризнанны. Однако еще в 70-х годах требовался более серьезный подход к вопросам формирования кадровой политики при обучении экономике, организации и управлению предприятием. В последующие годы, особенно в конце 80-х годов, эти вопросы приобрели все большее значение, особенно в связи с развитием направлений науки, связанных с вопросами принятия решений или исследования поведения работников в процессе трудовой деятельности. В России управление персоналом стало формироваться как самостоятельное направление управления лишь в начале 90-х годов. В первую очередь это было обусловлено распадом командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства и, главным образом, осознанием того, что в центре развития экономики находится человек. Человеческие ресурсы превратились в стратегический ресурс организации.

В соответствии с новыми требованиями в Государственном университете управления впервые в России была разработана концепция подготовки специалистов в области управления персоналом, положенная в основу Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по утвержденной в 2000 г. Министерством образования Российской Федерации новой специальности «Управление персоналом». В том же году в ГУУ начата подготовка студентов по этой специальности. До этого в течение 10 лет специалисты по управлению персоналом готовились в ГУУ в рамках специальности «Менеджмент» по специализации «Управление персоналом» на организованной в 1990 г. первой в России кафедре управления персоналом.

Основу подготовки специалистов по управлению персоналом составляет изучение дисциплин, отражающих современные представления об управлении персоналом: «Экономика и социология труда», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Конфликтология», «Управление персоналом организации», «Управление трудовыми ресурсами», «Мотивация трудовой деятельности», «Организационное поведение», «Психология личности», «Основы безопасности труда», «Организация труда персонала», «Информационные технологии управления персоналом», «Организационная культура», «Инновационный менеджмент в кадровой работе», «Делопроизводство в кадровой службе», «Психология труда», «Управление социальным развитием организации» и др. В связи с тем, что наряду с дисциплиной «Управление персоналом организации» в упомянутый выше Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Управление персоналом» включена дисциплина «Основы управления персоналом», являющаяся теоретической, методологической и методической базой для всех перечисленных выше курсов, в данном учебнике нашли свое освещение отдельные фундаментальные проблемы, ранее входившие в программу курса «Управление персоналом организации», который в новой редакции будет в большей мере иметь методическую и практическую направленность, раскрывать особенности управления персоналом организаций различных организационных форм и форм собственности с учетом специфики основных отраслей народного хозяйства, сфер трудовой деятельности и региональных особенностей. В настоящем учебнике обобщены результаты зарубежных и отечественных теоретических исследований и практический опыт в области управления персоналом организаций различных уровней управления. В учебнике рассматриваются следующие вопросы: теоретические основы управления персоналом, формирование системы управления персоналом, кадровое планирование; технология управления персоналом, включая наем, оценку, отбор, профессиональную ориентацию, трудовую адаптацию, обучение персонала, управление его развитием и поведением; эффективность управления персоналом. Последнее включает также разработку проектов повышения эффективности управления персоналом, оценку их экономической и социальной эффективности.

Учебник содержит восемь глав, каждая из которых заканчивается контрольными вопросами, позволяющими оперативно проверить степень усвоения студентами изученного материала.

Раздел 1. Организация управления персоналом

Глава 1. Теоретико-философские и концептуальные основы управления персоналом

1.1. Теории управления персоналом

 

Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, что произошло более ста лет назад, в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Более того, ключевые проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки.

В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке наук: теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политологии и ряда других. В связи с тем, что теории управления персоналом (человеческими ресурсами) развивались вместе с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых. Более чем за столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом.

В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Видные представители классических теорий - Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теории человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Авторами теории человеческих ресурсов являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Краткая информация, включающая основные постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих теорий, приведена в табл. 1.1. Как известно, классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х годов. Теории человеческих ресурсов являются современными. Из представленных данных видно, что по мере своего развития теории становятся все более гуманными. С сущностью указанных теорий можно ознакомиться, обратившись к специальной литературе.

Таблица 1.1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных